Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что значит проверяемые орфограммы. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся . Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы . Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограммы - что это такое

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание ».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография.

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИ ЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧ АСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВО ДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕ ЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМО ЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить...

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи » и «ши роко» нам отчетливо слышится «Ы», в «ча шка» и «пища » соответственно «Я», а в «чу десный» и «пощу пать» — «Ю».

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ле дяной, бе говая, ухо дить, аргуме нтировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕ ДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕ ГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХО ДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕ НТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯ ЩЕНИЕ и ПРОСВЕ ЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯ ЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕ ЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пе нал, бе реза, ма лина, за вод, ба нан, а лмаз, шоко лад, вине грет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧ АСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТ НЫЙ – весть;
  3. УЧАСТ НИК – участие;
  4. ЗДРАВ СТВУЙ – здравие;
  5. СОЛ НЦЕ – солнечный;
  6. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТ НЫЙ – честь.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить . Это, например, лест ница, празд ник, сверст ники, чув ства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

бесК онечный, расК опал, росП ись, всП ыхнул, восС тание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВ ольный, возЛ ожить, изД алека, разВ еселый, взГ ляд

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

Сравните:

УчиТЬ ся никогда не поздно
Он учиТ ся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТ ся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬ ся первые звезды (что начали делать?)»

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиНН ый, соН — соНН ый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеНН ый, сеМЯ — семеНН ой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

соломЕНН ый, листвЕНН ый, станциОНН ый

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

львИН ый, солЯН ой, кожАН ый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также , которые образованы от глаголов:

выстираНН ый (стирать), обижеНН ый (обижать), куплеНН ый (купить), жареНН ый (жарить).

Но опять же существуют исключения , к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеН ый человек», «назваН ая сестра», «посажёН ый отец», «прощёН ое воскресенье».

Резюме

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Как правильно пишется слово - ПРИДТИ или ПРИЙТИ Как правильно пишется ВРЯД ЛИ Как пишется слово В СВЯЗИ - слитно или раздельно Аллитерация - это художественное повторение звуков
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить)
Окстись - что значит это слово? Как правильно писать «как будто» Чилить - что это на молодежном сленге и каковы варианты использования слова Причастие - это смесь прилагательного с глаголом Аббревиатура - что это, ее разновидности и правила использования Импонировать - что это (значение слова)

не так. По программе Гармония в начале учебника есть определение. Вот часть концепции обучения грамотности по той же Соловейчик, приведенные из ее лекции, в смысле зачем все это надо:):
"Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г. Граник) и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Возникает вопрос: а почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения этих правил? Ответ прост. В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить: какое орфографическое упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках? Упражнение на вставку пропущенных букв. В чем оно тренировало? В применении того или иного орфографического правила. Место же в слове, требующее применения правила, всегда было уже показано.
Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Отсутствие орфографической зоркости делает непродуктивной еще одну операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении любых письменных работ. Призыв «Проверяйте!» подталкивает учащихся к перечитыванию написанного. Но снова неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. При этом так же очевидно, что начинать столь важную работу нужно заблаговременно, д о изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи. В учебнике «К тайнам нашего языка» становление орфографической зоркости детей начинается в 1-м классе. "

А вот тут определение:
Орфограмма – это место в слове: 1) где пишется не так, как слышится; 2) где звук слышится неясно; 3) где возможна ошибка; 4) где при письме возникает трудность; 5) где требуется применение правила; 6) где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.
Если Вы остановились на последней трактовке, то Вы правы, но рассмотрим все предшествующие ей.
На первое толкование (пишется не так, как слышится) обращаем особое внимание: оно не только не верно, но и опасно с точки зрения практических последствий. Усвоив произнесенные учителем слова и приняв их как руководство к действию, школьники могут писать трова (вм. трава), шабки (вм. шапки), крод (вм. крот) и т.п. Кроме того, для нахождения «ошибкоопасных» мест на слух это определение неэффективно: как слышится слово, ученик может установить, а вот сравнить его с написанием он сможет только тогда, когда увидит его.
К показанным ошибкам ведет не только неверное понимание (прежде всего учителем) сути орфографических проблем, но и неправильная организация обучения на самых первых его этапах. Так, в период обучения грамоте, читая «столбики» слов, учитель, помня о том, сколько проблем доставят потом, например, безударные гласные, начинает привлекать внимание к написанию слов. Считая, что в словах, написание и произношение которых не расходятся (трава, спина), ошибки маловероятны, он останавливается лишь на словах типа сосна, гора, пенал, при этом говоря: «Вот видите, говорим…, а пишем…». Со временем дети делают ложное обобщение: всегда пишется не так, как слышится. Если же это обобщение еще поддерживается приведенной выше трактовкой «опасных» при письме мест, то ошибки показанных видов будут обеспечены.
Вторая формулировка (звук слышится неясно) просто лишена смысла, так как при названном условии слово будет чаще всего непонятным. В этом определении отчетливо просматривается смешение понятий звук и буква, так как, видимо, имеется в виду, что неясно, какая для звука нужна буква.
Третья и четвертая формулировки (где возможна ошибка, где возникает трудность) близки. В них нет ничего неверного, но они отражают лишь субъективное восприятие письменного облика слов: как часто мы встречаем ошибки там, где у ученика не «возникло трудностей» и где он никак не предполагал ошибки. Орфографическая зоркость – это способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы на ее основе разграничивать «трудные» и «нетрудные» случаи – такие, где написание сразу понятно, и где надо подумать. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм.
Пятое определение (где требуется применение правила) такой объективный признак содержит (соотнесенность написания с конкретным правилом), но, пользуясь им, нужно прежде всего изучить все орфографические правила. Если ученик не знает правила, например, выбора падежных или личных окончаний, то он при письме и не заметит подстерегающей его «опасности» написать не ту букву. Именно такое определение орфограммы соответствовало морфологической теории письма, оно лежало в основе традиционного подхода к освоению орфографии. Так, как описано, и происходило на практике: пока правило не изучено, к соответствующей орфограмме не удавалось привлечь внимание школьников. При подобной организации обучения развитие орфографической зоркости может лишь следовать за изучением правил, но не предшествовать ему. Но тогда возникает вопрос: как, приступая к тому или иному правилу, мотивировать для учащихся необходимость его изучения?!
Последняя формулировка (где для обозначения определенного звука нужно в ы б р а т ь букву), как уже говорилось, оптимальна.
Если детям «открыть», что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или парного по глухости-звонкости согласного, например, на конце слова) бывают разные буквы (о или а, е или и, б или п…), но для конкретного слова правильна только одна из них, и ее надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для развития орфографической зоркости младших школьников на ранних этапах обучения будет обеспечена.

Принципы русской орфографии

Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.

Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).

В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограмм по графическому обликупринято относить следующие:

· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);

· пробел (раздельное написание);

· контакт (слитное написание);

· чёрточка (знак переноса).

Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.

Тип орфограммы Опознавательные признаки
Буква
Гласные Безударность Шипящие и Ц перед гласными
Согласные Конец слова Стечение согласных Н перед окончанием и суффиксом
Ъ и Ь Мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных Звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Шипящие на конце слова [цъ] на конце глаголов
Прописные Начало предложения или текста Наличие собственных имён и собственных наименований
Дефис Сложные слова Приставки кое-; в-, по- в наречиях Суффиксы -нибудь, -либо, -то Частицы -то, -ка
Пробел / контакт Частицыи приставки не, ни, частицы бы, же, ли Предлоги
Чёрточка Конец строки

Орфограммы объединяются в группы на основании определённых общих признаков: по месту нахождения в слове (орфограммы в приставках), близости условий выбора написания (суффиксы -то, -либо, -нибудь, приставка кое- в наречиях и местоимениях), одинаковым опознавательным признакам (О – Е после шипящих в разных частях речи), графическому совпадению (НЕ приставка и частица).

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.



Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И ), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов ), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения ). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов ).

Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический ,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим , потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [Λ], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.

На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.

Наряду с фонематическим, действует и фонетический принцип: буква выбирается в соответствии с произношением. Правил, основанных на данном принципе, немного: буквы з – с на конце приставок (разбудить, расписание : фонема <з>, звуки [з], [с]; в слове пишется та буква, которая обозначает произносимый звук), гласные а – о в приставках раз- (роз-), рас- (рос-);и – ыв корне после приставок на согласный (предыстория, предыюльский ). Влиянием этого принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т. п.

Действует в нашей орфографии также исторический , илитрадиционный , принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Например, гласные и, а, упосле шипящих – это отражение изменений фонетической системы древнерусского языка. В соответствии с этим же принципом пишутся словарные, а также заимствованные слова, окончание -ого прилагательных мужского рода в родительном падеже единственного числа и др. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка.

Существует в современной орфографии и принципдифференцированного ,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.

Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.

То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.

Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.

Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.

Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова;
  2. Непроверяемые гласные и согласные;
  3. Проверяемые согласные в корне в корне слова;
  4. Непроизносимые согласные в корне слова;
  5. Буквы и, у, а после шипящих;
  6. Разделительные ъ и ь;
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами;
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих;
  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
  10. Гласные и согласные в приставках;
  11. Буквы з и с на конце приставок;
  12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
  13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
  14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
  15. Буквы и и ы после ц;
  16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
  17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
  18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую;
  21. Не с глаголами;
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
  23. Буквы е и и в корнях с чередованием;
  24. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
  25. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
  26. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
  27. Буквы ы и и после приставок;
  28. Гласные в приставках пре- и при-;
  29. Соединительные о и е в сложных словах;
  30. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
  31. Слитное и раздельное написание не с существительными;
  32. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
  33. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
  34. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
  35. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
  36. Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
  37. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
  38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
  39. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
  40. Дефис в сложных прилагательных;
  41. Мягкий знак в середине числительных;
  42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
  43. Не в неопределенных местоимениях;
  44. Дефис в неопределенных местоимениях;
  45. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
  46. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
  47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
  48. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
  49. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  50. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  51. Слитное и раздельное написание не с причастиями;
  52. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  53. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  54. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  55. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  56. Раздельное написание не с деепричастиями;
  57. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
  58. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
  59. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
  60. Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
  61. Буквы о и а на конце наречий;
  62. Дефис между частями слова в наречиях;
  63. Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  64. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
  65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
  66. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
  67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
  68. Дефисное написание частицы –то со словами;
  69. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
  70. Дефис в междометиях;
  71. -тся и -ться в глаголах;
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ