Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мальта: село мамонтов и шерстистых носорогов. Превращения избы-читальни Как назывался заведующий деревенской читальней в ссср

Д.В. Попкова (1933-2002), с 1954 г., зав. передвижным фондом ЦРБ,

1962-1965 г. - в.и.о. зав. ЦРБ,

1969 -1971 г. зав. Дмитровской детской библиотекой,

1975-1976 г. – зав. читальным залом ЦРБ,

1983-1988 г. – методист ДЦРБ.

Всё, о чем хочу поведать связано с историей Дмитровской районной библиотеки и, конечно, о тех годах, которые отдала служению ей, о тех людях, с которыми работала.

Я начала свою деятельность с 1 сентября 1952 года с должности инспектора отдела культуры. В то время отдел культуры работал в тесной связи с библиотекой. Проводили совместные семинары, на которых присутствовали библиотечные работники и клубные, и еще заведующие изб-читален (один работник работал и зав. библиотекой и зав. клубом. Всё было в одном помещении). Перед семинарами делали выезды в район. Выезжали группой – зав. отделом культуры (был Юрий Николаевич Бабакин) или я, инспектор отдела культуры Донцова Дина Васильевна, от библиотеки районной – зав. библиотекой Варвара Васильевна Минина или зав. передвижным фондом Мария Бедаш. Проверяли работу клубов и библиотек, оставляли предложения и указывали сроки их исполнения. А потом на семинарах анализировали работу проверенных учреждений и давали направления, как надо работать в дальнейшем всем присутствующим на семинаре. Обязательно выступали на семинарах представитель отдела культуры (зав. отделом или инспектор) от районной библиотеки – зав. библиотекой или зав. передвижным фондом. Последнее слово было за работником ГК КПСС, который был закреплен за культурой.

В 1953 году к отделу культуры была присоединена киносеть (правда не так уж долго этот союз просуществовал тогда).

Зав отделом культуры – первое лицо, второе – его заместитель, зав. киносетью, инспектор отдела культуры.

Все кадры участвовали в проверках библиотек, клубов, киноустановок, проведении семинаров.

Кроме того, в те годы, когда я работала инспектором отдела культуры, стали проводится выезды на село 2-3 раза в год на неделю с проверкой. В составе выездной группы были:

Руководитель – представитель ГК КПСС

Представитель райсовета

Зав. сельхозотделом

Зав. РОНО

Зав. райздравотделом

Представитель отдела культуры

Представитель райбиблиотеки.

Проверяли работу, каждый по своему профилю. Затем собирались все мы и руководители колхоза, школ, больниц, учреждений культуры, главный зоотехник и главный ветврач, председатель сельсовета, секретарь парторганизации. А уж потом в Дмитрове выносился вопрос на бюро ГК КПСС.

Такие выезды давали положительные результаты. Мы часто добивались и ремонта библиотек и клубов, а от с/совета добавочных денег на комплектование их библиотек.

Добивались от руководителей колхоза и улучшения жилья культработников или ремонта учреждений культуры.

В апреле 1954 года я была переведена работать в районную библиотеку – зав. передвижным фондом. Надо сказать, что работа инспектором отдела культуры 1 год и 7 месяцев не прошла даром для меня. Я приняла первое крещение, потом мне было легко работать в библиотеке: я уже знала всех библиотечных работников, всех работников ГК КПСС и районного совета, секретарей парторганизаций села и председателей сельского совета. Это в дальнейшем облегчало мне работать в районной библиотеке. Работая в передвижном фонде, я сама обслуживала 5 больших передвижек: типографию, (теперь фабрика офсетной печати), РТС во Внуково, пошивочную мастерскую, Заречье, Шпилево, а 10 передвижек обслуживали передвижники тех организаций, куда они брали книги. Ходила в каждую передвижку раз в неделю. Носила книги и выдавала их. Кроме того, я регулярно выезжала на село с проверкой работы библиотек и оказывала посильную им помощь. Конечно, больше всего ездила к новичкам в библиотечной работе.

В то время в библиотеке были организованы курсы по подготовке библиотечных кадров для дальнейшей работы в библиотеках района. Курсы были рассчитаны на 6-месячный срок обучения. Вели программу занятий все работники районной и детской библиотеки. Это: Кафтанникова Е.М., Тугаринова Е.А., Минина В.В., Глухова А.И. и др.

В каждом отделе библиотеки проходили курсанты практику, а потом сдавали зачеты. По окончанию курсов они получали «свидетельство», дающие право работать в библиотеках. Эти курсы в то время сыграли значительную роль, так как с библиотечным образованием были единицы. Было много среди библиотечных работников не имеющих библиотечного образования, но они были ассами в библиотечной работе. Многие библиотечные работники после курсов оканчивали библиотечные техникумы.

В те времена книжные фонды библиотек были переполнены книгами, брошюрами, журналами и газетами, так как в те времена все шло в основной фонд. В то время библиотеки занимали старые дома с печным отоплением, и наша районная и детская библиотеки занимали 2-этажное здание с печным отоплением. Детская библиотека – 2-й этаж, а районная занимала 1 этаж на Загорской улице.

Фонды книг были закрыты барьером, свободного доступа к книгам не было. Читальный зал не удовлетворял читателей, т.к. был мал. Учащиеся и студенты иногда договаривались между собой и приходили на занятия, распределяя места в читальном зале по часам: я с 12.00 по 16.00, а ты с 16.00 до 21.00 часов. Так тогда работал библиотека. Несмотря на трудности, библиотека всегда работала стабильно, выполняла план по читателям и книговыдаче, регулярно проводила читательские конференции и литературные вечера, обзоры новинок и т.д. Кроме того, работники выезжали в район с оказанием практической и методической помощи библиотекам на местах. А коллектив был всего из 5 человек. Когда я пришла в библиотеку (в апреле 1954 г.), работали: зав. библиотекой Минина В.В., зав. абонементом Тугаринова Е.А., библиотекарь Сучкова Н.Н., зав. читальным залом Кафтанникова Евникия Михайловна, и я, зав. передвижным фондом, Демидова Д.В. В район в то время выезжали Минина В.В. и я.

В 1957 году к Дмитровскому району присоединили Рогачевский (бывший Коммунистический р-н), а в 1962 году еще и Талдомский район.

В 1961 году библиотека районная получила новое помещение во Дворце культуры и её переезд коллективу тоже достался! А штат Дмитровской районной библиотеки был 5 человек и остался таким. А нагрузка была на коллектив большая и ответственная. Изменился только состав коллектива библиотеки:

Временно исполняющая обязанности зав. библиотекой с 1962-1965 – я,

Зав. абонементом Бутылкина Н.П.,

Библиотекарь Минина В.В.,

Зав. читальным залом Хохлова А.Т.,

И. о. зав. передвижным фондом Митрофанова М.И.

В район стали выезжать по очереди, в основном: я и Бутылкина Н.П., я и Хохлова А.Т., я и Митрофанова М.И.

Надо было нам ознакомиться и с людьми этих районов, и с фондами. Очень много надо было списать литературы, в основном, по сельскому хозяйству и передать в те библиотеки, где она найдет своих читателей.

Надо было решить вопрос о проведении семинаров. Рогачевский район был ближе и как-то родней нам. И главное, мы нашли полное согласие с зав. Рогачевской районной библиотекой Касаткиной Марией Сергеевной и зав. читальным залом Клюевой Л.С.

С присоединением Талдомского района возникали большие трудности, т.к. до библиотек надо было добираться в основном пешком по болотистым дорогам. Ведь транспорта тогда не было в отделе культуры, а о библиотеках и говорить нечего. И все же мы сумели найти общий язык. Семинары проводили то в Дмитрове, то в Рогачеве, то в Талдоме. Очищали книжные фонды, нашли подход друг к другу. И талдомчане стали понимать, что мы им друзья и помощники.

Надо отметить, что нам тогда очень повезло. Было такое течение открывать общественные библиотеки, создавать библиотечные Советы. И у нас при библиотеке был создан библиотечный Совет под руководством Немковой Татьяна Сергеевны, который нам очень помог в то тяжелое время. Мы могли выезжать в сельские библиотеки, так как знали, что у нас были помощники из библиотечного Совета, которые работали и с читателями, и проводили обзоры, участвовали в проведении читательских конференций и вечеров, помогали в работе с ликвидацией должников, а член библиотечного Совета Седов Н.З. оставил о себе большую память. Он много лет добивался строительства новой библиотеки и добился. Библиотека на Почтовой улице – его подарок дмитровчанам. В то время была открыта общественная библиотека на Космонавтах, которая потом стала 2-й городской библиотекой.

Но, пожалуй, самым радостным было событие – от нас отошел Талдомский район, оставив о себе память, несколько библиотек за каналом: Дутшевскую, Раменскую…

В связи с выходом В.В. Мининой на работу на свою прежнюю должность – зав. Дмитровской ЦРБ, я перешла работать в кинопрокат с 1 июля 1965 года по 16 сентября 1969 года. Но связь с библиотекой я не теряла, ходила 1-2 раза на общественных началах в библиотеку на ул. Космонавтов.

С 16 сентября 1969 г. я была переведена в Дмитровскую детскую библиотеку, в связи с уходом Глуховой А.И. на пенсию, в детской библиотеке она проработала более 37 лет. Работала я там по 16 декабря 1971 года, т.к. была избрана освобожденным председателем ГК профсоюза работников культуры с 16 декабря 1971 г по август 1975 г.

В связи с подготовкой перехода библиотек на централизацию сразу вспомнили палочку-выручалочку Дину Васильевну, и в отделе культуры, и в районной библиотеке. И с 1 сентября 1975 года я была переведена на должность зав. читальным залом, но с В.В. Мининой мы занимались подготовкой перехода на централизацию. Правда, мне было тяжеловато, т.к. этим вопросом наша библиотека занималась уже давно, а я пришла после большого перерыва, когда я не работала в районной библиотеке.

Я начала с поездки в областную библиотеку, прочитала там много литературы, ознакомилась с документами Управления культуры. Короче изучала азы перехода к централизации. Главным надо было подготовить книжные фонды к работе в новых условиях. Если раньше накапливались книжные фонды, библиотечные работники с боем их списывали, то теперь централизация ставила вопрос о гибкости в работе с фондами. Очень хорошо, кто-то сказал на семинаре в Москве: «Запомните раз и навсегда, надо так теперь работать с фондом, чтоб библиотека не утонула никогда… надо книжный фонд пополнять и списывать регулярно и равномерно». Вот этим стали срочно заниматься все библиотеки, а центральная библиотека помогала им в этом как всегда.

Очень тяжелым был вопрос о сокращении количества библиотек, о расстановке кадров, помещениях для библиотек.

Но самым сложным был вопрос утверждения нового штатного расписания. Нам пришлось с Варварой Васильевной Мининой через день быть в Министерстве культуры РСФСР и улаживать, и отстаивать, иногда чуть не плача, новое штатное расписание. Обидно было, что отдел культуры не очень разбежался помочь районной библиотеке, он нас больше ругал. А многие районы очень большую помощь получали и от этого выигрывали, получили больше штатных единиц, а тогда это было так важно. Утвердив штатное расписание с 16 марта 1976 года, были внесены изменения в трудовые книжки, т.к. ведение кадров перешло к нам в руки. Очень много было работы. Все дела по кадрам приняли от отдела культуры. Завели уже в библиотеке дела вновь.

Кропотливая работа началась и в методическом отделе. Надо было посетить все библиотеки. Провести семинары с вопросом о новом в библиотечном деле. Непомерная работа легла на отдел комплектования и обработки книжного фонда. Началась новая эра в библиотечном деле, которая требовала многих изменений в работе.

В библиотеку пришли работать молодые кадры, имеющие высшее образование, силу и энергию. А я в ноябре 1976 года уезжала по семейным обстоятельствам в Томск, где прожила 6,5 лет, и там участвовала в организации и развитии Томской ЦБС.

А с 1 апреля 1983 года по 8 апреля 1988 года (уход на пенсию) я опять на родине, в Дмитрове, и опять в Дмитровской центральной библиотеке, но уже работаю в методическом отделе и прихожу к выводу, что самой близкой для меня работой во всех библиотеках – это работа с фондами, с книгами, и когда ты видишь плоды своей работы, ты просто счастлив, и спокойно уходишь на пенсию.

Июнь 1998 года

Воспоминания о старейших работниках библиотеки

Кафтанникова Евникия Михайловна, зав. читальным залом с 1919 по 1957 год. На протяжении этих долгих лет работы в центральной библиотеке Е.М. Кафтанникова была подлинным пропагандистом библиотечной книги и периодической печати. Не на словах, а на деле двигала книгу в массы, проводила большую работу с библиотечными работниками района, прививала им азы искусства библиотечного дела, а в то время это имело огромное значение, так как они, в основном, имели н/среднее образование. Многие из них так полюбили эту профессию, что заочно окончили библиотечные техникумы и посвятили этой работе всю свою жизнь или многие годы. Большое значение придавала Евникия Михайловна в своей работе и пропаганде книги среди учащихся старших классов. Отлично знавшая литературу, она передавала знание её через систематические проводимые литературные вечера, конференции, диспуты и обзоры.

Еженедельно Евникия Михайловна выходила на предприятия с громкими читками в портновскую мастерскую, т.к. портнихам некогда было читать. Она систематически несколько лет читала в цехе, тем самым знакомила женщин с новинками литературы.

Тугаринова Екатерина Александровна, зав. абонементом до 1960 г. Проводила кропотливую индивидуальную работу с читателями, привлекая их к чтению не только художественной литературы, но и в помощь самообразованию и повышению профессионального мастерства.

Эти две неутомимые труженицы привлекали благодаря своему умению работать с читателями, огромное для того времени количество читателей. Авторитет библиотеки среди населения был велик. И в этом большая заслуга Евникии Михайловны Кафтанниковой и Екатерины Александровны Тугариновой.

Варвару Васильевну Минину знаю с сентября 1952 года по работе. Сначала, как инспектор отдела культуры. Совместно с ней и зав. отделом культуры Бабакиным Юрием Николаевичем систематически выезжали с методической и практической помощью работникам культурно-просветительских учреждений района. Считаю В.В. Минину своим наставником. В.В. Минина является наставником многих библиотечных работников, которые работают сейчас во многих сельских библиотеках района.

В.В. Минина – человек, который не щадя себя, своего здоровья, отдала все силы и знания для развития библиотечной сети и библиотечного дела в Дмитровском районе. На протяжении всей работы в должности зав. библиотекой и директора ЦБС Варвара Васильевна не гналась за славой, чинами и званиями. Она работала в полную силу и требовала (иногда сурово, но справедливо) от всех библиотечных работников такой же отдачи.

Вырастила отличные библиотечные кадры, особенно на селе, систематически выступала на семинарах по вопросам библиотечного дела, много сил отдавала движению по организации общественных библиотек и библиотечных советов. При районной библиотеке был создан первый в области общественный библиотечный Совет (председатель Немкова Татьяна Сергеевна), который сыграл в своё время огромную роль ив пропаганде библиотечной книги, и в доведении книги до каждой семьи. Это они помогли, члены библиотечного Совета, и особенно Н.З. Седов, В.В. Мининой добиться строительства такой библиотеки, в которой сейчас мы находимся.

В.В. Минина была инициатором в конце 1975 года перехода наших государственных библиотек на централизацию. От неё потребовалось большой силы воли и упорства добиться в кратчайший срок провести всю работу по переходу, а с марта 1976 года библиотеки начали работу уже в новых условиях труда. В этом большая заслуга В.В. Мининой. Кроме библиотечной работы все работники библиотеки занимались общественной работой. В.В. Минина на протяжении почти десяти лет была секретарём парторганизации отдела культуры.

Краткий обзор архивных материалов

ВВЕДЕНИЕ
За последние пять лет то и дело слышу: так ли уж нужна история библиотек. Ну, были они, живы сейчас, но стоят ли они столь пристального внимания к их прошлому. Уверена: история библиотек стоит на одном уровне с историей народного образования. Ведь они, наряду со школами, сыграли в жизни нашего народа огромную роль. Именно они помогают хранить и передавать из поколения в поколение накопленные человечеством знания. Изучение истории действующих на территории города библиотек - возможность не только определить дату открытия, адреса, но и попытаться назвать тех, кто открывал эти библиотеки.
Историю библиотек можно изучать двумя путями. Первый: воспоминания старейших работников библиотеки и их читателей. Второй - изучение документов, которые хранятся в фондах наших архивов: Государственного архива Ульяновской области и архива новейшей истории. Кроме традиционных статотчетов работы библиотек за каждый год работы со дня основания, в фондах управления культуры и отдела культуры горсовета хранятся также отчеты текстовые, справки о работе библиотек и другие документы. Какая радость, когда сквозь кипу запыленных сухих отчетов встречаешь живое слово о библиотеке или избе-читальне - свидетельство того, что в этом маленьком учреждении культуры работал не просто исполнитель, но и настоящий подвижник.
Рамки моих исследований ограничены советским периодом времени и только городом (историей крупнейших библиотек - областных научной и юношеской - занимается ученый секретарь Дворца книги В.М.Патуткина).

ИЗБЫ - ЧИТАЛЬНИ
Давайте представим наш город начала двадцатых годов. Принято считать, что в это время город имел две-три библиотеки. Это не так. По списку библиотек на 1 декабря 1921 года в городе числится 34 библиотеки. В перечень вошли библиотеки военные и ведомственные: например, при Совнархозе, Губземотделе, здравотделе, концлагере, исправдоме и так далее. В этом же перечне - знакомые нам губернское книгохранилище, центральная библиотека, две районных и так далее. Помимо учтенных библиотек, известно, что при различных учреждениях и организациях города имелось …47 выдачных пунктов.
Властителем дум в те годы был наш земляк - В.И. Ленин. Он и его жена Н.К.Крупская продумали и претворили в жизнь идею о максимальном приближении книги к читателю. Например, В.И.Ленин считал, что показателем культуры любой страны служит количество библиотек. По его мнению, библиотека должна находиться в 20 минутах ходьбы от места жительства читателя. В труднейшие для страны годы разрухи и голода в стране стали появляться избы-читальни.
В Ульяновской области было зарегистрировано около ста изб-читален, шесть из них находились в городе. Некоторые из них стали прообразами современных библиотек, клубов и даже детских садов.
Избы-читальни Ульяновска появились как "центры политпросвещения и проводники всех культурных мероприятий". Изба-читальня должна была способствовать «сплочению бедноты и батрачества с середняком» .
При каждой избе-читальне действовали политкружки, ликпункты (по ликвидации неграмотности), драмкружки (в крупнейшей - Куликовской - избе-читальне ставили спектакли, которые пользовались популярностью у населения.
Избы-читальни должны были стать центрами по организации призыва в армию, избачи устраивали вечера воспоминаний бывших военнослужащих и торжественные проводы призывников. Обязанность избача - оформление стенгазеты, организацию громких читок и разных лекций. Не при всех, но при многих избах-читальнях были небольшие фонды книг. В некоторых случаях избач договаривался о выдаче книг в определенные часы (приносил книги из Дворца книги). Каждая изба-читальня выписывала газеты и журналы. В начале 30-х годов избы-читальни напоминали нынешние подростковые клубы. "Участились случаи, когда подростки и малообеспеченные дети лишенцев, порывая отношения с родителями, идут на улицу, где нищенствуют, совершают правонарушения, пополняя тем самым ряды беспризорников, - пишут в Гороно Терехина и Агапова, - просим дать конкретные указания, как поступать с детьми лишенцев, бедствующих на улицах». Большое внимание уделялось работе с детьми и с женщинами. При крупных избах-читальнях организовывались детплощадки, которые стали прообразами нынешних детских садов. В одном из документов уточнено, что "изба-читальня возникла как средство культпросветработы среди неорганизованных домашних хозяек ". В этом же документе предлагалось "ввиду летнего времени перевести работу (изб-читален) на природу и по возможности организовать экскурсии (домохозяек), например, в ясли им. Ильича, в музей или в дом охраны материнства и детства. В планах работы изб-читален - устраивать на природе читку журналов «Работница», «Делегатка» и «Крестьянка». На окраинах города, где еще нет изб-читален, предлагалось организовывать пункты передвижек и книгоношества. "Некоторые избы-читальни организовывались не сверху, а …снизу, стихийно, самим населением. Например, в ноябре 1925 года была открыта Бутырская изба-читальня.
Из документов 1928 года видна обеспокоенность властей о том, что «совершенно не обслуживаются политпросветработой население Тути и Северного выгона с прилегающими к нему районами Кирпичных сараев и Болтавских ям». (ф.521, опись 1,д.521, с.191). «Дом по Сборной 74\4 вполне подходит под избу-читальню для обслуживания Северного выгона», - докладывает автор одного из отчетов. Он рекомендует приобрести для этой цели дом братьев Докторовых . Возможно, что следствием обеспокоенности властей появились избы - читальни на Куликовке и в Подгорье. До этого население этих районов города обслуживалось книгоношами Дворца книги и школьными работниками. Однако, признают авторы документов, работа эта велась «бессистемно и без всякого регулирования этого». Одной из причин называют «неуплату труда». Избачи, как и школьные работники получали зарплату. Снабжением изб-читален керосином, дровами и газетами занимается ГОРОНО. Отдел народного образования курировал работу изб-читален вплоть до 1954 года. Вопросы об избах-читальнях обсуждались на действующем в городе "Объединении библиотекарей". Например, на совещании Губполитпросвета (1925) "Объединение..." поднимало вопрос о снабжении изб-читален читательскими и книжными формулярами, а также "Тетрадями выдачи книг". При каждой избе-читальне действовали Советы из числа активистов. Перед началом работы избач-библиотекарь должен был пройти месячное «испытание» (обучение и практику) при Центральной библиотеке. В фондах архивов много интереснейших фактов по многим избам-читальням города и области. Избы-читальни финансировались из средств уездного бюджета. Там, где денег нет, их содержало …население. «Избы-читальни словно ожили, - пишут в документах Губполитпросвета от 10 марта 1924 года, - посещения выросли в несколько раз, возросли нужды в хорошей крестьянской книжке…. Зачитывается до дыр журнал «Безбожник». Необходимо выписать плакаты с изображением В.И.Ленина, книги с его биографией. Нужны книги Стасова «Что нужно знать крестьянам о Советской власти, о земле и о своем хозяйстве»… Нужен журнал «Новая деревня».
В фондах ульяновских архивов хранится много интересных фактов о Нижне-Часовенской, Канавской и Королевской избах-читальнях Заволжского района. В центре Ульяновска действовали Бутырская, Куликовская и Подгорная избы-читальни. В данной публикации остановлюсь на одной из них - Бутырской.
БУТЫРСКАЯ
Старожилы знают, что Бутырки - это район старого кладбища, улиц Робеспьера, Нижне-Полевой. В двадцатые-тридцатые годы район Бутырок считался районом бедных кустарей и ремесленников. Судя по источникам, именно от них исходила инициатива открытия избы-читальни. Открывали ее два раза. В первый раз - в ноябре 1925 году. Избу-читальню разместили в двухэтажном здании Пищтреста, в котором до революции размещалась канцелярия мельницы Липатова.
Идеальная изба-читальня предполагает сцену. Ее построили. В одной из комнат открыли пункт ликвидации безграмотности, еще одну занял сторож. Первая мебель избы-читальни: столы, скамейки, бак для воды.
Пока не найдена информация о первом избаче Бутырок. Скорее всего, он не сумел проявить себя, возможно, что просто не знал, с чего начинать работу. Возможно, в этом состоянии он проволынил два года, а иначе почему в ноябре 1927 года Бутырская изба-читальня открылась еще раз. Об этом извещает избач Пресняков. В заявлениях в Гороно он пишет, что читальня открылась буквально на голом месте: к его приходу в помещении не было ни стола, ни скамейки, ни бака для воды. Пресняков просит выделить ему сто рублей, чтобы закупить мебель. В январе 28-го года он заказывает дрова, так как в помещении - три печи и до этого он покупал дрова за свои деньги. Проверяющие единодушны в оценке его деятельности: "Работа...чувствуется".
При Преснякове в избе-читальне начали действовать драмкружок и ликпункт.
Проверяющая работу избы-читальни методист Дворца книги К. Околова называет Бутырскую избу-читальню "ценным передвижным пунктом". В отчете о проверке она сообщает, что "читают больше учащиеся и подростки, однако руководства чтением читателей нет". . К. Околова отмечает, что изба-читальня представляет собой одну общую комнату, где играют в шашки, проходят репетиции. Может быть, было какое-либо помещение для выдачи книг? Известно, что Пресняков регулярно оповещал о часах работы передвижки. Скорее всего, книги приносили из Дворца книги. Избач составлял аннотированные списки литературы, оформлял книжные выставки.
При Преснякове был сделан ремонт избы-читальни, при нем была устроена детплощадка на 62 человека. В день Красной Армии он организовал экскурсию в Поливно. Этим мероприятием решался вопрос о смычке населения с армией. К дате взятия города (12 сентября) был проведен доклад. После докладчика выступал агитатор по займам. Мероприятие "скрасило" кино. Работу бутырского избача ставили в пример. И, как это часто бывает, его заметили там, "наверху" и уже в октябре 1928 года Пресняков был переведен на другой участок работы: в Карсунский волостной комитет комсомола.
Судьба Бутырской избы-читальни подтверждает известное "Кадры решают все". Место Преснякова занял Баюшев, который, как написано в отчете инспектора политпросвета по городу Васянина, "никогда на полипросветработе не работал и мало интересуется. Работа его плохая". Баюшев - полная противоположность Преснякову. Он груб, нетактичен.
Самое ласковое о посетителях: "хулиганы", Будучи не в настроении, мог обозвать посетителя "пьяной мордой". Бутырские активисты боролись с избачом-грубияном: о каждом его "промахе" сообщали в политпросвет. Например, однажды Баюшев сорвал запланированный доклад "О Ленском расстреле". Докладчик пришел, а в избе-читальне выступают цирковые артисты. Избач оправдывался банальным: "А я думал, что вы не придете".
Активисты продолжали клеймить избача в стенгазете. Но это не помогало: Баюшев не желал перевоспитываться, вел себя вызывающе. На одном из совещаний инспектор Васянин докладывает, что активисты Бутырок отказываются работать с Баюшевым.
Избачей в городе не так уж и много. Избач Канавской избы-читальни Иван Веселкин давно просится перевести его в город. Приходится идти на уступки. Веселкина переводят в Бутырскую избу-читальню, Баюшева - "ссылают" в Канавскую.
Перелистаем один из планов Бутырской избы-читальни. Главная задача - "широкое ознакомление населения с задачами партии". Не менее важная - "сконцентрировать внимание населения на укрепление обороноспособности страны". В разделе о кружковой работе все чаще отмечается: "Организовать...", "Возобновить..."
Обязательными для всех кружков при избах - читальнях были кружки ОСОАВИАХИМА, МОПРа. При Преснякове они были, а вот при Баюшеве - распались. Перестала выпускаться стенгазета, не собирались активисты.
При избе-читальне опять открыт ликпункт. Избач планирует создать кружок стенкоров, ячейку по борьбе с алкоголем, кружок "Безбожник", кружки комсомольский, пионерский. Планируется "поставить три раза кино", подготовить силами драмкружка два раза спектакль, организовать шашечные игры. Интересный пункт: "Провести показательный суд".
При Бутырской избе-читальне действует детплощадка - это прообраз современного детского сада. Руководит ею Е. Ф. Грешнякова. Есть её заявление с просьбой "отпустить мануфактуру, чтобы нашить белье детям бедных родителей".
К сожалению, не проявил себя и Иван Яковлевич Веселкин. По одной версии, он уволился по собственному желанию. По другой, был снят суровыми бутырскими комсомольцами. Они не простили ему "халатное отношение к работе, выпивку и грубость…». С февраля 1929 года Бутырской избой-читальней руководит А. Воронин. Его работа отмечена подъемом массовой работы. Оценку его работы можно прочесть в отчете побывавшего в избе-читальне инспектор политпросвета Шарагина. Он пишет, что "в районе старых и новых Бутырок нет никаких культпросветучреждений, кроме избы-читальни. …Территориально она расположена далеко от окраины. Бутырское население - в основном, бедняцкое: кустари, сезонные и постоянные рабочие, ломовые и легковые извозчики. Вместимость избы-читальни - 80-100 чел."
Инспектор отмечает, что "работа налаживается: в ячейке ОСОАВИАХИМА состоят уже 27 человек, в драмкружке -17, 22 посещают санитарный кружок - РОКК. Самодеятельные артисты иногда ставят платные спектакли в пользу избы-читальни.
Действует политкружок среди комсомольцев..В Бутырской избе-читальне своевременно отражаются все политические и хозяйственные кампании, все революционные праздники".
Шарагин приводит несколько цифр: ежемесячно - семь докладов и лекций, в фонде избы-читальни имеется около 200 политических и беллетристических книг. Книги выдаются два раза в неделю. Завербовано (в смысле - записано) 157 чел. Ежемесячно через руки читателей проходит 670 книг. При избе-читальне есть книгоноши.
Шарагин недоволен "слабым руководством избой-читальней". Не хватает отдельной комнаты: "68 кв. м. - это мало". Недочетом работы он называет отсутствие работы с родителями. Не организована "Группа бедноты", не ведется работа среди женщин. Заведующий избой-читальней не участвует в работе пункта ликвидации неграмотности.
Шарагин предлагает избачу "вести точный учет пропускной способности посетителей". Одновременно он рекомендует "взять курс на отсев чуждых элементов, посещающих избу-читальню".
В июне Воронин просит предоставить ему отпуск: ему посчастливилось получить путевку в дом отдыха. А с сентября пишет заявление на "выезд в Самару для поступления в пединститут с 1 по 6 сентября 1929 года". В этой же папке - заявление М.Трифоновой. Она просит назначить ее заведующей избой-читальней на Бутырках.

ПЕРВАЯ БИБЛИОТЕКА
В 1938 году Бутырская изба-читальня превращается в библиотеку № 1. До недавнего времени сотрудники городской библиотеки № 1 считали датой своего открытия 1941 год, мотивируя это тем, что с этого года ведется инвентарная книга. Поиски решения горисполкома «довели» меня до 1938 года. Во-первых, потому что в одной из справок о работе библиотек города за 1950 год директор Дворца книги Елизавета Перухина сообщает, что … «первая библиотека существует с 1938 года». Окунувшись в документы довоенного времени, я обнаружила «Смету расходов по 1 городской библиотеке за 1938 год». Однако, где же решение горсовета?
«Пролетарский путь» от 28 мая 1937 года публикует заметку Н. Соколовой «Забытая окраина». Она пишет, что в городе «мало внимания уделяют окраинам. Взять хотя бы старые и новые Бутырки. Здесь нет ни клуба, ни даже небольшой читальни». Читальня, как мы знаем, в этом районе была, но, может быть, в тридцатые годы работала так незаметно, что Н. Соколова ее и не приметила. Так или иначе, но власти заметку прочли и сделали свои выводы. Из протокола секции народного образования и ликвидации неграмотности от 28 января 1938 года ее руководитель Петр Краденов выступил «… о необходимости открытия библиотеки под горой, где также необходима и средняя школа, так как в будущем там будет увеличено население». На заседании постановили предусмотреть в бюджете на 1939 год открытие на окраинах города по одной библиотеке. Сегодня мы знаем, что до войны была открыта только одна библиотека, первая и открылась она на фонде бывшей Бутырской избы-читальни. Есть документ, по которому библиотекарь Е.Гладилина принималась на работу в Бутырскую избу-читальню, а увольнялась уже из городской библиотеки № 1. (Непонятно, почему библиотеке на Бутырках присвоили номер 1, ведь к тому времени в ведении ульяновского Гороно уже числилась городская татарская библиотека, которая ведет свою историю с декабря 1918 года).
Возможно, что многие современные библиотеки «выросли» из изб-читален. Некоторые из них просуществовали до середины 50-х годов. Но это - в области. Городские избы-читальни сами собой прекратили свое существование еще до войны, само словосочетание «изба-читальня» ушло в прошлое. А после войны начинается рост библиотек. Вторая городская библиотека (ныне библиотека № 4) и первая детская (ныне библиотека № 24) открылась в 46-ом. Через три года, в мае 49-го, были подписаны документы об открытии городской библиотеки № 3 (ул. 40-летия Октября, д. 33). В первой половине пятидесятых годов в городе открылась половина ныне существующих в городе библиотек: с 4 по 11-ую. В преддверии 100-летия со дня рождения В.И.Ленина - в 1969 и 1970 годах - в Ульяновске появилось еще семь библиотек. Одной из последних, открытых на территории города, стала 30-я детская библиотека (1990 год). В 1967 году вторая городская библиотека стала Центральной. С 1974 года в городе произошла централизация: библиотеки города стали единой библиотечной системой. Её первым директором стала Л. А. Огнева, потом - В. М. Полетаева. С 1992 года библиотечной системой города руководит заслуженный работник РФ Гиматдинова Р.М.

ПРИГОРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
В декабре 2006 года в библиотечную систему города влились десять пригородных библиотек. У каждой из них - своя история. Возможно, что датой открытия многих сельских библиотек надо считать дату открытия избы-читальни. Как мы помним, они действовали чуть ли не в каждом крупном селе Ульяновского района. Об этом упоминает в перечне изб-читален Ульяновского района инструктор политпросвета при ГОРОНО Вьюгов. В отчете от 26 сентября 1936 года он перечисляет, что избы-читальни действовали в селах Загудаевке, Волостниковке. Бирючевке, Новом Урене, Карлинском, Сельди, Мостовой, Шумовке, Вышках, Полдомасово, Ишеевке, Винновке, Вырыпаевке и других… Из отчета Лебединского о культурно-массовой работе в Ульяновском районе за 1936 год узнаем, что в районе - 15 изб-читален и 8 библиотек. Из отчетов по каждой библиотеке видно, что в избах-читальнях имеются гармонь, патефон, балалайка, в некоторых - радиоприемник. В большей части есть книги, но не во всех. В такие избы-читальни книги приносят книгоноши.
Из документов, относящихся к работе изб-читален, узнаем, что многие библиотеки и избы-читальни заняты «под другие надобности»: например, в Белом Ключе, Кувшиновке и Елшанке в избах-читальнях хранили зерно.
Интересный факт: в тридцатые годы пресса (в частности, газета «Пролетарский путь») охотно освещает работу изб-читален. В номере за 1 сентября 1937г. идет речь об избе-читальне с. Белый Ключ (ныне - библиотека-филиал № 32). «…хорошая библиотека, красивые картины, однако жители села посещают ее редко. Избач Соколова (Ляхова) плохо организовывает культурно-массовую работу». В еще одной заметке критикуют председателя правления колхоза «Свияга» Тихонова, который не понимает роли избача. Тихонов заставляет избача Гурьянова быть…парикмахером. «Не будешь парикмахером,- грозит Тихонов, - сниму с работы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воссоздание истории небольших и на первый взгляд незаметных учреждений культуры - важная часть сохранения социальной памяти. Возможно, что именно в таких малых учреждениях культуры прочли свои первые книжки наши родители или бабушки и дедушки. Изучение истории отдельных библиотек и библиотечной системы в целом - важная часть истории культурного развития города. Библиотечное дело во все времена было показателем уровня грамотности и интеллекта народа. Информация о том, сколько было в городе библиотек, где они находились, как работали, и даже какие ошибки совершались в отношении этих учреждений культуры, это часть истории города. Изба-читальня, из которой выросла та или иная современная библиотека города - это как «малая родина», которую мы любим, несмотря ни на что. К сожалению, невозможно в одной статье осветить историю деятельности наших библиотек с разных точек зрения. Хранящихся в наших архивах материалов хватит на сотни статей. Хочу выразить благодарность сотрудникам ульяновских архивов за помощь в поиске материалов для исследования по истории изб-читален и библиотек города Ульяновска.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сергей Кез

У этой станции мировая слава, о которой в России мало кто знает. Пассажиры Транссиба, пересекающие Россию, с полным основанием могут говорить, что они проезжали Мальту. Знатокам географии кипятиться не стоит: на карте нашлось место не только островному государству Мальта, но и станции с таким же
названием. Причем своей историей жители сибирской Мальты гордятся не меньше, чем средиземноморской.

Мальта с бурятского означает «черемуховое место». С нынешним начальником станции Андреем Драчуком мы, сколько ни пытались, так и не смогли обнаружить даже намек на остатки черемуховых зарослей. То ли первые строители великой сибирской дороги свели напрочь этот кустарник с черными терпкими ягодами, то ли исчез он по неведомым причинам еще до их прихода. Не смог пролить свет на ботанический казус и глава местного муниципального образования Сергей Миллер, в недавнем прошлом тоже железнодорожник. Правда, совместными усилиями они успешно одолели ту часть рассказа, которая касалась наиболее заметных исторических событий 333-летнего села.

Начало свое Мальта берет от монастырской деревни, которая принадлежала Вознесенскому монастырю Иркутска. Датой основания считают 1675 год. Селению, видимо, на роду было написано быть сначала почтовой станцией, а затем железнодорожной. Сенатский указ о строительстве столбовой дороги от Москвы до Иркутска был подписан в 1731 году, а почти через три десятка лет тракт дотянулся до Мальты. Ориентиром, как утверждают историки, служил старый кандальный путь, по которому тащились каторжники и поселенцы. Мальту не миновали ни Радищев, ни Чернышевский, ни декабристы, ни ссыльные поляки. История повторилась в XX веке, когда в селении появился лагерь для японских военнопленных.

Жизнь Мальты круто изменилась после прихода железной дороги: ее разделило как бы на две части – железнодорожную и чисто сельскую. Со временем железнодорожная стала доминировать. Здесь появились школа, дом отдыха, магазины. Словом, центр деловой и культурной жизни сместился поближе к железной дороге.

Но настоящую славу Мальте принесли раскопки, когда выявилось, что почти вся ее территория – это уникальный памятник палеолитической эпохи. Причем начиналось все, по словам старожилов, как это часто бывает, анекдотично. В 1929 году местный крестьянин Савельев углублял свой погреб и во время этого нехитрого занятия с трудом вывалил из-под земли гигантскую кость. Особого значения диковине Савельев не придал и через несколько дней находку как санки стали использовать мальтийские ребятишки. Заведующий деревенской читальней оказался более знающим человеком – о кости странных размеров он сообщил в Иркутский краеведческий музей. В Мальте, не мешкая, появился известный сегодня всему миру антрополог, археолог, историк и скульптор Михаил Герасимов.
Продолжив углублять савельевский погреб, археолог, к несказанному восторгу, обнаружил кости мамонта, художественные изделия из его бивней и останки других давно исчезнувших животных. Так в Сибири была найдена древнейшая стоянка людей.
А затем открытия посыпались как из рога изобилия. За несколько десятков лет, а Герасимов продолжал свои археологические изыскания до 1959 года и уже не только в погребе, он нашел множество костяных человеческих фигурок. Все они были женскими. По мнению ученого, это объяснялось тем, что у древних мальтийцев существовал матриархат. По его же словам, более двух десятков тысяч лет назад на месте Мальты находилась тундра, по которой неспешно передвигались стада мамонтов, носорогов и бизонов. Они и служили главным объектом добычи. Мясо животных древний мальтиец употреблял в пищу, а из костей строил чум, причем в качестве крыши использовал сплетенные между собой рога оленей. На этот каркас из костей накидывались шкуры, которые придавливались массивными черепами и бивнями мамонта. (Любопытно, что на средиземноморской Мальте открытие, например, Гипогея сопровождалось похожими событиями: собственник земли случайно обнаружил провал, ведущий в подземные пещеры. – примечание сайт)

Раскопки археологи с разной степенью интенсивности продолжают и сейчас.
Здесь, куда ни ткни лопатой, при удаче можно попасть на мировую сенсацию, ведь вся территория Мальты, по словам ученика Михаила Герасимова, иркутского ученого, профессора Германа Медведева, давно объявлена сплошной зоной археологического наследия. Со всеми вытекающими отсюда ограничениями для местных жителей: получить земельный участок под строительство или начать его, признавался Сергей Миллер, большая проблема. Дело с мертвой точки сдвинется только тогда, когда ученые выдадут разрешительный документ.
Но сам глава местной власти мечтает о том времени, когда мировая слава Мальты начнет приносить хоть какую-то копейку в тощий муниципальный бюджет.

— Вполне можно было организовать платную экскурсию по уже обнаруженным в области стоянкам древнего человека. Мы с опозданием, но под это дело даже музей делаем, который разместится в здании бывшей церковно-приходской школы, тоже, кстати, местном старожиле – этому дому почти по лет. И археологов давно уже оповестили: копайте, но часть найденных артефактов – нам. А то ведь практически ни одного доброго экспоната – все в Москве да в Питере. Словом, сапожник без сапог, – говорит Сергей Миллер.

А напоследок мы едем к знаменитым мальтийским источникам. Кружка со студеной соленой водой ходит по кругу. Сергей Миллер обещает мне подарить книгу об истории Мальты, которую написали учителя-пенсионеры Анатолий Греченко и его супруга Антонина вместе с другими членами семьи.

А я пытаюсь найти взглядом такой кусочек пейзажа, где не было бы ни единой приметы современности, чтобы представить, как здесь тысячи лет назад брели стада мамонтов. Кажется, нашел, сейчас появятся гигантские животные. Но загудел проходящий невдалеке локомотив, и наваждение пропало.

Мальта приковала к себе особое внимание два года назад, когда при въезде в старинное село появилась семья мамонтов. Удивительно, но многие жители Приангарья до этого времени даже не подозревали о том, что рядом с ними расположена одна из крупнейших стоянок эпохи палеолита. А началось все с того, что в далеком 1929 году крестьянин Савельев решил углубить у себя дома погреб. Во время раскопок он обнаружил огромную старую кость, которая, впрочем, не произвела на него впечатления. Он выбросил ее за ограду, а местные мальчишки тут же нашли ей применение, приспособив в качестве саней. Однако заведующий деревенской читальней присмотрелся к диковинке и сообщил о ней в Иркутск. Известный археолог Михаил Герасимов сразу отправился в Мальту и обнаружил древнюю стоянку. Эта новость ошеломила весь научный мир. Из недр мальтинской земли были извлечены такие уникальные артефакты, как миниатюрные женские статуэтки, Венеры, захоронение ребенка с богатым инвентарем и бусинка, изготовленная из минерала под названием «тигровый глаз».

Церковь рухнула в тишине

Красивое большое село Мальта поделено на две части - правый и левый берег реки Белой. Правая сторона более современная. Она образовалась после того, как была построена железная дорога. Здесь расположены все социально значимые объекты: местная администрация, школа, Дом культуры, предприятие по производству минеральной воды «Мальтинское» и останки когда-то гремевшего на всю область санатория.

Зато левая сторона представляет собой настоящую историческую сокровищницу. Вдоль главной улицы - Ленина - простирается прежний Московский тракт, по которому несколько веков назад передвигались каторжники, военные. Во время пути они делали в Мальте небольшую остановку: отдыхали, меняли коней. Этот эпизод из истории села мальтинцы воссоздали в один из сельских праздников. Облачившись в тряпье и рванину, они изобразили, как по Московскому тракту передвигались каторжники.

На углу улицы до сих пор стоит двухэтажный старинный дом, в котором находилась притрактовая гостиница. По словам жителей, в ней когда-то останавливался Антон Чехов. Затем, много лет спустя, здание оборудовали под родильный дом.

Известно, что далеко не все каторжники выдерживали длинную дорогу. Часто мученики обретали здесь последнее пристанище. Хоронили их без отпевания, и именно по этой причине жители решили возвести в селе церковь. Отправили прошение государю Александру I и, не дожидаясь ответа, начали собирать деньги.

Изначально было решено построить двухпридельный храм, однако со временем планы изменились, и в результате был воздвигнут большой трехпридельный. Главный придел - во имя Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери, а третий - во имя святителя Иннокентия. Сделан храм был на совесть. Для его строительства использовали большие старинные кирпичи из местной глины. Для того чтобы они крепче держались, в раствор добавляли огромное количество яиц. Жители сами несли их со своих дворов. Каждый хотел внести свой вклад в благое дело.

В 1810 году два меньших придела были освящены, а очередь самого главного подошла лишь спустя 23 года, так как были трудности с деньгами. Возле храма была открыта и церковно-приходская школа. Первыми ее окончили 10 человек. При этом, по воспоминаниям старожилов, мальчиков в ту пору было больше, чем девочек. В своем первозданном виде храм прослужил до революции.

Во время Гражданской войны 1918 года его использовали для пристрелки артиллерийских орудий и красные, и белые. Церковь была обстреляна со всех сторон. В феврале 20-го года, когда Мальта была на военном положении, с колокольни красные отстреливались от каппелевцев.

В 1933 году храм был закрыт. Часть помещения была отгорожена и оборудована под склад, а церковная территория отдана под спортивные площадки и застройку. Какое-то время в храме на втором этаже была контора кирпичного завода, затем его отдали под клуб. Работники мальтинской культуры показывали кино, устраивали танцы. Здесь же население собиралось на сходы. За то время, пока храм не использовался по своему прямому назначению, его стали понемногу разбирать на нужды. Поскольку кирпич был очень хорошего качества, в 30-40-е годы военные вывозили его на казармы.

Последним, кто на время нашел пристанище в церкви, стал магазин сельпо. Правда, проработал он недолго, а после того как здание опустело, оно начало рушиться. Во время землетрясения 2009 года большая часть стен храма осыпалась, а через два года от него остались одни руины.

В тот день было очень спокойно, тихо. Примерно в 17.30 услышали страшный треск, и храм рухнул. Сам по себе. Видимо, время его пришло. Туда уже никто не ходил, не заглядывал, - рассказывает Галина Коломиец, хранитель школьного краеведческого музея. - Жаль, конечно, церковь. Памятник архитектуры. Может быть, когда-нибудь на его месте построят новый храм. Ведь место это намоленное, святое.

Венеры, бусинки и древние захоронения

В Мальте находится и всемирно известная стоянка древнего человека. История о том, как местный житель выкопал кость мамонта, давно превратилась в легенду, которую старшее поколение рассказывает молодым. Несколько десятков лет сюда каждый сезон наведывались экспедиции. Из земли археологи извлекали кости мамонта, шерстистого носорога, рога оленя, орудия труда первобытных людей, украшения и предметы быта.

Этот памятник древности привлек сотни тысяч туристов и археологов со всего мира. Всем хотелось поближе познакомиться с уникальными артефактами. Ученые выяснили, что на месте Мальты 21-23 тысячи лет назад находилась тундра, по которой бродили стада мамонтов, носорогов и бизонов. Их мясо служило пищей первобытным людям, а из шкур и костей сооружали жилища.

В 1958 году на смену Михаилу Герасимову, который первым начал изучать мальтинскую культуру, пришел его ученик, профессор и археолог Герман Медведев. Он также раскопал немало удивительных изделий. Среди них, например, маленькие статуэтки женщин. У них были четко вырезаны губы, профилированы ноздри и выделялся миниатюрный подбородок. Таких фигурок, получивших имя Венеры, набралось 30 штук. Еще одна находка - древняя бусинка, изготовленная из минерала «тигровый глаз». Примечательно в ней то, что до этих пор этот минерал встречался только в Индии и Южном Афганистане.

В Мальте обнаружили и единственное в регионе захоронение ребенка с богатым убранством: бусинами и подвесками из бивня мамонта, фрагментами изображения летящей птицы, кремниевыми изделиями и браслетом.

Жгли костры, пели под гитару

У местных жителей археологические изыскания также вызывали неподдельный интерес. Ребятня часто навещала участников экспедиций, смотрела, как они работают.

Раньше здесь был даже указатель «Стоянка древнего человека». Посторонним туда вход был запрещен. Но в мою молодость мы часто туда бегали. В 80-х годах археологи устанавливали палаточный городок и работали здесь весь сезон, три-четыре месяца. Приезжали в основном из Иркутска студенты, молодежь, они жгли костры, играли на гитаре. И мы к ним присоединялись, - вспоминает Динара Салиховна, жительница Мальты.

С первого класса юные «археологи» протоптали сюда дорожку. Их интересовал весь процесс работы: как снимается первый слой земли, работа скребками и кисточками, извлечение изделий, проведение замеров и фотографирование артефактов.

Описать это невозможно. Нужно видеть. Я никогда не видела такой скрупулезной работы, исследуется каждый миллиметр земли. Археологи трепетно относятся к каждому обнаруженному экспонату. Обращаются с ними очень аккуратно, чтобы не причинить ущерб.

Правда, есть в этой мальтинской достопримечательности и один существенный минус. Поскольку все село по сути представляет собой зону археологического наследия, любые строительные, земляные работы здесь запрещены. И для жителей это очень большая проблема. Для того чтобы добиться разрешения на строительство какого-либо объекта, даже маленького сарая или бани, им нужно пройти немало инстанций. Такой же процедуре подвергаются и те, кто желает просто взять землю под огород. Некоторые из мальтинцев пытались воспрепятствовать этому «безобразию» и самовольно возводили строения. Однако надзорные органы, узнав про нарушение, сразу приезжали и наказывали виновного рублем.

Мамонт и стоматолог

В начале 2000-х из-за отсутствия финансирования раскопки прекратились, и только два-три года назад они вновь были продолжены. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета на берегу реки обнаружили останки мамонтенка. Сначала они наткнулись на зуб животного, который скрывался сразу под дерном, затем, копнув поглубже, нашли и остальные останки: фрагменты черепа, костей ног, ребер. Все они находились в древней морозобойной трещине, на площади около полутора метров. Возраст отложений составил примерно 25 тысяч лет.

По предположениям Дмитрия Лохова, инженера-исследователя кафедры археологии, этнологии и истории Древнего мира, возможно, мамонтенок стал добычей древнего человека. Его отбили от стада и загнали в ловушку. Об этом можно судить по виду и расположению останков. Археологи нашли рубленые кости ног и череп. Зубы лежали отдельно. Ребра также были порублены и сложены в одну кучу.

В 2015 году исследовательские работы в Мальте были начаты позже, уже в начале сентября.

Раскопки вели прямо вдоль заборов, по всей длине переулка Производственного. Копали примерно на три метра глубиной, а сверху все было под пленкой, - рассказывает Динара. - На этот раз мы разместили участников экспедиции в Доме культуры, топили баню, поили их чаем. Работы продолжались до середины ноября. В холода они топили печь. Пока шли раскопки, для жителей отсыпали временную дорогу в обход. После завершения работ переулку вернули прежний вид. Что обнаружили археологи, нам неизвестно, знаем только, что было немало элементов костей животных.

На улице Береговой, вдоль которой много лет велись раскопки, из прежних жителей никого не осталось. Пожилые умерли, молодые разъехались. Новые жильцы знают лишь то, что здесь находится стоянка древнего человека. Правда, иногда кто-то находит любопытные фрагменты. Так, в прошлом году после сильного ливня Наталья Бурлакова, спустившись к берегу, случайно на-

ткнулась на предмет необычной формы. Сначала она подумала, что это камень, однако присмотревшись, решила, что он больше похож на зуб. Эксперты ее догадки подтвердили. Свою находку она подарила школьному музею. Примечательно, что зуб она обнаружила не на левом берегу, где расположена стоянка, а на правом. Как он туда попал, остается загадкой. По крайне мере, детям в школе Галина Коломиец, шутя, рассказывает, что мамонт ходил к стоматологу.

Еще один экспонат школьного краеведческого музея - огромный позвонок. Его в реке выловили рыбаки. Долго не знали, куда его пристроить, а затем решили отнести в музей. Здесь же хранится челюсть неизвестного животного, кость от бедра шерстистого носорога и копия Венеры, которую музею подарила профессор из Германии Нана Наувальд.

На родниковой воде солят огурцы

Стоянка древнего человека не единственная достопримечательность Мальты. Кто не знает бутилированную минеральную воду с одноименным названием? Она реализуется по всей Иркутской области и за ее пределами. Находится источник в частной собственности. Один предприниматель взял себе участок, пробурил на нем скважину и занялся прибыльным бизнесом. Жителям Мальты и всем посторонним лицам вход туда запрещен, вот только он им и не нужен. У них есть собственный источник. Любой желающий может подойти и почерпнуть для себя родниковой воды. На вкус она слегка подсоленная. Как уверяют мальтинцы, в ней содержится немало полезных веществ. Обычно ей лечат желудочно-кишечный тракт. Для этого нужно выпивать 100 граммов воды утром и вечером. Хозяйки на основе этой воды делают неплохие соленья. Особенно удаются малосольные огурчики. Рядом с источником установлена часовенка.

Санаторий «Мальтинский» - еще одна гордость села - давно канул в Лету. В золотые для него годы сюда приезжали на отдых из Красноярского края, Бурятии, Читинской области, Якутии. Санаторий обслуживал до 1000 человек за сезон. Людей привлекали местные красоты и лечебные грязи, которые добывали с Поповских озер. Они помогали при заболеваниях суставов и опорно-двигательной системы. Грязи есть и сегодня, только пользуются ими усольские лечебницы.

Сейчас от прежнего дома отдыха остался лишь указатель при въезде в село и два здания - контора и столовая. Другие корпуса либо сгорели, либо их разобрали на нужды. Несколько лет назад и эти два строения превратились в обычные жилые дома. В планах у районной администрации создать на территории бывшего дома отдыха музей под открытым небом. Правда, когда осуществится желаемое, не знает никто.

Селфи на мамонте

Единственная достопримечательность, которая появилась здесь за последнее время, - семья мамонтов. Открытие памятника приурочили к празднованию 90-летия Усольского района. Сначала на открытой площадке перед Мальтой появились мама с мамонтенком, а позже к ним присоединился папа. Скульптурную композицию выполнил известный мастер из Тельмы Иван Зуев.

Я сразу решил, что это будет маленький мамонтенок, вытаскивающий маму из ледяной воды. С одной стороны, это спасение, с другой - пробуждение. Мамонтенок словно символизирует наше молодое поколение, которое пытается вытянуть из глубины веков информацию о прошлом. О том, что мы уже забыли. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом. Многие просто не знают о том, какие уникальные сокровища хранятся в недрах этого села, - отметил Иван Зуев.

Технология изготовления скульптуры идентична той, что использовалась при создании статуи «Родина-мать зовет» в Волгограде. Кроме того, была использована и особая техника бронзирования. Гарантия этого творения - 50 лет. Как только семья мамонтов поселилась в сельской местности, к ней нескончаемым потоком едут машины. Люди делают на фоне древних животных фото, селфи, а кто-то пытается взобраться на спину мамонтенка.

Туристов привлекает погреб

Мальтинские дети и сегодня пытаются найти уникальные артефакты. Все свои находки они несут в краеведческий музей. Там каждый год проводится конкурс на самый интересный древний экспонат. Школьники приносят старинную утварь, предметы быта. Впрочем, сегодня для них историческую ценность имеют даже такие приборы, как домашний стационарный телефон, радиоприемник, магнитофон. Ангарская геологическая экспедиция, базирующаяся в Мальте, подарила музею набор камней, а местный часовой мастер принес немало интересных часовых механизмов. Среди его презентов - корабельные часы, отсчитывающие время с точностью кремлевских.

Гордостью школы является и школьный театр «Голос», который в следующем году отпразднует 30-летний юбилей. Впечатляет репертуар театра. Среди постановок: «Юнона и Авось», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» и многое другое. Актерами выступают как дети, так и весь учительский коллектив. Здесь же проводятся районные театральные фестивали, мастер-классы.

В целом, по словам жителей, у них хорошее, спокойное село. Каждое лето Мальту посещают группы туристов. Всем интересно посмотреть на место, где много тысячелетий назад обитали мамонты, шерстистые носороги. Особенно их привлекает дом, в погребе которого и были выкопаны первые артефакты. Правда, жильцы там давно сменились и на свой участок посторонних не пускают. Да и смотреть там уже не на что - все поросло травой и грядками. У районных властей давно зреет идея организовать по мальтинским местам археологического наследия туристический маршрут. Осталось только этот замысел воплотить в жизнь.

Фото Сергея Игнатенко

- {{изба чит{}а{}льня}} избы читальни; мн. избы читальни, изб читален; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней. * * * изба читальня один из видов сельских клубных учреждений в СССР до… … Энциклопедический словарь

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР до нач. 60 х гг … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 библиотека (19) туалет (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ж. Культурно просветительное учреждение в сельской местности (в СССР в 20 60 х годах XX в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

изба-читальня - , ы и, ж. Читальня в помещении крестьянского дома. ◘ У нас теперь сделались центрами политико воспитательной работы в рабочих районах клубы, а в деревне избы читальни (Молотов). БАС, т. 5, 86. Постановлено: на гонорар рабкоров закупить… … Толковый словарь языка Совдепии

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Возникли в первые годы Советской власти. В некоторых национальных республиках, округах, краях, областях были созданы передвижные И. ч. красные чайханы, красные чумы, красные юрты и др.… … Большая советская энциклопедия

изба-читальня - изб а чит альня, изб ы чи т альни … Русский орфографический словарь

изба-читальня - (1 ж 1 ж), Р. избы/ чита/льни … Орфографический словарь русского языка

изба-читальня - избы/ чита/льни; мн. и/збы чита/льни, изб чита/лен; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней … Словарь многих выражений

изба-читальня - изб/а/ чит/а/ль/н/я … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Пепел Одессы стучит в мое сердце Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Пепел Одессы стучит в моё сердце" составлен редакторским коллективом литературно-художественного портала" Изба-Читальня" по материалам авторов сайта.. Главная идея настоящего…
  • Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Крым - русская земля. Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет!"составлен членами редакционной коллегии и художественного совета литературно-общественного объединения"…
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ