Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Внешкольные учреждения образования. Внешкольные детские учреждения

Исторический обзор возникновения и развития системы внешкольного образования в Москве

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Это культурный проход, даже антропологический скачок. Переход от устного к письменному означает доступ к новому образу мышления, доступ к новому способу общения, наконец, очень принципиально, доступ к новому и странному образу жизни, вне всех расстояний, пространственных, временных и даже, через переводы, культурных. Только ученые могут абстрагироваться от мира племен, чтобы медленно, с трудом открывать универсальность человечества. Помощь ребенку в письменном виде означает помочь ему радикально изменить свои отношения с миром.

Массовое обучение: медленное движение с Севера

Это сложное, сложное и долгосрочное мероприятие, результаты которого все еще остаются неполными и неопределенными. Мы сейчас сделаем значительный исторический скачок, так как мы не собираемся вызывать здесь тысячелетие, которое занимает средневековый период. Не то, чтобы ничего не происходило, конечно, даже с точки зрения школьного образования. Но, с этой точки зрения, фундаментальной инновации вообще нет. Несмотря на нежелание средневековья, этот период характеризуется чрезвычайным крахом письменной культуры.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

На пике Римской империи можно оценить, что 10% населения города были грамотными. В самые темные часы средневековья письменная культура находится на грани исчезновения в Западной Европе, беженца в некоторых городах и некоторых монастырей. Карл Великий, который, конечно же, не изобретал школу, но который тщетно пытался восстановить его на Западе в административных целях, сам был неграмотным, как почти все аристократы того времени, так же, как и хорошая часть духовенства. Позже, во времена соборов, Запад действительно начнет успокаивать и восстанавливаться, но грамотность займет столетия, чтобы просто восстановить уровень, который он достиг и сохранился на протяжении веков Римской империи.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жиз?ни». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

Возрождение, в некоторых отношениях, возобновляет и расширяет культурные перестройки в позитивные периоды средневековья. Это можно рассматривать как завоевание культуры, написанной социальными элитами, особенно городскими, которые были начаты ранее. Ренессансный гуманизм определил себя как повторное присвоение древней культуры. Но это движение скоро приведет к чему-то еще, что выходит за рамки этой логики реконструкции. Лютеранский протестантизм является движущей силой этого нововведения. Лютеранское желание обходить церковные иерархии, обвиняемые в коррупции, которые были вставлены между верующим и богом, логически переведено стремлением предоставить верующему прямой доступ к святым текстам, в которых слово божественно.

В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые клубы для детей.

Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов.

В начале века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.

Существенная религиозная практика переходит от коллективной мессы, где проповедь священника звучит на семейном столе, где отец семьи ежедневно читает Библию. Лютеранство неумолимо переплетает новую логику возвращения к книге и религиозную логику восстания против Рима из всех коррумпированных, что делает его важнейшим оружием второго.

Это подразумевает расширение грамотности, если не всех верующих, по крайней мере, для всех отцов семьи и, следовательно, для всех людей. Во Франции протестантские районы, в основном городские и очень рассеянные, видят подобное движение. Католическая контрреформация предполагает свою последовательность в те годы. Очевидно, она не ставит под сомнение необходимость церковного посредничества между верующим и священными текстами, но тем не менее она инициирует борьбу за восстановление умов или, по крайней мере, их сохранение.

На рубеже Х1Х-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Сеть образовательных учреждений города была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке - для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные а 1897 году. В разные годы здесь преподавали И. М. Сеченов, И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов,Л.В. Собинов и др.

Это культурное соревнование между протестантизмом и католицизмом отражается в развитии нового типа учебного заведения, колледжей, которые постепенно предлагают полное интеллектуальное образование, от низших классов до высших классов. Эти колледжи, как правило, благочестивые основы, являются дополнительными учреждениями университетов, которые отвечают за размещение студентов, особенно из факультетов искусств. Будучи полноценной и автономной школой, колледж появляется позже, нарушая узы этих средневековых колледжей с университетами и интегрируя начальное образование в форме «классов грамматики», в которых можно вступить с шести лет, Эти колледжи второго типа сначала являются протестантским изобретением.

Таким образом, возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. С момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XX века. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.

Они, как правило, называют «гимназию» в лютеранских странах. Орден иезуитов быстро стал символом и руководителем развития колледжей. Иезуиты открыли свой первый колледж в Мессине. Там были разработаны организация исследований и педагогические методы, а затем строго установлены во всех колледжах ордена.

Хотя они относительно быстро установлены во всем католическом мире, колледжи развиваются прежде всего в районах соприкосновения с протестантизмом. Во Франции они развивались сначала, особенно на севере и востоке, но также и более рассеянными, в старых протестантских цитадели, как в Тулузе. Во Франции это подчинение развитию образования борьбе с протестантизмом будет иметь большое влияние на географию грамотности, которая будет схематично, по крайней мере, до законов паром, северного и северо - является ранним грамотным, а Франция с юга и запада очень отстает в этой области, за исключением пунктуально.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому.

В Европе это будет означать значительную задержку в латиноамериканских странах, в которых католицизму никогда не угрожали серьезно, и развитие образования будет долго восприниматься как угроза установленному порядку, как религиозному, так и политическому.

Посещаемость в колледжах, как правило, налагает примерную школу-интернат с посещением крайне редких родителей и очень короткий отпуск. За исключением исключений, преподавание дается исключительно на латыни, как в протестантской, так и в католической странах, в том числе в низших классах. В колледжах иезуитов вся жизнь в колледже должна проходить на латыни, все, даже между студентами колледжей, «вульгарного» языка сильно репрессируется. Учебная программа подчеркивает греко-латинские буквы, которые тщательно очищаются от всего, что не соответствует морали и религии, как среди католиков, так и у протестантов.

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок), где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей»; в 1910 году Шацкий создал аналоги?чное общество - «Детский труд и отдых», а в 1911 году - летнюю колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, на земле, при?надлежащей М. К. Морозовой.

Эти программы, однако, дают небольшое место другим предметам, истории, географии, математике, физике и, что более важно, через древних авторов. Учебные и учебные часы значительны, часто около пятнадцати часов в день, каждый день. Иезуиты - новаторы, создавая еженедельный день отдыха! Колледжи в основном ориентированы на моральное и религиозное образование, озабоченность интеллектуальным образованием кажется вторичной, если не отсутствующей. Качество интеллектуального обучения, предоставляемого колледжами, является, мягко говоря, относительным, даже в глазах лучших из их бывших учеников.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

Метод преподавания носит строго книжный характер, книги, ограниченные литурным локурумом, сборники цитат и пословиц, повторяющиеся и «оспариваемые» в соответствии с привычками средневековой схоластики, что делает Монтеньем, что молодые люди на выходе из колледжа - только «ослы, загруженные книгами». Умножение экзаменов позволяет культивировать постоянную эмуляцию. Все авторы того времени, которые получили образование в колледжах, свидетельствуют о обильном, даже садистском использовании телесных наказаний.

Иезуиты, опять же, внедряют инновации, предпочитая мотивировать дискурсы к физическому насилию, даже если эти ежедневные связи между учителями и учениками часто приобретают искаженную, если не извращенную форму. Поэтому одна из характеристик века - это необычайное несоответствие между размышлениями или педагогическими утопиями некоторых интеллектуальных личностей и практик, которые оставались близкими к отношениям средневековой схоластики и насилию древних методов.

С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая считала игры основным методом физического воспитания детей).

В предвоенные годы новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бой-скауты» (по английскому образцу).

Начальное образование за пределами колледжей, ориентированное на рабочие классы, малоизвестно. В соответствии со средневековыми обычаями, он предоставляется в приходских или пресвитерианских школах, самими священниками или их викариями, главным образом для того, чтобы нанять своих преемников или обучить их вспомогательных работников. Однако в свободных городах эдилы имеют право назначать школьных учителей, но если они редко делают это. В Генеральных Штатах, часто созывавшихся во время войн религии, представители Третьего сословия и даже дворянства регулярно требовали разработки бесплатного или даже обязательного народного образования, без этих деклараций о намерениях, сопровождаемых известными эффектами.

Правительство придавало большое значение развитию скаутского движения, получившего в начале XX века широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и даже в Китае. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 году гвардейским офицером О. И. Пантюховым в г. Павловске. К 1917 году дружины и отряды скаутов действовали в 143 русских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. В Москве отряды юных разведчиков возникли в 1910 году по инициативе преподавателя Александровского военного училища штаб-ротмистра Григория Алексеевича Захарченко. Оживлению скаутского движения способ?ствовало создание в 1914 году Московского общества содействия юных разведчиков «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке И. И. Чайковского). Покровительницей этого общества была великая княгиня Елизавета Федоровна.

Даже маленькие горожане, ремесленники и торговцы, а также некоторые богатые фермеры отправят туда своих детей, по крайней мере, несколько лет, чтобы получить качественное начальное образование и, возможно, минимум культурного лака. Несмотря на растущую критику такого резкого сокращения образования в мире, практика большинства колледжей мало изменилась. Преподавание на латыни и изучение античных писем остаются преобладающими, а также интернированием, громоздкими расписаниями и жестокостью дисциплины.

Однако другие конгрегации разработали четко модернизированное образовательное предложение, особенно ораторов. Точно так же ораторы развивают учение о «современных» дисциплинах, таких как история, география, математика и наука. Приходские школы как коммунальные школы размножаются. Братья христианских школ или ласальцев, которых иногда называют «невежественными братьями» их хулителями, представляют собой светскую конгрегацию, а не религиозный порядок, строго говоря. Они полностью посвящены образованию и воспитанию детей рабочих классов.

В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девизом скаутов были слова: «Будь готов!», заимствованные впоследствии пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Популярный рекрутинг Жан-Батист де Ла Саль пытался обеспечить хорошее духовное и педагогическое образование на «семинарах школьников», которые предвосхищают будущие педагогические колледжи. Учение дается исключительно на французском языке. Используемые методы, достаточно гибкие, создают пространство для непосредственного наблюдения, в том числе за пределами стен. Систематическое преподавание французского языка дополняется системой «современных предметов». Из-за неравномерности посещаемости и разнообразия возрастов преподавание в маленьких школах часто очень индивидуализировано.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

Ласаллианцы применяют «одновременный метод», в котором преподавание предоставляется одновременно группам учеников того же уровня. Трудно оценить долю населения, затронутого развитием этих различных форм начального образования, если не косвенно. Цены варьируются в зависимости от пола и региона. Разрывы между мужчинами и женщинами повсюду значительны. На севере и северо-востоке, как и в крупных городах, таких как Париж и Лион, около 80% мужчин достаточно грамотны, чтобы подписать свои имена. Это означает, что в то время, в некоторых районах, даже сельская местность в значительной степени грамотна, по крайней мере для мужчин.

После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.

После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.

Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

В Москве в апреле 1918 года детям был передан особняк купца Свешникова (Б.Полянка, д. 45), в котором открыт Дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования -Центр досуга и творчества «На Полянке».

В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы.

Станция стала организационным и инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение.

Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.

В 1920 году создан и начал действовать Государственный театр для детей, позднее Детский театр под руководством Н. И. Сац.

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

Об огромном значении, которое придавалось этой работе в 1920-30-е годы, говорит хотя бы тот факт, что Моссовет и МГК ВКП(б) принимали специальные постановления о проведении школьных каникул. Так, в мае 1931 года Президиум Моссовета решил устроить 1 июня общегородской День школы с «мобилизацией внимания всей широкой пролетарской общественности вокруг вопросов школьной жизни и летней работы с детьми».

В строго секретном постановлении о проведении зимних каникул, принятом бюро МГК ВКП(б) в декабре 1935 г., предусматривалась организация первого Московского детского фестиваля искусств, «похода юных техников - отличников учебы в научно-исследовательские институты и встречи детей с академиками и профессорами в их лабораториях», а также костюмированный бал, лыжные пробеги, «зимний праздник счастливого детства» и т.д. К внешкольному воспитанию привлекались видные деятели культуры: так, в 1919 году в качестве инструктора МОНО по изобразительным искусствам работал известный художник К. Ф. Юон.

Особое внимание уделялось летнему отдыху детей. Уже с 1918 года Наркомпрос и МОНО занимались организацией детских колоний как в Московской, так и в других губерниях. Организация отдыха стала прочной традицией. В 1925 году был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В 1936-1937 годах открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

Особое внимание уделялось развитию сети различных технических станций для детей, что объяснялось необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, технически грамотных рабочих для новостроек. Страна вступила в период бурной индустриализации, и развитие детского технического творчества стало одной из главных задач внешкольного образования в 30-е годы. Кроме больших станций, где были возможности для многопрофильного развития интересов ребят, создавались и отдельные технические кружки в школах.

В 20-30 годы сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивается и охватывает основные направления внешкольной работы с детьми.

В начале 1936 года по решению бюро МГК ВКП(б) был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. К 1940 году существовали также городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция. Детский театр теней. Театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в районном подчинении в конце 1930-х годов насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников.

В период 20-30-х годов идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко. К 1939 году в Москве работало уже 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров».

После победы Октябрьской революции произошли принципиальные изменения и в детском движении. Скаутские организации, как сугубо буржуазные, не могли пользоваться расположением властей. В первые годы советской власти предпринимались попытки создать движение красных скаутов, закончившиеся неудачей. В октябре 1919 года II съезд комсомола принял решение распустить скаутские организации.

19 мая 1922 года 2-я конференция РКСМ постановила приступить к организации пионерских отрядов. В октябре того же года V съезд комсомола принял решение объединить эти отряды в одну организацию «Юные пионеры им. Спартака», которая 21 января 1924 года получила имя В. И. Ленина (с марта 1926 года - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

В 1918 году началось создание коммунистических организаций старшеклассников - гимназистов и реалистов, так как первоначально комсомол объединял, как правило, рабочую молодежь. В 1918-1919 годах в столице действовал союз учащихся-коммунистов, по инициативе которого в апреле 1919 года в Москве состоялся Всероссийский съезд учащихся-коммунистов. Съезд высказался за объединение с комсомолом и принял резолюцию «О школьной революции», в которой содержались призывы к совершению «школьного Октября» и введению неограниченного самоуправления учащихся. Вскоре, летом 1919 года, организации школьников-коммунистов вошли в состав РКСМ.

В последующие годы работа комсомольских ячеек в московских школах организовывалась под руководством школьных отделов МК и райкомов ВЛКСМ.

При поддержке педколлективов и комсомола в Москве бурно развивалось пионерское движение. С 1932 по 1935 год число пионерских отрядов увеличилось более чем в 2 раза и достигло 4398. В них осваивали навыки социального творчества почти 200 тыс. юных москвичей. На пионерских сборах обсуждались все волнующие события жизни страны в 30-е годы. Так, увлечение пионеров Челюскинской эпопеей вылилось в массовую организацию географических кружков. В школах и домах пионеров работали художественные, технические и спортивные объединения; литературные, драматические, технические и музыкальные студии развивали творческий потенциал детей. К 1934 году в школах Москвы работали свыше 2 тыс. таких кружков.

С 1933/34 учебного года в Москве стали организованно проводиться зимние каникулы учащихся. Зимой 1935/36 учебного года в городе прошел первый детский фестиваль искусств, в ходе которого было организовано бесплатное посещение школьниками театров, кино и музеев.

Следует отметить, что если до 20-х годов система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.

В конце 30-х - начале 40-х годов значительное внимание уделялось при этом оборонным вопросам - в связи с милитаризацией всей жизни страны в условиях жесткого военного противостояния, началом второй мировой войны. В городских и всесоюзных оборонных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом участвовали многие сотни московских учащихся. Юные москвичи заняли на них первое место в стране (1940), стали первыми участниками военизированных игр.

В 30-40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений -специализированные и комплексные.

В этот период значительно повысилась роль внешкольных учреждений через увеличение охвата подростков. Одновременно с этим повышается значимость индивидуально-личностного подхода, расширяется сфера его применения, повышается статус ребенка как личности.

К концу 1940 года сеть внешкольных учреждений насчитывала в системе народного образования 1846 учреждений.

Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью ребят, педагогов и общественных организаций Москвы. Дети и педагоги городского Дома пионеров, районных домов откликались на все начинания в городе во имя конкретной помощи фронту. Ребята собирали: цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Это был труд ремесленных кружков.

В специфических условиях 40-х годов деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. Только в 1942-1944 годах пионеры и школьники выработали на полях колхозов и совхозов 589 млн. трудодней! В это же время ребята собрали 186 тыс. тонн лекарственных и других полезных дикорастущих трав и растений! Пионеры собрали сотни тысяч тонн металлолома.

Годы войны ярко продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десятки тысяч широко известных специалистов, конструкторов, ученых, начинавших свой путь в технических кружках, внесли достойный вклад в развитие технического прогресса, а в годы Великой Отечественной войны с честью защищали свободу и независимость нашей Родины».

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

В 1946 году впервые после войны зажглись огни самой «главной» елки страны - кремлевской. В апреле 1947 года впервые как всенародный праздник было отмечено в городе его 800-летие.

В послевоенные годы школьные комсомольские и пионерские организации стали все больше внимания уделять учебно-воспитательной работе: помогать школе и учителю добиваться прочных знаний у школьников, укреплять дисциплину и вовлекать учащихся в посильную общественно-полезную работу. В марте 1947 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении работы пионерской организации».

В 1950-60-е годы сеть внешкольных учреждений продолжает расти. Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 1957 году в Москве имелось 16 детских парков и 4 детских городка при парках культуры и отдыха для взрослых, около 50 детских спортивных школ, 34 детские музыкальные школы. Городской клуб юных автомобилистов, городская станция юных натуралистов, городская экскурсионно-туристическая станция, 3 детских театра, 5 специальных детских кинотеатров, 89 детских библиотек, стадион юных пионеров, работали детские сектора при профсоюзных клубах.

В различного рода школьных кружках постоянно занимались свыше 100 тыс. учащихся. Особенно возросло количество технических кружков. Почти во всех школах имелись хоровые коллективы. Начиная с 1950 года в Москве ежегодно проводились школьные, районные и городские праздники песни. Из года в год улучшался отдых юных москвичей во время зимних и летних каникул.

Отдел школ и вузов МГК ВКП(6) 2 июня 1947 года провел специальное совещание, посвященное вопросу летнего отдыха школь?ников. В каждом районе была введена должность лагерного организатора. В 1957 году в пионерских лагерях отдыхало уже около 300 тыс. учащихся. Это стало возможным благодаря тому, что за десять послевоенных лет московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями под Москвой было построено свыше 500 стационарных пионерских лагерей, расположенных в живописной местности.

В 50-е годы по инициативе Мосгороно широко развернулась сеть палаточных туристских лагерей для старшеклассников. Это была одна из удачных форм воспитательной работы, основанная на самодеятельном отдыхе учащихся.

В 1957 году в Москве работало 150 городских пионерских лагерей. Дальнейший рост системы учебно-воспитательной работы в московских школах намечался в пятилетнем плане развития народного образования в Москве на 1956-1960 годы.

Во всех школах города проводились открытые комсомольские собрания и пионерские сборы. Несмотря на идеологическую окраску, жизнь пионеров и комсомольцев в послевоенной московской школе была наполнена самыми интересными и разнообразными делами. Ребята ходили в походы, знакомились с родным краем, участвовали в работе многочисленных кружков, занимались художественной самодеятельностью, спортом и т.п. Все это требовало упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (апрель 1952) была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления.

В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утверждает единые Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения: содержание, формы и методы работы.

Большую помощь пионерским дружинам и отрядам в их работе оказывали внешкольные детские учреждения, прежде всего, дома пионеров. Пионерская и комсомольская работа в московских школах направлялась ЦК ВЛКСМ. В целом пионерские и комсомольские организации за послевоенное десятилетие сыграли большую роль в улучшении учебно-воспитательной работы школы.

Период 60-х годов - период «оттепели» характеризуется дальнейшим подъемом внешкольной деятельности. Возникают детские автотрассы, клубы моряков, речников, детские и юношеские астрономические общества, появляются специальные учреждения по работе со старшеклассниками (дома комсомольцев-школьников, военно-спортивные клубы и др.), укрепляется их материально-техническая база. Широко распространяется инициативное строительство. На комсомольские средства построены дворцы пионеров в Воркуте, Котласе, Южно-Сахалинске, Новополоцке и др. На базе крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, колхозов были созданы станции юных техников, детские технические станции, военно-технические школы.

В б0-е годы труды пионеров внешкольной работы оказались востребованными.

Разработанный А. С. Макаренко принцип единства воспитательных воздействий на ребят получает конкретизацию в практическом взаимодействии внешкольного учреждения и школы в воспитании актива.

К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

развитие их инициативы и самодеятельности;

общественно-полезная направленность деятельности;

разнообразие форм внешкольной работы;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением. Во всех школах под руководством пионервожатого, организатора внеклассной работы или завуча по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские органи?зации. Вместе с тем школьные общественные организации несли не только идеологичес?кую нагрузку, но и играли важную культурно-образовательную роль, а кроме того, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе.

Практически во всех московских школах были открыты многочисленные кружки: юных техников, юных натуралистов, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД).

1 июня 1962 года в Москве на Ленинских горах открылся новый Дворец пионеров. С первых дней существования Дворец пионеров стал штабом пионеров столицы. Именно здесь начинались увлекательные и полезные дела, которые стали московскими и всесоюзными операциями:

военно-спортивная игра «Зарница»;

кампания «Пионеры СССР - Вьетнаму»;

Всесоюзная трудовая операция «Чукотка», объявленная по предложению Московского городского пионерского штаба;

«Костры пионерской отваги» - инициатива московских пионерских лагерей;

сбор металлолома для БАМа;

Всесоюзный поход бережливых;

Операция «Реке - чистую воду» и поисковая операция «Пионерская слава». Дворец пионеров являлся методическим центром для всех внешкольных учреждений города. В 1960-70-е годы массовым явлением стали школьные музеи, среди которых наиболее распространенными были музеи боевой славы.

Особую роль в воспитании учащихся играла ленинская тематика. Во многих школах существовали музеи, залы и уголки В. И. Ленина. В советский период сложилась целая система ритуалов празднования различных знаменательных дат и событий, в том числе и связанных с народным образованием, среди них День знаний. В подготовке Дня знаний участвовали и внешкольные учреждения, помогавшие в разработке сценария праздника, оформлении школы, проведении выставок и спортивных мероприятий.

Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культ просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Большую воспитательную работу с детьми проводят профсоюзы. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств.

Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика.

В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: в работе с ними используются проведение экспериментов, опытов, практических занятий; экскурсий, поход, экспедиция, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

Таким образом, 70-80-е годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.

Методическим центром пионерской работы в столице являлся городской Дворец пионеров. Последним Дворцом пионеров, построенным в Москве, стал Зеленоградский (1989).

Воспитательной работой с учащимися столицы занимались 55 детских юношеско-спортивных школ районного подчинения, 13 детских парков культуры и отдыха, 8 станций юных техников, 2 художественные школы, станция юных туристов и клуб юных моряков, речников, полярников. Всего в 1981 году внешкольное воспитание детей осуществляли 126 учреждений. Эта стройная и разветвленная система позволяла удовлетворять многочисленным интересам детей и подростков. Однако на воспитательной работе в школе с давних пор лежал отпечаток бюрократизма и формализма, особенно усилившийся в 1960-80-е годы, когда грамотно составленный отчет часто ценился выше самого мероприятия.

Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда.

Для решения возникших проблем необходимы экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса.

Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80-90 годов.

Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

Следующий период (1989-1990) характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы.

Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 году после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых. Московским комитетом образования была поставлена цель создать в каждом муниципальном районе свой Дом творчества, найти для этого помещение, кадры, привлечь детей. Опыт и положительные начинания некоторых подростковых клубов были одобрены и рекомендованы для распространения коллегией МКО 27 апреля 1995 года, обсудившей вопрос «Социально-педагогические аспекты организации свободного времени детей и молодежи в Москве». Отметив, что количество детей, посещающих дома и дворцы, клубы, не снизилось и составляло около 300 тыс. человек, МКО обязал учреждения дополнительного образования действовать более активно - не только постоянно расширять аудиторию, но и искать новые формы и методы работы с детьми. А перед школой была поставлена задача энергичнее участвовать в жизни своего микрорайона, вести в нем образовательно-воспитательную деятельность, восстанавливая тем самым утраченную целостность.

В течение 1991-1992 годов возникло объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». На протяжении 1990-х годов появились скаутские и другие детские организации. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 году в организациях скаутов, пионеров, юнгвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новое содержание и формы работы. Скауты проводят слеты. Например, летом 1997 года состоялся слет по поводу 850-летия Москвы. Скаутов ждали культурная программа и оздоровительный лагерь под Ногинском.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков. В числе программ - «Возрождение», «Я сам» и «Четыре плюс три». Так, программа «Возрождение» предусматривает девять взаимосвязанных проектов. Один из них - «Сталкер» - преследует цель помочь детям и подросткам освоить методы предвидения и преодоления трудностей, познакомить с аномальными явлениями. По-новому осмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования - дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

Проведенный ретроспективный анализ вне школьного образования, внешкольного воспитания, внеурочной работы в отечественной педагогической науке и практике позволил увидеть теоретические, методический практические основы, на которых в 90-х годах начала создаваться система дополнительного образования детей.

В конце XIX – начале XX в. в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен внешкольными учреждениями: детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Наиболее известными внешкольными учреждениями были детский клуб «Сетлемент» (создан в 1906 г. С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), общество «Детский труд и отдых» (1909) и колония «Бодрая жизнь» (1911), организованные С. Т. Шацким. Педагоги (С. Т. Шацкий, А. У Зеленко, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, П. Ф. Лесгафт, Л. Д. Азаревич и др.) считали главной задачей внешкольных учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению С. Т. Шацкого, в клубе должно проявиться все, что «задавлено в детях жизнью».

Таблица 1

Направления воспитательной работы Формы внеклассной воспитательной работы
Умственное воспитание Викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и т. п.), устный журнал и др.
Нравственное воспитание и самовоспитание «Круглый стол», пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа «Культура общения», «Единство прав и обязанностей», заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.
Трудовое воспитание и профориентация «Мастерская Деда Мороза», кружок «Умелые руки», «Книжкина больница», ремонтная мастерская класса, шефская работа; встречи с представителями разных профессий, экскурсия на производство и др.
Эстетическое воспитание Литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный диско-вечер, праздники искусств, выпуск рукописных альманахов и др.
Физическое воспитание «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье, физической культуре и др.

После установления советской власти внешкольная работа велась в основном клубами. В небольших клубах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Детские клубы были центрами общественно-политического воспитания школьников. На базе клубов создавались внешкольные союзы и братства. Внешкольную работу вели также кооперативы, сельские просветительские общества и кружки и их территориальные союзы. В 1919 г. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшей задачей внешкольных учреждений подъем культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти. В соответствии с этим внешкольные учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-политическую пропаганду. Народным домам и клубам отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры.

К середине 1930-х гг. сложилась сеть профильных внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, техников, туристов; детские спортивные школы и др.). Среди внешкольных учреждений выделились комплексные центры – дома пионеров и школьников, возникшие как детские политические клубы и обобщившие опыт идеологического воспитания учащихся. К концу 1930-х гг. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились три самостоятельных направления: учебно-кружковая, методическая, массовая работа, которые в дальнейшем утвердились как основные функции всех детских внешкольных учреждений.

В 1950-1960-е гг. на дома пионеров и школьников решением комсомольских органов по согласованию с органами народного образования были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комсомольского актива и вожатых. В их обязанности входила методическая помощь пионерским дружинам и школьным комсомольским организациям.

В 1960-е гг. оживлению внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях Ленинграда. До середины 1980-х гг. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль методических центров пионерской организации. Кризис в пионерской работе вызвал критическую переоценку многими педагогами роли и места внешкольных учреждений в системе образования и воспитания, их педагогической эффективности. Но и в этих условиях во многих учреждениях силами энтузиастов проводилась интересная работа.

Во второй половине 1980-х гг. с развитием концепции непрерывного образования воспитательно-образовательная деятельность заняла приоритетное положение в системе работы внешкольных учреждений. Наиболее распространенными были следующие исторически сложившиеся типы внешкольных учреждений:

· Дома (дворцы) пионеров и школьников (с 1990-х гг. – дома пионеров и учащихся). Одним из первых был открыт Дом пионеров в Хамовническом районе Москвы (1923), возникший на базе детского клуба «Трудовая коммуна». Первый Дворец пионеров появился в Харькове (1935). С конца 1980-х гг. многие из этих организаций перепрофилировались в центры досуга (центры творчества, эстетического воспитания) учащихся и молодежи и т. п.

· Станции юных натуралистов. В 1918 г. открылась Станция любителей природы (биостанция), ставшая первым внешкольным учреждением в стране. С 1919 г. при ней действовали летняя колония и школа-колония.

· Станции юных техников. Первая Центральная детская техническая станция была открыта в 1926 г. В 1920-е гг. станции стали центрами развития технического творчества учащихся, в 1930-1940-е гг. они способствовали школьному движению изобретательства и рационализаторства, а с 1960-х гг. в их деятельности усилилась научная сторона технического творчества и расширилась экспериментальная работа.

· Станции юных туристов. Первым внешкольным учреждением этого профиля стало Бюро школьных экскурсий (1918). Детские туристско-экскурсионные станции были созданы в 1934 г. В разные годы они участвовали в проведении всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций, слетов, соревнований.

· Детско-юношеские спортивные школы. В 1934 г. они появились в Москве и Тбилиси как детские спортивные школы, с 1953 г. стали именоваться детско-юношескими (ДЮСШ). Для подготовки так называемого олимпийского резерва существуют специализированные школы (СДЮШОР). В школах организуются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. ДЮСШ призваны создавать условия для занятий физкультурой и спортом всем желающим школьникам.

После принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» начался процесс преобразования внешкольных учреждений в центры дополнительного образования. В этих учреждениях наметилась тенденция к соединению общего, специального и дополнительного образования. В них стали организовываться лицеи, гимназии, ремесленные школы и др.

Сегодня действуют следующие виды учреждений дополнительного образования (УДО): центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. В работе этих учреждений стали участвовать творческие союзы, спортивные комитеты и другие ведомства, научные учреждения.

Учреждения дополнительного образования предоставляют детям и молодежи широкий спектр различных видов деятельности (занятия техникой, художественным творчеством, физической культурой, спортом, туризмом, краеведением и др.), стремятся, чтобы эта деятельность была посильной, конкретной и в то же время достаточно сложной (содержательно и технологически), требующей интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Многие учреждения становятся центрами экономического образования детей. Работа ориентируется на проявление самостоятельности, в том числе в выборе способов достижения цели, на удовлетворение потребности личности в самоутверждении, самопроявлении и самоактуализации. Эти учреждения создают одновозрастные и разновозрастные коллективы (секции, студии, ансамбли и др.). Для производительного труда школьников организуются мастерские, малые фабрики игрушек и сувениров, кооперативы. УДО могут самостоятельно реализовывать свою продукцию. Особое внимание уделяется социальному творчеству.

Внешкольная воспитательная работа в УДО проводится по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам. Она строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Внешкольная работа расширяет межличностные связи школьников, способствует обогащению их жизненного опыта. Широкие полномочия имеют советы внешкольных учреждений, в которые входят воспитанники, педагоги, представители общественности. По инициативе учащихся во внешкольных учреждениях могут создаваться детские и юношеские общественные объединения.

Основные цели деятельности УДО:

Развитие интересов и способностей личности,

Удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности,

Восстановление сил и укрепление здоровья детей.

Взаимодействие школ и УДО осуществляется на основе общих направлений деятельности и способствует созданию в окружающем социуме новых центров воспитания и образования различной содержательной направленности, удовлетворяющих потребности и увлечения детей. Одни центры действуют на базе школ, другие – на базе УДО, а третьи создаются совместными усилиями по месту жительства при музеях, стадионах, предприятиях. Создание таких центров расширяет сферу влияния воспитательных систем образовательных учреждений, выявляет новые перспективы их развития.

На практике наиболее часто используются следующие формы взаимодействия школы и УДО:

· участие педагогов школ в работе УДО (в качестве руководителей детских объединений, методистов, консультантов, участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);

· участие педагогов дополнительного образования в работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования и т. д.);

· создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;

· организация на базе школ филиалов УДО;

· подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми; совместное участие в праздновании знаменательных событий и дат;

· проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха;

· совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания и образования;

· подготовка методических и дидактических пособий, программ к действующим воспитательным системам;

· проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей;

· повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений;

· совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ