Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тест на профессиональное самоопределение. Тест на самоопределение

(Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003. - 270 с. - С. 51-52.)
Инструкция. Для того чтобы понять, какой ты на самом деле, предлагается тест, который поможет тебе ответить на этот вопрос. Так что будь внимательным и откровенным сам с собой, если ты хочешь действительно изменить себя, стать более сильным и ответственным, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.
Тебе предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечай первое, что приходит в голову.

Психологические тесты - это стандартизированные методы психологической экспертизы. Различные тесты исследуют личностные качества, уровни интеллекта, навыки работы, индивидуальные способности, чувство собственного достоинства, мотивацию, способы общения с людьми и т.д. отдельной группой являются нейропсихологические тесты, которые помогают идентифицировать и диагностировать изменения и болезни мозга и их влияние на функционирование человека.

Психологические тесты обычно состоят из ряда вопросников. Количество вопросов или задач варьируется в разных тестах. Тема этих вопросов также различна. Часто тесты завершаются «по времени». Помните, что тесты не экзамен, в тестах нет плохих ответов - тесты должны давать вам знания о человеке, поэтому каждый ответ хорош, потому что он описывает проверяемого человека. Выполнение и особенно тестирование теста требует специальных знаний и опыта у психолога. Отдельная группа состоит из так называемых проекционных тестов, таких как тест дерева, тест Рошаха, тематический тест на апперцепцию.

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?
А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?
A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?
А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?
А5. Много ли у тебя друзей?
Б1. Умеешь ли ты занять гостей?
Б2. Точность, пунктуальность свойственны ли тебе?
БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?
Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?
Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?
В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?
В2. Заносчив ли ты?
В3. Силен ли в тебе дух противоречия?
В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?
В5. Подражают ли тебе?
Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?
Г2. Любишь ли ты накануне контрольной работы, экзамена похвастаться, что отлично все знаешь?
ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?
Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?
Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?
Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?
ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?
Д4. Способен ли ты хранить секреты?
Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?
Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?
Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?
ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?
Е4. Любишь ли ты наводить порядок?
Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Название этих тестов исходит от имени одного из защитных механизмов - проекции. Они полагаются на значение, данное индивидуализированными значениями, на неоднозначные стимулы, такие как цветные пятна в тесте Рошаха или рисунок дерева. Эти тесты все чаще подвергаются критике за то, что они менее точны и менее объективны. Некоторые из них, такие как тест дерева, прекращены.

Психологические тесты для иностранцев на английском языке Психологические тесты. За границей очень дорого - в Центре здоровья и психотерапии мы предлагаем возможность проводить те же тесты по более низкой цене. Имеет многолетний опыт проведения психологических тестов. Помощь оказывают опытные и преданные психотерапевты. Они придают особое значение процессу диагностики, потому что правильный диагноз проблемы, определяет ли болезнь выбор правильного корректирующего действия. Поэтому каждому терапевтическому процессу предшествуют несколько консультационных совещаний, целью которых является диагностика и планирование наиболее подходящих терапевтических вмешательств для данного ребенка.

Обработка.
Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.
Например: 1) А0В; 2) 0Д0.

Обычно первая встреча связана с самими родителями, цель состоит в сборе информации и получении информации о проблеме. Часто для улучшения терапевтических эффектов во всем процессе лечения включаются родители, иногда семья - в целом, в виде семейной психотерапии.

Если ваш ребенок становится все хуже, испытывая разнообразную тревогу, беспокойство, стресс, депрессию, раздражительность, трудности с управлением эмоциями или справляться со сверстниками, тогда вы должны искать психотерапевта или педиатрического психотерапевта. Также важно помнить, что каждый родитель иногда испытывает сомнения относительно того, что происходит с ребенком, его или ее поведение и функционирование верны - стоит поговорить с профессионалом, помочь рассеять сомнения или указать способы обратиться за помощью.

Интерпретация ответов
1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».
А00. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.
А0В. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.
АБ0. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.
АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.
000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.
00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер!». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.
0Б0. Такие люди, как ты, - примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками»,- другие предлагают им свою дружбу.
0БВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

Когда деньги используются как внешняя награда за какое-то действие, исследователь теряет к ней интерес. Награды могут обеспечить кратковременное повышение энергии - так же, как инъекции кофеина, что даст нам дополнительные часы ходьбы. Но эффект теряет силу - и, что еще хуже, это может уменьшить долгосрочную мотивацию человека для продолжения проекта.

У людей есть врожденная тенденция искать новинки и проблемы, развивать и практиковать свои способности, открывать и учиться. Однако этот третий диск более хрупкий, чем два других; Чтобы выжить, он нуждался в правильной среде. Любой, кто заинтересован в развитии и укреплении внутренней мотивации детей, сотрудников, студентов и т.д. Не должен фокусироваться на системах внешнего контроля, таких как денежные вознаграждения.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».
000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.
00Е. Скорее всего ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.
0Д0. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.
0ДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.
Г00. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.
Г0Е. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.
ГД0. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.
ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.

Слишком долго существует несоответствие между тем, что знает наука и чем занимается бизнес. Мотивация операционной системы 0 сохранилась долгое время. Действительно, он так глубоко укоренен в нашей жизни, что большинство из нас фактически не знает, что есть. Как мы помним, мы создали организации и построили нашу жизнь на этой фундаментальной предпосылке: способ повышения производительности, повышения производительности и поощрения превосходства вознаграждает хороших людей и наказывает плохое.

Люди из движения с открытым исходным кодом не заплатили обет бедности. Для многих из них участие в этих проектах может быть блеском для их репутации и их способности отполировать, что может улучшить перспективы заработка. Лахани и Волк обнаружили многие виды мотивации, но оказалось, что внутренняя мотивация, основанная на удовольствии, то есть, как творческий человек чувствует себя в отношении проекта, является самым сильным и наиболее убедительным мотивом.

«ПРОФЕССИОГРАММА - ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ»

Профессиограмма - характеристика профессии с требованиями, которые она предъявляет к личности работающего. Для ее составления необходима различная информация, о видах труда. Собранные сведения анализируются, критически оцениваются, систематизируются, и на их основе складывается представление об определенной профессиональной деятельности.

Веселье, которое требуется для решения проблемы программного обеспечения и желания дать подарок сообществу разработчиков. Три других американских государства следуют примеру Вермонта. Мухаммад Юнус начал создавать, как определено, «социальный бизнес». Компании, которые накапливают капитал, разрабатывают продукты и продают их на открытом рынке, но делают это на службе большей социальной миссии или, как он выразился, «заменяя принцип максимизации прибыли принципом социальных выгод».

Экономика - это не исследование денег. В течение дня каждый из нас постоянно определяет затраты и преимущества нашей деятельности, а затем решает, как действовать. Экономисты изучают, что делают люди, а не то, что они говорят. Бруно Фрей, экономист из Цюрихского университета.

Работа по составлению профессиограммы позволяет также глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она помогает определить и те качества, которые нужно развивать у себя.

Профессиограмму желательно составлять по такому плану:

I . Общие сведения о профессии:

Алгоритмическая задача - это задача, выполняемая в соответствии с набором установленных инструкций, проходя через один конкретный путь к одному выводу. Это означает, что существует алгоритм, который приводит к решению задачи. Эвристическая задача - это противоположность. Поскольку для этого нет алгоритма, мы должны поэкспериментировать с различными возможностями и придумать новое решение.

Обычная работа может быть субподрядом или автоматизирована; художественная, решительная, нестандартная работа, в целом, не может быть либо введена в эксплуатацию, либо автоматизирована. Люди с большей вероятностью сообщают о «оптимальном опыте» на работе, чем во время развлечений.

  1. возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;
  2. смежные профессии;
  3. перспективность повышения и роста квалификации;
  4. спрос на профессию с позиций федерального, регионального и муниципального уровней.

II. Характеристика процесса труда:

  1. основные направления профессиональной деятельности, важнейшие технологические операции;
  2. элементы труда;
  3. рабочее место;
  4. результат труда;
  5. виды профессиональных рисков и возможности их устранения;
  6. характер работы (монотонный или разнообразный, переменный);
  7. в чем и как проявляется утомляемость после работы.

III. Санитарно-гигиенические условия труда:

Это индустрия, где люди тратят свои с трудом заработанные деньги на другую работу. Они проводят время, чтобы попробовать свои силы в качестве шеф-повара, запустить велосипедный магазин или запустить приют для животных. Только в Америке, по данным Бюро переписи населения, насчитывается более 18 миллионов неимущих, т.е. тех, кто не имеет оплачиваемых сотрудников.

В Соединенных Штатах 33, 7 миллиона человек работают по крайней мере один день в месяц, а 14, 7 миллиона человек работают каждый день. Мы говорим нашим потенциальным сотрудникам: «Если мы должны мотивировать вас, то мы не хотим нанимать вас». Люди должны зарабатывать на жизнь. Если чья-то первичная награда не соответствует задаче или несправедлива, тогда человек сосредоточится на несправедливости своего положения и тревоге, вызванной такими условиями. Мы не сможем получить либо предсказуемость внешней мотивации, либо оригинальность внутренней мотивации.

  1. режим труда и рабочий ритм;
  2. микроклиматические условия (шум, освещенность и др.),
  3. основные требования к физическому состоянию организма работающего;
  4. медицинские противопоказания;
  5. основные меры по охране труда;
  6. возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

IV. Психологические требования профессии к человеку:

В общем, мы будем иметь дело с очень небольшой мотивацией. Как только мы преодолеем этот порог, морковь и палочки могут иметь совершенно противоположный эффект. Механизмы, предназначенные для повышения мотивации, могут ослабить его. Тактика, направленная на улучшение творчества, может уменьшить ее. Программы, которые способствуют добрым делам, могут заставить их исчезнуть.

Тем временем вместо того, чтобы прекращать негативное поведение, призы и штрафы часто могут их освобождать - и вызывают мошенничество, наркоманию и опасное близорукое мышление. Веселье состоит в том, что организму не нужно делать. Но если бы они предложили свои зарплаты для этой службы, удовольствие превратилось бы в работу, и люди отказались бы.

  1. возможные трудности и напряженные ситуации;
  2. основные качества, которыми должен обладать работающий: эмоционально-волевые; деловые; моторные (двигательные); внимание; мышление; тип памяти; моральные качества.

V. Сведения о профессиональной подготовке:

  1. пути получения профессии и характеристика учебных заведений;
  2. условия поступления;
  3. продолжительность обучения;
  4. основные изучаемые дисциплины;
  5. квалификация выпускника учебного заведения;
  6. зарплата работающего;
  7. перспективы профессионального роста или продвижения;
  8. продолжительность отпуска.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Вводные замечания. Профессиональная психологи­ческая адаптация представляет собой единство адапта­ции индивида к физическим условиям профессиональ­ной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т. д. (соб­ственно профессиональный аспект) и адаптации личнос­ти к социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект).

Только условные вознаграждения - если вы это сделаете, вы получите это - окажетесь негативно. «Если-то» награды требуют, чтобы люди отказались от своей автономии. Вознаграждения от природы ограничивают область нашего внимания. Это полезно, если решение приводит к четкому пути. Они помогают нам с нетерпением ждать и работать быстрее.

Чем меньше доказательств внешней мотивации в художественной школе, тем успешнее было профессиональное искусство, и через несколько лет после окончания школы и двадцать лет спустя. Художники и скульпторы, которые были внутренне мотивированы, те, для кого радость изучения и стимулирования творчества были самоценной, смогли выжить в трудные времена - и отсутствие вознаграждения и признания - присущее карьере художника.

Критериями социально-психологической адаптации могут служить отношение к производственному пред­приятию, организации (большая группа), отношение к малой группе, отношение к руководителю, удовлетво­ренность отношениями с сотрудниками. Общими пока­зателями адаптированности являются удовлетворен­ность содержанием и условиями труда.

Художники, которые занимались живописью и вырезанием больше для удовольствия, которое они давали сами себе, а не для внешних наград, создавали социально признанные произведения искусства. Это были те, кто был наименее заинтересован в получении внешних наград и, наконец, получил их.

Цели чемпионата, которые задают люди, обычно здоровы. Однако цели, наложенные другими - получатели продаж, ежеквартальные возвращения, стандартизованные результаты тестов и т.д. - могут иногда иметь опасные побочные эффекты. Как и все внешние мотивы, цели ограничивают область нашего внимания. Поэтому они могут быть эффективными; сосредоточьте ум. Однако, как мы видели, меньший фокус требует затрат. В случае сложных или концептуальных задач предложение приза может помешать более широкому мышлению, необходимому для разработки инновационного решения.

Оснащение. Опросник (приложение 1) и дешиф­ратор (приложение2).

Порядок работы. Сначала необходимо выбрать специалиста, уровень социально-психологической адаптации которого будет оцениваться. В зависимости от особенностей его профессии вносятся коррективы в предложенный опросник. Уточнения должны касаться вопросов № 3 и 30, а также вопросов, относящихся к объекту деятельности: (шкала 6); После этого испытуемому дается опросник и бланк для ответов. Последний включает в себя сведения об испытуемом и номера утверждений из опросника. Испытуемый должен поставить букву, соответствующую выбранному ответу, возле номера вопроса.

Точно так же, когда внешняя цель огромна - особенно такая краткосрочная, измеримая, достижение которой очень выгодно - присутствие вознаграждения может ограничить то, как мы воспринимаем более широкий аспект нашего поведения. Проблема с рассмотрением внешней награды за единственную цель, которая имеет значение, заключается в том, что некоторые люди выбирают самый короткий маршрут до пункта назначения, даже если это означает, что вам нужно легко.

Когда мы предлагаем вознаграждение, основным сигналом, который мы отправляем, является информация о том, что задача неприятна. В средах, где наиболее отличительными являются внешние награды, многие люди работают только до тех пор, пока они не гарантируют приз - и никаких шагов дальше.

Обработка результатов. Ответы испытуемого сопоставляются с дешифратором. При этом ответ «а» оценивается в 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов.

Для вопросов №№ 2, 8, 9, 13, 17, 22, 28, 30, 33, 35, 40, 44 - 47, 51, 53, 54 ответ «а» - 0 баллов, «б» - 1 балл, «в» - 2 балла.


При оценке по шкале лжи для вопросов №№ 7, 34, 52 «а» - 1 балл, «б» и «в» - 0 баллов, для вопросов №№16, 25, 43 «а» и «б» - 0 баллов, «в» - 1 балл.

Максимальная сумма - 108 баллов. Уровень адап­тации оценивается следующим образом:

  • от 83 до 108 баллов от - высокий уровень адаптации,
  • 55 до 82 баллов - выраженный уровень адапта­ции,
  • от 28 до 54 баллов- низкий уровень адаптации,
  • от 0 до 27 баллов- выраженная дезадаптация.

Количество баллов по отдельным шкалам указывает на источники дезадаптации.


Приложение 1

ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений, с которыми Вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых вариантов ответа, отражающий Ваше мнение, и поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного Вами ответа.

Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ.

Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».

Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам слишком личными, но Вы можете быть уверены в том, что Ваши ответы не будут разглашены.

Отвечайте как можно искреннее».

1. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение «квалификации и т.д.) связано с работой в моей организации:

б) не уверен;

2. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:

а) натянутые;

б) неопределенные;

в) хорошие.

3. Организация труда (оснащенность кабинета, состояние обо­рудования, график работы и т. д.) меня:

а) устраивает;

б) устраивает частично;

в) не устраивает.

4. Своим положением в коллективе я доволен:

б) трудно сказать;

5. Я работаю спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:

б) когда как;

6. У клиентов могут быть проблемы помимо работы:

б) не думаю;

7. Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, при любых обстоятельствах:

б) не знаю

8. Взаимоотношения между членами профессионального коллектива и непосредственным руководителем сложились:

а) напряженные;

б) неопределенные;

в) хорошие.

9. Коллектив, в котором я работаю, считается дружным:

б) трудно сказать;

10. У меня есть стремление содействовать развитию своей организации:

б) затрудняюсь ответить;

11. Коллеги при решении профессиональных задач:

а) всегда помогают друг другу;

б) иногда помогают друг другу;

в) каждый сам по себе.

12. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня во всех отношениях:

б) трудно сказать;

13. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:

б) затрудняюсь ответить;

14. В целом я свою работу оценил бы как:

а) интересную;

б) не хуже и не лучше других;

в) не интересную.

15. Общение с клиентами меня:

а) стимулирует;

б) оставляет спокойным;

в) утомляет.

16. У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

б) иногда;

17. Непосредственный руководитель относится к новым работ­никам:

а) с безразличием;

б) когда как;

в) с пониманием.

18. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

б) трудно сказать;

19. Я считаю свою организацию одной из лучших в город:

б) не уверен;

20. Большинство членов нашего коллектива ладят между собой:

б) не знаю;

21. В нашем учреждении имеется хорошая возможность вос­становить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):

б) трудно сказать;

22. Я считаю, что в настоящее время, мои отношения с коллегами по работе:

а) напряженные;

б) нормальные;

в) хорошие.

23. Я испытываю удовлетворение от работы:

б) иногда;

24. С клиентами я нахожу общий язык:

а) быстро;

б) когда как;

в) с трудом.

25. Бывает, я передаю слухи:

б) иногда;

26. Непосредственный руководитель оказывает сотрудникам эмоциональную поддержку:

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

27. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллективом:

б) не знаю;

28. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учреждении:

а) незначительна;

б) неопределенна;

в) велика.

29. Взаимопонимание между опытными и молодыми специалистами в нашей организации:

б) когда как;

в) отсутствует.

30. Обеспечение методической литературой, диагностическими и технологическими пособиями, нормативно-правовой документацией я оцениваю как:

а) недостаточное;

б) среднее;

в) хорошее.

31. Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как:

а) приносящее удовлетворение;

б) неопределенное;

в) неудовлетворительное.

32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:

б) иногда;

33. Большинство клиентов:

а) непредсказуемы и неуправляемы;

б) имеют достоинства и недостатки;

в) независимы и уникальны.

34. Я всегда говорю только правду:

б) не знаю;

35. Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как:

а) несколько напряженные;

б) средние напряженные;

в) хорошие.

36. Если я долгое время отсутствую на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:

б) иногда;

37. Когда о нашем учреждении говорят в городе, у меня возникает чувство:

а) гордости;

б) безразличия;

в) неловкости.

38. Я думаю, что коллектив помогает проявить инициативу и развить способности:

а) каждому;

б) некоторым;

в) никому.

39. Я считаю, что в нашем учреждении созданы все условия для успешной работы специалиста:

б) трудно сказать;

40. Среди коллег я пользуюсь уважением:

б) затрудняюсь ответить;

41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:

б) частично;

42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с клиентами мне:

а) приносит удовлетворение;

б) безразлично;

в) в тягость.

43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:

б) иногда;

44. К мнениям сотрудников непосредственный руководитель отно­сится:

а) равнодушно;

б) когда как;

в) с пониманием.

45. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:

а) личного характера;

б) затрудняюсь ответить;

в) коллектива.

46. Если бы мне предложили аналогичную работу учреждении, я бы согласился:

б) не знаю;

47. Взаимоотношениями в своем коллективе я доволен:

б) затрудняюсь ответить;

48. В целом условия труда я оценил бы как хорошие:

б) трудно сказать;

49. Отношение ко мне коллег в данный момент меня:

а) устраивает;

б) затрудняюсь ответить;

в) беспокоит.

50. В последнее время моя работа мне:

а) нравится;

б) затрудняюсь ответить;

в) не нравится.

51. Думаю, что клиенты с которыми я работаю:

а) самые сложные;

б) ни то ни се;

в) интересные люди.

52. Я считаю все свои привычки хорошими:

б) трудно сказать;

53. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:

б) когда как;

54. Если бы мне сейчас предоставилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это:

б) не знаю;


Приложение 2

ДЕШИФРАТОР

Оценочная шкала

Номера утверждений

1.Отношение к учреждению

1, 10, 19, 28,37, 46

2.Отношения между коллегами

2, 11, 20, 29, 38, 47

3.Удовлетворенность условиями труда

3, 12, 21, 30, 39, 48

4.Удовлетворенность своим положением в коллективе

4, 13, 22, 31, 40, 49

5.Отношение к работе

5, 14, 23, 32, 41, 50

6.Отношение к клиентам

6, 15, 24, 33, 42, 51

7.Отношение к руководителю

8, 17, 26, 35, 44, 53

8.Отношение к коллективу

9, 18, 27, 36, 45, 54

9.Шкала лжи

7, 16, 25, 34, 43, 52


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Вводные замечания. Равновесие между человеком и профессиональной средой, достигнутое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой статичного, раз и навсегда достигнутого состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, напри­мер, с изменением технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, с переходом в другой отдел или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека приводит к необходимости активизации процесса адап­тации.

Дезадаптация может возникнуть вследствие крат­ковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжи­тельных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении про­изводительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и трав­матизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдро­мах и (или) отказе от деятельности.

Оснащение. Опросник (приложение 3), ключ(приложение3.1), дешифратор (приложение 3.3).

Порядок работы . Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов (форма 1) и зачитывают инструкцию.

Обработка результатов . Сопоставить ответы испы­туемого с дешифратором. Подсчитать общее количество ответов, совпадающих с дешифратором. Каждый совпа­дающий ответ оценивается в 2 балла, ответ «Соответ­ствует частично» - 1 балл. Максимально возможное количество баллов - 128.


  • 96 баллов и более высокий уровень дезадаптации, требующий принятия неотложных мер (психологических и медицинских);
  • от 65 до 95 баллов - выраженный уровень дезадаптации;
  • от 32 до 64 баллов - умеренный уровень дезадаптации;
  • до 32 баллов - низкий уровень.

Коли­чество баллов по отдельным признакам указывает на источники дезадаптации.

Инструкция : «Вам, будет пред­ложен ряд утверждений. Определите, соответствуют ли они вашему состоянию. Не следует, тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, некоторые утверждения вызовут у вас затруднение, в этом случае знак ответа (+) поставьте в графе "Соот­ветствует частично". Но старайтесь давать ответ более определенный».


Форма 1

Лист ответов

Соответствует полностью

Соответствует

частично

Не соответствует

Соответствует полностью

Соответствует

частично

Не соответствует

. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .

Приложение 3.1

ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1. Чаще всего у меня хорошее самочувствие.

2. Обычно у меня хорошее настроение.

3. У меня много различных интересов помимо работы.

4. Я стал раздражительным.

5. Я стал чаще болеть в последнее время.

6. Мне нравится работать в коллективе.

7. У меня постоянно меняется настроение.

8. В последнее время я чувствую общее недомогание.

9. У меня ровный и спокойный характер.

10. Меня часто одолевают мрачные мысли.

11. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

12. Мне стало трудно общаться с новыми людьми.

13. У меня часто бывает подавленное настроение.

14. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.

15. Я стал вялым и безразличным.

16. Я часто бываю веселым и общительным.

17. Мне стало неприятно бывать в местах, где собирается много людей.

18. Я стал часто ссориться со своими родными и коллегами.

19. В последнее время мне реже, чем обычно, хочется встре­чаться со своими знакомыми.

20. Я с удовольствием прихожу на работу.

21. Моя работа мне перестала нравиться.

22. Обычно я работаю легко, без напряжения.

23. В начале трудового дня мне трудно собраться с силами, чтоб начать работу.

25. Во время работы я часто отвлекаюсь на посторонние мысли и забываю, что нахожусь на рабочем месте.

26. Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой.

27. Мой рабочий день обычно пролетает незаметно.

28. Я без труда справляюсь с профессиональными обязанностями.

29. Мне часто приходится заставлять себя работать внимательнее.

30. В последнее время мне стало труднее работать.

31. Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто ничего не хочется.

32. Я стал пассивным.

33. Я стал забывчивым.

34. Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые надо сделать сегодня.

35. После работы я всегда чувствую себя разбитым.

36. В свободное время мне ничем не хочется заниматься, а только лечь и отдохнуть.

37. При чтении книги на меня нападает сонливость.

38. Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза.

39. Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах.

40. В последнее время я стал хуже видеть.

41. Меня мучают боли в висках и во лбу.

42. Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея.

43. У меня отекают ноги.

44. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

45. У меня часто болит голова.

46. У меня бывают головокружения.

47. Я чувствую постоянную тяжесть в голове.

48. У меня бывает ощущение шума или звона в ушах.

49. Иногда у меня перед глазами как будто летают блестящие мушки.

50. У меня бывают приступы сердцебиения.

51. У меня появилась одышка.

52. Иногда у меня бывает ощущение, что мне трудно вдохнуть.

53. Я стал часто покрываться испариной.

54. У меня легко потеют ладони.

55. У меня часто выступают красные пятна на шее и щеках.

56. Я легко засыпаю ночью.

57. Я постоянно хочу спать днем.

58. Обычно я сплю крепко.

59. У меня чаще всего беспокойный сон.

60. После пробуждения я засыпаю с трудом.

61. Утром мне трудно проснуться.

62. После сна я обычно встаю вялым, плохо отдохнувшим

63. У меня часто бывает бессонница.

64. Я все время чувствую себя усталым.

65. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.


Приложение 3.2

КЛЮЧ


Приложение 3.3

ДЕШИФРАТОР

Номера утверждений

I. Ухудшение самочувствия:


  • эмоциональные сдвиги

2, 4, 7, 10, 13, 14,15,31

  • особенности отдельных психических процессов
  • снижение общей активности

22, 23, 27, 29, 36

  • ощущение усталости

1, 8, 30, 34, 35, 63

П. Соматовегетативные нарушения

III.Нарушение цикла «сон - бодрствование »

IV. Особенности социального взаимодействия

3, 6, 9, 11, 12, 16-19

V. Снижение мотивации к профессиональной деятельности


АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Вводные замечания .

Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризую­щаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.Для понимания происхождения конкретных проявлений поведения необходимо установить, является агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта или следствием его аффективного состояния или он имеет целенаправленный смысл. Многие исследователи согласны с английским.социологом Г. Вильсоном, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев - это своеобразная форма невротического протеста личнocти против различного рода стрессовых факторов и усло­вий социальной жизни, в которых ей трудно адаптироваться. Поэтому агрессивное поведение целесообразно рассмат­ривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение - это взаимодействие че­ловека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требова­ний и ожиданий его участников. Социально-психологи­ческий анализ адаптивного поведения предполагает изучение условий совместной деятельности людей, об­щности их целей и ценностных ориентации, принятия групповых норм, культуры, традиций, .самоопределения в статусно-ролевой структуре группы.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфлик­тов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

Оснащение. Опросник Басса-Дарки (приложение14.1), ключ (приложение 4.2), ответный лист (форма 2).


Порядок работы . Испытуемому выдается опросник с инструкцией. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ.


Форма 2

Лист ответов

Фамилия, имя, отчество __________________________________Возраст________________

Профессия ___________________ Специальность ________________Стаж______________

. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .
. . . .

Обработка результатов . Вначале в соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по каждой из шкал. Всего опросник с.одержит пять диагностических шкал агрессивности.

  1. Вербальная агрессия (ВА) : человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.
  2. Физическая агрессия (ФА): человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку и может применить грубую физичес­кую силу.
  3. Предметная агрессия (ПА) : человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.
  4. Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему.
  5. Самоагрессия (С A ): человек не находится сам с собой в мире, согласии; у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

Сумма баллов больше 5 означает, что у человека высокая степень агрессии по этому типу поведения и низкая степень адаптивного поведения. Если сумма составляет 3 или 4 балла, можно говорить о средней степени агрессии и адаптации. Сумма баллов от 0 до 2 свидетельствует о низкой выраженности агрессивного поведения и высокой степени адаптированности, приспособляемости по данному типу поведения.

Далее высчитывается сумма баллов по всему тесту. Если она превышает 20 баллов, это означает высокий уровень агрессивности поведения, низкие адаптацион­ные возможности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и выраженное адаптивное поведение.


Приложение 4.1

ОПРОСНИК БАССА - ДАРКИ

Инструкция : «Предлагаемый опросник выявляет Ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособ­ления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ответить на 40 вопросов: либо "да", либо "нет". В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке. Пометок в самом опроснике, пожалуйста, не делайте».

2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.

3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою, правоту.

6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

7. Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя.

8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает зависть.

9. Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю об этом.

10. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквер­нословлю).

11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

12. Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.

13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

14. В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться.

15. Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.

16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.

17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до «рукопашной».

20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

22. Иногда люди раздражают меня только одним своим при­сутствием.

23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.

24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.

25. Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.

26. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.

27. В детстве я избегал драться.

28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

29. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.

30. Мне кажется, что окружающие люди мена не любят.

31. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.

32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

35. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.

36. Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю и рву ее окончательно.

37. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.

38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.


Приложение 4.2

КЛЮЧ

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ