Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рагули кто такие. Кто такой рагуль, лузер, аутсайдер и маргинал

atrizno в Рогуль - это... Что такое Рогуль?

Для справки

Рогуль

Рагулизм - термин, использующийся на западе Украины, особенно во Львовe и других городах Галичины в отношении людей, неспособных принять городскую культуру; это «проявление самоуверенной малокультурности» (Тарас Чубай, см.Плач Єремії), вульгарности. В свою очередь тех, кто употребляет этот термин, могут обвинять в снобизме.

Считается, что это явление проявляется в поведении бывших крестьян, массово переселявшихся во Львов после 1944 года. В результате истребления евреев в годы второй мировой войны, уничтожения, отъезда и высылки поляков на территорию современной Польши, Львов потерял более 80 процентов своего населения. Индустриализация вызвала новый приток мигрантов из сельской местности. В результате замены населения не произошло передачи городских традиций новым горожанам, «которые утратили сельское лицо и не приобрели городского» (Тарас Чубай). «Непеределанные мещане… превращают Львов в мегасело… плюют себе же под ноги и сорят в своих же подъездах» (Тарас Возняк), имея «материальные возможности, не используют их для самообразования. Они этими деньгами пробуют передавить нормальных людей» (Маркиян Иващишин). Их «cущность выдает то, где они проводят свои выходные и праздники. Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян — не во Львове» (Тарас Возняк). «Настоящий львовянин, любящий свой город, никогда не будет петь народные песни под памятником Шевченко среди белого дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски» (Юрий Винничук).

Термин «рагулизм» происходит от слова рагу́ль (мн. рагули́, жен. рагу́лька, рагули́ха, дет. рагуля") - это некультурный, примитивный, тупой человек, деревенщина. Данное слово используется в западных областях Украины, в русском и украинском языках как ругательство. Слово "рагуль" встречается в текстах современных западноукраинских писателей Любко Дереша и Юрия Андруховича.

В русском языке рагу́ль (или рог) также используется как пренебрежительное и оскорбительное прозвище западных украинцев. В этом значении употребляется с 1970-х годов в русском языке (сначала во Львове, затем на всей Западной Украине) вместо малоупотребительного хохол, в других регионах Украины малоизвестно. В последнее время есть тенденция чаще употреблять слово рагуль в русском языке в первом значении, как и в украинском, то есть безотносительно национальности.

Рагу́ль попало в русский язык из украинского. Украинский филолог Л. Ставицкая указывает, что слово встречается в уголовном жаргоне и характеризирует его как полонизм. Есть также два варианта "народной этимологии". Согласно одному из них слово «рагуль» произошло от слов «рог», «рога́тий» (намекало, что приезжие из сёл - тупые, как быки). По другой версии ругательство произошло от слова «рогатка», как назывались шлагбаумы на городских заставах, за которые во времена предшествующие включению Западной Украины в состав УССР грязно одетых крестьян не пускали.

Рогуль - это... Что такое Рогуль? —

[ ] [где? ] - пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин». В украинском уголовном жаргоне употребляется для обозначения любого сельского жителя.

По одной из версий, термин «рагуль» происходит от слова рогатка (rogatka) - так назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. В частности, этой версии придерживается писатель и публицист Юрий Винничук , исследовавший обычаи и культуру Львова. По его мнению, рагулями в Австро-Венгрии и Польше называли жителей пригородов Львова, которым позволялось проезжать через рогатки в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города. И когда кого-то хотели охарактеризовать как «недалёкого селюка», то его называли «рагулём».

В дальнейшем рагулями стали называть бывших селян, которые формально стали жителями города и утратили сельскую культуру, но оказались неспособными принять культуру городскую. При этом они отличались безапелляционностью и самоуверенностью, не просто отвергая любое альтернативное мнение, но относились к нему с воинственным пренебрежением.

От слова «рогуль» созданы жаргонные слова: рогулизм , рогульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.

Напишите отзыв о статье "Рагуль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рагуль

– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.

значение (2): Уточнение: Рагуль - человек абсолютно не уважающий общее, публичное гражданское пространство. Он паркуется на газоны и клумбы. Мусорит где считает нужным.
Все общественное пространство рагуль считает своей частной территорией и ведет себя на улице - как в своей частной квартире-свинарнике. В приличном ресторане рагуль будет орать в телефон на весь зал. Ведь все должны быть в курсе его личных дел. Громко звать официанта, рассказывать анекдоты чтобы слышали у самого дальнего столика, и считать все это нормой. Также рагулизм - это полное отсутствие хорошего вкуса во всем (в одежде, в дизайне, в архитектуре и т. д.). В одежде: одеть черный костюм, туфли и при этом белые носки - 100% рагулизм. В дизайне интерьера: обставить квартиру мебелью по принципу "главное - шоб по богатому". Особенно замечена страсть рагулей к золоту и позолоте. Кресла с позолоченными подлокотниками, позолоченная сантехника, плазменная панель в роскошной музейной раме для картины, позолоченные столовые приборы "для особых гостей".
Чем дороже для рагулей - тем лучше. Наблюдается полное игнорирование, стиля, эргономики, комфорта, здравого смысла. Рагуль не понимает, что дорого - это не всегда стильно и красиво. Он вообще не разбирается в стиле. Классическая мебель у него размещена рядом со стеклянным хай-тэк столом и лаунж-креслом. В углу стоит греческая статуя и рядом искусственная пальма. На полу шкура (якобы) убитого медведя. Для успешного рагуля это нормальный интерьер.
Также один из самых ярких признаков квартиры рагуля победнее - ковер на стене.
В архитектуре: встраивание современных постмодернистских стеклянных зданий между старинными домами-памятниками архитектуры в исторических частях городов. Для современных зданий в современных городах должны выделятся специальные районы - Сити. (Например исторический Старый Лондон и Лондон Сити). Постройка же многоэтажного дома-башни ("свечки") рядом с домами в стиле Барокко и напротив Оперного Театра в стиле Ренессанс - это полноценный архитектурный рагулизм. "Моветон" - синоним слова "рагулизм".
Пример текста: Богатый рагуль намного хуже бедного. Бедный - он не так вызывающе заметен. (VladUA,Lviv, Ukraine)
Уточнение: РАссерженый ГРажданин УЛицы (Гагги,EU).

пример текста: Ты что, рагуль? Какого туда полез? Ну ты и рагуль, скажу я тебе! Рагуль это почти как быдло. Но быдло не обязательно является рагулями, а вот рагули всегда стопроцентное быдло. Во Львове рагулем называю выходца из села, приехавшего в город, но в быту оставшегося селюком. Некий интервал из последних дней своей жизни, я вел себя, как полный рагуль.

синонимы: балда, быдло.
рядом по алфавиту:

  • Рагуль
  • рагнарок
  • рагульё

Одной из тяжелейших проблем адекватного населения Львова является рагулизм. Рагуль это почти как быдло. Но быдло не обязательно является рагулями, а вот рагули всегда стопроцентное быдло. Но на самом деле всё чуть сложнее… Рагули - единственная нация, не признающая своего существования. Типичный рагуль (рог) это деревенщина, который пас коров и гусей, пахал на поле, этим же занимались все его предки, и тут он ВНЕЗАПНО оказался во Львове (в областном центре).

Не бывает коренных львовских рагулей, разве что дети других рагулей, которые уже успели родиться во Львове, но это не снимает с них клейма.Рагуль, понаехавший во Львов, имеет зашкаливающий уровень ЧСВ (чувства собственной важности), среди непонаехавших рагулей считается элитой, а среди коренных Львовян (жыдов, москалей и украинцев (не любой украинец - рагуль)) считается соответственно рагулём и быдлом, хотя сам рагуль это в большинстве случаев отрицает. Отличительной чертой поведения рагулей является именно деревенско-провинциальное поведение и традиции, которым не место в городе.

Рагуль говорит на украинском (зачастую далеко не литературном) языке с русскими (принципиально) и даже иностранцами (ведь других языков не знает), регулярно ходит в церьковь (самки рагулей могут кланяться в цервки в миниюбке, причём не понимать того, что делают) и празднуют все церковные праздники без исключения и соблюдают все посты. Во всех общепитах независимо от «крутости» рагули громко болтают с явным деревенским акцентом, активно перебивая друг друга. Слушают в общественном транспорте музыку с телефона на полную громкость хриповатых динамиков бюджетных моделей, в том числе тупые «смешные приколы», записанные такими же рагулями на диктофон телефона, и при этом громко ржут в самых тупых местах. Ездят на битых ара-тюнерах, чери-амулетах или чОрных кукурузерах, не соблюдая никаких правил и ровняют другие машины при парковке.

Одеваются в национальные одежды (особенно на праздники), неистово поцреотичны, хотя не осознают что «Дивизия СС Галичина» никак не может быть героями Украины. В конфликтных ситуациях рагуль подобен обыкновенному гопнику, все доводы ограничиваются угрозами и матом, но при малейшем физическом воздействии или только виде пистолета-зажигалки убегает на первой космической скорости.

Самок рагулей с раннего детства учат, что главное в жизни - выйти замуж и сидеть на шее у мужа, а не тратить время на образование и работу. Потому типичная рагулиха выходит замуж в 18 лет и тогда же рожает, ибо зачастую женитьба происходит «по залёту», а в 21 год разводится, ибо быстро надоедает «счастливому» мужу, после чего быстро, решительно ищет престарелых «папиков» и толстосумов, очаровывая своей деревенской красотой.

Самцы-рагули это в первую очередь хороший хозяин (как и подобает в деревне), поэтому ему необязательно иметь образование, хотя слесарский разряд иногда всё же присутствует. Простой рагуль работает водителем маршрутки или строителем, прогрессивный - оффисным планктоном или анальным рабом в колл-центре.

Важнейшим событием в жизни рагулей является так называемое «вэсилле», что переводится с их диалекта как свадьба. Вторым по важности являются поминки. Вэсилле - это масштабная многодневная попойка, на которую приглашены все жители родного села рагулей а так же частично жители соседних двух сёл. В случае если жених и невеста из разных сёл, вэсилле празднуется в два захода.

Рагуля легко отличить по характерной морде лица (глаза на переносице, перекошенное недовольное лицо, рога), по говору («Я си нині після прачі робив сі на городі а на рано буду їхав до кулєги на забаву на село») и по запаху (рагулям неведомы такие блага цивилизации как дезодорант).

Редкий рагуль обитает в интернетах, а если и обитает, то не дальше местных быдлочатов или контактов, и вообще, денег на интернет у них нет. Большинство рагулей - нищеброды и/или жлобы, потому живут по пять человек в однокомнатной квартире и ездят в лучшем случае на ТАЗе или амулете. Есть небольшой процент разжиревших рагулей, которые наконец наворовали достаточно, что бы переехать с Сихова или Левандовки поближе к центру. Самым чотким транспортом среди рагулей считается обязательно чОрный джЫп, пускай это даже гнилой рекстон.

Рагули почти необразованы, читать всё таки умеют, по-украински пишут с ошибками, а по-русски с дичайшими ошибками. Grammar nazi блюют кровавым поносом при виде любых письменных творений рагулей. Правда, можно найти и особей с купленными или полученными по блату одним или даже двумя дипломами о ВО, но ситуацию это не изменяет.Краткий словарь рагуля:

Основной лексикон: Москали - не только жители default city и РФ в частности, а любые русскоговорящие люди, в том числе владеющие русским коренные африканцы, азиаты, папуасы и прочие, к России отношения не имеющие. Главная причина всех бед.

Вуйко - мужчина.

Курва - женщина.

Кульега - друг, товарищ, собутыльник.

Хата - квартира (чаще всего однокомнатная). Если имеется ввиду дом, то используется гордое «особньек».

Флешка (не путать с носителем информации), Фляндер - бутылка. Естественно, не пустая, а с горилкой.

Бэхар - любитель содержимого флешек и фляндеров. Если по-простому - алкоголик.

Город (с ударением на последний слог) - огород или кусок поля, где рагуль проводит большую часть своей жизни.

Бурса - высшее учебное заведение.

Более экзотические: Блят - кухонная плита.

Варъят - сумасшедший.

Клявэць - молоток.

Пательня - сковорода.

Пыскуваты - говорить грубо.

Скльеп - магазин.

Рондель - противень.

Рынка - кастрюля.

Рынва - водосточная труба.

Стрых - чердак.

Таця - поднос.

Кнайпа - кабак.

ЦвЪек - гвоздь.

Редчайшие:Быцэглы - велосипед. Исковерканная транслитерация от bicycle.

Алсо (также) есть случаи побуквенного перевода на рагульский диалект. Например: Metal Gear Solid - Металева гиря солідна.

Рагули ужасно суеверны. Они верят во всякие приметы и поверия, типа вдавить тормоз в пол при виде чёрной кошки, спровоцировав ДТП или неистово плевать по дереву, что бы ничего не сглазить. Причиной всех бед у рагулей в 49,5 % случаев является «вриклы» (сглазили), в 49,5 % - «пороблэно» (что-то типа порчи) и в оставшемся 1 % - «то всё кляти москали».

Рагули исправно пользуются услугами разномастных гадалок, экстрасенсов, шаманов и свято верят в результат их действий. Самые прогрессивные в довесок пытаются освоить фа-хуй, выходить в астрал, расшифровывать послания из вещих снов и увлекаться другой антинаучной чепухой (как и подобает верующим людям).

Алсо, львовские москали/жыды могут в шутку называть других таких же москалей/жыдов рагулями, например как характеристика выполненной работы и её автора, его поведение и т. д. Парадоксально, но существуют рагули, которые называют других рагулей рагулями, как оскорбление (в принципе, ниггеры тоже порой друг друга ниггерами называют, так что явление не однородно). А ещё местные москали и жыды могут вполне правдоподобно пародировать рагульский акцент, а вот рагули даже пародировать нормальную речь не могут, как бы ни пытались.

Рагули обитают в основном только на западенщине и собственно во Львове. Понаезжать в Киев и тем более ещё дальше им не позволяет религия и обилие москалей в восточных областях, которых рагули люто, бешено ненавидят. Часто рагули понаезжают в Польшу и Италию как чернорабочие (как заробитчаны), где пашут уборщиками, ложкомойками, няньками для престарелых или анальными рабами за копейки, но не всегда остаются там и часто возвращаются во Львов, после чего считают себя элитой, хотя под ногтями ещё не высохло итальянское/польское говно.

Главное - помнить, что рагули не являются людьми, это львоские унтер-меншен, потому на них можно невозбранно тренироваться в стрельбе из травмата и метании ножей, тестировать лекарства и биологическое оружие, сбивать автомобилем и т. д. К сожалению, законы Украины почему-то до сих пор причисляет рагулей к людям, потому вышеперчисленное уголовно наказуемо, что является очередным примером несправедливости этого мира.

Количество рагулей нелимитировано, а их репродукция довольно быстра, потому они являются хорошим пушечным мясом (что было ясно ещё во времена WW2, когда немцы и создали преусловутую «СС Галичина», состоявшую чуть более, чем полностью из рагулей). Рагулизм во Львове неизлечим без применения крайних мер.Не следует путать рагулей с гуралями - этнокультурной группой поляков из южных горных областей Польши. Некоторые считают гураль полит корректным названием рагулей вследствие перестановки букв, но это мнение ошибочно.

И ещё одно: в этой статье нет ни одной правки, сделанной рагулём, я гарантирую это. Ибо по-украински тут ничего нет, по-русски рагули писать не умеют, а попросить брата-москаля перевести - ниже их достоинства.

http://kievforum.org/showthrea...

Хакан-Рус вне форума Ответить с цитированием

Рагуль, лузер, аутсайдер, маргинал
Обидные определения типа рагуль, лузер, аутсайдер, маргинал оскорбляет человека. Но эти определения человека подчас соответствуют действительности.
Действительно, как бы ни был человек наделен талантом пианиста, если он живет в маргинальной среде, то он никогда не узнает о своем даровании.
Давайте разберемся кто такие рагули, лузеры, аутсайдеры и маргиналы.
Рагуль
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Рагуль, рогуль (мн. ч. рагули;, рогули;, рогульё, жен. рагу;лиха, рогули;ха) - жаргонное слово, в общей лексике - пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин». В уголовном жаргоне употребляется для обозначения любого сельского жителя.
Этимология
По одной из версий, термин «рагуль» происходит от слова рогатка (rogatka) - так назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. В частности, этой версии придерживается писатель и публицист Юрий Винничук, исследовавший обычаи и культуру Львова. По его мнению, рагулями в Австро-Венгрии и Польше называли жителей пригородов Львова, которым позволялось проезжать через рогатки в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города. И когда кого-то хотели охарактеризовать как «недалёкого селюка», то его называли «рагулём».
В дальнейшем на территории Западной Украины (особенно - во Львове) рагулями стали называть бывших селян, которые формально стали жителями города и утратили сельскую культуру, но оказались неспособными принять культуру городскую. При этом они отличались безапелляционностью и самоуверенностью, не просто отвергая любое альтернативное мнение, но относились к нему с воинственным пренебрежением.
От слова «рогуль» созданы жаргонные слова: рогулизм, рогульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.[

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАГУЛИЗМ
Юрий Криль

Не зная, все ли ведают, что такое рагулизм и кто такой рагуль, поясню. Это такое своеобразное состояние духа, такое особенное мировоззрение, когда человеческая сущность, его мораль и нравственность ограничиваются хватательными рефлексами и примитивными эмоциями. Сведущие люди утверждают, что рагуль (жен. рагулиха) - это некультурный, примитивный, тупой человек. Рагулизм как термин поначалу возник в Западной Украине, в частности, во Львове, а после 70-х годов прошлого столетия распространился по всей Украине и СССР уже безотносительно национальности. Считается, что впервые это явление проявилось в неадекватном поведении бывших жителей сельской местности, которые после Второй мировой войны массово мигрировали в города. Увы, в результате переселения не произошло эволюционной передачи городских традиций новым горожанам, которые, утратив свое сельское лицо, не обрели городского.
Но это - голая теория. На практике, в реальной жизни, рагуль, конечно же, постоянно трансформируется, преображается, мимикрирует, рядится в новые одежды, приобретая опыт и повадки городского человека. И тем не менее, нынешний рагуль - это по-прежнему самоуверенное, надутое существо, свято уверовавшее, будто на таких, как оно, держится мир. Они, рагули, сегодня смотрят на нас с экранов телевизоров, выступают с парламентской трибуны, властвуют в государственных органах, учат, тренируют, развлекают, лечат, прокурорствуют... Они чрезвычайно падки на власть. Пример - все львовские мэры за последние 16 лет (нынешний - исключение) - выходцы из села, то же самое с губернаторами. Немало рагулей обосновались на таможне, в налоговой службе, в вузах, учреждениях культуры. Плохо ли это или, наоборот, хорошо? С точки зрения «закона джунглей», где, как известно, выживает сильнейший, может, и неплохо. Но с другой стороны... Безапелляционный, редко в чем-то сомневающийся и терзаемый угрызениями совести рагуль по любому поводу (спорт, политика, искусство, история, культура, быт) имеет собственное непреклонное мнение. На самом деле, оно позаимствовано из какой-нибудь газетенки или попсовой телепередачи, услышано в детстве от бабки Параски или в подростковом возрасте - от Васи-кореша из соседней подворотни, а в юношестве - от «майданных грынджол». Да кто из нас, людей нормальных, не убеждался на собственном опыте, что свое мнение рагуль считает единственно правильным, альтернативные идеи напрочь отвергает, к чужим мыслям относится с воинственным пренебрежением. Впрочем, обыкновенный рагуль легко поддается внушению со стороны более продвинутых соратников. Особенно в тех случаях, когда его личный социальный тотем (горилка, сало, квашеная капуста) не сравнить с социальным тотемом более авторитетного рагуля - шестисотый «мерс», вилла в пригороде и дорогое виски.
Сегодня рагули встречаются везде и всюду. Ныне рагулизм не является чем-то исключительно львовским или киевским, или донецким - это, похоже, уже общенациональное явление. Нынешний рагуль - внешне благопристойный, отлично одетый человек с целым набором сопутствующих опций в виде дорогих лимузина, мобилы, наручных часов и галстука за 500 у. е. И вместе с тем, несмотря на свой социальный статус - нардеп ли он или губернатор, мэр или таможенник, медик или педагог, - это малокультурное, циничное, фарисействующее, завистливое, бездуховное существо с прадедовским хватательным рефлексом.
И напоследок. По одной из версий, слово «рагуль» произошло от слова «рогатка», когда-то так называли шлагбаумы на городских заставах, за которые крестьян в грязной одежде в город не впускали. Увы, сегодня рагулей пускают везде, в опрятной одежде, но с грязными душами и помыслами.
Лузер
Лузер – это неудачник, социально не состоявшийся. Неудачник, дурак. Полный лох. Неудачник. Неудачник, проигравший. Человек, который часто проигрывает в играх, в казино и др. Человек, которому не везет.
Аутсайдер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/autsayder
Автор: Сергей Степанов
Каждый живой организм, включенный в некоторую экосистему, занимает в ней определенную нишу. Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает баланс всей экосистемы. Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена, это создает угрозу существованию всей системы, в частности - каждого населяющего ее организма. Соответственно, при нарушении баланса система стремится его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.
Похоже, малая социальная группа подчиняется той же закономерности. Для любой группы характерно определенное сочетание социальных ниш, которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль. Гораздо важнее социально-психологическая структура группы, которая, похоже, имеет архетилический характер и с удивительным постоянством воспроизводится в самых разных общностях.
В подтверждение этой гипотезы можно привести многочисленные данные социометрических обследований школьных классов. (Похоже, закономерности, подмеченные на группах такого рода, вполне справедливы и для взрослых формальных и неформальных групп.) При сопоставлении социограмм, составленных разными специалистами в разных группах, бросаются в глаза некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий учащихся в структуре почти каждого класса.
Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся на вполне очевидной фигуре, наличие которой можно отметить в большинстве социограмм, - фигуре изгоя, или аутсайдера.
Каковы причины появления аутсайдера? Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной выступает наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если в группе эта ниша уже кем-то заполнена, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т. п. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить долгие последующие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе практически не встречается, поскольку не соответствует задаче поддержания психологического «гомеостаза»).
Экспериментально проверить эту гипотезу можно было бы посредством следующего - увы, трудно выполнимого - опыта: из дюжины классов разных школ по результатам социометрии отобрать аутсайдров и сформировать из них новый класс. Можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров.
Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником серьезной неприятности, а порой и провоцирует неадекватным формы компенсации. Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент «клиентуры» школьных психологов, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи. Подходя к решению этой проблемы, психолог обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно. Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Поэтому следующим этапом является коррекций. За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной. И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.
Разъяснять одноклассникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, - занятие практически бесполезное. Во-первых, у них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Во-вторых, и это самое главное, дети (как, впрочем, и взрослые) так себя ведут в полном соответствии со своей психологической природой, которая, увы, далека от гуманистического идеала. Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»
Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов - дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы, в первую очередь - ее благополучной ниши. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса. Разработка этой колоссальной проблемы требует не одного диссертационного исследования. Тем более что преодолевать приходится механизм, который, вероятно, есть все основания считать архетипическим. Хочется надеяться, что решение этой задачи станет предметом соответствующих изысканий.
Маргинал
В Википедии записано:
Маргинал, маргина;льный человек, маргинальный элемент (от лат. margo - край, граница) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.
В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент) - представитель «социального дна».
Значение
1. человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения
2. В социологии – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ