Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

◑ Полный список опорных вузов России (2018 г.). Опорные ВУЗы похоронят образование

Российское Министерство образования и науки объявило о начале нового этапа развития образования в регионах. Теперь университеты объединят в опорные многопрофильные вузы. По словам министра Ливанова — «чтобы вернуться к стандартам качества образования, принятым в СССР». Корреспондент Сиб.фм на примере сибирских вузов разобрался, каких изменений ждать в высшем образовании, как это отразится на студентах и каковы недостатки новой системы.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов 16 октября 2015 года подписал приказ «О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов».

«Прежде всего, создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России», — сообщило федеральное министерство.

Все перечисленные в этом списке вузы получают статус "опорных" с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.

Опорный вуз - это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза - не менее 2 млрд рублей.

51 опорный вуз России

Министерство образования сообщило, что 51 российский вуз приобрел новый статус инновационного и технологического центра региона. Такое решение было принято по результатам проводимого конкурса, в котором приняли участие 121 университет из 63 регионов. Эти вузы были назначены центрами развития инноваций и точками роста для экономики и социального развития регионов.

Согласно планам ведомства, эти университеты станут центрами притяжения абитуриентов, станут более привлекательными и будут способствовать массовому оттоку абитуриентов из столиц.

В 2018 году эти университеты для развития получили 13 миллиардов рублей.

Отбор университетов осуществлялся на основании двух экспертиз. Одну из них проводили российские компании-работодатели, а вторую – эксперты профессионального сообщества и представители вузов.

Отметим, что согласно планам Министерства образования, таких вузов в регионах должно быть не менее 100. К концу 2018 года на их базе появятся различные инновационные инжиниринговые центры, будут развиваться социально-экономические, инженерные, педагогические направления подготовки.

Большое внимание будет уделено запуску магистерских программ, направленных на освоение навыков технологического предпринимательства.

Вузы, получившие новый статус инновационного и технологического центра региона

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ранее Правительство также утвердило список из восьми вузов, в которых будут созданы военные кафедры:

  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • Государственный университет морского и речного флота адмирала С. О. Макарова
  • Забайкальский государственный университет
  • Камчатский государственный технический университет
  • Петрозаводской государственный университет
  • Российский университет транспорта
  • Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Военная кафедра - представляет собой специальное учебное подразделение при вузе, которое осуществляет подготовку офицеров, сержантов и представителей других военных званий. Прохождение обучения на военной кафедре дает возможность после окончания вуза быть зачисленным в запас Вооруженных сил и не служить в армии - иными словами, получить военный билет.

Сейчас в стране более 1000 высших учебных заведений. Некоторые из них имеют «особый» статус. Разбираемся, какие виды университетов бывают и что за этим стоит.

Федеральный университет

Их создают для того, чтобы в регионах сформировались крупные вузы, которые могут обеспечить высокий уровень образования, исследований и технических разработок. Для этого они тесно сотрудничают с руководством федеральных округов. Основная их цель – обеспечить регионы России квалифицированными специалистами и научными разработками. Первый такой университет появился в 2006 году в Красноярске (СФУ). На данный момент их всего 10.

Национальный исследовательский университет

В отличие от федерального, им может стать также и столичный университет. Данный статус присваивается вузу на 10 лет после прохождения конкурса. Главное условие – учебное заведение должно объединять научные исследования с образовательным процессом. Как правило, такие университеты имеют хорошую техническую базу, проводят реальные научные разработки и участвуют в международных программах обмена студентами. Если ты хочешь продвигаться в науке – лучше варианта не найти. Сегодня существует 29 таких университетов.

«Особый статус»

Есть два университета в России, которые стоят особняком отдельно от других. Это МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, за которыми закреплен особый статус. Специально для них был выпущен федеральный закон, которым регулируется их деятельность. Они могут устанавливать собственные вступительные испытания и имеют большую свободу действий при выборе программ обучения. Не зря они неизменно находятся на первых строчках рейтинга вузов России.

Опорные университеты

Эти университеты будут создаваться для социально-экономического развития регионов. Но сперва им нужно пройти конкурс: подготовить программу развития на пять лет и объединиться с местными вузами. Взамен такое учреждение получит дополнительное финансирование 200 млн первые три года и увеличенное число бюджетных место. Чем это грозит – уже понятно: заметно сократится количество региональных вузов, а конкурс в опорные вузы станет выше. В 2016 году конкурс выиграли 11 университетов, а в этом году их количество увеличится до 30.

Государственный университет

Обычный университет, который не имеет крупных дотаций и не выиграл (или не участвовал) в конкурсе на получение другого статуса. По-видимому их количество будет только сокращаться. Политика Рособрнадзора по отзыву аккредитаций и закрытию местных вузов говорит об этом. Поэтому, когда выбираете вуз, внимательно взвешивайте все «за» и «против». А выбрать конкретный университет можно в нашем .

Работа в интересах развития экономики региона - основной приоритет для опорных университетов, созданных в рамках проекта Минобрнауки России. Сегодня в России в общей сложности 33 вуза имеют статус "опорных". Вместе с этим наименованием они получили и дополнительное бюджетное финансирование в общем объеме три миллиарда рублей. Опорные вузы активно включились в реализацию как национального приоритетного проекта "Вузы как центры пространства для создания инноваций", так и своих стратегических программ развития, напрямую связанных с программами развития их регионов. Отголоски этой активности уже почувствовали на себе субъекты федерации, в которых находятся "опорники": там резко сократился отток талантливой молодежи, на базе опорных университетов создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, запускаются социальные проекты. Работодатели подключаются к внедрению новых образовательных программ и все активнее начинают выступать в качестве заказчиков научных исследований у университетов. Наличие столь активных вузов в регионах важно и для развития технологического и социального предпринимательства, уверены в Министерстве образования и науки РФ. Руководитель Минобрнауки России Ольга Васильева прокомментировала первые результаты реализации программы по созданию опорных университетов.

Как сегодня, спустя почти полтора года с момента старта, можно оценить результаты реализации проекта "Опорные университеты"?

— Перед опорными университетами стоит обязательная триединая задача: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории. Региональная власть, со своей стороны, участвует в этом процессе, она заинтересована в решении поставленных задач. Вузы прошли жесткий отбор, прежде чем стать опорным университетом. Важным критерием получения статуса "опорный" было то, какой вклад университет может внести в развитие родного региона. В первую очередь, они должны были понять основные вызовы и задачи, стоящие перед ними, и направить на это свои усилия, выстроить конструктивное взаимодействие как с региональной властью, так и с промышленностью. Стать настоящими центрами притяжения, драйверами развития регионов. У многих вузов это получается. Регионы также показали свою заинтересованность в развитии и поддержке "опорных университетов", их программы развития и программы стратегического развития регионов плотно сопряжены.

Реализацию заявленного университетами уровня достижения ключевых показателей субъекты уже почувствовали на себе: сокращается отток талантливой молодежи из регионов, работодатели включаются в проведение образовательных программ, становятся заказчиками научных исследований, на базе вузов запускаются социальные проекты, создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Это важно для технологического и социального предпринимательства, развитию которого будет также способствовать создание центров инноваций на базе университетов в рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Все это должно позволить опорным вузам стать в регионах России точками инновационного роста. Мы рассчитываем, что опорные университеты, которые также примут участие в отборе, станут "флагманами" среди таких университетских центров.

- Статус "опорного" присваивается навсегда? Или вузам, получившим его, все-таки не стоит расслабляться?

— При проведении конкурса на получение статуса "опорный университет" перед членами Совета при Минобрнауки России, в состав которого, кроме представителей министерства, входят представители администрации Президента РФ, ассоциаций работодателей, региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества, стояла задача отобрать лучшие проекты вузов, которые способны внести существенный вклад в развитие своего региона. Каждую программу развития, представленную в заявке, мы рассматривали детально, учитывая потребности каждого региона, его мнение относительно актуальности создания такого вуза на его территории, а также возможности и особенности конкретного университета. В числе основных целей пятилетних программ развития опорных вузов — рост доли выпускников, трудоустроившихся в экономике региона, показателей публикационной активности научных и педагогических работников, объема НИОКР и увеличение доходов вуза из всех источников. Для реализации программ развития опорные университеты получают дополнительные субсидии, сумма которых рассчитывается для каждого вуза индивидуально. Недостижение ключевых показателей результативности, может привести к исключению опорного университета из числа победителей, получающих государственную поддержку. Об этом следует помнить. Если вуз не оправдал возложенные на него ожидания в части обеспечения региона необходимыми высококвалифицированными кадрами, не смог развить свой образовательный и научный потенциал, такой серьезный статус не для него.

- Каковы перспективы развития проекта? Стоит ли ожидать новую волну конкурса по созданию "опорников"?

— Сегодня опорными университетами признаны 33 университета, ставшие победителями первого и второго этапов конкурсного отбора. На государственную поддержку таких программ развития Минобрнауки уже выделило около ₽3 млрд. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 субъектах РФ. Их общее количество в разных регионах страны может достигнуть девяноста. Это очень большая и серьезная программа, нацеленная на трансформацию существующих университетов в центры генерации современных исследований, подготовку квалифицированных кадров и создание новых рабочих мест. Эффективно реализовать свои программы развития совместно с региональными властями — обязанность каждого опорного университета. Количество поступивших заявок от вузов на конкурсы первой (2016 год) и второй (2017 год) волны наглядно показывает растущий интерес к проекту. И мы, безусловно, продолжим его дальнейшее развитие.

Опорные университеты сегодня разбросаны по всей стране. Практически каждый из них за короткое время, прошедшее с начала реализации программы по их поддержке, успел отличиться тем или иным образом: где-то при участии вуза инициировано создание нового технопарка, где-то резко сократился отток молодых специалистов из региона, а кто-то уже смог зарекомендовать себя как надежный партнер для местных промышленников.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ