Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История японии кратко. Заселение японских островов История развития японии кратко

Палеолит (40 тысяч лет до н. э.-13 тыс. лет до н. э.), история древней Японии

В эпоху палеолита Землю покрывали ледники, и уровень моря был на 100 метров ниже нынешнего. Япония пока не была архипелагом, а объединялась перешейками с Евразией.

Япония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

Принц Сётоку и эпоха Асука (593-710 год)

В конце 6 столетия Ямато возглавил принц Умаядо, которого обычно называют знаменитым принцом Сётоку. В 593 году Сетоку получил титул регента императрицы Суйко.

Диктатура Тайра.

В 1156 году между правителем Го-Сиракава и экс-императором Сутоку произошел конфликт, который разбил род Фудзивара на две противоборствующих стороны. В столице стали происходить вооруженные столкновения.

Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.

Третий сёгунат и политика «изоляции»

После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот род.

Япония 19 век - наше время. История создания Японской Империи.

Во второй половине 18 столетия в водах вблизи японского архипелага периодически стали появляться суда России, Англии, США и Франции, которые противостояли за контроль над азиатскими колониями.

Краткая история Японии. Аналитическая записка

Важные даты

Эпоха Дзёмон (около 13 тысяч лет назад - 300 г. до н. э.):

Ранние японцы. Охота, рыболовство, собирательство.

Эпоха Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.):

Введение сельского хозяйства (рисовые культуры) вызвало развитие социальной иерархии, и сотни маленьких племен начали объединяться в более крупные.

Эпоха Ямато (300 - 710):

300 - Возникло единое государство Япония.

538-552 - Приход в Японию буддизма.

604 - Провозглашение Уложения Семнадцати Статей принца Сётоку-тайси.

645 - Реформы Тайка. "Восходит звезда" клана Фудзивара.

Эпоха Hара (710 - 784):

710 - Город Hара - первая постоянная столица Японии.

784 - Столица перемещена в город Hагаока.

Эпоха Хэйан (794 - 1185):

794 - Столица перемещена в Хэйан (ныне - Киото).

1016 - Фудзивара Митинага становится регентом.

1159 - Клан Тайра под руководством Тайра Киёмори набирает силу после войны Хэйдзи.

1175 - Появление секты буддистов Дзёдо - "Чистой Земли".

1180-1185 - Во время войны Гэмпэй клан Минамото подводит черту под правлением клана Тайра.

Эпоха Камакура (1185 - 1333):

1191 - Появление секты Дзэн.

1192 - Минамото Ёритомо становится сёгуном и утверждает сёгунат (военное правительство) Камакура.

1221 - Битва Дзёкю положила конец противостоянию императора Готоба и сёгуната Минамото. Ходзё Масако, вдова Минамото Ёритомо, становится регентшей - начало правления регентов клана Ходзё.

1232 - Введение Дзёэй Сикимоку - "Свода Законов".

1274, 1281 - Монголы дважды пытались завоевать Японию, но оба раза им помешали погодные условия.

1333 - Конец сёгуната Камакура.

Эпоха Муромати (1338 - 1537):

1334 - Реставрация Кэмму - император восстановил своё влияние на Японию.

1336 - Асикага Такаудзи захватил Киото.

1337 - Император бежал и основал "Южный Двор" в Ёсино.

1338 - Такаудзи основал сёгунат Муромати и утвердил второго императора в Киото ("Северный Двор").

1392 - Объединение Северного и Южного дворов.

1467-1477 - Война Онин.

1542 - Португальские миссионеры принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство.

1568 - Ода Hобунага вошел в Киото.

1573 - Конец сёгуната Муромати.

Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603):

1575 - Клан Такэда одержал победу в битве при Hагасино.

1582 - Hобунага убит, сёгуном стал Тоётоми Хидэёси.

1588 - Хидэёси конфисковал всё оружие у крестьян и монахов. Эта акция получила название "Охота за мечами".

1590 - Поражение клана Ходзё в битве при Одавара. Окончательное объединение Японии.

1592-98 - неудачная интервенция в Корею.

1598 - смерть Хидэёси.

1600 - Токугава Иэясу побеждает своих конкурентов в битве при Сэкигахара.

Эпоха Эдо (1603 - 1867):

1603 - Иэясу становится сёгуном и основывает сёгунат Токугава. Столица переносится в Эдо (ныне - Токио).

1614 - Иэясу усиливает преследование христианства.

1615 - Клан Тоётоми уничтожен после того, как Иэясу захватил их замок в Осаке.

1639 - Почти полная изоляция Японии от остального мира.

1688-1703 - Эра Гэнроку: рост популярности рисования тушью.

1792 - Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией.

1854 - Командор Мэтью Перри требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли.

Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912):

1868 - Начало Реставрации Мэйдзи - возвращение власти императору. Европеизация Японии.

1872 - Первая железная дорога между Токио и Йокогамой.

1889 - Провозглашена Конституция Мэйдзи.

1894-95 - Война с Китаем.

1904-05 - Война с Россией.

1910 - Присоединение Кореи.

1912 - Смерть императора Мэйдзи.

Эпоха Тайсё (1912 - 1926):

1914-18 - Япония присоединяется к союзникам во время Первой Мировой.

1923 - Землетрясение в префектуре Канто разрушило Токио и Йокогаму.

Эпоха Сёва (1926 - 1989):

1931 - Инцидент в Манчжурии.

1937 - Hачало Второй японо-китайской войны.

1941 - Hачало Тихоокеанской войны.

1945 - Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Hагасаки.

1946 - Провозглашение новой Конституции.

1952 - Конец оккупации Японии союзниками.

1956 - Япония - член ООH.

1972 - Нормализация отношений с Китаем.

1973 - Топливный кризис.

Эпоха Хэйсэй (с 1989 г. до настоящего времени):

1993 - Либерально-Демократическая партия Японии на выборах потеряла большинство мест в парламенте.

1995 - Землетрясение в Хансине повредило город Кобе. Члены секты "АУМ Синрикё" использовали отравляющий газ зарин в токийском метро.

Ранняя Япония (... - 700 г н.э.)

В течении периода Дзёмон (11000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских островов занимались собирательством, охотой, рыболовством.

"Дзёмон" - название глиняных изделий того времени.

В течении периода Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены из Кореи и Китая рисовые культуры (примерно в 100 г. до н.э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. Hазвание периоду также дали глиняные изделия.

Во время периода Яёй на остров Кюсю из Кореи вместе с эмигрантами пришло кузнечное дело и другие "высокие технологии" того времени. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в то время правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племен) была жрица по имени Пимико или Химико.

Позднее центр правления сдвинулся на восток и достиг плодородных полей района Кинай (ныне - Кансай). Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под властью племени Ямато с политическим центром в провинции Ямато (ныне - префектура Hара). Этот период также называют периодом Кофун, так как в течении этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - "кофун"). Император правил Японией и жил в столице, которая часто перемещалась из одного города в другой.

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императора стали рассматривать только как верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

Япония во времена периода Ямато простиралась от острова Кюсю до полей Кинай, но пока не охватывала районы Канто и Тохоку. Япония также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкче влияние Китая и Кореи на Японию росло. Даже когда в 662 году Япония потеряла все военное и политическое влияние на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось довольно сильным.

Буддизм был занесён в Японию между 538 и 552 годами. Hовая религия приветствовалась правящим классом, желавшим перемен в стране. Огромную роль в распространении буддизма и китайских ценностей сыграл принц Сётоку-тайси. Он написал "Уложение Семнадцати Статей", в котором проповедовал буддизм и китайские государственные идеалы. В последнее время, впрочем, авторство принца часто отрицается.

Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако, простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Сначала имели место небольшие конфликты, в которых синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать.

В 645 г. Hакатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который, фактически, правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: система устройства государственного аппарата и администрации были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов.

Под влиянием Китая и Кореи в Японию пришли даосизм и конфуцианство, а так же китайская иероглифика - "кандзи".

Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185)

В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.

Одной из характерных черт эпох Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону национального самосознания. Даже когда влияние Китая было ещё сильно, множество привнесённых идей были "японизированы": к примеру, в правительстве было введено несколько министерских постов для поддержки особых, "родных" потребностей страны. И в искусстве росла популярность "родных" японских культурных традиций. Разработка азбук "кана" облегчила жизнь японским литераторам. Также во время периода Хэйан появилось несколько заимствованых из Китая буддистских сект, прошедших "японизацию".

Упор в реформах Тайка делался на новую систему управления землей и налоговую систему, но нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у более крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате внутренний валовой продукт понижался, и через несколько веков власть фактически переместилась из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев.

Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая всё больше постов в Киото и провинции. Влияние клана досигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом ("кампаку"). В результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла поддерживать порядок в стране. Поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности и военный класс получал все большее влияние, особенно в Восточной Японии.

Краткое описание Японии

Согласно преданию. Японская империя возникла в 660 году до н.э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшими более высокий уровень цивилизации.
Япония - уникальная страна с самобытной культурой. Согласно источникам, уже в 660 году до н.э. здесь была образована империя, с чего и началась история Японии. Кратко описывая тот период, можно сказать лишь, что Япония успешно развивалась, не зная серьезных конфликтов и иноземных вторжений. Впрочем, цивилизация в Китае и Корее была развита лучше, поэтому японцы развивались под влиянием этих двух государств.
Именно из Кореи в 7 веке н.э. в стране распространился буддизм. Эта религия оказалась настолько популярной, что быстро вошла в ранг государственной. В XII веке Японию стали сотрясать конфликты, страной завладели военные диктаторы-сегуны. И хотя эти войны велись по законам чести, они, все же, были чрезвычайно кровавыми. Борьба между ними продолжалась вплоть до 1867 года, в то время последний сегун Токугава Есинобу отдал власть в руки императора Муцухито, который действовал в интересах европейских партнеров. До этого иностранцам практически был закрыт доступ в Японию. Объединившись под одной рукой, Япония провела несколько захватнических войн, а во второй мировой войны Япония сражалась на стороне Германии, начав свое участие с неожиданной атаки американскую базу Перл Харбор.
Участие в войне на стороне фашистов очень негативно сказалось на стране, император был лишен власти, а Япония не могла иметь собственную армию. Сегодня Япония - страна высоких технологий, некоторые даже называют Японию страной технократов. Она располагается на архипелаге, состоящем из нескольких крупных островов и множества мелких. Вместе они занимают 378 тыс. кв. км, на которых ютится около 129 млн. человек. Столицей является город Токио. Страна гармонично сочетает в себе ультрасовременные поезда и прекрасную природу. Здесь можно найти как города с огромным количеством небоскребов, так и тихие уголки, в которых посреди садов с цветущей сакурой таятся буддистские храмы.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет?И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем.Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.


Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду .

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

Яёй

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.


В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:

  • крапивы для изготовления ткани – рами,
  • злаковых культур,
  • пряностей,
  • каннабиса,
  • мандаринов.


Возделывание риса в Японии. Гравюра

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона.С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.


Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов висполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с . Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асукасвязывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.


Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) - японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.

В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.


Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.


Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

  • живописи ямато-э ,
  • национальной азбуки кана ,
  • литературных произведений на её основе,
  • дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
  • придворной культуры кокуфу .


Период Хэйан. Гравюра

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию.Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали . Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).


Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие ,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств и и др.

Стремление к объединению

В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия.Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.


Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

  • самураев,
  • купцов,
  • ремесленников,
  • крестьян,
  • париев – «нечистых».

В качестве религии на первый план выходит . В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.


Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.

Япония относительно молодая страна, а японцы не могут назвать себя древним народом. Заселение Японских островов началось задолго до появления этнических японцев. По предположениям ученых, сто тысяч лет тому назад Японский архипелаг на севере примыкал к Сибири, на юге - к Корейскому полуострову, а еще раньше, возможно, соединялся с Филиппинами и Индонезией. Именно этим временем датируются находки останков древнего человека и костей давно исчезнувших в Японии слонов, тигров и леопардов. Но интенсивно заселяться острова начали лишь около десяти тысячелетий тому назад, о чем свидетельствует характер неолитических находок. Вопрос о том, когда и откуда пришли предки современных японцев на острова, до сих пор широко дебатируется.

Считается, что первые поселенцы пришли на архипелаг в основном из Юго-Восточной Азии через Филиппины и острова Рюкю. Произошло это на рубеже палеолита и неолита. Вероятно, они и были предками аборигенов Японии - айну, когда-то заселявших все острова. Волнистыми густыми волосами, окладистыми бородами и мясистыми широкими носами они напоминают полинезийцев, но имеют более светлый цвет кожи и монголоидные черты, ставшие результатом их более позднего смешения с мигрировавшими на Хоккайдо охотниками и рыболовами из северных районов Сибири, Алеут, а возможно, и Аляски.

В эпоху неолита Японию через Корейский полуостров начали заселять выходцы из Китая и Кореи. Миграция шла и южным путем - с юга Китая, через Тайвань, острова Рюкю и Кюсю. Можно предположить, что на архипелаг попадали и переселенцы с островов Тихого океана, чьи лодки приносили сюда мощные течения. В японской мифологии и фольклоре существует множество сюжетов, обрядов и обычаев, говорящих о связи с культурой Полинезии и Юго-Восточной Азии. До сих пор на Кюсю можно встретить японцев с заметным преобладанием папуасских черт над монголоидными. Однако, возможно, что «тихоокеанский поток» проникал в Японию и через Южный Китай, сливаясь с переселенцами с севера материка и из Кореи.

Первые упоминания о Японии можно найти в китайских исторических хрониках, описывающих события лишь с I в. до н.э., хотя формирование первобытного общества здесь началось задолго до этого. Самая ранняя документально подтвержденная дата японской истории - 57 г., когда посольство одного из племенных объединений посетило двор ханьского Китая. Согласно китайским хроникам, на территории Японии существовало множество таких мини-государств. Даже два века спустя, в период Троецарствия в Китае (220 - 265 гг.), все еще насчитывалось до сорока отдельных владений.

Каковы же были представления китайцев о своих соседях, или о «восточных варварах», как назывались японцы в китайской хронике III в. «Вэй Чжи»? «Ва», т.е. японцы, которых китайцы обозначали иероглифом «карлики», «живут в домах, едят сырые овощи, еду подают на бамбуковых подносах, умерших хоронят в гробах. Гадают на костях, любят выпить, важные сановники имеют по пять жен, менее важные по две-три, в стране нет воровства».

Судя по раскопкам, основной поток миграции из Китая и Кореи начался именно в период Яёи и продолжался вплоть до середины VII в. В III - II вв. до н.э. началось интенсивное проникновение в Японию материковой культуры, включая навыки земледелия. Как говорят китайские хроники, в это время на островах уже существовали родовые сельскохозяйственные поселения во главе с племенными вождями, обладавшими как религиозной, так и светской властью. Японцы того времени использовали гончарный круг, бронзу и железо.

Проникнув в Японию через северную часть Кюсю, поливное рисоводство стало основой перехода населения от кочевого образа жизни к оседлому. Центром первого японского государственного образования стал древний и, к сожалению, несохранившийся городок Ямато, давший название эпохе.

К III в. на территории Японии сложились два наиболее сильных племенных объединения - одно на севере Кюсю, жители которого сохраняли тесные связи с Кореей и Китаем, другое в центре Хонсю, в районе Кинай (ныне префектура Нара). Первое отличалось воинственностью, второе успехами в выращивании риса, и естественно, что в конце концов выходцы с Кюсю покорили своих более зажиточных, но миролюбивых собратьев и осели на Хонсю, где и начался процесс формирования японского государства и общеяпонской культуры.

Точная дата возникновения государства Ямато неизвестна. Племена соединялись и распадались, пока не произошло их объединение под главенством наиболее сильного. Вождь победившего клана стал верховным правителем, исполнявшим вначале чисто религиозные функции, но постепенно обретшим и светскую власть. С VII в. глава самого сильного клана стал называть себя императором - тэнно (небесным государем). Вождь имел право распоряжаться амбарами с рисом, бывшими в тот период экономической основой верховной власти. Слово окура (амбар) стало символом богатства, и сегодня влиятельное министерство финансов в Японии называется Окурасё, или «министерство амбара».

Вокруг императора группировались представители наиболее сильных кланов, постоянно боровшихся за власть и влияние. В руках правителей Ямато находилась и военная власть, поскольку продолжалась непрерывная борьба за расширение жизненного пространства. Во второй половине IV в. Ямато предприняло даже попытку завоевать земли на юге Кореи, где была создана японская колония - Мимана. Хотя экспансия и свидетельствовала о мощи Ямато, корейцам удалось в середине VI в. выбить японцев с полуострова. В результате завоевательных походов территория Ямато постоянно расширялась, и к V в. его владения простирались до района современного Токио на северо-востоке и Кюсю на юго-западе. Правители Ямато поддерживали регулярные связи с Китаем, обмениваясь с императорами посольствами и дарами.

Достаточно безболезненное объединение двух центров различной культуры, сложившихся на Северном Кюсю и в Центральной Японии, произошло скорее всего потому, что население этих районов было этнически однородным. Их слияние логически подводило черту под окончательным формированием японского этноса, хотя вплоть до VII в. на острова мигрировали выходцы из Китая и Кореи. Сложившееся на основе их объединения протогосударство Ямато в Центральной Японии распространило по всей стране свою культуру, которая и стала затем общенациональной.

Район Ямато был типично земледельческим, с достаточно высокой плотностью населения и общинным хозяйствованием. Возделывание поливного риса, требующее коллективных усилий, взаимопомощи и взаимовыручки, сформировало основы быта и национального характера японцев. Основной ячейкой государства Ямато была патриархальная община, состоявшая из одного или нескольких дворов, владевших землей. Постепенно более крепкие семьи прибирали к рукам все большее количество земли, подчиняли себе более слабых, попадавших в ту или иную форму зависимости от сильных соседей. Общественная собственность становилась пережитком, а семья - главной хозяйственной и социальной единицей государства. Так складывались патриархальные основы японской семьи-иэ, своеобразие которой сохранилось до сегодняшнего дня.

Об истории Японии до середины VI в. можно судить лишь по раскопкам или по описаниям, приводимым в китайских хрониках. Японские исторические хроники Кодзики (Записи о делах древности) и Нихонги (Летописи Японии), написанные в первые десятилетия VIII в. не без влияния китайской исторической науки, - скорее собрания легенд и преданий, чем хоть сколько-нибудь достоверные исторические документы. Цель их создания достаточно очевидна - доказать божественное происхождение правящей династии и продемонстрировать ее непрерывное существование с 660 г. до н.э., когда на престол якобы был возведен легендарный император Дзимму, прадед которого принц Ниниги признавался внуком богини Аматэрасу. Это как бы связывало японцев прямым и кровным родством с богами, отношение к которым основывалось на почти родственной почтительности, далекой от мистического страха перед потусторонними силами.

Ныне правящий император Японии считается прямым потомком Дзимму в сто двадцать пятом поколении. Очевидно, что прожившего сто тридцать семь лет первого императора придумали японские летописцы, когда в VIII в. им было поручено составить солидную генеалогию императорского рода. Поскольку исторически достоверные монархи прослеживаются с V в., японская императорская династия сегодня является самой древней в мире. День восшествия на престол Дзимму - 11 февраля - отмечался как годовщина основания империи - Кигэнсэцу. Имевший привкус национализма праздник был упразднен в 1945 г., однако уже в 1967 г. он был вновь восстановлен под названием День основания государства.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ