Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что значит для вас "делать добрые дела"

Классный час «Спешите делать добрые дела…» Цель: 1. Каждому для себя определить, что значит «делать добрые дела». 2. Понять и осмыслить направления добрых дел. 3. Задуматься о своих возможностях и душевных качествах. … человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. В.Дроганов Информация для размышления: Нормальный человек во все времена ставил для себя основной вопрос жизни так: «Чем я могу быть полезен другому?», т.е. семье, другу, обществу, Родине, а не «Чем что - то может быть полезно для меня». 2008 год – Год Добрых Дел Добрые дела Для себя, любимого! Для своих близких Для общества Для окружающей природы Для страны, для Родины Для родной школы Что значит, по вашему мнению: делать добрые дела для себя? а для своих близких? А что значит для вас делать добрые дела для школы? А для общества? Мо доброе отношение к природе. Что это значит? Раньше думай о Родине, а потом о себе… Раньше думай о...

0 0

Почему нужно спешить делать добрые дела? Во-первых, жизнь наша быстротечна. Во-вторых, добрые дела не всегда требуют от нас материальных затрат, а только лишь время. В-третьих, добро запомнится на долгие годы, независимо от его масштабов. Но самое ценное в добре – это заразительность.

Вспомните, что Вы чувствуете, когда к Вам было проявлено внимание, сколько чувств и эмоций переполняло! Иногда хочется петь от радости! Но насколько больше радости мы получаем, если было сделано нами хоть одно доброе дело! Посмотрите на эти фото, всмотритесь, какие чувства выражены в тот момент, когда проявляешь доброту! Появляется умиление и желание кому-то помочь.

Не подавляйте эти прекрасные чувства в себе, и не стесняйтесь проявить заботу о ком-то. Попробуйте поставить себе цель сделать одно доброе дело в день. Это может быть такая мелочь на первый взгляд, например, как перевести пожилого...

0 0

Добрые слова

Любое великое дело начинается с маленьких шагов. Чтобы заниматься добродетелью, нужно начать жить этим. Для этого попробуйте с завтрашнего дня говорить всем своим близким приятные слова и хвалить за сделанное. Но не переусердствуйте, чтобы ваши слова не казались окружающим простой лестью. Люди очень чутко ощущают грань между искренностью и наигранностью.

В фильме «Трасса 60: дорожные истории», который уже можно назвать культовым, герой Боб Коди советует: «Говори, что думаешь, думай, что говоришь». Руководствуйтесь этим правилом, когда будете говорить добрые слова другим - не лгите, но и не обижайте сказанным.

Кто нуждается в помощи?

Оглянитесь вокруг: есть немало людей, которым нужна помощь. Пожилые люди, детки-инвалиды, бедняки - это те, кто нуждается в помощи постоянно. Но это не значит, что нужно сразу набрасываться на первую прохожую бабушку, чтобы помочь донести ей сумку до дома.

Узнайте, есть ли в вашем городе общественные...

0 0

Быть добрым, делать добрые дела, помогать людям – всему этому учат нас с самого детства, все знают, как надо правильно поступать, и мало кто следует этим правилам.

Люди чаще всего думают только о себе и не хотят помогать другим просто так, без какой-то выгоды. Добиваясь денег, богатства или делая карьеру трудно быть добрым к окружающим, вот и кажется, что их окружают враги, и никто не спешит первым налаживать отношения.

Зачем же в таком случае делать добро? Делая добрые дела бескорыстно, мы помогаем кому-то улучшить свою жизнь, а значит, меняем и весь этот мир в целом. Сам человек изменяется внутренне, он становится лучше, чище и не только помогает другим, но и исправляет свою жизнь. Нельзя откладывать добрые дела на потом, или думать, что у тебя сейчас нет возможности помочь, каждый может помочь другому и немного изменить мир. Спешите делать добро – ведь пройдя мимо, вы уже не сможете вернуться и помочь.

Чаще всего люди оправдывают себя отсутствием...

0 0

Несколько лет назад в моей жизни произошла огромная потеря.

Я был полностью выбит из колеи. Работать как следует не мог. Начал болеть. Но больше всего болела душа. Началась круговерть тяжелых мыслей:

– я виноват во всем: если бы не такие-то ошибки, я был бы счастлив,

– такого счастья больше никогда не будет,

– жить теперь незачем.

То есть жить, конечно, надо, я буду жить, но это будет совсем не такая жизнь, какой она могла стать, если бы не мои ошибки. Жизнь будет серой, безрадостной, впереди только одиночество, труд… и смерть. Которую почти никто среди людей не заметит.

Единственное, что помогало против этой боли, – непрерывная молитва. Но осознание никчемности, пустоты сохранялось.

Были в моей жизни разные успехи. Но это все внешнее. А ведь самое главное для человека, что наполняет его и делает счастливым, – любовь. Важно, люблю ли я и достоин ли я любви. А что делает меня достойным любви? Опять же – моя любовь к...

0 0

Мысль о том, чтобы посетить один из казанских детских домов не была спонтанной. Я вынашивала эту идею давно. Вопрос был только в реализации. Вариант просто приехать, подарить игрушки и сладости тут же отпадал – слишком примитивный способ благотворительности меня не прельщал.

В моем понимании, помощь деньгами – не есть благотворительность в полноценном понимании этого слова. Благо творить – в первую очередь это означает ДЕЛАТЬ добрые дела, приносить пользу.

Я хотела большего. Хотела подарить ребятам праздник, чтобы на какое-то время они забыли о своих повседневных проблемах и ощутили себя нужными. Через несколько дней размышлений, в моей голове сформировался определенный сценарий.

Следующим этапом стал поиск единомышленников. Это, наверное, один из самых сложных моментов в реализации того или иного проекта. Тут нужно всегда быть готовым к отказам, на тысячи нет – услышать одно да. Но это тоже результат.

Я провела опрос в социальных...

0 0

Бывает, что у вас появляется чувство, что нужно сделать что-то хорошее, кого-то порадовать. Вам бывает необходимо осознать, что вы можете привнести в этот мир счастье и радость своими добрыми делами. Что настроение какого-то другого человека удет зависеть от вашего собственного поступка.

Как научиться делать добрые дела

Такое состояние нужно поощрять, не препятствуйте себе. Делайте, делайте добрые дела.

Иногда действительно даже самый, казалось бы, мелкий поступок может другому человеку принести радость. Вы чувствуете прилив сил, желание изменить этот мир в лучшую сторону. Ведь если мы все вместе постараемся, то у нас получится. Мир станет светлее, добрее, радостнее. Подойдите творчески к выполнению своей идеи и будете вознаграждены за это свыше. Самое главное правило, совершая хорошие поступки, никогда ничего не ждите взамен. Не ждите благодарности, не выпрашивайте похвалу. Если вы действительно постарались, то награда сама найдёт своего героя, не сомневайтесь....

0 0

Как делать добрые дела, заниматься благотворительной деятельностью?

Когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих.

(Втор. 15, 10).

Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью.

Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами.

(Сир. 18, 15).

С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину.

(Сир. 35, 7-8).

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

(2 Кор. 9, 7).

Милость должно делать, смотря на нужду требующего: у кого большая нужда, более давать, чтобы нужде его помочь.

Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время...

0 0

Классный час

«Учитесь делать добрые дела!»

Воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;

формировать знания о бережном отношении к окружающим людям

Ход классного часа

Орг. момент. Знакомство с темой и целями классного часа

Вступительное слово учителя:

«В дела ты добрые вложи,

ВСЕ ЛУЧШЕЕ СВОЕЙ ДУШИ»

Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств.

Человеческая доброта, милосердие, умение...

0 0

Протоиерей Александр Талько

«Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного».
(Матф.5:16).

Каждый человек по природе своих чаяний и надежд устремляется к доброму и хорошему. Периодически или постоянно подобные желания возникают и у материально обеспеченного человека, предпринимателя или бизнесмена. Даже есть такое понятие «мода» на добрые дела. Некоторые пытаются самостоятельно находить нуждающихся, некоторые заходят в храм и кладут в кружку для пожертвований незаметно, некоторые подходят к священнику и жертвуют в руки на конкретные дела. Некоторые жертвуют продуктами, вещами, услугами.
Из опыта тех случаев, когда подходили ко мне, можно сделать вывод, что подавляющее большинство из них являются людьми не церковными, т.е. о душе своей в соответствии с православной верой не заботятся - не молятся, не соблюдают постов, не исповедаются, не причащаются. Многие живут в блуде, семейных изменах и многих других пороках, присущих духу мира сего. За каждым из подобных случаев скрывается личная трагедия, которую многие не видят, многие оправдывают. В том числе и своими добрыми делами и верой в Бога. Но всякое ли дело можно считать добрым? И почему народная мудрость предупреждает, что добрыми намерениями дорога в ад выстлана? Есть ли разница между добрыми делами и намерениями? Мне бы хотелось порассуждать на подобные вопросы.

Апостол Павел в послании к Римлянам (7.15) прямо говорит: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю».
С одной стороны, большинство людей имеют желание делать добро, а с другой - мир лежит во зле. Там же читаем далее (ст.19-22): «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Суть закона нашего повреждения (или болезни), которые берут своё начало от грехопадения наших прародителей, и состоит в том, что (ст.21-25):
«…когда хочу делать доброе, прилежит мне злое; …Бедный я человек! …тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».
Очевидно, что между благими намерениями и добрыми делами может быть существенная разница. Разница и состоит в том, что в условиях духовного повреждения человека, которое называется греховность, враг рода человеческого - диавол получил возможность овладевать человеком именно через благие намерения, вводя человека в состояние, когда тот желаемое принимается за действительное.
С одной стороны: «…человек оправдывается делами, а не верою только»? (Иак.2:24).
А с другой - вера без дел мертва: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».(Иак.2:26).
Важным условием добрых дел должна быть содействующая спасительная вера. И дела становятся истинно добрыми лишь тогда, когда служат достижению совершенства в вере: «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22)
Очень часто мы приступаем к добрым делам сердцем далеко отстоя от Бога, не задумываясь о воле Божьей.
Чаще всего человек руководствуется естественным стремлением к добру. Но, очевидно, что самого искреннего желания недостаточно, чтобы достигнуть желаемого. Народная мудрость это тоже замечает: «хочется как лучше, а получается, как всегда».
Возможность делать добрые дела дана каждому человеку.
Часто можно видеть примеры многих добрых дел и среди язычников, в обличение православных людей, которые забывают о доброделании, сводя весь смысл христианской жизни к молитве и Богослужениям. Чтобы избежать крайностей и нужно помнить, что у спасения, как известно, два крыла Вера и Добрые дела.
Когда добрые дела становятся самоцелью (т.е. дела ради дел), то возникает опасность им стать дьявольской приманкой, укореняющей в человеке гордость, тщеславие, самонадеянность и пр., что закрывает человека от Бога: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6)
Важно помнить, что истинные добрые дела важны не ради дел, а ради спасения, ради Христа и во Христе. Уподобляться Христу - вот предназначение добрых дел.
«Те, кто говорят о спасении только через добрые дела, тем самым проводят некий знак равенства между ними и дарами Божьими. Добрые дела - это условие для проявления веры и любви, так как любовь к Богу и людям соединена друг с другом. Человек, надеющийся получить спасение за свои добрые дела, похож на нищего, который, собрав, несколько медных монеток, воображает, что на них можно купить царский дворец». (Архимандрит Рафаил (Карелин)).
Чаще всего, когда человек получает доступ к власти, материальным благам, он естественно приписывает это своим заслугам, располагая себя к тому, чтобы уже ему служили окружающие. Но именно как раз тогда у него и появляется возможность использовать свое положение и возможности по назначению в соответствии с духовными законами.
Если Сам Христос пришел «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить для многих» (Матф.20:28), то и те, кто следуют за Христом, должны поступать также:
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». (К Филип. 2:2-4);
«Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:10). А если не поступаем также, то и следуем не за Христом.
Почему в настоящее время мало людей воцерковляющихся, особенно, предпринимателей, бизнесменов, власть имущих? Во многом это можно объяснить ложным обличением совести.
Суть этого обличения отображена в словах: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне». (Матф.6:24).
Почему «ложное» обличение совести? Потому, что оно ищет и находит оправдание, что бы не менять свою жизнь: «так все живут», или «правильно жить не возможно» и пр.
Это совсем не значить, что не нужно стремиться к лучшей жизни и не нужно заботиться об одежде, жилье, пище и пр.
В условиях, когда нельзя объять необъятное, важна иерархия приоритетов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (От Матфея 6:33).
«Для спасения необходимо обожение человека, которое начинается в земной Церкви, переходит и продолжается в небесной и не кончается никогда. Только через крестную Жертву Христа и благодать Духа Святого, действующего в Церкви, человек может осуществить свое истинное предназначение - стать богом по благодати в вечности».(Архимандрит Рафаил (Карелин)).
В других условиях попытка добрых дел может быть связана с намерением «обойти» совесть, «откупиться» от неё, уйти от главных своих внутренних проблем: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Иоан.3:20-21).
Апостол Павел прямо указывает: «…знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (К Ефесянам 5:5).(Любостяжатель - корыстолюбец, сребролюбец, стяжатель, шкурник).
Добрые дела имеют свое истинное предназначение именно для того, чтобы человеку, делающему их, обнаружить свои немощи, пороки - гордость, тщеславие, маловерие, леность и пр.
И обнаружив, возыметь истинную потребность в источнике всякого блага - в Боге. И, достигнув смирения и сокрушения в сердце, раскрыть себя для Его благодати - созидающей, очищающей, укрепляющей, спасающей.
Идеал отношения к добрым делам в православии заключен в понятии - все, что есть доброе во мне - это от Бога, а мои - только грехи.
Добрые дела необходимы в жизни христианской именно для того, чтобы нам свидетельствовать о своей верности Христу, о своем пребывании в том союзе с Ним, в который мы вступаем в день Крещения, отрекаясь в то же время от диавола и всех дел его.
Очень важно, нося имя христианина, не жить по язычески. Покорен ли ты заповедям Христовым и не творишь ли дел, угодных дьяволу, думая оправдаться добрыми делами, часто и делая их «на копейку»?
Даже если мы и очень много делаем добрых дел, то не должны обманывать себя, зная, что грехом, как ложкой дёгтя, можно все испортить.
«И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет». (Иезек.18:24)
Часто можно услышать выражение: «Мир спасет красота или любовь». Беда в том, что под понятием «любовь» подразумевается что угодно. Истинное содержание это слово приобретает только через признание христианской истины: Бог - это Любовь.
Не случайно в доброделании нужно вспоминать о Любви. В послании к Коринфянам говорится прямо: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Кор.13:3).
В Евангелии от Иоанна читаем о том, что значить «любить»: « Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
И так, любить - это значить соблюдать духовные законы. То, что мы видим в действительности, часто связанно именно с нарушениями Заповедей Божьих, а значит, является «псевдолюбовью», т.е. - самообманом.
Христианство и дает преимущество человеку в познании Божественных законов и практическом использовании их в своей жизни, чтобы желаемое не принимать за действительное.
В доброделании тоже очень важно не обмануться: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой (в т.ч. и «добрые дела», прим. автора) на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (От Матфея 7:24-27).
Будем же рассудительны, заботясь о плодах своего доброделания: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (От Матфея 7:20-21).
В нынешнее время особенно важно учиться делать добро, не забывая, что «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».(От Матфея 7:19).
Для достижения правильных плодов в доброделании необходимо учитывать Евангельские истины.
«Работающие Господу внешне не видны, нередко даже презираемы и гонимы; но зато внутренно зреют постоянно в совершенствах духовных, которые в другом мире возсияют в них, как солнце, и дадут им соответствующее место и блаженство». (Св. Феофан Затворник).
Нужно избегать самонадеянности, помня, что говорил своим ученикам Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Иоан.15:5).
Или апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (К Филип.4:13).
Важно научиться богатеть в Бога, «собирая себе сокровища не на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». (Матф.6.19-20).
Только те дела попадают в небесную копилку, которые делаются не напоказ: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6.3-4)
«Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас (5, п. 761, с. 13). Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блаженимилостивии, яко тиипомиловани будут... Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: "Что сделаете им бедным, Мне сделаете..." (Свят.Феофан Затворник).
«В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это тоже, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто со вне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира».
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (К Филиппийцам 4:8).
7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилланебесным покровителем предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец. Дни памяти: 22 сентября и 31 октября. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства. Известный своей хозяйственной деятельностью, направленной на укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия.

Быть добрым, делать добрые дела, помогать людям – всему этому учат нас с самого детства, все знают, как надо правильно поступать, и мало кто следует этим правилам.

Люди чаще всего думают только о себе и не хотят помогать другим просто так, без какой-то выгоды. Добиваясь денег, богатства или делая карьеру трудно быть добрым к окружающим, вот и кажется, что их окружают враги, и никто не спешит первым налаживать отношения.

Зачем же в таком случае делать добро? Делая добрые дела бескорыстно, мы помогаем кому-то улучшить свою жизнь, а значит, меняем и весь этот мир в целом. Сам человек изменяется внутренне, он становится лучше, чище и не только помогает другим, но и исправляет свою жизнь. Нельзя откладывать добрые дела на потом, или думать, что у тебя сейчас нет возможности помочь, каждый может помочь другому и немного изменить мир. Спешите делать добро – ведь пройдя мимо, вы уже не сможете вернуться и помочь.

Чаще всего люди оправдывают себя отсутствием возможности и денег, а свою злость и плохое отношение к людям – неудачами и трудностями:» вот если бы у меня был миллион, а так что я могу или у меня и так все плохо: тяжелая работа, маленькая зарплата, с чего я буду помогать?» Но добро – это не сотни затраченных тысяч или помощь всему населению земного шара – помоги тем, кто рядом с тобой и тогда на земле не останется несчастных. Как много значат для нас доброе слово и искренне участие и, как редко мы это получаем. Не нужно стараться помочь всем и каждому, но забота о своих близких, участие и сочувствие друзьям, маленькие услуги знакомым и бескорыстная помощь чужим людям – это уже сильно изменит ваш мир.

Спешите делать добро сегодня, ведь завтра вы можете не успеть помочь и потерять близких и родных, не приобрести верных друзей, оттолкнуть хороших людей и превратиться в никому не нужного старика, который брюзжит на всех вокруг и тяготится своей жизнью.


(Пока оценок нет)

Сочинения по темам:

  1. Каждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта — это то, что делает...
  2. Говорят: «Красота спасет мир!» Я бы добавил: «Красота и доброта спасут мир!» Эти­мология слова «добрый» менялась. Бьшо время, когда славяне...

Чувство собственной значимости. Даже самые отъявленные циники обычно согласны с тем, что – друзьям, коллегам, родственникам. Это и неудивительно, ведь оказывая помощь знакомым, мы может быть уверены, что не станем жертвой обмана, поскольку имеем дело не с хитрым мошенником, а с человеком, который действительно попал в сложное положение. Иными словами, у нас есть некоторая гарантия, что наше милосердие послужит доброму делу, а не чьему-то обогащению. И от того, что мы помогли кому-то, нам самим на душе становится приятно. Ты же чувствуешь себя хоть чуточку, но героем.

Сочувствие . Разумеется, дело не только и не столько в подозрительности. Важная причина помощи другому – это сочувствие. И чем больше мы симпатизируем человеку, тем это чувство сильнее. Надо ли говорить, что прежде всего наша симпатия распространяется на людей, которые входят в наш ближний круг? К тому же в случае с хорошо знакомым человеком мы обычно знаем какие-то детали ситуации, в которой он оказался. Это помогает нам , что еще больше усиливает сочувствие к нему.

Взаимопомощь. Часто мы оказываем помощь людям, потому что уверены (или хотя бы надеемся), что они сделали бы то же самое для нас. И речь здесь идет не о корысти как таковой. Просто взаимопомощь – это лучший способ укрепить отношения и эмоциональные связи в любом коллективе. Во-первых, симпатия к человеку часто является не только причиной для добрых поступков в его адрес, но и следствием этих поступков. Давно замечено, что когда человек делает для другого что-то хорошее, он начинает лучше относиться к своему «подопечному». Во-вторых, тот, кто получил помощь, как правило испытывает благодарность к тому, кто ее оказал. Таким образом, добрые поступки создают и укрепляют дружбу между ними.

Не в ущерб себе

Например, старушка-соседка, которую ты вызвалась возить в поликлинику, перестает учитывать твой рабочий график при записи к врачам. А если ты говоришь, что в это время занята и никак не можешь, . Или брат мужа, которому вы помогли расплатиться с долгами, вдруг просит, чтобы вы взяли на свое имя кредит и дали ему денег на покупку новой машины.

Так что же делать, чтобы те, кому ты пытаешься помочь, не садились тебе на шею?

Заботься о себе . В реальной ситуации и отдать ее ближнему, может быстро замерзнуть насмерть и уже не сможет никому помочь. Так, если ты будешь пренебрегать служебными обязанностями, чтобы потакать соседке из приведенного примера, то получишь проблемы с начальством и вряд ли сможешь отпроситься с работы тогда, когда тебе или той же соседке это действительно будет нужно. Стараясь, чтобы милосердие не создавало тебе проблем, ты тем самым заботишься и о том, чтобы у тебя было свободное время и силы на то, чтобы помогать другим.

Расставляй приоритеты . Сначала помощь друзьям и родственникам, потом – всем остальным.

Не в ущерб себе и семье. Когда окружающие просят тебя о помощи, и в каком объеме ты можешь ее оказать. Подумай, стоит ли нестись сломя голову через весь город к подруге, которая поругалась со своим бойфрендом, чтобы утешить ее, если ради этого тебе придется перенести празднование дня рождения ребенка.

Разделяй два вида помощи – «острую» и «хроническую». Например, срочный сбор денег на лечение коллеги или необходимость посидеть с детьми попавшей в больницу соседки до возвращения их отца с работы – это срочная и разовая помощь, и ради нее можно отложить в сторону все дела. А вот покупка продуктов для бабушки, которой сложно выходить из дома – это уже помощь «хроническая», и тут ты имеешь полное право организовывать ее так, чтобы тебе это было удобно.

В наше время нередко можно услышать высказывания о том, что существуют некие общечеловеческие ценности, общие понятия добра и нормы морали, одинаковые для всех людей планеты, несмотря на различия религий, национальных культур, уровня жизни и т.п. Утверждается, что такое добро, такие нравственные достоинства глубоко коренятся в человеческом естестве, являются результатом всей истории человеческого развития и существуют автономно, независимо от связи человека с Богом, вообще от существования Бога. Более того, человек, независимо от своего вероисповедания, способен и даже должен совершать такое добро .

Приверженцы этого мировоззрения верят, что путь к счастью, миру, безопасности, свободе, развитию и реализации всех творческих способностей человека, достижим с опорой на разумное и научное познание себя и мира, при почти полном отрицании Творца, точнее, отрицании Его живого участия в жизни человека. Хотя вера в Бога и даже само существование Господа ими допускается, но надежда на Него признается совершенно неэффективным методом достижения счастья на земле .

Это мировоззрение называется гуманизмом. Оно вполне явно преподносит себя как альтернативу религиозно-нравственному взгляду на мир, и большинство гуманистов считают себя атеистами или агностиками. Но, к сожалению, гуманистическое понимание добра и нравственности не ограничивается только ими, - в том или ином виде оно проникло в умы некоторых христиан. Как отмечает отец Рафаил (Карелин), «Спасение только через исполнение определенных общественных и моральных правил» - это главный догмат либерального христианства, по сути дела уничтожающий остальные догматы» . Нередко в беседе с христианином можно услышать о добром коммунисте, атеисте, мусульманине, или просто о добром невоцерковленном человеке. Всё это ставит перед нами серьёзный вопрос - действительно ли возможно добро без Христа?

Но откуда рождается зло, если оно не может существовать само по себе? Бог дал нам свободу и разум. Он сделал это, чтобы мы могли так же, как и Он, стать добрыми не по принуждению, а по свободному выбору. Благодаря этому дару свободы человек способен выбирать - быть ли ему с Богом, или выступить против Бога. Именно в этом выборе и возникает либо добро, либо зло. Зло рождается в свободном выборе разумной личности. Такой выбор имел дьявол, такой выбор имел Адам, такой выбор делает каждый человек. Либо человек становиться сопричастником жизни, любви и добра, либо становиться виновником рождения зла, проводником злой воли. Приведем еще слова святого Василия Великого: «Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами… В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому что Бог - жизнь, а лишение жизни - смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут… » (Пс.72:27).

Когда мы употребляем понятия «добро» и «зло», то должны определить - что является мерилом, наделяющим эти понятия конкретным смыслом? Какова точка отсчёта? По отношению к чему определяется, что это - добро, а это - зло? Гуманисты говорят, что точкой отсчёта является человек. Но православные христиане знают, что точкой отсчёта является Создатель человека.

Противление Божией любви и, как следствие, противление Божьей воле есть - зло. Святитель Василий прямо пишет об этом: «Отчуждение от Бога есть зло». Зло - это нарушение воли Бога. А добро - исполнение Его воли. Свою волю в совершенном виде Он выразил через Откровение, а в начальном виде - через голос совести, который дал каждому человеку. И этот голос свидетельствует злодею, о том, что он делает дурной выбор. Зла не существует самого по себе, вне личности, которая его творит. В окружающем мире мы не встретим “безличного зла”, но увидим, что любое зло - это всегда действия конкретных людей, то есть, порождение их свободной воли.

Присуще ли человеческой душе зло? Да, присуще с момента повреждения человеческой природы грехом, с момента удаления от Бога, с момента противления Творцу. Вот, что пишет св. Игнатий (Брянчанинов): «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло, так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло» . Это смертельная язва в душе, и без исцеляющей благодати Божией уврачеванию не подлежит. Вышесказанное очевидно для православного человека. Как известно, учение о том, что человек может достичь нравственного совершенства и освобождения от греха своими силами, без благодати Божией, было осуждено как пелагианская ересь ещё полторы тысячи лет назад.

Повреждённость злом человеческой природы - это не какое-то теоретическое допущение, но наблюдаемый факт, который признавали не только святые отцы, но и светские философы. Например, Шеллинг пишет про «природную склонность человека ко злу» и указывает, что «посредством пробуждения своеволия беспорядок сил сообщается человеку уже в момент рождения» , а Кант признаёт, что «в человеке есть естественная наклонность ко злу… Это зло радикально, так как губит основание всех максим. Вместе с тем она как естественная склонность не может быть истреблена человеческими силами» . Говорили об этой реальности и мыслители-атеисты. Для многих психоаналитиков, если говорить упрощённо, суть лечения сводится к признанию в себе изъянов души, порочных желаний, табуированных стремлений и после этого - примирение с ними через объявление их нормой. Подобным же образом они надеются научиться контролировать в себе пагубные страсти и опасные желания .

По этой причине человек не может сам установить для всего человечества, что является добром, а что - злом. Потому что он сам повреждён злом. Если мы ставим человека эталоном, то оказывается, что эталон наш с дефектом. Это всё равно, что использовать неточные весы, неправильные часы. И гуманисты вынуждены отрицать реально наблюдаемую испорченность человеческой природы, потому что иначе лишатся почвы, на которой строят здание своего мировоззрения. Они готовы сколько угодно признать частные проявления зла, но не порчу человека как такового, - в этом случае бессилие их идеологии стало бы очевидно даже для них самих.

Если врач сделает хирургическую операцию грязными инструментами, то, как бы хорошо и профессионально не была выполнена операция, - в результате этой процедуры больной заразится новыми болезнями. Поэтому и шприцы, и скальпели и другие принадлежности подвергаются дезинфекции - на них не должно быть ничего постороннего, никаких вирусов или микроорганизмов. Так же и любое доброе дело, совершаемое человеком, который поражён грехом, несёт в себе заразу или примесь зла. Скальпель не может дезинфицировать сам себя, но это запросто может сделать тот, кто создал скальпель. И естественно, что «дезинфицировать», очистить человека от зла может именно Тот, Кто создал человека.

Как добро разъедается злом, заразившим человека? Во-первых, через примешивание зла к собственно добрым делам, когда они делаются с поиском какой-либо корысти, гордостью и т.п. А во-вторых, через размывание и искажение понятий о добре и зле.

Сегодня в мире признается нормальным то, что казалось диким всего тридцать лет назад. Идеи гуманистов реализовались в виде так называемых «прав человека», которые, по сути, отстаивают право безнаказанно грешить. Убийство нерожденного ребенка называется правом на прерывание беременности, блудное сожительство - правом на гражданский брак, корыстолюбие - правом на предпринимательство, гомосексуализм - правом на свободную любовь, непослушание и неуважение к родителям - правами ребенка и т.д.

А к чему приведут искажённые, обезбоженные понятия о добре ещё через тридцать лет? В продолжение логики «прав человека» можно узаконить права каннибалов. Если по взаимному согласию и добровольно один индивидуум хочет, чтобы его съел другой, то почему нельзя? Или узаконить право работать в офисах нагишом. Если все в офисе согласны, и посетители тоже, то почему бы нет? Или узаконить право покупать и продавать детей, - если все стороны согласны, и ребенку у новых родителей будет только лучше, чем у «биологических»? Или узаконить права педофилов, - опять же, при условии согласия родителей и самого ребёнка, и т.д.

Так люди, забыв Бога в сердце, будут кричать про достижения цивилизованного мира, про добро и, нравственность, принимая то, что сегодня кажется ужасным и невозможным. До 1961 года почти во всей цивилизованной Европе уголовно преследовался гомосексуализм, никто всерьез даже не разговаривал об «однополых браках». В начале века послушание родителям было нормой. Но все изменилось, как только люди отказались от Христа. Понятия добра и зла быстро трансформировались. Потому, что четкое различие добра и зла возможно только во Христе. Святитель Тихон Задонский говорит, что «душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра».

Но некоторые люди могут возразить, что человеческой природе свойственно не только зло, но и в большей степени добро. Человек может и хочет делать добро. Мы знаем примеры большой самоотверженности некоторых людей даже среди неправославных. Действительно, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и одно из свойств образа Божьего - любовь. По словам свт. Григория Нисского, «любовь есть отличительная черта нашего естества» . Святитель Феофан Затворник пишет: «Сердце, по естеству, есть сокровище добра - зло пришло позже» . То есть, существует естественное добро, естественная способность души от рождения чувствовать любовь и природное стремление человека к добру и любви. Об этой природной способности души к любви и доброте говорят нам гуманисты, атеисты, моралисты, коммунисты, философы и прочие. Мол, человек, может быть добрым и без Бога. При этом они не признают и даже отрицают то, что в стремлении души к добру и любви, в этой же самой душе присутствует разъедающая язва зла. Повреждение злом - неизлечимая болезнь души, которую излечить, может только Господь Бог наш - Иисус Христос.

С чем можно сравнить такую естественную добродетель? Возможно с первобытной животной добродетелью. Добрыми бывают многие животные, например собаки. Они преданно и старательно служат хозяевам, есть примеры их самопожертвования ради хозяина. Они ощущают радость, служа хозяину. Они бескорыстны в своей любви, не требуют больше своих естественных потребностей. Не врут, не обкрадывают, верны до смерти. В животном мире можно увидеть немало примеров бескорыстной помощи одних животных другим. Но это добро не делает животных наследниками Царства Божия и несравнимо с подлинным христоподобным добром.

Стоит привести оценку гуманизма, которую дал выдающийся подвижник минувшего столетия преподобный Иустин Попович. В его толковании на слова Священного Писания «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). - Читаем: «Как во Христе свет, так в нас тьма от греха. Тьма греховная распространяется на каждое человеческое существо... Единственной человеческой Сущностью, Которая наполнена отсутствием греха, Которая есть "Свет истины", совершенно непорочным является Богочеловек Христос... Это убеждение и осознание, что все человеческое находится в грехе и под грехом, создает истинное представление о человеке, приводящее к христианской антропологии (человекопознанию).

Кто провозглашает противоположное, обманывает сам себя. Каждое другое представление о человеке ложно, и таковым является гуманистическое учение, которое обожествляет человека в делах его, которые по причине греха являются нечистыми, малыми и пошлыми творениями. Гуманизм является идолопоклонством, и на деле идолопоклонством самого худшего вида - человекопоклонством. Гуманизм зиждется на той основе, что человек по природе хорош. И это приводит к самому трагичному заблуждению, которое создало столько трагедий в мире гуманистической науки, просвещения и культуры вообще. Потому что гуманизм возводит человека до такой высокомерной самонадеянности, что он отрицает и само наличие в себе греха. "Нет греха" - и это одно из основных нравственных величайших достижений гуманизма.

Между тем человеческая действительность полна недостатков, голода, разломов, трагедий, и представляет самое очевидное доказательство и свидетельство о наличии в человеке негативных и губительных сил, которые являются не чем другим, как силами греха. И гуманизм, признавая теорию эволюции, верит, что в ней - средство, которым люди избавятся от всего отрицательного, от недостатка и убожества и, в целом, от всего плохого. Гуманизм верит, что только в этом лекарство, спасение человека, который, уповая на себя, походит на утопающего, который хватается за собственные волосы, чтобы спастись, но естественно и, само собой разумеется, что он непременно утонет. Не существует более трагичного понимания и восприятия человека, его предназначения, чем гуманизм. Поэтому он ведет людей к самой трагичной гибели» .

Чем же ещё опасны и вредны мысли о добре без Бога для человека?

Во-первых, отсутствием добрых плодов, и невозможности угодить Богу. Вот, что говорит сам Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » (Ин.15:5). Добрые плоды - это плоды благодати. Без освящающей благодати Божией, без преображения души, без ее освящения все добрые дела человека имеют мизерную стоимость. Как если бы вы пришли в гости и вас оставили бы на ночлег. И вместе с теплыми словами, угостили бы вас заплесневелым, но еще съедобным хлебом и дали бы постельное белье, много времени не стиранное и дурно пахнущее. Вроде и доброе дело, да только пустое. Так и наши добродетели запачканные тщеславием, гордостью, самомнением и прочими страстями, часто в Божиих глазах не имеют никакой стоимости.

Более того, все подлинно доброе, что делает человек, творит живущий в нем Христос. Вот как об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «И если [человеческое естество] не сделается общницею Божеского естества Христова, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом, потому что Христос есть Тот, Кто делает всё во всех призывающих святое имя Его…»

«…Ибо в каждом христианине Христос есть Тот, Кто воюет и побеждает, и Он же призывающий Бога, и молящийся, и благодарящий, и испытывающие благоговение, - все это действует Христос, радуясь и веселясь, когда видит, что в каждом христианине есть и пребывает то убеждение, в котором с верой исповедуют они, что Христос есть Тот, Кто делает все это. Поэтому всякому христианину относительно всех добрых дел, какие он делает, надлежит исповедовать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так думает об этом, тот напрасно считает себя христианином» . Именно поэтому, Господь говорит, что без Него мы не можем ничего хорошего сделать, потому, что именно Он делает все доброе в человеке.

Во-вторых, мысли о добре без Бога приводят к возрастанию в гордости. Человек, творящий добро ради любви и верующий в Творца, рано или поздно Божиим попечением придет ко Христу, как сотник Корнилий. Человек, творящий зло, всегда будет ощущать свою вину и, может быть, покается. Человек, творящий добро принципиально без Христа, противится Богу «добром» и укореняется в своей гордости. И поэтому такое состояние души может быть даже опаснее состояния души злого грешника. Вследствие безмерно возросшей гордости душа становится неспособной к покаянию. Это мы прямо видим в призывах гуманистов: «Нам нечего бояться смерти. Поскольку нет никаких гарантий посмертного существования, то нет и никаких страданий…», «…хотя человек может испытывать некоторое сожаление о том, что он не сумел сделать всего, что мог бы сделать, что могло случиться и не случилось, все, что было сказано и сделано, - хорошо. Конечно, хорошо!» Если все, что сделано - хорошо, то и каяться не в чем.

В-третьих, человек такими «добрыми» делами, может совершенно убить свою совесть и даже лишить себя спасения. Делая добрые дела, он будет пытаться таким образом оправдать свои злые дела и грехи, отвергая в первую очередь покаяние перед Богом и любовь Божию. Сатана препятствует нам в главном - в стяжании Благодати Святаго Духа. Поэтому дьяволу все равно, что делает человек - добро или зло, ему главное, чтобы он не верил во Христа . Лишив человека веры во Христа, он лишает человека возможности приобщаться к Благодати Святаго Духа. И, как следствие этого, лишает его спасения.

Итак, человеческая душа изначально сотворена и стремится к Богу, любви и добру, но при этом она повреждена злом. Само зло есть противление Божией воле. Любое зло это всегда результат свободного выбора конкретных личностей. Зло искажает само понимание добра, и искоренить это зло из человеческой души может лишь Господь.

А как же все-таки творить добро, и какое добро угодно Богу? Ведь Всемогущий Бог может сделать Сам любое доброе дело. И нет ничего, что могли бы сделать мы, чего не может сделать Господь. Но Всеблагой Господь предоставляет нам возможность потрудиться ради любви к Нему и ближнему. Богу важно не само доброе дело, не величина доброго дела, а то намерение, то состояние сердца, с которым человек творит добро. Об этом говорят многие святые отцы.

Преподобный Максим Исповедник: «Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, - делаем ли мы это ради Него, или ради какой-либо иной причины» . Преподобный Марк Подвижник: «Бог ценит дела по намерениям их. Ибо сказано: "даст тебе Господь по сердцу твоему" (Пс. 19:5)... [Поэтому] кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот [считается] перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых» . «Ничего не обдумывай и не делай без [духовной] цели [с которой это совершается] для Бога; ибо бесцельно путешествующий напрасно будет трудиться» . Святитель Иоанн Златоуст: «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающего» .

Мы видим, что Богу важны не дела сами по себе, а то сердце, та любовь ко Творцу и ближнему , с которой мы их делаем. Неважно, делал человек добро или не делал зла, главное - кому принадлежало его сердце. Ради кого старалась его душа, кого любила, кого боялось, к кому стремилось? Любовь к Богу побуждает нас к добрым делам, которые есть свидетельство нашей любви к Нему и Он любит нас за наше свидетельство. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей » (Ин. 15 :10). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » (Ин. 14:15). И только дела, совершаемые из любви к Богу и ближнему, принесут человеку добрый плод в этой и будущей жизни. И хотя внешне милостыня атеиста и христианина, диета и пост, половое воздержание и целомудрие выглядят одинаково, но плоды и цену имеют разные. И один из наиважнейших плодов есть Благодать Божия, преображающая душу.

Преподобный Серафим Саровский учил: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской - есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всякий, кто не собирает со Мной, расточает (Мф. 12.30)» .

О том же пишет святой Симеон Новый Богослов: «Таков закон жизни во Христе Иисусе, и кто прежде не облечется благодатью Христовою, а потом не устроится жить по Христу, тот тщетно трудится. Сколько бы он ни страдал и сколько бы добра ни делал прежде получения благодати Божией, напрасен труд его… Итак, прежде всего каждому надлежит заботиться о том, чтоб получить благодать Божию посредством веры и надежды на Христа Господа, посредством покаяния, исповеди и молитвы» .

Мы видим, что не только цель всякого доброго дела, но целью всей жизни является стяжание и умножение благодати Святого Духа . Отделяя себя от Христа, человек отделяет всю свою жизнь и все свои дела от Господа и удаляется от Благодати, от Жизни, от Спасения. Благодать не дастся тому, кто сознательно отделил себя от Господа, Церкви, Таинств, поэтому не искушайтесь ложью, братья и сестры, - без Христа живущего в нас, без благодати Божией преображающей и животворящей душу, не возможно ни добра, ни любви, ни свободы, ни, тем более, спасения.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ