Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В чем сущность явления электромагнитной индукции. Сущность и явление понятие сущности и явления Познать можно явление но сущность

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление – как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет., VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь – это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинскому, сущность – то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т.е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. М., 1964, с. 148). Б.Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Д.Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X.Вольфа сущность – то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственно данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность – как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: «…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…» (К.Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В.И.Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

Литература:

1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;

2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;

3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.

Сущность и явление. — раздел Философия, Вопросы и ответы к экзамену по философии Сущность И Явление – Категории, Отражающее Всеобщие Формы Предметного Мира И …

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях.

Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом.

Когда мы можем ответить на вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность. Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или наоборот, т.е.

от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.

Явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества: “…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…” (К.Маркс и Ф.Энгельс). Значит, вопрос о связи сущности и явления — один из самых важных в философии и в мировоззрении.

Сущность есть прячущееся в явлении и определяющее его.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущности вещей…” (В.И.

Ленин). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “…закон и сущность понятия однородные…, выражающие углубление познания человеком явлений, мира…”.

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение.

Специфика философии.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценн

Философия Древнего Востока.
Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Рассмотрим их. Философская мысль возникает в

Ренэ Декарт (1596-1650)
Декарт — французский философ и математик, являясь одним из основоположников "новой философии", был глубоко убежден, что на истину "…

натолкнется скорее отдельный человек, чем целый

Френсис Бекон (1561-1626)
Бэкон Френсис — родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание — с началами аналитическ

Французские энциклопедисты
Начинается эпоха просвещения, исходные идей которой – культ науки и прогресс человечества. Францию 18 века характеризуют огромное количество идейных изысканий, научных творческих подвигов и сотряса

Иммануил Кант (1724-1804)
Именно с него началась заря философии новейшего времени.

Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы челов

Георг Гегель (1770-1831)
Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем.

У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напр

Карл Маркс (1818-1883). Марксистская философия
Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве.

Именно она еще так

Основные черты русской философии
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории. Философская мысль в России формировалась п

Учение о материи и формах ее существования
Материя — фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественно

Диалектическое единство материи, движения, пространства и времени
Важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их

Сознание и мышление
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа?

как она соотносится с предметным миром?

Чувственное и рациональное в познании

Понятие истины в философии
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о не

Познание и практика
Гносеология – «гносис» — знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать ми

Диалектика как метод мышления
Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю".

Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное н

Принцип всеобщей связи. Детерминизм и его формы
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – раз

Диалектическое отрицание.
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс.

Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокуп

Взаимодействие противоположностей
Противоположности присущи вещам.

Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное. Движущую си

Необходимое и случайное
Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческо

Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Действительность и возможность — противо

Общество и природа. Проблемы экологии
Природная среда — естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества — это две главы одного романа» — Герцен. Общество является частью более обширного целого — природы. Чело

Формации и цивилизации
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура».

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно опр

Общество и культура
Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в коне

Структура общественного сознания
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности

Основные направления зарубежной философии
Философия XXb.

является продолжением развития философии XIXв. и прежде всего ее завершающего этапа - немецкой классической философии. Философия всегда была связана с социально-экономическими, культ

Сущность и явление философские понятия, отражающие различные стороны предметов, процессов объективной действительности. Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.

Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности выступают на поверхности.

Сущность вещей скрыта, её невозможно познать простым созерцанием. Внешние формы вещей можно воспринимать непосредственно органами чувств. Однако внешние формы проявления вещей часто искажают, неправильно передают их действительную сущность. Так, например, при простом наблюдении кажется, что солнце вращается вокруг земли, в то время как и действительности земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.

Заработная плата рабочего, нанимающегося к капиталисту, выступает на поверхности как оплата всего труда рабочего, тогда как и действительности оплачивается лишь часть его труда, а остальная часть труда присваивается капиталистами безвозмездно Б виде прибавочной стоимости, составляющей источник прибыли капиталистов.

Между сущностью и явлением имеется, таким образом, несоответствие, противоречие.

Цель науки, научного познания и заключается в том, чтобы за внешними формами проявления вещей вскрыть их сущность. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня».

Марксистский анализ, указывает И. В. Сталин, делает «строгое различие между содержанием экономического процесса и его формой, между глубинными процессами развития и поверхностными явлениями. Маркс, исследуя внутренние законы, сущность экономики буржуазного общества, показал, что за обманчивой видимостью «равенства» капиталиста и рабочего скрывается нещадная эксплуатация пролетариата буржуазией, открыл прибавочную стоимость как источник обогащения капиталистов.

Существование в советском общество товаров, денег и т.

п. создаёт обманчивую видимость, будто в социалистической экономике действительны категории капитализма.

Если подойти к делу с точки зрения процессов, происходящих на поверхности явлений, можно действительно прийти к такому неправильному выводу. Если же видеть различие между сущностью и явлением, то нетрудно понять, что от старых категорий капиталистической экономики у нас сохранилась лишь внешняя форма, сущность же их коренным образом изменилась.

Деньги, товар, банки и т. п. в социалистическом обществе служат делу укрепления и развития советской экономики в интересах трудящихся масс нашей страны.

Процесс познания есть процесс движения от внешних явлений к сущности, раскрытия всё более и более глубокой сущности предметов.

«Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца». Ярким примером такого углубления в сущность явлений может служить развитие наших представлений о материи, об атоме.

Современная физика всё глубже проникает в природу атома и атомного ядра и тем самым познаёт сущность процессов изменения материи, её качественных превращений. Успехи в деятельности Коммунистической партии основаны на знании сущности общественных явлений, законов развития общества; партия видит внутреннюю, существенную связь явлений и вооружает массы знанием этой связи.

В вопросе о сущности и явлении диалектический материализм принципиально противоположен как агностицизму (см.), который, отрывая явления от сущности, объявляет сущность непознаваемой, так и вульгарном}’ эмпиризму, отождествляющему сущность и явление.

Сущность и явление в действительности взаимосвязаны и представляют собой единство. «Сущность является. Явление существенно». Обобщая явления, наука познаёт их сущность, их законы. С помощью познанной сущности, познанных законов мы лучше ориентируемся в явлениях, отделяем в них существенное от несущественного, необходимое от случайного.

Без знания сущности, законов явлений невозможна успевшая практическая деятельность. (См. также Видимость.)

Сущность- это категория философского дискурса, которая характеризует устойчивое, инвариантное состояние предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Сущность подразумевает совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства - то, что предмет есть сам по себе, в отличие от всех других предметов и в отличие от изменчивых состояний предмета.

Понятие сущности важно для всякой философской системы (см. Философия), для различения этих систем с точки зрения решения вопроса о том, как существование относится к бытию (см. Бытие) и как сущность вещей относится к сознанию, мышлению (см. Мышление).

В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса.

Философской рефлексии впервые это понятие было подвергнуто Парменидом, основной смысл выводов которого продолжал отчётливо присутствовать у Демокрита, Платона, Аристотеля и Плотина. Позиция Парменида сводится к трём основным положениям: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино и неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие - нет. Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена.

Платон называет сущностями идеи, при этом с Парменидом его связывает убеждение, что бытие (идеи) вечно, неизменно и познаваемо лишь умом, а также то, что «иное» (небытие) существует только благодаря своей причастности бытию.

Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей («Метафизика», VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии («Метафизика», VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. Аристотель отказывается считать сущностями вечные умопостигаемые идеи и предлагает двойственное понимание сущности. В первом понимании сущность есть само бытие (отдельные индивидуумы); на него указывают и к нему отнесены все категории: «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания; ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие».

Во втором понимании у Аристотеля первая сущность не является отдельным индивидуумом, ибо, если имеет место неделимость вещи по виду, сущность будет тождественна форме вещи, если же имеет место неделимость по числу, то сущность будет составное из формы и материи.

Таким образом, сущность, по Аристотелю, не может быть принадлежностью только чувственной вещи. Двойственное понимание сущности у Аристотеля способствовало возникновению в логике (см. Логика) и онтологии (см. Онтология) Средних веков номинализма и реализма.

В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia).

Каждая вещь - это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Боэций утверждает, что только в Боге бытие и сущность тождественны, поэтому только Бог есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно все. Согласно Фоме Аквинскому, сущность - то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q. 29).

Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем, аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, то есть наполняется теологическо-креационистским содержанием.

Средневековая философия провозглашает принцип, что сущность и бытие - не одно и то же. Бытие тождественно благу, совершенству и истине. В XIII–XIV веках у представителей номинализма появляется иное понимание бытия, которое подготовило его трактовку в Новое время. По У. Оккаму, в божественном уме не существуют идеи в качестве прообразов вещей.

Прежде Бог творит вещи, а затем уже в его уме возникают идеи как репрезентации этих вещей, то есть как представления, вторичные по отношению к единичным сущим. Согласно этому воззрению, сущность утрачивает своё значение самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия без соответствующих субстанций.

Поэтому Оккам утверждает, что познание должно быть направлено не на сущность вещи, то есть не на вещь в её всеобщности, а на единичную вещь. Человеческий ум - это не бытие, а представление, направленность на бытие, а потому противостоящий объекту. В номинализме фактически совпадают умопостигаемое бытие вещи и её эмпирически данное бытие, то есть её явление.

В философии Нового времени сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определённое имя (Гоббс Т. Избранные произведения, т. 1. - М., 1964, с. 148).

Б. Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Дж. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводя различие между номинальной и реальной сущностью. Г. В. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15).

Для Хр. Вольфа сущность - то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. И. Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе», а точнее, «вещи самой по себе»), считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи в её самобытном существовании.

Неопозитивизм отвергает сами по себе существующие сущности признавая реальными только явления, «чувственные данные»; феноменология считает сущность чисто идеальным образованием; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. Сущность пишет Б. Рассел, «… безнадёжно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из её свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой… В действительности, вопрос о сущности есть вопрос о том, как употреблять слова.

Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же вещи или лица. Фактически, однако, это лишь создаёт удобство словоупотребления… Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь - не может».

Любой предмет или явление представляет собой многоуровневое образование. Так, в нем всегда имеют место, с одной стороны , поверхностные, внешние очертания, а с другой , глубинные, внутренние, сущностные характеристики. Поэтому, для обозначения этих противоположных параметров в философии выделяются диалектические категории « сущность» и «явление».

Когда это несовпадение приобретает ярко выраженный характер, то предмет или явление отражает форму видимости или кажимости , т.е. не - адекватного, искаженного проявления сущности. Например, видимостью является искривление карандаша в стакане воды или вращение Солнца вокруг Земли и. т. д. В конечном счете, видимость не является продуктом нашего сознания, ибо она объективна и возникает в силу объективных условий наблюдений.

Но рассматриваемые нами категории диалектики тесно связны между собой: явление есть проявление сущности, его внешнего обнаружения (например, простудная инфекция проявляется в повышенной температуре тела, в насморке и т.д.) Но, так или иначе, познавательный процесс всегда начинается с познания явлений, а затем осуществляется переход к познанию сущности 1 (первого), 2 (второго) и. т.д. порядка. Другими словами, сущность является, а явление существенно.

Если бы явление и сущность, с одной стороны, не были связаны между собой диалектической связью, то познание сущности мира было бы просто невозможно, а значит – отпала бы необходимость в самой науке. С другой стороны, если бы они абсолютно совпадали, то, как утверждал К. Маркс, «всякая наука была бы излишня». Но ведь наука ставит перед собой задачу: за внешним множеством различных предметов или явлений отыскивать, выявлять внутренние, существенные закономерности познаваемого мира. Такова объективная история и логика познавательной деятельности.

В истории философии мы обнаруживаем, что ряд философов – субъективных идеалистов (например, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) полагали, что, помимо явлений, никакой сущности не существует.

Так, для Э. Маха, «мир есть совокупность индивидуальных человеческих ощущений» и не более того.



Ряд других философов – объективных идеалистов (Платон, Гегель, А. Уайтхед и др.) признают объективное существование сущности, но которое носит идеальный характер. Например, немецкий философ И. Кант полагал, что явления вызываются сущностью, но они не совпадают друг с другом никоим образом, ибо предмет есть так называемая «вещь – в - себе», которая не познаваема.

Надо заметить, что рассматриваемые нами данные категории носят весьма подвижный и относительный характер. Само понятие «сущности» не предполагает какого – либо жестко фиксированного уровня реальности или некоего предела в познании. Я выше отмечал, что познавательный процесс «идет» от явления и сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца.

Относительный характер категории «сущность» и «явление» заключается в том, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность более низкого порядка по отношению к его собственным проявлениям.

Эти категории указывают нам на то, что процесс познания – это процесс вечного и бесконечного углубления познающим субъектом в сущность познаваемого мира и его отдельных элементов через осмысления изначально его внешних проявлений.

  • 13.Что такое концептуальные системы химии? Какие концептуальные системы химии вы знаете?
  • 14.Какие основные проблемы состава вещества вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
  • 15.Дайте определение химического элемента. Сколько их известно и почему этих элементов ограниченное количество?
  • 16.Что такое химическое соединение? Как в настоящее время определяют понятие «молекула»?
  • 17.Что такое структура молекулы реагента? Какие проблемы решаются в рамках изучения структуры вещества?
  • 18.Как происходит образование химических структур и что такое химическая связь? Какие химические связи вы знаете?
  • 19.Что такое химический процесс? Почему в процессе химических реакций происходят поглощение и выделение энергии? Приведите примеры.
  • 20. Каковы основные принципы управления химическими процессами?
  • 21. Что такое каталитические системы?
  • 25. Что такое сфероид, эллипсоид и геоид? Каковы параметры принятого в нашей стране эллипсоида? Зачем он нужен?
  • 26.Каково внутреннее строение Земли? На основании чего делается заключение о ее строении?
  • 30. Что такое гидросфера? Что такое круговорот воды в природе? Какие основные процессы происходят в гидросфере и ее элементах?
  • 31. Что такое атмосфера? Каково ее строение? Какие процессы происходят в ее пределах? Что такое погода и климат?
  • 32.Дайте определение эндогенных процессов. Какие эндогенные процессы вы знаете? Кратко их охарактеризуйте.
  • 33.В чем заключается сущность тектоники литосферных плит? Каковы ее основные положения?
  • 34.Дайте определение экзогенных процессов. В чем основная сущность этих процессов? Какие эндогенные процессы вы знаете? Кратко их охарактеризуйте.
  • 35.Как взаимодействуют эндогенные и экзогенные процессы? Каковы результаты взаимодействия этих процессов? в чем сущность теорий в. Дэвиса и в. Пенка?
  • 36Каковы современные представления о возникновении Земли? Как происходило ее раннее становление как планеты?
  • 37.На основании чего производится периодизация геологической истории Земли?
  • 38.Как развивалась земная кора в геологическом прошлом Земли? Каковы основные этапы развития земной коры?
  • 39.Что такое жизнь? Каковы основные свойства жизни?
  • 40.Какие основные уровни организации живой материи вы знаете?
  • 41.Как устроена и как функционирует клетка?
  • 42.Как, по современным представлениям, зародилась жизнь на Земле? Перечислите основные условия и факторы, способствовавшие этому.
  • 43.Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?
  • 44.Что такое микро- и макроэволюция? Как они соотносятся?
  • 45.В чем состоят основные позиции синтетической теории эволюции?
  • 46. В чем сходство и различия теории ч. Дарвина и синтетической теории эволюции?
  • 47. Когда зародилась жизнь и как происходило развитие жизни на ее самых ранних стадиях?
  • 48. Какими путями развивалась жизнь в архейском и протерозойском зонах? Назовите характерные формы жизни того времени.
  • 49. Как развивалась жизнь в палеозойскую эру? Какие формы жизни в это время вымирают, а какие появляются?
  • 50. В чем состоят основные изменения в живой природе в мезозойскую и кайнозойскую эры? Какие формы жизни были унаследованы от предыдущих эр, какие вымерли в эти эры, а какие появились?
  • 51. Как происходило становление человека как вида? Перечислите основные этапы антропогенеза.
  • 52. Каково соотношение биологического и социального в истории становления человечества? Продолжается ли в настоящее время биологическая эволюция человека?
  • 53.Что такое биоэтика, чем она занимается и каковы ее основные принципы?
  • 54. Теории возникновения жизни на Земле.
  • 12.В чем заключается сущность химических явлений? От чего зависят свойства веществ?

    Изучение химических явлений основывается на фундаментальных принципах физической картины мира и вносит большой вклад в описание явлений живой и неживой природы.

    Простейшим носителем химических свойств служит атом - система, состоящая из ядра и движущихся вокруг него электронов. В результате химического взаимодействия атомов образуются молекулы - системы, состоящие из нескольких ядер, в общем поле которых движутся электроны.

    В химических реакциях участвуют не отдельные частицы, а их большие коллективы - вещества, причем химическое изменение сопровождается появлением новых химических индивидов, или химических веществ. Химическим индивидом обычно называют наименьшее количество вещества, повторением которого в пространстве можно воспроизвести данное вещество.

    Химические явления определяют развитие неживой и живой природы и отличаются от других, рассматриваемых в естествознании. Химических реакций, протекающих в неживых системах и основанных на статистических столкновениях беспорядочно распределенных в пространстве молекул.

    Все химические знания объединяет главная задача - получение веществ с заданными свойствами.

    13.Что такое концептуальные системы химии? Какие концептуальные системы химии вы знаете?

    При всем многообразии химических явлений выделяют четыре основные концептуальные системы. Эти системы появлялись последовательно во времени, причем каждая новая химическая концепция возникала на основе научных достижений предыдущей.

    1. Первая химическая концепция - учение о составе - возникла в 1660-х гг. и связана с исследованием свойств веществ в зависимости от их химического состава. Представляло собой практически всю химию. В настоящее время в ее рамках рассматриваются проблемы периодичности, стехиометрии (соотношения между количествами вступивших в реакцию реагентов и образующихся продуктов), а также физико-химический анализ.

    2. В 1800-е гг. возникла концепция структурной химии, предполагающая исследование структуры, т.е. способа взаимодействия элементов. Эта концепция опирается на атомно-молекулярную концепцию строения вещества.

    3. Третья концептуальная система - учение о химическом процессе - в 1950-е гг. завершает свой этап становления. В основании ее лежит представление о химической кинетике и химической термодинамике, а в ее рамках исследуются внутренние механизмы и условия протекания химических процессов.

    4. Идеи четвертой концептуальной системы - эволюционной химии,- были сформулированы в 1970-х гг. Эта система находится в стадии становления. В центре ее внимания - открытые высокоорганизованные химические системы, развитие которых приводит к возникновению биологической формы движения.

    14.Какие основные проблемы состава вещества вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

    Химический состав вещества рассматривается в рамках учения о составе, выделяют три основных проблемы: проблему химического элемента, проблему химического соединения, проблему вовлечения химических элементов в производство новых материалов.

      В настоящее время под химическим элементом понимают совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Начало современному представлению о химическом элементе как о «простом теле» или как о пределе химического разложения вещества, переходящем без изменения из состава одного сложного тела в состав другого, первым положил Р. Бойль в середине XVII в. Химики того времени не знали ни одного химического элемента. Фосфор был открыт только в 1669 г., а потом повторно в 1680 г., кобальт - в 1735 г., никель - в 1751 г., водород - в 1766 г., фтор - в 1771 г., азот - в 1772 г., хлор и марганец - в 1774 г. Любопытно, что кислород был открыт одновременно в Швеции, Англии и Франции в 1772 - 1776 гг.

    Открытие периодического закона стимулировало поиск новых химических элементов. Во времена Менделеева были известны 62 элемента, то уже в 1930-е гг. система элементов заканчивалась ураном (Z = 92). В настоящее время самым тяжелым синтезированным элементом является элемент с Z = 112. Полное научное объяснение Периодической системы элементов базируется на законах квантовой механики.

      Под химическим соединением в настоящее время понимают индивидуальное вещество, в котором атомы одного или различных элементов соединены между собой химической связью. Сейчас известно свыше 5 млн химических соединений. Состав химических соединений в огромном большинстве случаев подчиняется законам постоянства состава и кратных отношений.

    Проблема химического соединения до недавнего времени не вызывала споров у ученых. Было общепринято, что нужно относить к химическим соединениям, а что - к «простым телам». Однако применение современных физических методов исследования вещества обнаружило, атомы объединяют в молекулы как единую квантово-механическую систему внутренние силы - химические связи, а они представляют собой проявление волновых свойств валентных электронов.

    В результате раскрытия физической сущности химической связи классическое понятие молекулы изменилось. Молекулой по-прежнему называют наименьшую частицу вещества, способную определять его свойства и существовать самостоятельно. Но теперь в число молекул включают и такие квантово-механические системы, как ионные, атомные и металлические монокристаллы и полимеры, образованные за счет водородных связей.

      Последняя проблема учения о составе - вовлечение новых химических элементов в производство материалов. Известно, что 98,6% массы физически доступного слоя Земли составляют всего восемь химических элементов. Однако эти ресурсы используются неравномерно.

    Начиная с середины XX в. новые химические элементы стали использоваться в синтезе элементе -органических соединений Новые элементоорганические соединения применяют и в качестве химических реагентов для лабораторных исследований, и для синтеза уникальных материалов.

    "

    Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

    Явление же - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.

    Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого - то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) - по отношению к его собственным проявлениям.

    Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких - то жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

    © 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ