Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Краткая хроника в истории немцев. Введение

Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.

В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.

Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.

Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест...

В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».

Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.

В Поволжье немцам удалось сохранить свою культуру и обычаи. Хотя они относились с уважением к христианским праздникам, но отмечали их по-своему. В Пасху они, например, клали подарки в куриные гнезда, а детям говорили, что их принес «пасхальный заяц» (от этого, может быть, в России закрепилось выражение, - «это тебе от зайчика»,- когда детям приносят лакомства).

К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen .

Немецкая слобода

Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.

Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.

Древняя Русь с немцами

Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).

Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.

Век XX. Послевоенная жизнь

Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».

Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Ближе к нашим дням

В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung» . Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.

Русские немцы сегодня

В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.

Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.

В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.

«К сожалению, депортация нанесла огромный ущерб и навсегда изменила жизнь немцев на русской земле. История (русских) немцев трагически закончена и практически невозможно что-то возродить: сохранить свой быт, культуру, традиции в такой огромной стране. На мой взгляд, через некоторое время немцы могут совсем исчезнуть из России. У нас нет своей территории, мы разбросаны не только по всей России, но и Казахстану. Смешанные браки растворят немцев в других многочисленных национальностях», - говорит Эссен.

Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.

Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.

Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.

Екатерина рассказывает, что ее дедушка переехал в село Ленинка Тюменской области и прожил там до своей смерти. Иногда она приезжает в это село. Там, по рассказу русской немки, еще отмечают Пасху по лютеранской традиции и хоронят людей по немецким обычаям: «это все что осталось от немецкой культуры и все что я наблюдаю как представитель этой нации. И когда отпевают людей эти две бабушки-немки и дедушка лет 78, я думаю о том, что же будет дальше. В этом селе живет и молодое поколение русских немцев, но мало кто из них чтит традиции немецкой культуры», - рассказывает Екатерина.

«Для моей семьи все это очень важно, так как это моя история, история моего рода. Я понимаю, что наши обычаи со временем забываются. Мои бабушки и дедушки свободно говорили на своем языке и чтили традиции, в послевоенное время - примерно с 50-х годов, когда родились мои родители - на них было клеймо «фашисты». Не только у моих родителей, а у всего поколения того времени. Кто-то этого стыдился, а кто-то выходил замуж или женился и брал фамилию супруга. Постепенно терялись традиции. В моей семье с обеих сторон все немцы, но таких, как мы, единицы остались. И я очень положительно отношусь к возрождению немецкой культуры - у нас есть тоже свои обычаи, традиции, так же как у кавказцев, чуваш, русских», - добавляет русская немка.

Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.

Оксана Анатшева

Обычно этногенез и этнография немцев России связываются с их появлением на Нижней Волге во второй половине 18 века. Однако если проследить весь исторический процесс возникновения этнических групп немцев в России, то выявится многовековой период их расселения в России в более широком масштабе.

В 961 г., т.е. более 1000 лет назад, в Киевской Руси появляется делегация немцев во главе со священнослужителем Альбертом. В 11 в. немецко-русские связи укрепляются по религиозным каналам, на Руси строятся немецкие кирхи. В12 в. немцы поселяются в русских городах и ведут интенсивную торговлю с новгородскими и псковскими купцами.

Какая-то часть нынешних российских немцев - это потомки немецких рыцарей, которые в 11-12 вв. вторгались в прибалтийские земли. Однако значительно чаще обоснование немцев в России в XII-XVII вв. происходило по приглашению русских князей, которые в тот период нередко завязывали с немцами родственные отношения через брачные союзы.

Первым русским правителем, установившим тесные контакты с немцами, был Ярослав Мудрый (1019 - 1054 гг.). Он женил своих сыновей на немках.

Новгородские купцы имели деловые контакты со своими коллегами, которые языка русского не знали, на вопросы отмалчивались, в общем, были немцами. Довольно скоро в ряде русских городов появились ремесленники и торговцы из германских земель. При Иване Грозном в Москве на Яузе появилась немецкая слобода Кукуй.

В очередном приступе гнева русский царь ее сжег, но поселения немцев появились во многих городах России, а московский Кукуй стал “городом в городе”. Петр I приглашал специалистов из Германии, обещая им большие привилегии. Недаром его называли учеником немецкой слободы. Уже с именем Петра связано появление в Рудном Алтае горных инженеров и мастеров из Германии. Из тех же заморских краев в 1786 году Филипп Риддер “послан был в партию за прииском разного рода руд и камней и за описанием тех мест по рекам Убе и Ульбе”. И у речки Филипповки (приток Ульбы) Риддер нашел-таки богатейшее месторождение полиметаллических руд. Со временем здесь был построен комбинат, а город назван Риддером (после 1941 года - Лениногорск).

История российских немцев во время царствования Екатерины II (кстати, немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы) хорошо известна. 1764 год - начало массового переселения немцев в необжитые районы России. Оно осуществлялось по приглашению ряда российских правителей. Россия нуждалась в переселенцах, поэтому иммигрантам представлялись большая помощь и разнообразные льготы.

Согласно переписи 1897 г., всего в Российской империи насчитывалось около 1,9 млн. немцев. К 1914 г. число лиц, чьим родным языком был немецкий, приближалось к двум миллионам. Там, где немцы империи жили своими поселениями, вроде Сарепты или Покровска в Саратовской губернии, Люстдорфа под Одессой или Еленендорфа (рядом с Гянджей в нынешнем Азербайджане), местности Сабалак неподалеку отнынешней Кзыл-Орды, других районах Казахстана, это были кусочки Германии - с характерными каркасными постройками, мельницами, кирхами, трактирами.

58 г. до н. э. Император Рима Юлий Цезарь привел свои легионы к Рейну. Возникли военные лагеря, которые вскоре превратились в первые города - Трир (18 г. до н. э.), Бонн (11 г. до н. э.), Кёльн (50 г. н. э.), Вормс (ок. 75 г. н. э.).

9 г. н. э. Князь германского племени херусков Арминий разбил три римских легиона в Тевтобургском лесу.

800 Король немецкого племени франков Карл Великий объединил племена и народы на обширных землях Европы. Возникло Франкское государство.

962-1806 Первый рейх (Reich - государство). Саксонский король Оттон I принудил папу римского Иоанна XII короновать его, чтобы получить титул императора (кайзера) Священной Римской империи. (С XV в. она стала называться Священной Римской империей германской нации - к этому времени были утрачены итальянские владения.) История Германии при первом рейхе - это история отдельных княжеств на ее территории.

1356 Германский король Карл IV Габсбург обнародовал Золотую буллу. По ней семь курфюрстов получили исключительное право избирать короля. Папа римский уже не мог вмешиваться в выборы. Власть мелких князей, графов и рыцарей неуклонно падала, но возрастала роль городов.

1358 Основание Ганзы - союза 160 портовых и торговых городов в Северной Европе. Города росли и развивались, князья, которые ими управляли, хотели самостоятельности. В 1598 г. в Лондоне прошла последняя конференция Ганзы.

1517 Монах ордена августинцев Мартин Лютер (1483-1546) прикрепил к двери церкви в Виттенберге 95 тезисов. Главное в них: выступление против индульгенций, по которым церковь отпускала грехи прихожанам за деньги. Лютер отрицал папскую власть и весь внешний католический культ, например алтари, почитание святых. Началась Реформация (протестантизм), что привело к религиозному расколу. По Аугсбургскому религиозному миру (1555) протестантское вероисповедание стало равноправным с католическим.

1618-1648 Тридцатилетняя война опустошает Европу, население Германии сократилось на треть.

1789 Революция во Франции провозгласила свободу, равенство и братство всех граждан. Австрия и Пруссия путем интервенции безуспешно пытались подавить «парижскую чернь».

1806 Император Франц II сложил с себя корону. Государства из рухнувшего первого рейха объединились в Рейнский союз под протекторатом Наполеона. В Пруссии и Рейнском союзе было установлено равенство всех перед законом, отменено крепостное право, введены свобода промыслов и городское самоуправление.

1844-1849 В Германии прокатилась волна народных восстаний. Во Франкфурте-на-Майне, в Паулькирхе 27 марта 1849 г. общегерманское национальное собрание приняло конституцию. Прусский король был избран «императором всех немцев». Но Фридрих Вильгельм IV отказался принять от «сапожников и перчаточников» «люмпенскую корону», которая заслуживает лишь «отвращения и презрения».

1866-1870 Прусская армия одерживает победу над австрийцами, глава правительства Отто фон Бисмарк (1818-1898) становится национальным героем. 1 сентября 1870 г. в битве под Седаном французская армия терпит поражение, немецкие войска входят в Париж.

1871 В Зеркальном зале Версальского дворца провозглашена Германская империя - второй рейх. Вильгельм I Гогенцоллерн, 74-летний король Пруссии, стал императором. Первым рейхсканцлером назначен Бисмарк. Принята имперская Конституция; 5 млрд франков контрибуции от побежденной Франции стимулируют экономику Германии. Аграрное государство становится индустриальным.

1910 По уровню развития промышленности Германия вышла на второе место в мире. Население империи увеличилось с 41 млн человек в 1871 г. до 67 млн в 1913 г. Быстро растут индустриальные центры: Берлин , Гамбург, Бремен, Любек, Рейн-Вестфальский регион, Силезия.

1914-1918 Первая мировая война. Потери Германии составили 3 млн убитыми и 4,2 млн ранеными. В ноябре 1918 г. кайзер Вильгельм II отрекся от власти, власть в Берлине перешла в руки социал-демократического Совета народных уполномоченных. Второго рейха более не существовало.

1919 По Версальскому мирному договору к Франции перешли Эльзас и Лотарингия, к Польше - часть Западной Пруссии, к Чехословакии - часть Силезии. Германия должна была выплачивать непосильные репарации: 132 млрд марок в течение 66 лет, ее вооруженные силы жестко ограничивались. Вслед за Берлином, где были убиты революционеры Карл Либкнехт и Роза Люксембург, были подавлены восстания в Бремене, Дюссельдорфе и других городах. В Веймере провозглашена республика и принята новая Конституция. Тяжелые последствия войны и мировой экономический кризис сокрушили германскую промышленность. Немецкая валюта обвалилась, был момент, когда 1 доллар стоил 4,2 биллиона марок! Экономический кризис способствовал политическому краху Веймарской республики. Коммунистическая партия Германии превратилась в партию безработных, а национал-социалисты (члены НСДАП) сумели привлечь на свою сторону миллионы людей из средних слоев, а также молодежь.

1933-1945 Третий рейх. После смерти президента Гинденбурга Гитлер провозгласил себя фюрером и рейхсканцлером Третьего рейха. Он обещал «покончить с марксистами и евреями», ликвидировать безработицу, завоевать для Германии «жизненное пространство», вернуть ее былое величие. Все политические партии, кроме НСДАП, были запрещены, профсоюзы разогнаны. После поджога Рейхстага в 1933 г. были введены чрезвычайные законы и ограничены гражданские свободы, созданы тайная государственная полиция - гестапо - и первые концентрационные лагеря.

1938 В «хрустальную ночь» с 9 на 10 ноября по всей стране запылали синагоги, были введены дискриминационные законы против иудеев. Позже почти все евреи Германии были депортированы на восток, в концентрационные лагеря, многие были уничтожены там в газовых камерах. Гитлер осуществил «аншлюс»: присоединение Австрии к Третьему рейху. Было заключено Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии («Мюнхенский сговор»), под которым поставили подписи главы правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии.

1939 23 августа вступил в силу советско-германский Пакт о ненападении - экономическое соглашение и секретный протокол о разграничении сфер интересов. Гитлер обеспечил себе тыл, через неделю Германия напала на Польшу - началась Вторая мировая война.

1940 Захват Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Люксембурга.

1941 22 июня было совершено нападение на СССР. В первые месяцы войны в «котлах» окружений оказались сотни тысяч военнопленных, позже взят в блокаду Ленинград, развернулось сражение за Москву. Но генералы Гитлера не учли воли советских людей любой ценой защитить Родину.

1942 Летом Вермахт достиг берегов Волги и предгорий Кавказа. Фельдмаршал Э. Роммель приближался к Александрии и Суэцкому каналу.

1943 В феврале окруженная 6-я армия фельдмаршала Ф. Паулюса сдалась в плен под Сталинградом - произошел решающий перелом в войне.

1944 В июне союзники высадили в Нормандии более 3 млн человек. 20 июля - неудавшееся покушение на Гитлера.

1945 В ночь с 8 на 9 мая маршал Жуков подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Вторая мировая война унесла 55 млн человеческих жизней. 17 июля - 2 августа состоялась Потсдамская конференция с участием Сталина, Трумэна, Черчилля (позже Эттли).

1945-1946 В Нюрнберге работал Международный суд над главными военными преступниками. Весь мир узнал о чудовищных преступлениях национал-социализма. Была запрещена НСДАП, ее идеология, символы, книга Гитлера «Майн кампф», гестапо, охранные отряды СС и другие организации. Фельдмаршал Кейтель, Риббентроп, Кальтенбруннер и другие главари Третьего рейха по приговору трибунала были повешены. Многие бывшие партийные и государственные деятели посажены в тюрьму. Позже канцлер Вилли Бранд в Варшаве встал на колени перед памятником жертвам варшавского гетто. Так Германия на глазах всего мира покаялась за террор и развязанную мировую войну; миллионы людей, невинно замученных в концлагерях и погибших на фронтах; разрушенные бесчисленные города и села.

1949 23 мая провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), а 7 октября - Германская Демократическая Республика (ГДР).

1955 Канцлер Конрад Аденауэр нанес визит в Москву, где было принято решение о возвращении пленных немецких солдат на родину. В Германию были приглашены сотни тысяч рабочих из Италии, Греции, Португалии, Югославии, позже из Турции. Восстановлению народного хозяйства оказала содействие и помощь по «плану Маршалла» - Германия получила 1,4 млрд долларов. Возрождение страны на западе за короткое время назвали «экономическим чудом». Многие граждане ГДР эмигрировали на Запад, где были гражданские свободы и более благополучная жизнь.

1961 13 августа возведена Берлинская стена, протянувшаяся на 136 км и оборудованная по последнему слову караульной техники. Преодолеть ее было крайне сложно, люди рисковали жизнью. Более ста перебежчиков были застрелены пограничниками.

1989 После «перестройки» в СССР Венгрия открыла свою границу с Австрией, на запад хлынул поток беженцев из ГДР. 9 ноября при безудержном ликовании горожан была разрушена Берлинская стена.

1994 Первый президент России Борис Ельцин принял парад российских войск, которые навсегда покидали Германию.

2005 Впервые в истории страны на пост федерального канцлера выбрана женщина - Ангела Меркель.

Первая лютеранская церковь была возведена в Москве в 1575 году

При Иване Грозном появляются отряды наемников, их еще называли «немецкими», в которые входили не только немцы, но и выходцы из других западноевропейских стран: поляки, голландцы, шведы, шотландцы — все они составляли элитное ядро войск русского царя. Использование наемных солдат тогда повсеместно практиковалось в большинстве европейских стран. На оснащение армии царь тратил баснословные суммы, всецело доверяя ей в наиболее важных походах. Как отмечает историк Татьяна Черникова, среди первых иноземцев большинство составляли протестанты. Тогда же в Москве в 1575 году была возведена лютеранская церковь, которая позже стала называться церковью Святого Михаила. Кроме военизированных отрядов, состоящих из приглашенных иностранцев, царь держал при дворе целую армию из литейщиков и инженеров, которые отливали самые современные по тем временам пушки и прочее огнестрельное оружие, так необходимое в осаде или укреплении вновь захваченных территорий (например, Казани). Но уже в 1578 году в ответ на неудачи Ливонской войны по приказу царя Немецкую слободу разорили, оставив без крова многих переселенцев.

Карта немецких колоний Поволжья к концу XVIII века. Источник: oldgeschichte. rusdeutsch.ru

Труды Адама Вейде легли в основу русского военного устава

Вторым витком миграции немцев в Российскую империю принято считать правление Петра I — время больших преобразований во всех сферах российского государства. Причиной появления немцев послужила нехватка квалифицированных кадров. Высоким жалованием и относительной свободой действий Петр I смог привлечь значительное количество военных специалистов, а также торговцев и ремесленников. Специальным регламентом российский император определил права вновь прибывших предпринимателей из Европы (правда, только на бумаге). Большие привилегии получают «немцы» и от того сразу же попадают в немилость коренных русских, которые считают себя ущемленными по сравнению с чужеземцами. Однако, сами немцы, (которых, к слову, было большинство среди европейских трудовых мигрантов) присягнувшие новому государству, привнесли в петровские реформы новые и весьма оцененные государем черты: верность императору и государственным знаменам.


Немецкая колония на правом берегу Волги. Жатва (рисунок современника). Источник: oldgeschichte. rusdeutsch.ru

Благодаря немцам в Москве открыты Инженерная и Артиллерийская школы

Именно в военной сфере немцы особенно себя проявили — в годы правления Петра I военные знамена стали не просто государственным имуществом, они получили особый статус и регалии, чего не было до этого вовсе. Государственная служба стала более престижной и воспринималась уже не как обременительная повинность, а в качестве почетного долга перед отечеством. К примеру, труды майора Адама Вейде легли в основу нового русского устава, куда вошли основополагающие правила, определявшие впредь воинские чины и звания. Благодаря немцам была переведена масса прикладных и наиболее востребованных западноевропейских трудов, что привело к более ускоренной подготовке своих доморощенных кадров. Стараниями немецких специалистов были открыты новые учебные заведения: в частности, Инженерная и Артиллерийская школы в Москве, где учителями приходились квалифицированные немецкие инженеры — Витвер, Кохон, Брунц и другие. Немцам Петр доверил и денежную реформу — под их педантичным руководством были открыты новые монетные дворы и много других полезных заведений, которые вывели Российскую империю на новый, не досягаемый до этого исторического момента уровень.

Российские немцы… Мало кто сегодня в нашей стране не знает о существовании этого народа, о его трагической судьбе и сложном современном положении. После депортации 1941 г. и нескольких десятилетий забвения, предпринимаются шаги по возрождению национальной культуры, языка, традиций. Издаются десятки газет, проходят фестивали, формируются музейные экспозиции, рассказывающие об истории немцев России. На государственном уровне создана национально-культурная автономия российских немцев.

В то же время, возникшая во второй половине 1980-х гг. надежда на полную реабилитацию и возрождение немецкой автономной республики на Волге сейчас практически угасла. Значительная часть немцев связывает свое будущее с Германией, куда устремился нескончаемый поток переселенцев. Сегодня встал вопрос о самом существовании немцев в многонациональном российском государстве.

Для понимания проблем немцев России требуется не только социально-экономический и политический анализ ситуации, необходимо хорошо знать их прошлое. Именно история позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в настоящее время в среде российских немцев процессов.

В современной исторической, политической, философской и другой литературе немцев, живущих в России, рассматривают как единый народ, называя его «российские немцы», а применительно к периоду существования СССР - «советские немцы».

Однако применение этих терминов в отношении немцев, является корректным только для периода их истории после 1941 г., когда депортация, «трудовая армия» и спецпоселение перемешали все существовавшие до того в России и СССР отдельные региональные, конфессиональные и другие группы немецкого населения и положили начало формированию единого народа в рамках общей для всех групп угрозы потери национального языка, традиций, культуры.

Возникновение и развитие этих групп было обусловлено историческим процессом. Его корни - в средневековой Германии.

Каждый народ - уникален, неповторим в своей истории, культуре, традициях. Немцев от остальных европейских этносов отличает многое - все то, что сделало их путь сквозь века достойным уважения, все то, что стало трагическим и поучительным уроком для человечества.

И хотя немецкий этнос сложился примерно в Х веке (появилось самоназвание - Deutsch), фактически до середины XIX века не было единой немецкой нации, существовали различные народности (баварцы, саксонцы, швабы, франконцы и др.). Они разделялись не только границами государств, имевших различно политическое устройство, но и своим образом жизни, ментальностью, диалектами, обрядами и обычаями.

Раздробленность германских княжеств особым образом сказывалась на самых разных сторонах жизни народа. Даже миграционные потоки, начавшиеся с дальних походов рыцарей и основанием их орденов в Прибалтике, а затем продолжившиеся мирным переселением на Балканы и в страны Восточной Европы, шли с поразительным сохранением этих особенностей: раздробленность, разноязычность не мешали на протяжении столетий помнить об общем немецком корне.

Поэтому очень важным для понимания всего исторического процесса появления и жизни немцев в России является то, что в Россию переселялись не посланцы единой нации, а представители различных национальных групп, хотя и имевших между собой очень много общего.

Россия же изначально формировалась как многонациональное государство, в котором мирно уживались народы различных вероисповеданий, сохраняя национальные особенности и традиции. В основной своей массе они входили в состав империи в связи с активной внешней экспансией России на протяжении нескольких столетий, начиная с XIV-XV веков. Общим у них было то, что все они на территории, вошедшей в состав Российской империи, являлись коренным населением.

Особняком в этом отношении стоят немцы России. Они, за исключением прибалтийских и польских немцев, не были завоеваны, а добровольно прибыли на поселение. Они селились отдельными компактными группами в разных, далеко удалённых друг от друга регионах России. Немецкие колонисты прибывали в империю несколькими крупными потоками на протяжении более ста лет из различных германских государств. Следовательно, сами образовавшиеся группы компактного проживания немцев не имели внутреннего единства, тем более мало общего у них было между собой. Кроме того, они многие десятилетия развивались изолированно не только от местного населения, но и друг от друга. В процессе этого развития каждая из групп сформировала свои собственные достаточно стойкие специфические этноконфессиональные, этносоциальные и этнорегиональные черты.

В этой связи доктор исторических наук, профессор В.А. Михайлов справедливо указывает: «Немецкая колонизация не была связана с некими субъективными факторами (кровная связь многих русских самодержцев и высшей знати с немецкой почвой), а развивалась объективно, опираясь на экономические факторы, и сами немецкие поселенцы представляли различные регионы будущей единой Германии и не являлись единой общностью. Немецкая нация как социально-историческая общность не была еще сформирована. Таким образом, процессы самоидентичности немцев России шли на российской почве. Из этого следует, что немцы России, будучи выходцами из Германии, имеют свои специфические культурно-исторические особенности как самостоятельный народ со всеми вытекающими отсюда конституционно-гражданскими правами».

«История российских немцев,- продолжает эту мысль доктор исторических наук, профессор Р. Г.Пихоя,- является составной частью истории многонационального и многоконфессионального Российского государства».

Отмеченный выше факт в принципе не отрицался как в российской, так и в германской историографии XIX и первой половины ХХ веков. Как правило, использовались такие термины, как «немцы в России», «немецкие колонии в Советском Союзе», „Deutsche in Rußland“. Впервые термин «советские немцы» появился в советской прессе 1930-х гг. и использовался в партийно-советской пропаганде.

Объективное изучение истории немцев в России и научный подход к их прошлому позволяет классифицировать немецкое население на территории России и СССР до 1941 г. по следующим признакам:

1. По социальному.

Среди немецкого населения России выделяются три основных группы:

а) Наиболее многочисленная - колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибывали в Россию в рамках колонизационных мероприятий Российской империи с 1763 г. и до середины 1870-х годов и были компактно поселены в Поволжье, на Украине, в Закавказье и под Петербургом. В конце XIX - начале XX вв. они расселились на новых, выделенных государством и приобретённых землях на Северном Кавказе, Дону, в Оренбуржье, Сибири, Казахстане и Средней Азии. Несмотря на общий социальный статус, они имели ярко выраженные особенности, связанные с временем поселения, местами выхода из Европы, конфессиональными особенностями и структурой социально-экономических отношений.

б) Мещане - многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств, приезжавшие в Россию с XVII века в качестве специалистов на заработки или просто за лучшей долей, а затем оставшиеся в Российской империи навсегда. Эта группа немецкого населения жила преимущественно в городах. Ее можно подразделить на две категории. Одна, испытывая сильное влияние русской культуры, быстро ассимилировалась, другая - сохранила язык и национальные традиции. У них контакты с другими социальными группами немецкого населения были ограничены.

в) Дворяне. Немецкая прослойка в российском дворянстве была значительна. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Они, находясь в большинстве своем на государственной службе, проживали не только в столичных городах Москве и Петербурге, а по всей стране. Эта группа немецкого населения пополнилось после присоединения в начале XVIII в. к России Прибалтики. Для нее были характерны, с одной стороны, сохранение национальных и религиозных черт, а с другой, обособленность от остального немецкого населения страны.

2. По конфессиональному.

Здесь тоже можно выделить четыре основные группы.

а) Самая крупная - это лютеране. Они были представлены во всех социальных группах, но среди дворян и мещан их было абсолютное большинство. Объясняется это тем, что православная церковь более терпимо относилась к протестантам, чем к католикам.

б) Католики - в структуре немецкого населения России в основном были представлены колонистами.

в) Меннониты - особая этноконфессиональная группа, полностью сохранявшая свою самобытность. Будучи выходцами из Голландии и имея серьёзные религиозные противоречия с лютеранами и католиками, меннониты старались избегать контактов с другими немецкими колонистами, за исключением чисто экономических.

г) Определенная часть немцев приняла православие. Это было характерно для немецких дворян, прибывших в Россию в допетровские времена и стремившихся сделать карьеру на государственной службе, а также для части колонистов, переехавших в города.

Конфессиональные различия создавали барьеры в контактах между немецким населением, в основном, в сельской местности. Между колониями различного вероисповедания, расположенными в нескольких километрах друг от друга, на протяжении десятилетий существовали в лучшем случае, незначительные экономические контакты. Более тесные взаимоотношения стали налаживаться только в начале ХХ в.

3. По территориальному.

Можно выделить шесть основных, наиболее крупных, групп немецкого населения России по месту проживания. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1941 г.

а) Немцы Прибалтики.

Они пришли из Западной Европы в Прибалтику как завоеватели в XI - XII веках и создали свое государство. Вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Высокий образовательный и социальный уровни позволил многим ее представителям войти в высшие эшелоны власти и военную элиту России. Они в большей степени контактировали с высшим слоем русского дворянства, чем с немцами проживавшими в городах, и тем более колонистами. Говорить о взаимовлиянии на другие группы немцев, за исключением отдельных представителей Москвы и Петербурга, не приходиться.

б) Немцы Петербурга и Москвы.

Их можно условно разделить на две части: одна пошла по пути ассимиляции и потери национальной идентичности, другая сохранила основные национальные черты. Для этой группы была характерна большая подвижность - постоянное пополнение за счет приезда в XVIII- начале XX веков со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев, и отъезд определенной части немцев на родину. Она наиболее полно воспринимала все новые достижения Германии в области науки, языка, образования. Но разный социальный статус немцев столичных городов не способствовал их тесному взаимодействию. Объединительным началом для них служила только церковь. Отношения с немецкими колонистами практически не поддерживались. Исключение могут составлять только колонисты, поселенные под Петербургом.

в) Немцы Поволжья

Сформировались как национальная группа к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, откликнувшихся на Манифест Екатерины II и прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII в. Компактное поселение, жесткий государственный контроль, потеря контактов с исторической родиной привели к обособленности не только от прежних мест проживания, но от других групп немецкого населения России. Характерной чертой поволжских немцев стала консервация социальных, языковых и культурных традиций различных германских государств середины XVIII века.

г) Немцы Новороссии (Украины)

После победоносных войн с Турцией, с конца XVIII в. для быстрого освоения новых территорий в лучших традициях Екатерины II стали вновь приглашаться переселенцы из германских земель. Эта волна колонистов отличалась по составу от прибывших 40-50 лет тому назад в Поволжье. На поселение принимались только опытные земледельцы и ремесленники, имевшие семью и способные предъявить определенную собственность. В культуре поселенцев нашли отражение изменения произошедшие в германских государствах за полвека после первой волны колонистов, прибывших на Волгу. Контакты с другими группами колонистов у них практически отсутствовали.

д) Немцы Закавказья.

Поселенные одновременно с немцами в Новороссии они представляли собой сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга. Дисперсное расселение задержало их социальное расслоение до начала XX в. Практически отсутствовали контакты с немецким населением на Волге и Северном Кавказе. Они поддерживали связи только с родственными колониями религиозно-этнического плана в Новороссии. У колонистов Закавказья так и не получило развития осознание себя частью немцев России.

е) Немцы Волыни.

Они являли собой последнюю волну немецкой колонизации в России. Хотя освоение иностранцами этого района происходила в течение всей первой половины XIX в., но массовый характер она приняла во второй половине XIX в. На 2/3 волынские немцы были выходцами из привислянских губерний Царства Польского, что определило во многом их ориентацию, как экономическую, так и культурную. Они продолжали поддерживать отношения со своими родственниками на прежней родине, в то время как контакты с немецким населением других регионов России практически отсутствовали.

Немецкие поселения Северного Кавказа, Дона, Оренбуржья, Сибири, Казахстана и Средней Азии стали создаваться в конце XIX в. как дочерние колонии региональных немецких групп, приведенных выше, и до 1917 г. не успели сформироваться в единые своеобразные общности, заимствуя культуру и традиции в материнских колониях.

Приведённая выше классификация позволяет заключить, что рассмотрение истории немцев в России возможно только отталкиваясь от изучения отдельных социальных, конфессиональных и территориальных групп или сочетаний (например, социально-конфессиональных). Попытки их рассмотрения как единого этноса в России до 1941 г. неминуемо приведет к нарушению историзма, а настоящая история будет подгоняться под заранее определенные схемы.

Профессор В.А.Михайлов отмечает в этой связи: «Выход из состояния кастовости открыл дорогу к формированию общности российских немцев. В то же время участие немцев в общероссийской жизни оставалось значительным и впечатляющим, особенно в вопросах военного дела, хозяйственной жизни, науки и культуры».

Нельзя отрицать того, что у немцев России имелось то общие, по которому их без труда можно было отличить от поселений других народов в Сибири, в Поволжье или на Украине. Своеобразные черты характера и язык являлись потенциальными факторами сближения. Не случайно, бригады краснодеревщиков из поволжских колоний отправлялись в начале XX в. на заработки к немцам на Украину, а немцы из столицы в это же время предпочитали отдыхать на дачах петербургских колонистов.

Общее осознание принадлежности к единому этносу позволило немцам после 1941 г. быстрее сплотиться в единый народ. Однако бывшие групповые различия вновь проявились с конца 1980-х гг. на этапе развития национального движения и нашли своё яркое выражение в многочисленных разногласиях и противоречиях, как между лидерами, так и отдельными организациями российских немцев.

Изучение формирования и развития отдельных групп немецкого населения, имевшихся в России до 1941 г., позволяет правильно понять более поздние процессы формирования единого народа, происходившие в сложных условиях тоталитарного режима и полной неинформированности общества о существовании в стране такой большой этно-национальной группы.

«История многонационального государства,- отмечает доктор исторических наук, профессор В.В. Кириллов, - немыслима без истории ее народов. История российских немцев - составная часть русской истории».

  1. «Практически все нерусские народы вошли в состав России в результате территориального расширения государства вместе с населенными ими землями. Немцы же, за исключением прибалтийских, приехали со своей исторической Родины по приглашению российского правительства как колонисты.
  2. Немецкие колонии стали островками в море коренных народов России. Связи между немцами разных групп практически не поддерживались.

    С самого начала XVIII в. выходцы из Германии играли значительную роль в истории России. Многие выдающиеся русские политики, предприниматели, деятели науки и культуры имели немецкие корни.

    Являясь составной частью населения нашей страны, российские немцы одновременно представляли один из самых крупных и влиятельных народов Европы. К сожалению, граждане немецкого происхождения неоднократно становились заложниками российско-германских отношений.

    Российские немцы - один из «репрессированных» народов. Причем если некоторые другие незаконно депортированные народы были впоследствии возвращены на прежние территории с восстановлением национально-государственных образований, то с немцами этого не произошло. Со времен Сталина немецкой автономии на карте России не существует.

    Все эти особенности создают определенные проблемы в изучении и аналитическом осмыслении истории российских немцев».

Современная отечественная историография российских немцев очень молода. Она возникла в самом конце 1980-х гг. на волнах перестройки и гласности. Различными авторами написан целый ряд работ по истории немцев Москвы и Петербурга, Поволжья и Северного Кавказа, Украины и Крыма, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Созданы работы по отдельным периодам жизни немцев после трагического для них 1941 г. В методических материалах к каждой главе настоящего учебного пособия дается обширный список такой литературы и источников.

Однако до сих пор обобщающих работ, которые позволили бы в комплексе цельно и всесторонне изучать историю немцев России - единицы. Несколько лет назад издана энциклопедия «Немцы России», ценность и уникальность которой не подлежит сомнению. Но энциклопедический жанр все же не позволяет получить цельное представление об историческом процессе жизни российских немцев, а энциклопедические тома не совсем удобны в качестве учебного пособия.

В 2005 году в издательстве «МСНК-пресс» вышел учебный комплекс «История немцев России», включавший три книги: учебное пособие, хрестоматию, методические материалы. Его подготовили авторы докт. ист. наук, проф. И. Р. Плеве (главы 1 - 4), докт. ист. наук, проф. А. А. Герман (главы 5 - 8), докт. фил. наук, проф. Т. С. Иларионова (главы 9 - 10). При этом они опирались не только на собственные исследования, но и на публикации многих известных исследователей истории российских немцев.

Учебный комплекс стал первым общедоступным, всесторонне освещающим историю российских немцев образовательным продуктом, построенным на основе современных обучающих технологий, хотя отдельные попытки создания учебных пособий по истории и культуре российских немцев предпринимались и раньше (Л.В. Малиновский, Н.Э. Вашкау, И.И. Шлейхер и др.).

Востребованность учебного комплекса была настолько велика, что его тираж разошёлся мгновенно. Огромное число российских немцев и других читателей получили возможность в концентрированном виде узнать и изучить всесторонние аспекты прошлого российских немцев, проблемы современной жизни.

В 2007 году учебный комплекс был переиздан. Однако и этот тираж разошёлся так же быстро, и на сегодняшний день сохраняется острая потребность, особенно в российской глубинке, в такого рода учебном комплексе. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы, поступающие авторам, издателям, администрации информационного портала RusDeutsch.

Именно неугасающее стремление немецкого населения, других граждан страны как можно больше знать о прошлом российских немцев, об их вкладе в экономическое, социально-политическое и культурное развитие России послужило импульсом к появлению идеи о создании доступного всем желающим электронного учебного пособия, на основе изданного ранее учебного комплекса «История немцев России».

Идею удалось реализовать, и в 2010 году данное учебное пособие легло в основу раздела информационного портала российских немцев RusDeutsch «История немцев России». Специально для него доктор исторических наук, профессор А.А. Герман и доктор философских наук, профессор Т.С. Иларионова объединили содержание трёх книг в одном материале, существенно переработав его в соответствие с требованиями к электронному учебнику. Кроме того, внесены изменения в содержание материала, вызванные новыми достижениями в исследовании истории и культуры российских немцев. В частности, Т.С. Иларионовой содержание последней 10-й главы (ранее заканчивавшееся 2000 г.) доведено до 2010 года.

Новое электронное учебное пособие «История немцев России» богато иллюстрировано картами, фотографиями, произведениями изобразительного искусства, видеоматериалом. Иллюстративный материал, а также источники, органично вписываются в текст. Электронные технологии позволяют удобно совмещать чтение текста и просмотр источников и иллюстративного материала

Авторы электронного варианта «Истории немцев России» специально отмечают, что новое учебное пособие не могло бы состоятся без использования в нем материалов таких известных исследователей как И.Р. Плеве, А. Айсфельд, Э.-М. Аух, А.И. Безносов, Л.П. Белковец, С.И. Бобылёва, Д. Брандес, В. Бруль, Н.Ф. Бугай, М. Буш, Н.Э. Вашкау, Н.В. Венгер (Осташева), Х. Вердиева, П.П. Вибе, Т.П. Волкова, В. Дённингхаус, В.Ф. Дизендорф, Я. Дитц, О.В. Ерохина, С. Зейналова, Е.И. Зейферт, В.М. Кириллов, В.К. Клец, В.А. Ковригина, М.П. Костюк, В. Кригер, Г.К. Кронгардт, О.А. Лиценбергер, Дж. Лонг, Л.В. Малиновский, Д. Мешков, И.В. Нам, Р. Нахтигаль, С.Г. Нелипович, Н.Г. Охотин, Ю.А. Петров, Э.Г. Плеская, Т.Н. Плохотнюк, А.Б. Рогинский, А.И. Савин, И.А. Савченко, Т.Б. Смирнова, В.В. Солодова, В.А. Хаустов, В. Хердт, В.Г. Чеботарёва, В.В. Ченцов, И.В. Черказьянов, Т.Н. Чернова-Дёке, Е.А. Чеснок, В. Шмидт, Т.А. Шрадер, И.И. Шульга и др.

Администрация портала RusDeutsch выражает надежду, что предлагаемое учебное пособие - это еще один шаг навстречу заинтересованному читателю. Оно позволит сформировать определённый минимум знаний, опираясь на который, можно более осмысленно представлять современную ситуацию с российскими немцами, более уверенно планировать и осуществлять мероприятия по национально-культурному развитию немецкого этноса в России, по межкультурному взаимодействию в нашей многонациональной стране, в конце концов, просто стать более культурным человеком. Ну а те, у кого появится желание изучить историю российских немцев более глубоко и конкретно, смогут сделать это, погрузившись в огромный мир литературы о российских немцах, созданный усилиями многих исследователей, главным образом, членов Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, 15-летие которой отмечается в 2010 году.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ