Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Может ли буддист быть атеистом? Должны ли буддисты бороться с джихадом? Ли буддисты.

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы-. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века Amazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла-ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест-вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро-да Шакья, принадле-жав-ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои-нов, родился в северной Индии, предполо-житель-но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген-дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло-гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет-ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет -вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель-ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь-ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?


Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред-ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз-ма Индуизм — религия Индии, которую испо-ведует более 80 % населения страны. В отли-чие от буддизма, индуизм — нацио-нальная религия, принадлежность к которой опреде-ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради-ций, кото-рые, как принято считать, объеди-няет при-знание авторитета Вед — главного священ-ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про-никновения извне религии. Социальная структура индийского общест-ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя-лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек-туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро-странен-ных в Индии, значительно уступая индуиз-му, исламу, христианству и сикхиз-му Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе. . При этом основатель буддиз-ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни-лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий-скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо-минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю-бо-дей-ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис-тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред-ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст-венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате-лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри-тельно называют хинаяной, то есть «малой колес-ницей», — ведь оно предпола-гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни-сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро-вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест-венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793-1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден-ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен-ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный». . Сейчас, как верят буддисты, бодхи-саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?


Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд-дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед-ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен-ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда-вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима-ется как свидетель-ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита-нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер-вых буддийских культовых соору-жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми-ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже-ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий-скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи-нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере-родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере-рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?


Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года Claremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр-ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб-ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со-бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд-дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред-ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?


Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века Pixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона-чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по-читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно-виднос-тей ступ, и их архитектурный облик во мно-гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу-сфериче-скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро-шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз-ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий-ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред-полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета-рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле-не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан-ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Для тибетцев существует три возможных способа соединять Учение Будды с жизнью. В других древних буддийских культурах известны только два: монашеский, подразумевающий безбрачие, и мирской. В Тибете же подлинная передача всегда осуществлялась среди йогинов-практиков, которые веками своим примером подтверждали жизненность и чистоту Учения Будды, и прежде всего Алмазного пути.

Хотя монахи и монахини жили изолированно, в монастырях, и следовали строгим правилам поведения, нередки случаи, когда они становились пешками в политических играх. Миряне заботились о семье и обществе, работали, поддерживали учителей и монастыри и по возможности применяли Учение в повседневной жизни. Практики – йогины и йогини – жили вне общественных установлений, часто в пещерах, могли менять партнеров и использовали все радости жизни для узнавания своего ума.

Практики – йогины и йогини – жили вне общественных установлений, часто в пещерах, могли менять партнеров и использовали все радости жизни для узнавания своего ума.Знаменитыми примерами такого йогического стиля жизни являются великие Миларепа и Другпа Кюнле.

Миларепа прославился на весь Тибет своими песнями мудрости. В юности он, следуя пожеланию матери, убил тридцать пять врагов семьи, а затем с помощью средств Будды стал пытаться удалить этот тяжкий груз вины из своего ума. Он прожил тридцать лет в пещерах Гималаев, питался в основном крапивой и благодаря медитациям Алмазного пути осознал, что его «я» – всего лишь фантазия ума. Он ничего не страшился и мог воспринимать всплывающие мысли как радостную игру ума, в котором они снова растворятся, если не обращать на них внимания.

Другпа Кюнле знаменит тем, что неустанно крушил застывшие стереотипы. Прежде всего он стремительно разоблачал нечестные игры вокруг нравственности и правил приличия, обращая взоры одних на природу ума, а других – на ограниченность их поведения. Он обожал изобличать лицемерных учителей, которых больше интересовала слава и подарки учеников, чем их развитие. Своей мощной близостью он привел на путь Просветления многих женщин, быстро развивавшихся с помощью медитаций, которым он их научил. Вокруг Другпы Кюнле всегда происходило много чудес, и до сих пор в Бутане его почитают за высокую реализацию, а также за исполняющие желания поля силы.

Поскольку в современных развитых странах есть возможность самостоятельно контролировать рождаемость, у нас не будет больших монастырей. Прежде женщины и мужчины, следовавшие примеру Будды, жили отдельно друг от друга не потому, что Учение было враждебно телу, а из-за отсутствия возможности заниматься сексом не производя на свет детей – в те дни семья оставила бы на медитацию и изучение еще меньше времени, чем сегодня. Правила, определенные Буддой для монахов, теперь могут пригодиться гораздо меньшему числу людей, хотя для некоторых подобный образ жизни по-прежнему представляет собой подходящую ситуацию.

С другой стороны, сейчас на Западе стирается грань между йогинами-практиками и мирянами, которая раньше была весьма четкой. В Тибете йогины, вынужденные соревноваться за материальную поддержку активной части населения с одетыми в красное монахами и монахинями, чтобы как-то обратить на себя внимание, нередко выглядели как «Степка-растрепка» в своих белых одеяниях. Сегодня в этом больше нет необходимости. Государство всеобщего благоденствия на Западе обеспечивает надежный тыл, и нам давно уже не надо заводить кучу детей, которые бы заботились о нас в старости, а дикое великолепие волос или одежды и вызывающее поведение больше никого не впечатляют. Мои ученики во всем мире ведут осмысленную жизнь мирян и организуют свой быт по возможности полезно, мудро и практично. При этом они придерживаются взгляда Великой печати – то есть йогического восприятия природы вещей.

2500 лет назад в Индии очень многие хотели получить у Будды объяснения относительно причины и следствия, некоторые искали поучений о сочувствии и мудрости, и лишь небольшая горстка определенно питала доверие к чистому видению Алмазного пути. На современном Западе с его высоким уровнем независимости, образования и хорошей кармы соотношение обратное: здесь многие стремятся к опыту пространства-радости ума, а тяга к психологии и философии довольно умеренна, поскольку большинство людей уже наслушались об этом в школе; что же касается причины и следствия, то их мы охотно отдаем на откуп бесчисленным законам и полиции.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»

Изучите Буддийскую терминологию. Это позволит вам гораздо проще понимать все прочитанное, так как большинство Буддийских терминов могут быть незнакомыми, особенно это касается людей с запада. Основные термины Буддизма включают в себя, но не ограничиваются:

Ознакомьтесь с различными Буддийскими школами. Двумя наиболее популярными школами в наше время являются Тхеравада и Махаяна. Хотя у обеих школ одни и те же основные принципы учений, все же существуют некоторые различия. Махаяна сосредотачивается на становлении бодхисатвы, а Тхерадава на практике Дхармы.

  • Существует много других школ Буддизма, например Дзен-буддизм, Буддизм Чистой Земли и Эзотерический Буддизм.
  • Не имеет значения, какую из заинтересовавших вас школ вы выберите, ведь основы учения буддизма остаются прежними.
  • Из-за древности религии Буддизма существует множество запутанных различий между всеми школами, которые не могут быть здесь освещены подробно; уделите больше времени для изучения интересующей вас информации.
  • Прочитайте о жизни Сиддхартхи Гаутамы. Множество книг написано об основателе Буддизма и простой поиск в Интернете покажет вам много статей о его жизни. Сиддхартха Гаутама был принцем, который оставил свой дворец и расточительный образ жизни для того, чтобы искать просветление. Несмотря на то, что он не является единственным воплощением Будды, однако он считается историческим основателем Буддизма.

    Узнайте о Четырех Благородных Истинах. Одно из фундаментальных понятий Буддизма – это учение, называемое Четыре Благородных Истины: истина о страдании, истина о причине страдания, правда об окончании страдания и истина пути, который ведет к концу страданий. Другими словами, страдание существует, у него есть причина и окончание, но и существует способ положить ему конец.

    • Четыре Благородных Истины не негативны, на самом деле они означают уменьшение страданий через их созерцание.
    • Четыре Благородных Истины подчеркивают, что преследование удовольствия абсолютно не важно.
    • Если вы запутаетесь в понятиях Четырех Благородных Истин, не думайте, что вы одиноки в этом; у большинства людей уходит много лет на полное осмысление этого учения.
  • Узнайте о реинкарнации и нирване. Буддисты верят в многократное перерождение каждого существа. После смерти человека он перерождается в новом обличии, и этот цикл жизни и смерти прерывается только тогда, когда сущность достигает нирваны. Сущность может переродиться в человека, небесное тело, животное, ад, асуру или голодного призрака сферы.

  • Понятие кармы. Карма тесно переплетается с реинкарнацией и нирваной, потому что именно карма определяет место и время перерождения сущности. Карма состоит хороших или плохих поступков, совершенных в этой и предыдущих жизнях. Плохая или хорошая карма может повлиять на сущность даже тысячи лет спустя, или же через пять следующих жизней, в зависимости от того, когда последствиям суждено произойти.

    • Плохая карма зависит от плохих действий или мыслей, таких как убийство, воровство или ложь.
    • Хорошая карма зависит от положительных действий или мыслей, таких как щедрость, доброта и распространение Буддийского учения.
    • Нейтральная карма вытекает из действий, которые не дают никакого реального эффекта, например, дыхания или сна.
  • Гипотетически может.
    В индийском "классическом" буддизме божества не являются объектом поклонения, хотя и не отрицаются.
    Что-то вроде "они сами по себе мы сами по себе".
    Если человек атеист, то в принципе (именно в рамках буддизма) это ничего не меняет.
    Карма, реинкарнцаии и т.п. - это индуизм, а не буддизм, в буддизме они точно так же не отрицаются, как и индуистские божества, но и роли особо не играют.

    В тибетском буддизме - может называть себя и атеистом тоже, но по факту тибетский буддизм - это (кроме всего прочего) поклонение бодхисатвам, которые хоть и не именуются божествами, но выполняют те же функции пантеона, им так же поклоняются, те же благословения и т.д. и т.п. Т.е. по факту тибетский буддизм - сам по себе религия. И чем верить в Тару лучше или хуже чем верить в Лакшми? По мне так то же самое, только в профиль. Впрочем, тибетских буддизмов не один а четыре (по крайней мере основных ветки), ну и отношения к бодхистатвам чутка разное. И если по хорошему тут тема на отдельную статью страниц на много.

    В китайском чань-буддизме - запросто. И весьма вероятно, что чань-буддист при детальном осмотре окажется атеистом, ну может быть с примесью культа поклонения предкам (а это не вполне религия).

    А есть и другие направления буддизма.

    Тут надо конкретизировать, что имеется в виду под атеизмом.

    Если атеизм видится как отрицание существования единого бога-творца - да. Но такое видение атеизма мне кажется слишком грубо-однозначным.

    Если же под атеизом понимается отрицание организованной религии, то тут есть вот какая проблема:

    Буддизм в принципе - религия. Такая же как христианство ислам или иудаизм. Но! Буддизм появился на Западе в XX веке и появление информации о нем совпало с распространением мистицизма конца XIX - начала XX века, а позже - с рождением во второй трети столетия такого массового феномена как New Age, который, по словам британского религиоведа Майкла Йорка, появившись в 60-х как часть субкультуры хиппи стал в 80-х использоваться яппи как форма психотерапии.

    Позднее, в девяностые-нулевые, стал чаще использоваться термин Spirituality (New Age/Holistic Spirituality), которое стало восприниматься как неотъемлемая часть модерна. Например, группа исследователей из унриверситета Ланкастера под руководством Пола Хиласа (Paul Heelas) в начале нулевых провела исследование в рамках "проекта Кендалл", по результатам которого была издана знаменитая работа: Heelas, Woodhead. 2005. The Spiritual Revolution: Why Religion Is Giving Way to Spirituality. Для исследования был выбран небольшой североанглийский город Кендалл, где Хилас со своими аспирантами переписали даже всех тренеров йоги и практикующух гомеопатов. В результате выяснилось например, что половина (!) всех магазинов на главной торговой улице Кендала торгуют товарами, так или иначе относящимися к Holistic Spirituality. Ранее Хилас в одной из своих статей назвал Spirituality постродернисткой религией общества потребления.

    Вот это самое Spirituality есть сейчас везде и во всем, повседневная жизнь пропитана им и оно может быть описано как некий поведенческий паттерн, используемый многими людьми для адаптации к стрессовым условиям позднего/пост-модерна. Например, современное общество поповедует крайний индивидуализм и культ персонального успеха а Spirituality как раз базируется на культе саморазвития. Именно поэтому оно так популярно в бизнес-контектсе: курсы Spirituality in Business давно являются частью программ MBA в серьёзных западных бизнес-школах.

    Буддизм оказался религией, практически полностью поглощенной Spirituality. Произошло это именно потому (возвращаемся к тому с чего я начал), что стал известен на Западе в тот самый момент, когда Spirituality в принципе начало зарождаться. Популяризировал-то буддизм у нас кто? Мистик-психоаналитик Юнг, да битник Керуак, да японский теософ Дайсецу Судзуки. То есть буддизм изначально продавался западному потребителю как "мистическая мудрость Востока" а не как религия. В результате даже религиоведы имеют о буддизме довольно дикие представления, так как изучают не "нормативный", "книжный" буддизм, но народные верования бурят или калмыков и на основании этого делают выводы космического масштаба о том, что буддизм нельзя назвать единой религией, потому что это просто очень разные верования, друг на дружку сильно не похожие. Хотя если бы они сравнили русскую народную религиозность и какой-нибудь мексикансий культ святой смерти, то тоже говорили бы наверно о том, что христианства как целостной системы не существует. Слава богу хоть такого им в голову не приходит.

    А так сегодня в Москве и Питере есть крохотные, до нескольких десятков человек, группы именно религиозных буддистов и есть огромное количество "интересующихся", "типа буддийской философией". Многие из таких интересующихся жили по нескольку месяцев в монастырях, читали книжки, общались с восточными учителями медитации, но по сути, по своему мировоззрению, являются обыкновенными ньюэйджерами. Всем нужна медитация. Но, как справедливо заметил руководитель московской общины буддистов тхеравады, когда народ видит на заборе плакат "Випассана" - сразу толпа ломится. А вот если там вместо випассаны написать "Нравственность", "Щедрость", "Сострадание" - никто особо не придет скорее всего.

    Вот как-то так...

    Если атеист - это человек, который верит в бога, то все буддисты являются атеистами.

    Да, существует в этой философии описание существования сферы богов, и что в этой сфере может переродиться существо, которое заработало хорошую заслугу, но эта сфера не пересекается с людьми. Соответственно нет никакого поклонения этим божествам.

    Что касается бодхисатв, таких как Тара, Ченрези, то они божествами не являются. Это просто тантрические аспекты нашего ума и они используются в медитациях. И им буддисты тоже не поклоняются, в отличии от божеств у индуистов, как говорилось выше. И следует понимать, что они - это просто проекция нашего ума. Как и сам буддизм. Это просто концепция, которая позволят достигнуть состояния Будды.

    Что касается вопросов веры, то у последователей дхармы в принципе неоднозначное отношение к ней. Будь то вера в бога или в сверхестественное. Сам Будда перед смертью сказал: "Не принимайте на веру то, что вам говорят, даже если это сказал сам Будда. Проверяйте всё на собственном опыте".

    Считается самой древней мировой религией. При упоминании этого слова воображение уносит многих в красочный храм со вздернутой вверх крышей куда-нибудь в Азию: в Таиланд, Камбоджу, Китай, Монголию или Тибет.

    Между тем он распространился далеко за пределы Востока: в Европу, Америку и даже в самые отдаленные уголки нашей планеты. Буддизм в России существует не только в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува, но и в других городах нашей страны — там постепенно появляются буддийские центры.

    Задавались ли вы вопросом — во что верят буддисты? Сегодня мы будем искать на него ответ. Эта статья расскажет кратко, на чем стоит вера буддистов, как они смотрят на мир, кому поклоняются, как относятся к богу и как стараются жить.

    Итак, вперед, на поиски ответов!

    Основы веры

    Понятие «буддизм» появилось всего два века тому назад благодаря выходцам из Европы. Сами же приверженцы называют его « » – учением или «Будхадхармой» – учением Будды. Это название будет более точным, потому что буддизм скорее философия, культурная традиция, мировоззрение со своими правилами этики и морали, нежели религия.

    Буддисты верят в слова своего Учителя Будды Шакьямуни о том, что вся жизнь – это страдания, а главная цель жизни – избавиться от них.

    Мы приходим в этот мир, взрослеем, привязываемся к людям, вещам, достигаем материальных высот, болеем, умираем и все это время страдаем. Главная причина страданий лежит в нас самих, в привычках, неправильных ценностях, иллюзиях.

    Освободиться можно, избавившись от них. Для этого нужно следовать определенным правилам, медитировать, созерцать внутренний дух, ограничиваться от чувственных наслаждений. Любые догмы можно понять, только пропустив их через призму себя, собственного опыта – тогда возможно достижение нирваны.

    Человек живет в иллюзорном мире, не замечает окружающих его заблуждений, получает последствия действий в прошлом, умирает, а после смерти перерождается, снова страдает, пока не достигнет Просветления. Такое видение жизни тесно связано с определенными понятиями:

    • – причинно-следственная связь любых событий, плохих или хороших. Все, что происходит с нами сейчас – следствие действий прошлого, а каждый поступок, слово или даже мысль в настоящем станет причиной будущих событий. Карма может работать вне пределов этой жизни и распространяться на последующие перерождения.
    • Майя – отражение иллюзорности жизни, переменчивости мира, беспрерывной цепочки страданий. Хорошей метафорой для майя может стать представление облаков, которые постепенно меняют свою форму, мозаику из пузырьков на воде, которая изменяет очертания.
    • – череда перевоплощений, которая преследует всех людей. Буддисты верят в реинкарнацию – цикл перерождений. Рождаясь все в новых образах, человек не перестает страдать, чувствует кармические последствия прошлых жизней, жить в изменчивом мире с переходящими вещами, и так по кругу. Разорвать колесо сансары значит достичь нирваны.


    Образ жизни буддиста

    Буддист свято верит в догмы Учения, переданного Буддой. Он изучает , ведет правильный образ жизни, медитирует и стремится к высшей цели – Пробуждению. В этом ему помогают истины, предписанные заповеди, этапы восьмеричного пути.

    Учение основывается на четырех истинах, непреложных для любого приверженца буддизма.

    1. Дукха – говорит о круговороте страдания. Вся человеческая жизнь пропитана страданием: рождение, взросление, проблемы, привязанности, страхи, чувство вины, болезни, смерть. Осознать свое «я» в гуще этого вихря – начальный этап познания истины.
    2. Тришна – рассказывает о причинах дукхи. Желания и связанная с ними неудовлетворенность порождает страдание. Получив одно, человек начинает желать большего. Все возрастающие аппетиты, воля к самой жизни – в этом вся причина.
    3. Ниродха – ведает о завершении дукхи. Обрести свободу можно только отпустив ненужные привязанности, деструктивные эмоции, обнаружив в себе благочестие. Лучшая победа над страданием – прекратить борьбу с ним, избавиться от желаний, очиститься духовно.
    4. Марга – говорит об истинном пути. Следуя тропой Будды, важно соблюдать Срединный путь – не ударяться из крайности в крайность, от полного пресыщения до абсолютного аскетизма. Самому Учителю нужна была одежда, пища, кров, поэтому истинному буддисту не следует изводить себя до изнеможения.


    С маргой также связан так называемый . Согласно ему, последователь буддийской философии соблюдает чистоту во всем:

    • правильно видит мир;
    • чист в мыслях и добр в намерениях;
    • не позволяет плохих слов, пустых фраз;
    • честен в поступках;
    • ведет праведный образ жизни;
    • старается на пути к цели;
    • контролирует мысли и чувства;
    • учится сосредоточению, медитирует.

    Настоящий буддист может с легкостью выиграть в игру «Я никогда не…», потому что он никогда:

    • не убивает, не причиняет вред всему живому;
    • не крадет;
    • не врет;
    • не прелюбодействует;
    • не употребляет алкоголь или наркотики.


    Настоящие приверженцы учения могут поразить высокой нравственностью, моральными устоями, которые подкрепляются непререкаемыми правилами жизни, силой воли, которая помогает им в медитациях, чтениях мантр. Высшая цель – достижение нирваны, и они смело идут по пути к ней.

    Отношение к богу

    Каждая религия предполагает веру в бога: ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.

    Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя . Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.


    Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель.

    Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.

    Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.

    В некоторых течениях философской мысли, особенно в , Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.

    Причина тому – пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистском учении.

    Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.


    Заключение

    Буддистская вера, как и вера вообще, придает сил, воодушевляет, окрыляет, помогает встать на истинный путь. Мы были рады немного приоткрыть вам дверку в душу буддиста. Пусть в вашей жизни будет свет и умиротворение!

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны за ссылку в социальных сетях)

    До скорой встречи!

    © 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ