Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Отрицательное влияние на человека. Отрицательное влияние группы на личность

Положительное и отрицательное влияние сети на человека

Об этой проблеме говорили раньше, говорят в настоящее время и будут говорить еще долго. Несомненно, что вред от социальных сетей есть. К этому выводу в настоящее время пришли многие, среди которых есть психологи, ученые исследователи, а так же аналитики, маркетологи и многие другие специалисты. Если ты все еще сидишь в таких сетях, как ВКонтакте и Одноклассники, то ты на самом деле в своего рода "тюрьме". Не понимаешь почему, тогда мы тебе постараемся это объяснить.

Объяснение этому объясняется гипотезой о пробеле знаний. В нем говорится, что особенно высокообразованные люди извлекают выгоду из новой информации. Они с большей вероятностью имеют доступ к средствам массовой информации, распространяя информацию, они с большей вероятностью используют информацию в средствах массовой информации и, в конечном итоге, могут лучше понимать и запоминать информацию. Поэтому различия в знаниях между высшими и низкими образованными не уменьшаются путем распространения информации в средствах массовой информации, а, наоборот, даже больше.

Причина первая.

В давние времена социальные сети были созданы для того, чтобы объединить людей в группы единомышленников, а так же для осуществления быстрого процесса общения между людьми или группами людей. Но может ли быть эта причина истиной, здесь стоит задуматься. А не в том ли причина, что эти социальные сети были созданы для сбора информации об их пользователях. Многие из вас уже создали страницу со своим настоящим именем и фамилией, а может вам еще и паспортные данные занести? Вы никогда не задумывались, что вашими данными могут пользоваться, как ваши недоброжелатели, так и специальные службы, будь то МВД, к примеру. Большая часть людей уже сменила свои данные или же зарегистрировала новую страницу в социальной сети, где будет указано меньше данных, чем в предыдущей.

Это, вероятно, будет еще более усугубляться распространением Интернета, поскольку большие слои населения по-прежнему не имеют доступа к информации, которую можно найти там. Это явление называют цифровым разрывом общества. Средства массовой информации влияют на понимание проблемы. Люди могут сосредоточить свое внимание на нескольких социальных проблемах. Именно поэтому они рассматривают проблемы, которые сообщения СМИ особенно часто имеют важное значение. С одной стороны, этот эффект может быть положительным, поскольку он помогает обществу согласовать определенные проблемы, которые необходимо решить.

Причина вторая.

Частое сидение в социальных сетях может негативно сказываться на твоем психологическом здоровье и вызывать у тебя зависимость от интернета, а в частности от социальных сайтов. Тебе никогда не казалось, что очень часто и подолгу сидишь, к примеру, на своей странице ВКонтакте? Многие из вас, первый раз за день, открывая свой браузер, первым же делом идут посетить свои страницы в социальных сетях. Вообще то ты уже попал на удочку и сидишь в своего рода "тюрьме" под названием социальные сети. Разве это можно считать нормальным явлением, эти социальные сети просто начинают потихоньку "поедать" наш с вами мозг.

С другой стороны, однако, это может также иметь негативные последствия, если средства массовой информации сталкиваются с проблемами, которые на самом деле являются второстепенными и отвлекают от реальных проблем. В краткосрочной перспективе освещение СМИ о партиях или людях часто меняется очень быстро.

Даже выборы могут быть решены, потому что все больше и больше людей остаются неопределенными только до выборов, на какую сторону они должны голосовать. Одним из самых удивительных эффектов средств массовой информации является, наконец, так называемый культивирующий эффект. Люди ориентируют свои идеи мира не только на новости, но и на вымышленные программы, такие как художественные фильмы или телесериалы. Например, люди, которые смотрят много телевидения, завышают преступность в обществе, потому что телевизионная программа показывает преступление выше среднего.

Причина третья.

Уже сейчас тебе стоит проверить себя на наличие зависимости от социальных сетей и интернета вообще. Для такой проверки вы можете для начала просто некоторое время (хотя бы неделю) не посещать социальные сети. В это время вы можете заняться теми делами, которые ранее вы не могли выполнить по причине своей занятости в прохождении новой игры или же просмотра новых фотографий у друзей. Получилось? Если да, то для вас еще не все потеряно, а может вы, наоборот, сможете найти для себя, таким образом, более интересное занятие, нежели торчать сутками ВКонтакте.

Таким образом, средства массовой информации могут иметь много разных эффектов. Некоторые из них можно считать позитивными с социальной точки зрения, другие должны считаться отрицательными. Тот факт, что они происходят, не имеет ничего общего с тем фактом, что люди доверчивы или манипулируют. Но они часто полагаются на сообщения СМИ, если они хотят сформировать мнение, потому что у них нет другого источника информации.

Выводы исследования мозга по жизни «онлайн»

Исследование мозга также дает результаты, заслуживающие внимания. Наиболее важным нахождением современной нейробиологии является то, что мозг постоянно изменяется благодаря его использованию. Каждое восприятие, мышление, переживание, чувство и действие оставляет следы, которые были названы более ста лет: следы памяти. До восьмидесятых - только гипотетические структуры, но сегодня они становятся видимыми. Потому что синапсы, т.е. те соединения между нервными клетками, над которыми работают электрические сигналы, с которыми работает мозг, теперь можно фотографировать и даже снимать.

Причина четвертая.

Может пора задуматься, а почему вообще так получилось, что социальные сети приносят только вред и ничего хорошего от этого быть просто не может. На самом деле ответ на этот глубокий вопрос довольно таки прост. Человек сам по себе существо социальное и ему просто необходимо общение и сам социум для него очень важен. В нашем мире просто невозможно представить свою жизнь без других людей. Но, получилось так, что нормальное общение постепенно заменилось на электронное общение, которое и могут нам подарить лишь социальные сети. И к чему же это все привело? У нормального человека попросту отняли само по себе живое общение. Действительно, сейчас многие могут подумать, а зачем я пойду на улицу, если могу просто написать в "аську" или же отправить письмо по электронной почте, а еще проще написать на "стену" другу или подруге. А многие видят в социальных сетях и такой плюс, как неограниченное количество друзей. Но такой переизбыток в общение может привести вас к потере интереса к собеседнику. Сначала вы теряете интерес к одному своему собеседнику, потом к другому, а потом и вообще потеряете интерес к жизни.

Вы можете видеть, как они меняются в процессе обучения. Если используются методы функциональной визуализации, то можно визуализировать даже активность целых областей мозга. Таким образом, можно продемонстрировать нейронные эффекты процессов обучения в широком масштабе. Этот процесс, называемый консолидацией, может быть нарушен эмоциями. Постоянное «онлайн-существование» имеет дополнительный негативный эффект: для консолидации того, что было изучено, мозгу нужны времена отдыха.

Это может быть короткий сон, но ему не нужно: «Дозиться», смотреть в потолок, просто позволить мыслям дрейфовать и просто не обрабатывать стимулы извне. Это важно, но это предотвращает жизнь «в Интернете». Манфред Спитцер занимает кафедру психиатрии в Ульмском университете, где возглавляет больницу Психиатрического университета и Центр трансплантации нейробиологии и обучения.

Причина пятая.

И, наверное, самая страшная. Социальные сети очень вредны и представляют собой опасность для детей. Случилось это потому, что содержат в себе огромное количество информации, от которой чаще всего детей нужно ограждать. Сейчас каждому из нас не трудно будет себе представить, кто на самом деле вырастет из ребенка, который с малых лет смотрит запрещенные фильмы и слушает нецензурные песни. Многие из вас сейчас точно будут думать, что из этого ребенка вряд ли выйдет что-то хорошее, нежели с ребенка, который читал книги и рисовал, к примеру. Массовая деградация школьного поколения опасна для общества и человечества в целом.

Насилие в СМИ и его влияние

Тайный агент толкает автомобили своих оппонентов своим спортивным автомобилем с дороги в дикой погоне. Вражеские машины опрокидываются и взрываются в огромных огненных шарах. «Игрок плывет по дорожке со всех сторон бежит к нему, кто нападает на него своими пушками». Игрок делает это в последнюю секунду, с автоматом стрелять всех врагов, которые сбиты хитами и остаются в луже крови. Ведущая программы новостей объявляет эксклюзивные фотографии сцены. Резкое сокращение: последствия террористического нападения нечеткие на размытых изображениях сотового телефона.

Причина шестая.

Эта причина заключается во вреде знакомства через социальные сети. В общем-то, вреда особо нет, если только вы не попали на насильника. Мошенника или же маньяка. Стоит быть более бдительным. Люди, которые хотят с вами пообщаться на интересные темы, никогда не будут интересоваться вашими отношениями. Разделяйте личную жизнь и жизнь в интернете.

Дым везде, мусор в дороге. Между вами можно увидеть тела жертв. Почти каждый телезритель или компьютерный игрок когда-либо видел и «видел» подобные сцены. Этот опыт опосредуется средствами массовой информации: «лишь очень немногие люди будут подвергаться таким ситуациям в своей повседневной жизни, но, конечно, возникает вопрос, влияет ли только восприятие медиального насилия на определенные последствия». Подражайте сияющему герою детей из агента Фильм «Унылый геймер», если они каждый день ходят в виртуальную войну?

Отражают ли новостные изображения телезрители или травмируют их? Через изображение безнравственного поведения, насилия и убийства зритель будет очищен. Хотя эта идея теперь может считаться устаревшей, поскольку имеется мало эмпирических данных, но очень противоположные результаты исследований. В настоящее время дискуссия о медиа-насилии кажется более необходимой, чем когда-либо: многие предложения пронизаны насилием и «они популярны среди пользователей».

Да, с одной стороны экономия времени и сил налицо. Вам совершенно не нужно выходить из дома, куда-то идти, да и начать общение можно абсолютно в любое время суток, а если Ваш собеседник Вам надоел, то Вы просто можете отключить интернет и больше не общаться. Социальные сети очень распространены в наши дни и за счет того, что они имеют совершенно разную концепцию своей работы, они с легкостью делят пользователей между собой. Даже самые ярые поклонники интернета выбирают для себя одну единственную социальную сеть и общаются со своими родными и близкими через неё. К тому же для того, чтобы интерес пользователей никогда не падал, следовательно, и прибыль разработчиков не уменьшалась, а, наоборот, увеличилась, постоянно придумываются новинки, нововведения. Это помогает удерживать постоянных жителей социальных сетей, ну и, конечно же, привлекать новых пользователей.

Триллеры, боевики или шутеры от первого лица востребованы миллионами зрителей в Германии. Особенно в отношении подростков и детей, общественность критически сомневается в том, что потребление такого контента вредно и влияет на затронутых лиц в их развитии. Дискуссия идет настолько далеко, что запрет на отдельные предложения, такие как «Шутер от первого лица», также обсуждается для взрослых пользователей. Эти требования запрета сопровождались, в частности, убийствами Эрфурта и Виннендена, поскольку преступники также должны были быть игроками прославляющих компьютерных игр.

Социальные сети позволяют своим пользователям не только общаться и получать новую информацию, но также и находить информацию о предлагаемых товарах и услугах. Сейчас продвижение в социальных сетях стало распространенным способом рекламы в интернете.

Но, помимо всего прочего, социальные сети имеют ряд негативных особенностей. С их помощью очень легко манипулировать сознанием и настроением огромных масс людей, особенно это касается молодежи, которая очень сильно поддается влиянию. Так в январе, во время начала массовых волнений в Египте, поступил указ правительства Египта о том, чтобы все провайдеры без исключения прекратили свою деятельность. Это произошло из-за того, что первые призывы к беспорядкам появились именно в социальных сетях.

В этом отношении исследования касаются медиаконтента под особым социальным наблюдением «на основе которого можно было бы принимать далеко идущие решения, но наука не может дать ясные ответы, которые требуют общество и политические лица, принимающие решения». дает множество научных подходов и довольно противоречивые результаты.

Этот тезис гласит, что наблюдение за реальным или опосредованным СМИ насилием может создать страх перед агрессией, тем самым снижая свою готовность к агрессии. Другими словами: пользователь притупляется против насилия и даже рассматривает его как «нормальную» и, следовательно, приемлемую форму поведения. Стимулирующий тезис. В определенных личных и ситуационных условиях этот подход придает средствам массовой информации агрессивный или агрессивный эффект. Экспериментально исследуется у людей, которые ранее были расстроены, и в основном относится к краткосрочной капитализации или.

К тому же вся информация, все Ваши фотографии и контакты, телефоны, которые Вы указываете при регистрации, сохраняются в базе, и Вы больше никогда их не сможете оттуда удалить.

Можете найти вы, а могут найти и вас. Мне кажется, очень важно в современном мире поддерживать общение друг с другом, потому что в постоянном потоке событий, дел и забот легко потерять контакты со знакомыми и близкими людьми.

Теории обучения. Основываясь на этом классическом представлении, предполагается, что поведение, изображенное в средствах массовой информации, может быть изучено пользователями посредством наблюдения. Выученное поведение впоследствии может быть воплощено в реальность. Например, на основе этой теории можно предположить, что подростковые компьютерные геймеры учатся насильственным действиям исключительно из игры, а затем, если необходимо, реализуют их в повседневной жизни.

Тезис о культивировании. Представители этого подхода предполагают, что реальность, представленная в средствах массовой информации, оказывает «культивирующее» влияние на мировое восприятие пользователей. Например, предполагается, что люди, которые следят за многими историями преступлений, переоценивают количество убийств и актов насилия в обществе, потому что их идеи о них были под влиянием медийной реальности.

Социальные сети дают возможность обзавестись новыми знакомствами, а это, в свою очередь, шанс найти единомышленников, людей с такими же интересами. Достаточно вступить в нужную группу, которая привлекла внимание, а остальное - дело техники. Можно просто общаться в сети, но кто знает, может, виртуальное общение перейдёт в реальное?

Передача возбуждения. Хотя многие из вышеперечисленных подходов предполагают специфический и тематически связанный эффект с исходным материалом, гипотеза переноса возбуждения предполагает, что медиа-контент вызывает состояние возбуждения у пользователя. Это состояние волнения может затем «разрядиться» совершенно по-другому, чем показано в СМИ.

В последнее время обсуждаются все более сложные подходы. Специально в области компьютерных игр, стандартная модель агрессии стала стандартной. Это описывает в качестве рамочной модели цикл между личными и экологическими элементами с точки зрения агрессии и опирается на различные теоретические элементы, которые влияют друг на друга. Проблема: чем сложнее модель, тем более дифференцированы и менее понятны ответы науки.

Социальные сети дают возможность просматривать файлы, видео и фотографии других пользователей, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями. Конечно, такое общение никогда не заменит живого эмоционального и открытого диалога, но поможет расслабиться, поднять себе настроение или просто "убить время".

С одной стороны это неплохо. Но с другой... Опасность заключается в том, что виртуальное общение постепенно вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека, и это уже минус. В особенности данная проблема касается детей и подростков. В социальной сети всё просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствуют мимика, движение, контакт глаз, нет реальных эмоций. Человек, который длительное время в сети общается виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети. Он теряет навык реального контакта с себе подобными в жизни, где без этого не обойтись, ему будет трудновато. Это прямой путь к аутизму. И это серьезная проблема современного общества, особенно молодежи. Постепенно появляется зависимость, которую человек не хочет признавать. Зачастую люди безрезультатно и неоправданно тратят личное время, совершая действия "на автомате". Подростки становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой, возникают непонимание с родителями, конфликты, что, естественно, отражается на психическом здоровье ребенка и его взаимоотношениях с окружающими. Такое пристрастие к виртуальному общению подростков объяснимо -- там тебя никто не заставит контактировать с неприятным собеседником, никто не читает морали и не учит жить. Надоело общаться -- щелчок мыши на “крестике”, и до свидания. В реальной жизни не все так просто. Надо также понимать, что социальные сети сами по себе не порождают такие недостатки, в основном возникновение "минусов" обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятой личности.

Однако различия существуют не только в теоретическом подходе, но и в методологическом подходе. Измерения аппаратуры используются для обнаружения прямых физических реакций на воспринимаемый медиаконтент. К ним относятся физиологические измерения, такие как кровяное давление и сопротивление кожи, а также методы визуализации, которые непосредственно регистрируют активность мозга. Кроме того, эксперименты проводятся без таких измерений путем регистрации реакций и эффектов, например, с помощью обследований.

Последние также используются в неэкспериментальных исследованиях, которые захватывают восприятие и отношение к насилию в средствах массовой информации и в целом. Например, хотелось бы измерить различия между сильными медиа-пользователями и пользователями, не являющимися пользователями.

Во-первых, подростки невероятно легко поддаются чужому влиянию. И, благодаря возможности создавать тематические группы, добавлять видеофайлы, графические изображения и аудиозаписи, любой зарегистрированный пользователь сможет добиться внимания ребенка. И кто знает, чего именно хочет добиться пользователь по ту сторону экрана? Социальная сеть заполнена не просто пиратскими файлами, но и материалами, призывающими к насилию, расизму и экстремизму! Более того, вы с легкостью сможете найти десятки профайлов, владельцы которых предлагают запрещенные препараты и интимные услуги. Ребенку ничего не нужно искать - все в свободном доступе и в одном месте.

Большинство исследований показали, что средства массовой информации имеют измеримые эффекты, обычно в ожидаемом «отрицательном» направлении: они приводят к большей активизации субъектов, а отчасти они также способствуют агрессивному поведению и антисоциальным установкам. Однако эффект, связанный с медиа, относительно невелик: менее 10% агрессивных восприятий или форм поведения, обычно вызываемых средствами массовой информации, и исследования, не показывающие никакого эффекта или даже положительных эффектов.

Однако большинство приведенных выше результатов основаны на так называемых исследованиях поперечного сечения, которые проводились только за один раз. Их гораздо проще реализовать, чем долгосрочные исследования, когда медиа-пользователей контролируют или проводят собеседование в течение нескольких недель, месяцев, а иногда и лет. В таких продольных исследованиях прямые эффекты часто ниже, чем в исследованиях поперечного сечения, так как необходимо учитывать множество других факторов. Кроме того, основное внимание уделяется социальным аспектам, поскольку только долгосрочные исследования показывают, что окружающая среда людей имеет центральное значение для медиаэффектов: кто растет в социально слабой семье и друзьях, в которых много внимания уделяется насилию в СМИ, Кроме того, есть свидетельства так называемых эффектов отбора: люди, у которых уже есть агрессивные инвестиции, выбирают подходящий контент, который может тогда иметь большее влияние.

Во-вторых, подростки чрезвычайно зависимы от мнения окружения. И социальная сеть ВКонтакте активно играет на человеческом тщеславии. На что только не пойдут дети, чтобы заполучить достаточно крутую на их взгляд аватарку. Дети готовы запечатлеть каждый уголок своего дома и каждый кусочек своего тела в самых невероятных ракурсах, чтобы получить от друзей заветное сердечко "Мне нравится".

В-третьих, социальная сеть ВКонтакте пожирает огромное количество времени и вызывает зависимость более сильную, чем алкоголь или сигареты. Ребенка практически невозможно оторвать от экрана монитора - он готов часами сидеть, просматривая обновления у друзей, общаясь по чату и играя в многочисленные игровые приложения. День без доступа к социальной сети превращается в катастрофу планетарного масштаба, ведь подросток твердо уверен, что не зайди он на свою страницу, упустит все самое важное, что сейчас происходит в жизни его друзей. Именно поэтому социальная сеть занимает первую позицию в рейтинге бессмысленных пожирателей времени.

Так стоит ли запрещать ребенку проводить свое время в социальной сети ВКонтакте? Безусловно, нет. Это именно тот черт, который не так уж и страшен, как его малюют. Думающего и ответственного ребенка никакие социальные сети не превратят в убийцу или наркомана. Так же и как настроенного на агрессию подростка не спасет отсутствие в них доступа. Поэтому, если вы действительно ответственно подходите к воспитанию своих наследников ВКонтакте вам не угроза. Впрочем, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не засиживался там, ведь в реальном мире есть миллион вещей, которые стоят того, чтобы забыть о существовании социальных сетей раз и навсегда!

Приведу пример из своей жизни. Разговор был около трех месяцев назад. Как обычно я с друзьями пошла гулять. Мы завели тему о социальной сети, а именно о ВКонтакте. Мы посчитали все плюсы и минусы, нам было очень тяжело сделать вывод о том, хорошая или плохая эта сеть. Ведь с одной стороны мы всегда можем договориться и побеседовать с кем-нибудь тогда, когда не можем выйти и поговорить в реальности. Можем обмениваться фотографиями, видео и аудиозаписями. Но, с другой стороны, это отнимает у нас очень много свободного времени, большинство не выполняет домашнее задание, думая, что после того как немного "посидят" в интернете, выполнят его, но это немного например минут 20-40, превращается в часы. Куда так быстро уходит время? Общаясь как в интернете, так и в реальности мы не замечаем времени. Поэтому я и мои друзья пришли к выводу, что надо как-то от этого избавляться, потому что все осознают свою интернет-зависимость. Мы решили удалить свои странички из социальных сетей, чтобы хоть как-то вернуть то, что мы упустили из жизни. Ведь именно из-за интернета у нас часто возникает непонимание с родителями и другими взрослыми, мы не представляем себе жизнь без интернета, а они не представляют жизнь в интернете.

Меры, которые стоит принять, если вы подозреваете у ребенка интернет зависимость можно увидеть в приложении 1.

Положительное воздействие общности наиндивида

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

В группе индивид встречается с людьми, которые для него основным источником духовной культуры.

Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.

Группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков.

Группа снабжает индивида системой положительных эмо-циональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт.

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею.

Важным фактором индивидуального психологического раз-вития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения, он эти знания получить не может.

Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду не-обходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.передают другим свой жизненный опыт.

Отрицательное влияние группы на личность

Французский исследователь Г.Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация» . Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

Эксперименты Эша.

Давление группы способно обмануть зрение

Этот эксперимент очень любят воспроизводить в школах и вузах всего мира. Благо для этого нужно совсем немного: всего две картонки, на одной из которых изображены три линии, на другой - одна. От испытуемого требуется сказать, какая из трех линий, нарисованных вместе, равна по длине линии, нарисованной отдельно. Простенькая задача.

Но… Перед тем как дать вполне очевидный ответ, испытуемый должен выслушать ответы своих пятерых коллег. И они все как один называют абсолютно неправильный вариант. Что делать?! С одной стороны, никто не требует, чтобы все ответы совпадали, а глаза явно видят правильный вариант. С другой стороны… В общем, как минимум треть испытуемых проявляет конформизм и называет тот неправильный вариант, который предлагают остальные участники исследования. Они, кстати, вовсе не испытуемые, а сообщники экспериментатора.

Этот результат поверг в изумление даже организатора эксперимента - Соломона Эша. Он-то был уверен, что граждане США, воспитанные в духе индивидуализма, не должны поддаваться давлению группы. Но природа человека оказалась сильнее традиций свободомыслия.

В том, что человек подчиняется давлению группы, нет нового. Интереснее модификации эксперимента. Например, в одной из версий был «подсадной» испытуемый, который называл неправильный вариант, отличающийся от других (например, верный ответ «вторая линия», четверо участников говорят «третья», а один - «первая»). Когда «подсадная» группа утрачивала единство, «наивные» испытуемые давали гораздо больше правильных ответов.

Время Результаты эксперимента были опубликованы в 1951 году. Недавно закончилась Вторая мировая война, американское общество пребывало в эйфории: мы победили тоталитарный фашизм, наши люди свободные и независимые, у нас такого быть никогда не может!.. Эксперимент Эша был ударом по этой самоуверенности.

Мораль Единство мнений - штука опасная. Чтобы адекватно воспринимать реальность, в обществе должны быть диссиденты, при этом не так уж важно, говорят ли они правду или несут полную околесицу, - главное, чтобы их мнение отличалось от позиции большинства.

Где с этим можно столкнуться При оценке мировых событий, при выборе книжки в магазине, при голосовании на выборах, при покупке нового мобильника…

Парадигма Эша

Для того чтобы изучить социальное влияние группы на поведение индивидуума профессор Эш поставил оригинальный эксперимент. Испытуемых помещали в группу якобы таких же испытуемых, а на самом деле сотрудников экспериментатора. Группе показывали картинку и просили каждого высказаться, не обращая внимания на мнения других. Сотрудники начинали во всеуслышанье давать, очевидно, неправильные ответы. Испытуемые никак (ни морально, ни материально) не зависели от экспериментатора или членов группы и не ожидали вознаграждения. Под влиянием ответов других от 50 до 80 % испытуемых, несмотря на внутренний дискомфорт, хоть раз соглашались с явной чушью, противоречащей очевидному. Число согласившихся оставалось стабильным при уменьшении группы до 4 человек и падало только, когда испытуемый был всего с одним или двумя сообщниками экспериментатора. Важно было только, чтобы заблуждающееся большинство было единодушным. При появлении хоть одного «союзника» уровень согласия испытуемого резко снижался.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ