Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Смотреть что такое "цель" в других словарях.  Цель это что такое Цель: определение — Психология.НЭС Цель простыми словами

  • Что такое цель?
  • Достижение целей
  • Атрибуты SMART-цели
    • Конкретная
    • Измеримая
    • Достижимая
    • Релевантная
    • Определенная по времени
  • Примеры SMART-целей
    • Личные
    • Семейные
    • Финансовые
    • Творческие
    • Спортивные
    • Духовные
    • Авантюрные
    • Путешествия
    • Иные
    • Совет №2 - Сделать цель привлекательной
    • Совет №4 - Постоянно напоминайте себе о цели
    • Совет №6 - Помощь друзей
    • Совет №7 - Позитивное мышление
    • Совет №8 - Выберите пример для подражания

Часто ли вам доводилось слышать слово «целеустремленный» в отношении какого-либо человека? Думаю, приходилось, и не раз. Но задумывались ли вы о том, что значит это выражение? Целеустремленный человек – это тот, который умеет ставить перед собой цели и добиваться их. Замечательное качество, не правда ли? Пожалуй, только такие люди и могут достигать значительных успехов.

Хотите стать таким же человеком?

Тогда вам стоит прочесть эту статью. В ней мы объясним, что такое цель , как правильно ставить цели и, главное, как достичь поставленных целей .

Начнем с азов – разберемся, что же такое цель.

Что такое цель?

Слово «цель» пришло к нам из немецкого языка и имеет несколько трактовок. Вот наиболее емкая из них:

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Из этого определения ясно, что целью не может быть то, чего мы достигли спонтанно, неожиданно для нас самих. Кардинальное отличие цели от мечты: мечта – это то, чего мы хотим, цель – то, чего пытаемся добиться. Соответственно, без шагов, направленных на достижение цели, она останется всего лишь мечтой. Как сказал Оноре Де Бальзак, «чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».

Известный французский писатель Дени Дидро в свою очередь говорил, что «если нет цели в жизни, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Из этих слов следует, что вся жизнь состоит из целей, к которым мы стремимся, и что надо ставить себе достойные цели, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, думающим и постоянно развивающимся. И «покрасить забор», и «добиться карьерного роста», и «обрести счастье» - это все может быть целями, но покраска забора на фоне карьерного роста и обретения счастье – цель мелкая. Это следует понимать.

Теперь, когда мы понимаем значения слова «цель», давайте перейдем к вопросу достижения цели.

Достижение целей

Достижение цели – это процесс, который находится во временном промежутке между двумя событиями – моментом постановки цели и моментом получения конечного результата. Чтобы достичь любой цели, вы должны продумать свои шаги для ее достижения, учесть любые нюансы и предусмотреть все «подводные камни», которые могут помешать вам на этом пути.

Иными словами, вы должны четко представлять, как поставить цель и мотивировать себя на ее достижение . Следовательно, к планированию своих действий необходимо подойти разумно, с холодной головой. Только так вы сможете разработать наиболее адекватный алгоритм для достижения поставленной для себя цели в срок.

Смотрите видео - Почему 99% людей не достигают целей:

Как правильно ставить цели. Определение SMART-целей

Кажется, ничего особенно сложного в описанных действиях нет – ставь цель, добивайся ее… Но почему же тогда люди нередко оказываются в тупике?

Причин может быть много. Это и неверное планирование действий, и недостаточное усердие, и банальное стечение обстоятельств (так называемый «форс-мажор») …

Но чаще всего проблема заключается в том, что человек неверно выбрал цель – то есть невольно априори «поставил крест» на всем мероприятии. И что он потом ни делает, на какие ухищрения ни идет, все напрасно, потому что цель попросту недостижима, и вся операция изначально была обречена на провал.

Как же избежать подобного конфуза? Как не потратить время понапрасну, стремясь к тому, что недостижимо? Для этого существует простая методика постановки целей – SMART , которая позволяет адекватно оценить поставленную задачу перед тем, как начать ее решать.

Что такое SMART? Как нетрудно догадаться, это – аббревиатура, включающая в себя все атрибуты грамотно поставленной цели. По числу букв в слове, этих атрибутов пять.

Конкретная (Specific), измеримая (Measurable), достижимая (Achievable), релевантная (Relevant) и определенная по времени (Timed). Такова расшифровка SMART.

Атрибуты SMART-цели

Конкретная

Цель должна быть четко определенной. Например, заниматься спортом – это неконкретная цель. А вот совершать 40-минутные пробежки 2 раза в день, утром и вечером – конкретная. Если вы не будете понимать, что именно хотите сделать, как вы этого добьетесь?

Измеримая

Цель должна быть измеримой, то есть иметь конечный результат, который можно измерить. Например, похудеть до 50 килограммов – это конкретная и измеримая величина, тогда как «похудеть» - цель неопределенная: неясно, сколько вы хотите сбросить и какой результат вас удовлетворит – то ли десять сброшенных килограммов, то ли один-единственный.

Понятно, что далеко не все цели можно измерить килограммами, метрами или иными величинами. В таком случае вам для простоты следует прибегнуть к шкалированию, взяв ноль за отправную точку, а десять – за идеал. То есть, если вы, допустим, хотите научиться играть на фортепиано, за единицу можно взять изучение нот, за пятерку – «собачий вальс», а за десятку – исполнение прелюдий Баха. Соответственно, Бах может не быть вашей конечной целью. Может, вам будет достаточно иногда развлекать гостей «собачим вальсом»? Тогда ваша цель расположена на середине шкалы, пятое деление.

Многие ошибочно полагают, что можно действовать, опираясь на свои ощущения – мол, я пойму, когда достигну цели. Но на самом деле, говоря так, вы сразу делаете себе послабление, даете шанс схитрить и остановиться раньше, если устанете или утратите мотивацию. Идти к цели, руководствуясь только ощущениями – удел слабых. Так вы ничего не достигните.

Достижимая

Не стоит в тридцать лет мечтать о золотой медали олимпийских игр в том или ином виде спорта, особенно если до этого вы никогда им не занимались. К сожалению, ваш организм уже физически не выйдет на те нагрузки, которым подвергают себя профессиональные спортсмены.

Для того, чтобы достичь определенной цели, помимо желания, у вас либо уже должны быть ресурсы (физические, экономические, иные), либо вы должны иметь возможность эти ресурсы за определенное время обрести. Подумайте, на что вы способны в настоящий момент времени? Что еще надо сделать? Справитесь ли вы с этим?

Релевантная

Цель, которую вы ставите, не должна противоречить другим вашим задачам. Например, у вас уже есть цель вставать в шесть утра, чтобы успевать на маршрутку, едущую до офиса, где вы работаете. Если же вы решили «изучать языки программирования с двух до четырех часов утра», вставать вам будет крайне затруднительно, и вы будете опаздывать на работу.

Такого противоречия возникать не должно, поэтому следует грамотно планировать свое время и отказаться от целей, которые невозможно встроить в свой график, потому что в таком случае и новых результатов не добиться, и старым можно только навредить.

Определенная по времени

Четко определяйте сроки достижения поставленной цели. Этот пункт – едва ли не самый важный. Если сроки будут неопределенными, то вы не будете достаточно стараться. Согласитесь, огромная разница – задаться целью «сбросить 10 килограммов за 3 месяца» или просто «сбросить 10 килограммов». Во втором случае процесс может растянуться и на год, и на два, и на пять лет – спешить ведь вам некуда.

Именно поэтому сроки ставить надо. Это дисциплинирует и вынуждает в момент цейтнота открывать в себе дополнительные ресурсы.

Смотрите видео в тему - Как добиться цели:

Примеры SMART-целей

Направление задачи Пример SMART -цели Комментарий автора
Изучение языка C# За 3 месяца научиться делать программу с пятью подпрограммами, занимаясь программированием ежедневно с 20:00 до 21:00 с помощью видеоуроков Есть конкретная измеримая цель – научиться делать программу, оперирующую пятью подпрограммами. Есть сроки – 3 месяца. Цель релевантная, так как вы отводите под нее вечернее время, свободное от работы. Цель видится достижимой – так как вы учитесь по примерам в видеоуроках.
Увеличение зарплаты Добиться увеличения заработной платы на 20% за следующие полгода за счет выполнения дополнительных функций вне должностных обязанностей Есть конкретная измеримая цель – добиться повышения зарплаты на 20% от текущей. Есть сроки – полгода. Цель релевантная? Если выполнение дополнительных обязанностей не влияет на выполнение основных – да. Достижимость цели зависит от добросовестности сотрудника и отношения руководства компании к инициативе сотрудника.
Похудение Похудеть на 7 килограммов за 4 месяца за счет пробежек и диеты Этот пример уже рассматривался в тексте, описывающем систему SMART. Есть конкретная измеримая цель – похудеть на 7 килограммов. Есть сроки – 4 месяца. Если диеты и пробежки не мешают вам выполнять иные задачи, цель релевантная. Цель достижима, если верно определены нагрузки.
Летний отпуск в Египте Провести неделю летнего отпуска с 10.07.17 по 17.07.17 в пятизвездочном отеле Египта Есть конкретная измеримая цель – провести неделю летнего отпуска в пятизвездочном отеле Египта. Есть конкретные сроки – с 10.07.17 по 17.07.17. Если отпуск в данных числах не срывает никаких сроков на работе, цель релевантна. Если есть финансы, и руководство подписывает отпуск, цель достижима.
Получить права Получить права категории В не позднее июня текущего года, пройдя обучение в местной автошколе Есть конкретная измеримая цель – получить права категории В. Есть сроки – сделать это не позднее июня текущего года. Если посещение автошколы не мешает вам выполнять другие задачи, цель релевантна. Если у вас есть деньги, время и желание для обучения – цель достижима.

100 жизненных целей других людей

Если вам трудно определиться с конкретной целью, вот вам список примерных целей, которых стараются достичь самые разные люди во всех уголках нашего необъятного мира.

Личные

  • Найти работу по душе;
  • Стать профессионалом своего дела;
  • Отказаться от вредных привычек;
  • Завести новых друзей;
  • Выучить английский и французский языки;
  • Отказаться от употребления мучного;
  • Добиться определенного количества подписчиков в Инстаграм;
  • Ложиться не позже двенадцати и вставать не позже семи;
  • Смотреть не менее трех научно-познавательных фильмов в неделю;
  • Научиться готовить;

Семейные

  • Жениться либо выйти замуж;
  • Сделать спутника жизни счастливым;
  • Родить не менее двух детей, мальчика и девочку;
  • Достойно воспитать детей;
  • Отдать детей в хорошую школу;
  • Дожить до свадьбы детей;
  • Отпраздновать серебряную свадьбу;
  • Дожить до свадьбы внуков;
  • Отпраздновать золотую свадьбу;
  • Поддерживать отношения со всеми членами семьи;

Финансовые

  • Никогда не брать деньги в долг или в кредит;
  • Заиметь хорошую подработку;
  • Добиться официальной стабильной зарплаты;
  • Откладывать с каждой зарплаты не менее определенной суммы;
  • Купить собственное жилье;
  • Дачу на берегу Черного моря;
  • Домик в горах;
  • Накопить на новый (не б/у) автомобиль;
  • Иметь возможность помогать детям до тех пор, пока они не встанут на ноги;
  • Заниматься благотворительностью;

Творческие

  • Научиться играть на саксофоне;
  • Написать автобиографию;
  • Продумать интерьер квартиры своей мечты и воплотить его в жизнь;
  • Научиться лепить из глины посуду;
  • Научиться рисовать маслом;
  • Завести блог;
  • Избавиться от страха перед публичными выступлениями;
  • Научиться танцевать сальсу;
  • Каждый день делать и публиковать не менее пяти фото природы;
  • Научиться вязать;

Спортивные

  • Избавиться от лишнего веса;
  • Жать штангу 150 кг хотя бы два раза за подход;
  • Научиться делать «солнышко» на турнике;
  • Заняться водными лыжами;
  • Научиться подводному плаванию;
  • Совершить прыжок с парашютом;
  • Выучить приемы рукопашного боя;
  • Научиться играть в баскетбол;
  • Выиграть соревнования по армрестлингу среди любителей;
  • Ходить по лестницам, избегая лифта;

Духовные

  • Научиться медитировать;
  • Прочитать всех лауреатов Нобелевской премии в области литературы;
  • Прочитать Библию;
  • Наладить отношения с родителями и братом;
  • Научиться самодисциплине;
  • Посещать службы в храме;
  • Обрести гармонию с самим собой;
  • Научиться быть благодарным;
  • Научиться достигать целей, которые себе ставишь;
  • Заняться благотворительностью;

Авантюрные

  • Полетать на дельтаплане;
  • Прокатиться на слоне в Индии;
  • Опуститься на морское дно на субмарине;
  • Поплавать на каноэ;
  • Поучаствовать в байк-пробеге по России;
  • Поплавать с черепахами;
  • Поиграть в «рулетку» в Лас-Вегасе;
  • Поучаствовать в фестивале реконструкции в Великобритании;
  • Попробовать блюда тайской кухни;
  • Попробовать себя в банджо-джампинге;

Путешествия

  • Съездить в Ниццу;
  • Побывать на стадионе футбольного клуба «Реал»;
  • Съездить в тур по Африке;
  • Посетить Антарктиду;
  • Провести лето в Новосибирске;
  • Слетать в Калифорнию;
  • Устроить автопробег по странам ближнего зарубежья;
  • Встретить новый год в Египте;
  • Побывать с экскурсией на Красной поляне в Сочи;
  • Совершить кругосветное путешествие на роскошном лайнере;

Иные

  • Купить родителям путевку в тур по странам Европы;
  • Добиться встречи с кумиром детства;
  • Перейти на ночной образ жизни;
  • Организовать какую-нибудь публичную демонстрацию;
  • Получить второе образование, например, юридическое;
  • Наладить отношения с другом детства, с которым не виделся несколько лет;
  • Посетить Иерусалим;
  • Регулярно читать блоги известных деятелей искусства;
  • На два месяца забыть об Интернете;
  • Заняться астрономией;
  • Найти интересную область и человека, способного помочь тебе ее освоить;
  • Избавиться от страха высоты;
  • Воочию посмотреть на солнечное затмение;
  • Посадить и вырастить плодовое дерево;
  • Покорить Эверест;
  • Научить младшего брата программированию;
  • Стать более аккуратным;
  • Починить старую газонокосилку;
  • Провести корпоратив;
  • Научиться искусству оригами;
  • Перестать волноваться по малейшему поводу.

Как мотивировать себя на достижение цели

Теперь, когда вы так много знаете о целях и способах их постановки, следует рассмотреть еще один немаловажный вопрос – вопрос мотивации. Мотивация очень важна, если вы поставили цель и хотите ее достичь. Недостаток мотивации может послужить причиной отказа от цели, несмотря на все былые стремления. Уверен, вам нередко доводилось слышать, что у человека «опустились руки» - это значит, что негативные обстоятельства оказались сильней, чем его мотивация.

Допускать подобного нельзя.

Но как грамотно мотивировать себя, чтобы «запала» хватило на весь путь от постановки цели до конечного результата?

Есть ряд советов, способных помочь вам в этом непростом деле.

Совет №1 - Иметь возможность гарантировано достичь поставленной цели при надлежащем усердии

Если вы ставите перед собой достигаемую цель, вы знаете, что можете ее достигнуть, и это знание придает вам уверенность в собственных силах и избавляет вас от лишних переживаний. Вы не гадаете, осилите эту задачу или нет. Вы знаете, что она выполнима, и спокойно, методично двигаетесь ей навстречу.

Пресловутая покраска забора – это, скорей, необходимость, чем удовольствие. А вот желание приобрести новую, красивую иномарку может заставить трудиться усердней и зарабатывать больше, чтобы поскорей воплотить свою мечту в жизнь.

Совет №3 - Четко понимать, что принесет вам достижение цели

Можно прямо на лист бумаги выписать все положительные моменты. Например, все та же новая иномарка. Что принесет ее покупка? Самоудовлетворение. Статус. Престиж. Безопасность. Комфортабельность. Отказ от общественного транспорта. Возможность отправиться в путешествие на машине. Да и детям больше не придется ходить в школу пешком… Очевидно же, что причин двигаться к цели хватает?

Например, повесьте дома распечатанный плакат с изображением машины или же включите ежедневное автонапоминание в своем телефоне.

Чем чаще вы вспоминаете о своей цели, тем проще поддерживать определенный уровень мотивации в ее достижении.

Совет №5 - Постоянно напоминайте себе, что будет, если цели вы НЕ достигните

В примере с покупкой машины и напоминать не надо – каждодневные путешествия на работу и с работы на общественном транспорте сами по себе являются подобным напоминанием. Или если у вас уже есть машина, но старая и постоянно ломающаяся – вид вашей «развалюхи» тоже может вас мотивировать.

Друзья прекрасно знают, как мотивировать вас для достижения цели – на то ведь они и друзья.

Кого-то по-хорошему злят колкости, кого-то, наоборот, надо постоянно подбадривать. Попросите друзей помочь. Настоящие – не откажут.

Даже если что-то не получается (например, на подработке заплатили меньше, чем вы рассчитывали, и покупка авто отодвинулась еще на какое-то время), постоянно напоминайте себе, что все это – мелкие неудачи, которые никогда не смогут заставить вас отказаться от своей цели.

Если ваш сосед, работающий на том же предприятии, что и вы, смог купить иномарку, значит, эта цель вполне достижима, верно? Можете пообщаться с ним, спросить совета, надо думать, хороший человек не откажет вам в подобной малости. Главное, не завидуйте ему, ведь не он виноват в том, что вы не добились поставленной цели.

Идите к своей цели, не сворачивая, и все у вас получится!

ЦЕЛЬ

осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.

Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

ЦЕЛЬ

1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некоторой цели. Значение 2 было введено Э.Ч. Толменом для того, чтобы бихевиористы могли рассуждать о цели в значении 1, не признавая его. См. целевая психология.

ЦЕЛЬ

1. Цель, на которую поведение ориентируется. Это использование предполагает наличие волевого усилия; целью может быть успешное завершение части работы, можно даже назвать целью получение крысой пищи в концелабиринта. Но непроизвольные, рефлексивные действия, даже если они ведут к достижению какой-то цели, не рассматриваются как воплощение целей. 2. Символическая мысль, образ или идея, которые представляют точку назначения направленного поведения. В этом значении цель – понятие, связанное с мышлением и, в отличие от значения 1, используется для описания внутреннего состояние организма, а не внешних условий. 3. В психоанализе – конечный результат поведения. В этом случае различаются внешняя цель: конкретный человек, объект, событие или поведение, которые являются "конечным результатом", находящимся во внешнем мире, к которому индивид стремится, и внутренняя цель: удовлетворенное психическое состояние организма, испытываемое тогда, когда достигнута внешняя цель.

ЦЕЛЬ

направленность мышления и поведения человека на достижение объекта его влечений, желаний, фантазий.

В классическом психоанализе цель соотносилась прежде всего с сексуальным влечением человека и рассматривалась в плане одной из его составляющих, наряду с источником, силой и объектом. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятие «сексуальной цели», понимая под ней действие, на которое толкает половое влечение человека. Особое внимание он уделил раскрытию специфики сексуальной цели инвертированных, характеризующихся отклонениями в отношении нормальной сексуальной цели, и инфантильной сексуальности, обладающей своей спецификой. При этом сексуальная цель определялась им следующим образом: «Важно заменить проецированные ощущения на эрогенные зоны таким внешним раздражением, которое прекращает ощущение раздражения, вызывая ощущение удовлетворения».

Сосредоточив внимание на раскрытии специфики сексуальной цели инвертированных и детей, основатель психоанализа исходил из того, что первоначальной целью человека является получение удовольствия. По его мнению, «грудной младенец выполняет действия, не имеющие другой цели, кроме получения удовольствия». Сначала ребенок переживает удовольствие при приеме пищи, но скоро научается получать его от возбуждения эрогенных зон рта и губ, то есть получает сексуальное удовольствие при сосании груди матери. Сексуальные цели детей от трех до восьми лет находятся в тесной связи с сексуальным исследованием самого ребенка, а извращенный характер некоторых из этих целей зависит от конституциональной незрелости ребенка, который «еще не открыл цели акта совокупления».

В дальнейшем понятие цели использовалось З. Фрейдом как в плане уточнения направленности инфантильной сексуальности на различные эрогенные зоны, так и с точки зрения рассмотрения задач, стоящих перед воспитанием детей, культуры в целом, а также цели жизни. В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что цель традиционного воспитания – сделать сексуальную волю нового поколения послушной, а его идеальная цель – «сделать жизнь ребенка асексуальной». В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) им была высказана мысль, согласно которой, если принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращается к неорганическому состоянию, то отсюда напрашивается вывод: «целью всякой жизни является смерть». В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа писал о том, что для установления сильных идентификаций между членами сообщества, для укрепления социальных связей культура пользуется всеми средствами, всячески ограничивает и подавляет сексуальную жизнь человека и мобилизует все силы «заторможенного по цели либидо».

С точки зрения З. Фрейда, программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается главной цели – достижения счастья. Процесс культурного развития осуществляется по мере достижения иной цели – создания единства из множества индивидов. Хотя при культурном развитии цель «осчастливить» индивида еще сохраняется, тем не менее «она оттесняется на задний план». В конечном счете целью культуры является обуздание сексуальных и агрессивных влечений человека. Другое дело, что, несмотря на все усилия со стороны современной культуры, достижение этой цели оборачивается, по мнению основателя психоанализа, невротизацией человека. Отсюда – актуальность психоаналитической терапии, целью которой является смягчение заповедей и запретов индивидуального Сверх-Я, отражающего соответствующие суровые заповеди и запреты Сверх-Я культуры. Как индивидуальное Сверх-Я, так и культурное Сверх-Я мало считаются с фактической душевной конституцией человека. Исходя из этого, З. Фрейд подчеркивал, что «в терапевтических целях нам приходится поэтому бороться со Сверх-Я, понижать уровень его притязаний».

Цель

осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «В психологии понятие «цель» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного» будущего по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма» (А. Г. Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «цель», выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «маяка», на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития. Как правило, подобный «горизонтный» образ обозначают с помощью специального термина - «vision». Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «vision», например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «vision» требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «работают» на «vision», то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «как должно быть?», практически выстраивает модель желаемого (свое рода «vision»), психология, отвечая на вопрос «что есть на самом деле?», позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. Вейла, «...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников». При этом «в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию». В организационном контексте «видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»1.

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии “видения” подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это “нечто” кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель “соединенными усилиями” привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»1.

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе; развитие чувства команды; рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции; открытость и доступность официального лидера; работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения; работа над раскрытием чувств; работа над схемой трансляции видения персоналу организации; систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. Вейл, «сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»2.

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. Вейла, «слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»3. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанным с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. Вейл, «формулирование видения предполагает необходимость занять более “отдаленную” точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»1.

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего, подразумевает решительный отказ от попыток «заморозить» и «затушевать» конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. И., М. К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»3.

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - «...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях, и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения». Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»1.

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияния на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводится по его окончании»2.

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то»3. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

Считается, что для того чтобы быть успешным и счастливым, нужно уметь ставить цели. Но что такое цель? Многие ошибочно путают это понятие с такими категориями, как "мечта" или "задача". И, в конечном итоге, не могут справиться с делом. Потому что только правильно поставленная стратегическая цель может служить маяком на долгом и сложном пути. Чтобы не запутаться в понятиях, надо дать каждому из них четкое определение. Бывает так, что человек утверждает о наличии цели, но при этом ничего не делает и целыми днями лежит на диване. У него отсутствует элементарная мотивация к действию. Есть ли у него на самом деле цель? Скорее всего, речь идет о наличии - это то, чего бы человек, может быть, и хотел. Но у него еще нет оформленного плана по достижению этого. Он еще возможно, следует ли вообще достигать того, о чем он мечтает. Также мечты частенько бывают из той категории, которая называется "невыполнимое".

Цель всегда имеет конкретику. Это тот объект или состояние, к которому человек осознанно или бессознательно стремится. Осознанная цель чаще всего записывается на бумаге. также планируют этапы достижения того, к чему они идут. Если бы цель компании выражалась только в мечтах, то такая организация давно стала бы банкротом. Человек, который хочет чего-то добиться в жизни, просто обязан записывать свои стремления и этапы достижения желаемого. Понять, что такое цель, можно, сравнив ее с задачей.

Задача - это один из подпунктов, с помощью которого можно сделать еще один шаг по направлению к цели. Такие подпункты позволят видеть прогресс и идти дальше. Например, у компаний тоже бывает список текущих задач. Человек при должен немного ориентироваться на коммерческие предприятия. Там вопрос осуществления плана компании стоит очень остро. Владелец или группа владельцев намечают цель, а команда выполняет задачи по ее достижению. Начальство сверху служит своего рода контролером. При этом у самих начальников и руководителей тоже есть задачи.

Простого человека могут контролировать на работе в деле достижения чужой цели. А вот при постановке своих обыватель часто бывает небрежен. Ведь над ним нет контроля, а воля слаба. Чтобы стать хозяином своей жизни, надо четко осознать, что такое цель, и волевыми усилиями направлять себя к ней. Иначе человек никогда не обретет свободу. Правильно говорится, что тот, кто не может подчиняться себе, будет вынужден подчиняться другим. Большую роль в достижении желаемого играют бессознательные приоритеты. Например, если человек стремится улучшить свою спортивную форму, но вместо этого в очередной раз садится смотреть телевизор, то он сделал свой бессознательный выбор. Именно так можно увидеть подсознательные приоритеты.

Заметив за собой нечто такое, надо разобраться, почему так происходит. Обычно к своей истинной мечте и цели человек идет без проблем. Ему нравится двигаться вперед. Если же начинает ощущаться напряжение, то следует честно ответить себе на вопрос о том, действительно ли достижение конкретного состояния или объекта принесет удовлетворение.

Отвечая на вопрос "что такое цель", важно не забывать, что цели могут быть истинными и ложными. Ложные навязываются социумом. К примеру, человек увидел, что его сосед купил новую машину, и тоже решил обновить свой автомобиль. Но для этого надо заработать достаточно денег, а работа валится из рук. Примерно так и становятся несчастными. Не стоит сравнивать себя с кем-то и пытаться получить то, что есть у окружающих. Настоящие желания человека могут быть совсем в другой области. Истинные цели связаны с искренним желанием получить нечто, вне зависимости от мнения близких и окружающих. Их достижение становится праздником и приносит радость. А ненастоящие приносят только опустошенность.

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. "-В психологии понятие "-цель"- также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система- предвосхищаемый полезный результат (образ "-потребного"- будущего по Н. -А. -Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма"- (А. -Г. -Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие "-цель"-, выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального "-маяка"-, на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития.

Как правило, подобный "-горизонтный"- образ обозначают с помощью специального термина - "-vision"-. Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный "-vision"-, например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный "-vision"- требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не "-работают"- на "-vision"-, то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос "-как должно быть?"-, практически выстраивает модель желаемого (свое рода "-vision"-), психология, отвечая на вопрос "-что есть на самом деле?"-, позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. -Вейла, "-...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников"-. При этом "-в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию"-. В организационном контексте "-видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности"- .

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. -Вейла, в собственно социально-психологическом смысле "-понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии &ldquo-видения&rdquo- подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину , по которой это &ldquo-нечто&rdquo- кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель &ldquo-соединенными усилиями&rdquo- привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу"- .

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. -Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе- развитие чувства команды- рассмотрение ключевых проблем организации с "-внешней"- позиции- открытость и доступность официального лидера- работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения- работа над раскрытием чувств- работа над схемой трансляции видения персоналу организации- систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. -Вейл, "-сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах"- .

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. -Вейла, "-слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми"- . Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с "-внешней"- позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанном с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. -Вейл, "-формулирование видения предполагает необходимость занять более &ldquo-отдаленную&rdquo- точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения"- .

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего подразумевает решительный отказ от попыток "-заморозить"- и "-затушевать"- конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку "-любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. -И., М. -К. ) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу"- .

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - "-...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения"-. Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. -Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: "-Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников"- .

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что "-в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. -д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияние на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводиться по его окончании"- .

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. -Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. -Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что "-на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то"- . Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

590 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 29, 33.

591 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 34.

592 Там же. С. 57.

593 Там же.

594 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 57-58.

595 Там же. С. 58.

596 Там же.

597 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 58-59.

598 Там же. С. 59.

599 Там же.

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся...

Любая организация создается для достижения целей. И управление по целям как технология менеджмента начинается с осознания и формулирования целей организации. Это никем не оспаривается. Но что же это такое - цель?

Обратимся сначала к классике. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение: «Цель - желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Цель есть начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело цель, достиженье ее». Интересно и оригинально. В другом авторитетном источнике - Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона - находим: «Цель есть представление, которое человек стремится осуществить». Коротко и ясно. Похожее и хорошее определение дано в книге А.Г. Асмолова «Психология личности»: «Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека».

Все это правильно и сомнению не подлежит. Теоретически. Но практически цели разными людьми понимаются по-разному. В практике управления могу выделить два подхода к определению целей.

Первый подход - цель понимается как представление об идеальном состоянии или желаемых изменениях . Например, максимизация прибыли, рост объема продаж, сокращение издержек, увеличение производительности труда, уменьшение текучести персонала, выполнение проекта и т.д. В такой формулировке цель определяется как некий вектор , т.е. направление изменения, но при этом не уточняется, в какой момент происходит достижение цели. И именно так, чаще всего, формулируются цели руководителями в начальной стадии целеполагания. Ведь, чтобы понять, чего мы планируем достичь, надо сначала понять, чего мы хотим или должны делать в принципе, в каком направлении двигаться и развиваться. Это цели-функции , описывающие желаемый полезный эффект от деятельности организации.

Второй подход - цель понимается как планируемый результат деятельности . В этом случае в формулировке цели указывается конкретный полезный эффект, к которому мы стремимся, и требуемые затраты ресурсов и времени для его достижения. Например, в следующем месяце увеличить выручку предприятия на 5%, в течение года повысить удовлетворенность клиентов до уровня 85%, выполнить все работы проекта без претензий заказчика в установленный срок при соблюдении установленного бюджета. Это цели-результаты . Они формулируются на основе функций. Результаты - это «оцифрованные» функции.

Именно к таким целям-результатам применимы известные правила SMART. Вспомним о них. Вообще, одно из значений слова «smart» в переводе на русский язык - это быстрый, проворный. Так, выражение « to make a smart job of it » означает «быстро и хорошо выполнить работу». Так что, эта аббревиатура не случайна. Если придерживаться правил SMART, то, скорее всего, работа на самом деле будет выполнена быстро и хорошо. Итак, что же это за правила?

Правило первое - цели должны быть КОНКРЕТНЫМИ (S pecific ), т.е. четкими, недвусмысленными и понятными. Формулировать цель надо на простом языке и при этом полезно убедиться, что сотрудник ее понял. Например, вместо «подготовьте управленческую отчетность о вашей деятельности за предыдущий отчетный период и предоставьте мне для проверки в соответствии с установленным регламентом документооборота», лучше сказать: «Чтобы отчет о работе за прошлый месяц лежал у меня на столе сегодня к 18.00». При этом неплохо, если сотрудник повторит задачу вслух.

Правило второе - цели должны быть ИЗМЕРИМЫМИ (M easurable ) . Чтобы оценить выполнение задачи, необходимо уметь измерить полученный результат - количественно или, хотя бы, качественно. С количественной оценкой вроде бы все ясно. Например, если поставлена задача «К концу квартала уменьшить просроченную дебиторскую задолженность на 9%», то надо просто вести бухгалтерский учет и контролировать просроченную дебиторку. А если объективных количественных показателей для измерения результата нет? Значит, надо оценивать субъективно по качественным показателям. Например, если поставлена цель «В течение месяца разработать качественные должностные инструкции на всех сотрудников отдела», то качество этих самых инструкций можно (и нужно) оценивать только субъективно. Примерно так же, как учитель в школе ставит оценки своим ученикам.

Правило третье - цели должны быть СОГЛАСОВАННЫМИ (A greed ). Здесь речь идет о согласовании цели между работником и руководителем. Это означает, что работник должен не только понять, что от него требуется, но и психологически принять эту цель или задачу к исполнению. В ходе согласования могут проясняться какие-то детали и тонкости выполнения. Кроме того, руководитель должен убедить и мотивировать работника на качественное исполнение работы и достижение цели. Простые приказы, рассчитанные на слепое повиновение и страх наказания, достаточны только для очень узкого круга людей, обладающих ярко выраженной мотивацией избегания. А таких людей в организациях не более 10-15%.

Правило четвертое - цели должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ (R ealistic ), т.е. достижимыми и подвластными этому человеку. Понятно, что в противном случае мотивации на достижение цели не будет. «Зачем я буду напрягаться, если все равно не успею (или это от меня не зависит, или у меня не хватит ресурсов)?» - подумает сотрудник и будет прав. Если подчиненный сомневается, то реалистичность задачи надо доказать в ходе согласования (см. предыдущее правило). Безусловно, реалистичность должна быть обоснованной, а не кажущейся. Мало ли, что нам может показаться...

Правило пятое - цели должны быть ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ (T imebound ), т.е. быть завершенными к определенному моменту. Это самое простое правило, но о нем руководители почему-то часто забывают. Наверное, думают, что это само собой разумеется. А подчиненные думают по-другому и откладывают решение задачи на неопределенный срок. Зачем спешить, если время не назначено! Конечно, опытные подчиненные сами напомнят руководителю: «а когда это надо сделать?». Ведь потом, когда придет пора отчета, попробуй, докажи своему начальнику, что он не определил сроки! Уж очень это хлопотно и неприятно. Лучше сразу все выяснить.

Так что, перед тем, как формулировать цель организации, подразделения или сотрудника, ее надо «протестировать» с помощью этих правил. Со временем это войдет в привычку и станет важным управленческим навыком. Лучше потратить лишние пять минут на правильную постановку цели, чем потратить пять часов (дней, месяцев, лет и т.д.) на устранение последствий ее неправильного решения.

SMART - известная и простая методика. Но достаточно ли этих пяти букв, чтобы сформулировать цель качественно? Думаю, нет. Для этого требуется более глубокое знание латинского алфавита. Как минимум, необходимы еще три буквы:

V - цели должны соответствовать ЦЕННОСТЯМ (V aluables) и ВИДЕНИЮ (V ision) организации.

I - цели должны быть ВДОХНОВЛЯЮЩИМИ (I ncentive), привлекательными и заманчивыми для сотрудников организации.

P - цели должны быть согласованы с оперативными и стратегическими ПЛАНАМИ (P lans) организации.

Если к SMART-правилам добавить VIP-правила, то мы получаем более полный набор требований, предъявляемых к правильной постановке целей. Все перечисленные правила не догма и даже не руководство к действию, но о них полезно помнить, если мы хотим управлять целями организации и управлять организацией с помощью этих целей.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ