Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Курсы по нейропсихологии для психологов дистанционно. Дистанционный цикл "Классическая нейропсихология

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • оказание помощи пациентам;
  • работа в хороших условиях;
  • востребованность (если специалист обладает достаточным количеством знаний);
  • возможность сбора информации для научных работ;
  • интересные случаи в практике.

Минусы:

  • ответственность за здоровье и жизнь пациента (от правильно подобранных методов, рекомендуемых для лечения, зависит дальнейшее психическое состояние и поведение пациента);
  • низкая зарплата в государственных учреждениях;
  • трудности в работе с теми пациентами, которые не хотят выполнять программу корректировки психики.

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Где учиться на Нейропсихолога

Вузы

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Место работы

После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 15000—70000 ₽

Москва 25000—150000 ₽

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс . Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Начинающий: 20000 ⃏ в месяц

Опытный: 50000 ⃏ в месяц

Профессионал: 90000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Традиционным место работы таких специалистов, как нейропсихологи, являются нейро-хирургические поликлиники. Также они могут устроиться на должность педагога-психолога в одно из образовательных учреждений или же стать сотрудниками медико-психологического центра.

Для кого подходит профессия

Важные качества:

  • Крепкие нервы
  • твердые материалистические убеждения
  • склонность к аналитической работе
  • интерес к медицинским специальностям
  • желание учиться

Обязанности

  • проведение нейропсихологической диагностики и нейрокоррекции, а также сенсомоторной коррекции
  • проведение нейропсихологических занятий
  • составление индивидуального плана нейрокоррекции
  • проведение индивидуальной и групповой нейропсихологической коррекции
  • ведение отчетности.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Описание программы:

В задачи специалиста по нейропсихологии входит работа с детьми, имеющими нарушения высших психических функций, возникшие вследствие различных поражений головного мозга. Сотрудник взаимодействует не только с детьми, но и с их родителями (законными представителями). Наиболее ценным в соответствии с потребностями современного общества является умение специалиста вовремя распознать и продиагностировать сенсорные и гностические нарушения анализаторных систем, нарушения познавательных процессов у детей и подростков.

Эта программа для вас, если вы...

  • Имеете медицинское или психологическое образование;
  • Ранее проходили профессиональную переподготовку по психологическому или медицинскому профилю;
  • Стремитесь усовершенствовать свои компетенции в области нейропсихологии.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 2 месяца (144 часа).

Цели и задачи курса

Целью курса является качественное повышение квалификации специалистов в области нейропсихологии. Несмотря на довольно короткий срок реализации, программа очень объёмна. Курс составлен четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает ряд важнейших вопросов нейропсихологии: от теоретических основ до методов обследования детей и консультационной работы с родителями.

Программа даст ответы на вопросы:

Методы обучения

Реализация столь масштабной программы в условиях ограниченного лимита времени стала возможной благодаря адаптации программного материала под формат E-Learning. Каждый модуль представлен тщательно подобранным контентом, вы также можете пообщаться с преподавателем в режиме вебинара и получить консультации своего тьютора. Возможность обучаться удалённо делает дистанционный метод получения образования единственно возможным способом повысить квалификацию для многих людей по ряду причин: удалённость, отсутствие времени, ненормированный график работы, сильная занятость по служебным или семейным обстоятельствам и др.

Результат обучения:

В результате обучения происходит формирование новых компетенций и совершенствование уже имеющихся навыков специалиста.

  • Вы знаете клинику проявления сенсорных и гностических нарушений;
  • Вы способны распознать нарушения памяти и внимания в детском возрасте при локальных поражениях мозга, при дисфункциях мозговой деятельности;
  • Вы можете вести консультативную работу с родителями и опекунами детей, имеющих нейропсихологические нарушения.
  • Вам понятна структура нейропсихологического обследования и алгоритм его проведения.

Ваши перспективы

После повышения квалификации по профилю «Нейропсихология детского возраста» вы можете трудиться в современных организациях, работающих с детьми с нейропсихологическими нарушениями. Среди них медицинские, психологические и социальные центры, профильные учреждения.

Требования к слушателям

Вы должны иметь среднее специальное или высшее образование, чтобы пройти обучение по курсу нейропсихологии детского возраста. Так же вам следует предоставить копии диплома и паспорта и заполнить анкету.

Учебный план программы повышения квалификации
«Нейропсихология детского возраста»

Срок обучения: 8 недель.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Основы нейропсихологии

Нейропсихология как наука. Отечественная нейропсихология. Отрасли нейропсихологии

Основные принципы строения мозга

Особенности мозговой организации высших психических функций у детей

Модуль II . Сенсорные и гностические расстройства анализаторных систем в детском и подростковом возрасте

Сенсорные и гностические зрительные расстройства в детском возрасте. Зрительные агнозии

Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства в детском возрасте. Тактильные агнозии

Сенсорные и гностические слуховые расстройства в детском возрасте. Слуховые агнозии

Модуль III . Нейропсихологические механизмы нарушений познавательной сферы у детей

Нарушения памяти у детей при локальных поражениях мозга

Нарушения внимания в детстве при локальных поражениях мозга

Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

Модуль IV . Нейропсихологическая диагностика и консультирование в детском возрасте

Нейропсихологическое обследование детей

Консультирование родителей

Итоговая аттестация

Итоговое тестирование

ИТОГО

В ходе изучения курса слушатели приобретают понимание принципов созревания мозга и формирования психической деятельности в онтогенезе, умение учитывать специфику методов нейропсихологического синдромного анализа и методики нейропсихологического обследования детей и подростков.

Учебный план

1. Теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста. Теория функциональных систем и основные принципы системогенеза П.К.Анохина. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р.Лурия.Предмет нейропсихологии детского возраста. Основные понятия нейропсихологии - “функция”, “локализация”, “симптом”, “синдром”, “фактор”, «синдромный анализ»; специфика их применения в нейропсихологии детского возраста. Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе различных мозговых структур. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Принципы опережающего развития, дискретного и синхронного развития разных участков мозга. Роль органических и средовых факторов в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

2. Морфогенез мозга. Функциогенез различных мозговых структур.

Показатели морфогенеза. Закономерности морфологического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры. Критерии функционального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А.Н.Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально-специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности разных отделов анализаторных систем на избирательную. Три функциональных блока мозга. Поэтапное формирование внутриблочной и межблочной структурно-функциональной организации. Межполушарное взаимодействие.

3. Генез психических функций.
Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения слухоречевой сферы. Степень сформированности психических функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психических функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпретация понятий “сензитивный период”, “кризис развития”, “зона ближайшего развития”, “качественная перестройка психических функций”. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных поражений мозга у детей. Нарушения слухоречевой сферы при локальных поражениях мозга. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э.Зайдель, Дж.Леви).

4. Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения перцептивной сферы Нарушение психических функций при эпилепсии. Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Доминантность правого полушария в перцептивных процессах: специфика проявления в симптомах нарушений восприятия. Проблема пластичности и специализации в онтогенезе. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э.Леннеберг, М.Газзанига, М.Кинсборн, Э.Г.Симерницкая). Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения.

5. Пролонгированные нарушения психических функций органического генеза. Долговременные последствия патологии нервной системы в онтогенезе: трудности обучения. Типология различных вариантов нарушений психического развития в онтогенезе.Классификация В.В.Лебединского. Нейропсихологический подход к типологии отклонений. Дислексии, дисграфии, дискалькулии.

6. Синдром дефицита внимания. Отклонения в развитии психических функций в онтогенезе. Понятие “минимальная мозговая дисфункция (ММД)”: методологические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития (ИПР). Поликаузальный характер ИПР: иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Характеристика проявлений ИПР. Профилактическое и прогностическое значение диагностики ИПР.

7. Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.
Нейропсихологический подход к проблеме левшества как психолого-педагогической проблеме. Индивидуальные различия в формировании структурно-функциональной организации мозга и психики. Методологические вопросы нейропсихологического обследования детей и анализа индивидуальных различий в развитии ВПФ в норме. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий в формировании речевой и перцептивной сфер в онтогенезе. Многофакторный характер особенностей формирования психических функций в онтогенезе. Нейропсихологическое описание индивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе с помощью распределенного (многофакторного) нейропсихологического синдрома развития. Различия в структурно-функциональной организации мозга и психических процессов у правшей и левшей. Специфика проявления нарушений и отклонений в формировании ВПФ у левшей. Левшество как психолого-педагогическая проблема.

8. Методы нейропсихологического исследования психических функций в онтогенезе.
Методы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений психических функций и отклонений в развитии в онтогенезе. Особенности диагностической работы в детском возрасте. Общая характеристика нейропсихологических методов обследования детей. Адаптированные для обследования детей варианты батареи методов А.Р. Лурия (Т.В.Ахутина и др., А.В.Семенович, Л.С.Цветкова). Методика “Лурия-90” (Э.Г.Симерницкая). Методика “Диакор” (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова). Зарубежные методы исследования. Батарея тестов для детей Халстед-Рейтана. Батарея Кауфман (К-АВС). Нейропсихологическая батарея тестов для детей (Небраска). Тест Бентона. Гештальт-тест Бендер.

9. Практикум по детской нейропсихологической диагностике.
Целью практикума является обучение студентов нейропсихологической диагностической работе с детьми, обучение различным методикам нейропсихологической диагностики,

10. Практикум по детской нейропсихологической коррекции.
Обучение слушателей нейропсихологическим методам коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в развитии, а также методам восстановления психических функций. Закрепление знаний о теоретических основах нейропсихологической коррекции и реабилитации.

| Марина Емельяненко | 1128

Нейропсихология представляет собой дисциплину, которая занимается нарушением высших психических функций человека, а именно внимания, восприятия, памяти и речи, появляющихся как результат повреждения головного мозга.

В настоящее время наука развивается в двух направлениях - это теоретическая и клиническая нейропсихология. Такое деление происходит потому, что каждое из направлений решает свои особенные задачи. Специалисты по теоретической нейропсихология решают проблему «мозг и психика», а специалисты по клинической нейропсихологии имеют своим объектом людей с ограничениями в функционировании головного мозга.

В чем состоит работа нейропсихолога

Нейропсихология отличается высоким потенциалом, так как она сочетает и основывается на использовании знаний из различных дисциплин. Важнейшими из них являются такие, как психология, физиология, анатомия, неврология, психиатрия.

Одной из обязанностей специалиста в области нейропсихологии является изучение и анализ личностных особенностей психики пациентов, а также оказание им качественного лечения, результатом которого станет полная или частичная адаптация клиента к имеющимся на данном этапе условиям жизни.

Нейропсихология подразделяется на взрослую и детскую, которая является более молодым, быстро развивающимся направлением, и потому использует методы взрослой диагностики.

Наиболее часто нейропсихологи взаимодействуют с детьми, которые имеют целый ряд заболеваний и нарушений. Среди них выделяют следующие:

Детский церебральный паралич;
. Всевозможные нарушения внутренних процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется специалистами как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
. Трудности в процессе адаптации к обществу;
. Наличие высокого уровня утомляемости;
. Наличие замедленных процессов обучения и усвоения школьной программы.

Специалист нейропсихолог занимается исследованием взаимосвязи структуры и принципов функционирования головного мозга человека с его психическими процессами и поведением. Нейропсихологи чаще всего ведут свою деятельность в научных и исследовательских компаниях, которые занимаются клиническими исследованиями, также в специализированных больницах, следственных и судебных организациях. Специалисты могут работать в качестве консультантов в различных организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции.

К основным обязанностям нейропсихолога относят:

Проведение нейропсихологической диагностики и нейрокоррекции, а также сенсомоторной коррекции;
. Проведение занятий нейропсихологической тематики;
. Составление индивидуального плана нейрокоррекции;
. Проведение индивидуальной и групповой нейропсихологической коррекции;
. Ведение отчетной документации.

Результатом работы нейропсихолога можно считать точно поставленный психологический диагноз, восстановление речи у пациента. Специалист может найти подходящую область применения знаний и умений пациента в результате проведенного исследования и согласно данным экспертизы. Данный момент является очень важным, так как основываясь на заключении нейропсихолога, специалисты врачебно-трудовой экспертизы относят больного к определенной категории.

Личные и профессиональные качества

Чтобы стать высококлассным специалистом, соискателю необходимо обладать рядом личностных качеств, которые помогут достичь успеха в профессии:

Умением вызвать у пациента чувство спокойствия, расположить к себе и установить с ним долгосрочные доверительные отношения;
. Стрессоустойчивостью;
. Хорошо развитым аналитическим мышлением и склонностью к такому виду работы;
. Наличием интереса к специальностям, связанным с областью медицины;
. Желанием учиться.

Так как основу пациентов нейропсихолога составляют дети, специалист должен уметь работать с данной категорией, знать особенности их роста и развития.

Кроме того, нейропсихолог должен обладать профессиональными знаниями в следующих дисциплинах:

Психофизиология;
. Клиническая и возрастная анатомия;
. Гигиена и физиология;
. Психотерапия;
. Неврология;
. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности;
. Психиатрия;
. Физиология центральной нервной системы.

Особое внимание уделяется ориентированным на детей разделам этих наук.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. Одной из задач, которые выполняет нейропсихолог, является наблюдение и анализ эффективности способов, применяемых для улучшения функций психики, а также своевременная их коррекция. Возможным это становится в том случае, если специалист владеет знаниями о современных методиках диагностирования и при наличии умений правильно их использовать.

Преимущества и недостатки профессии

Положительными сторонами профессии нейропсихолога являются:

Возможность оказания качественной и необходимой помощи и поддержки пациентам;
. Работа в хороших условиях;
. При наличии достаточного количества знаний высокий уровень востребованности специалиста на рынке труда;
. Наличие интересных и необычных случаев в практике.

К недостаткам относятся:

Высокий уровень ответственности за здоровье и жизнь пациента. При этом дальнейшее психическое состояние и поведение пациента зависит от точно выбранных методик, рекомендуемых для лечения;
. Не слишком высокая заработная плата в начале карьеры и при работе в госучреждениях;
. Возможные трудности в работе с клиентами, которые не желают самостоятельно выполнять программу корректировки психики.

Заработная плата и карьера

Как и в любой профессии, заработная плата нейропсихолога находится в прямой зависимости от страны и региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Например, в столице, только получивший образование и приступивший к работе специалист имеет зарплату около 20 тысяч рублей. Опытный нейропсихолог может зарабатывать до 50, а иногда и до 90 тысяч рублей в месяц.

Если же имеется возможность осуществления частной практики, заработная плата может значительно увеличиваться и в разы возрастать. Однако, возможно это только при условии наличия большого багажа знаний в сфере нейропсихологии.

Профессиональный нейропсихолог может строить свою карьеру в качестве главы отделения в том учреждении, где он работает. Многие представители профессии открывают частные кабинеты, могут заниматься научной деятельностью. Работа в данной сфере нередко выходит за пределы страны, что позволяет получить неплохие перспективы в международной практике.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ