Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сложные прилагательные: правописание. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Упражнение 116. Перепишите, раскрыв скобки.

1. (Агро) технические мероприятия, (звуко) изоля-

ционные материалы, (ложно) классическая литерату-

2. (Вагона) ремонтные мастерские, (горно) спасатель-

ная станция, (естественно) исторические условия, (же-

лезно)"дорожное расписание, (машино) строительный

завод, (мелко) буржуазная психология, (металла) ре-

жущий станок, (народно) хозяйственный план, (поле)

защитные насаждения, (релъсо) прокатный стан, (сель-

ско) хозяйственные культуры, {сложно) сочиненное

предложение, (средне) годовой доход, (труда) способ-

ное население, (чугуна) литейный завод.

3. (Вечно) зеленые деревья, (высоко) оплачиваемый

специалист, (выше) указанные факты, (гладко) стволь-

ное ружье, (глубоко) уважаемый оппонент, (дико) рас-

тущая яблоня, (живо) родящая ящерица, (легко) ра-

створимое лекарство, (мало) вероятный случай, (мел-

ко) собственнические интересы, (много) сторонний до-

говор, (ниже) перечисленные условия, (низко) опла-

чиваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (све-

же) надоенное молоко, (сильно) действующее средство,

(скоро) портящиеся продукты, (тонко) молотый кофе,

(трудно) проходимый перевал, (узко) ведомственное

совещание, (чисто) шерстяной костюм.

Д л я с п р а в о к. Пишутся слитно сложные прилагатель-

1) образованные от слитно пишущихся сложных существи-

2) образованные из сочетаний слов, по своему значению

подчиненных одно другому, например: древнегреческий (Древняя

Греция), общеславянский (общий для славян), сложноподчинен-

ное предложение (сложное по способу подчинения), среднесу-

точный (средний за сутки) и т. п.;

3) употребляемые в качестве терминов (крупноблочный, мел-

козернистый, сильнощелочной, слабокислый) или выражений в

книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся, много-

уважаемый). Некоторые из них состоят из частей, которые от-

дельно (первая или вторая) не употребляются: общепонятный

(первая часть самостоятельно не употребляется); узкогрудый (вто-

рая часть не существует как отдельное слово). В тех случаях, ког-



да каждая часть употребляется как отдельное слово, слитное

написание объясняется тем, что первая часть (обычно высоко-,

низко-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, выше-, ниже-

и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложен

ния, поэтому перестановка частей невозможна без разрушения

терминологического характера слова (например: высококвалифи-

цированный, глубокоуважаемый и т. п.). Не в терминологическом

значении подобные слова пишутся раздельно; ср.: дикорастущие

травы - дико растущие на склонах гор кусты.

Упражнение 117. Объясните раздельное написание в слово-

сочетаниях с прилагательными.

1. Абсолютно необходимое условие, безупречно веж-

ливое обращение, внутренне содержательный человек,

глубоко задумчивые глаза, демонстративно небрежный

вид, диаметрально противоположные предложения,

жизненно важное решение, изнурительно долгий путь,

исконно русские слова, истинно дружеское участие,

исчерпывающе полный доклад, классово чуждые инте-

ресы, максимально точное решение, намеренно рез-

кий отказ, невозмутимо спокойный тон, неизменно

сердечное гостеприимство, неизъяснимо сладкие зву-

ки, ненасытно жадный к знаниям, неуловимо быстрый

полет ракеты, общественно полезный труд, ослепитель-

но голубое море, откровенно насмешливая улыбка,

подлинно братская помощь, подозрительно быстрое

согласие, подчеркнуто контрастное сравнение, после-

довательно миролюбивая политика, постоянно хмурое

небо, празднично нарядное платье, принципиально но-

вый проект, прямо пропорциональные величины, рез-

ко отрицательный ответ, строго логический вывод, су-

губо пристрастный приговор, угрожающе опасное по-

ложение, удивительно яркие краски, умеренно теплый

климат, хозяйственно полезная деятельность, ху-

дожественно полноценное произведение, чисто фран-

цузская галантность, явно неприемлемые условия.

2. Ангельски кроткое лицо, детски наивные выска-

зывания, дружески теплый прием, металлически звон-

тически ненужное новшество, приятельски фамильяр-

ное обращение, рабски покорная готовность, тео-

ретически важная проблема, товарищески чуткое вни-

мание, фанатически слепая преданность, хаотически

беспорядочный ход мыслей, химически чистый состав,

энциклопедически разносторонние знания.

Д л я с п р а в о к. Сложные прилагательные, в состав

которых в качестве первого элемента входит наречие и которые

пишутся слитно (высокохудожественный, узкоспециальный, ясно-

видящий и т. п., см. выше), следует отличать от словосочетаний,

состоящих из наречия и имени прилагательного и пишущихся

раздельно. В таких сочетаниях наречия обычно указывают сте-

пень признака, выраженного прилагательным (резко враждеб-

ный), или то, в каком отношении рассматривается признак (об-

щвогпеенно опасный, т. е. опасный для общества); наречия на -ски

вредсляют признак путем уподобления (чертовски хитрый).

Упражнение 118. Перепишите, раскрыв скобки.

1. (Анархо) синдикалистские взгляды, (иваново) воз-

несенские фабрики, (нъю) Йоркские небоскребы, (с&>-

циал) демократическая партия, (валыпер) скоттовские

романы, (жюлъ) верновская фантастика, (ильфо) пет-

ровская сатира.

2. (Агитационно) пропагандистская работа, (вопро-

са) ответная система, (выпукло) вогнутая линза, (же-

лудочно) кишечный тракт, (журналъно) газетное объ-

единение, (кожевенн$ обувная промышленность, (крас-

но) (бело) зеленый флаг, (ликеро) водочные изделия,

(лично) командное первенство, (марксисте/со) ле-

нинское учение, (отчетно) выборная кампания,

(партийно) комсомольский актив, (плодово) овощные

консервы, (приемно) переводные экзамены, (ремонт-

но) техническая станция, (русско) (немецко) француз-

ский словарь, (сдельно) премиальная оплата, (сердеч-

но) сосудистая система, (торгово) промышленный ка-

питал, (торжественно) сентиментальный стиль, (фаб-

рично) заводские комитеты, (хозяйственно) организа-

ционные мероприятия, (цемюлозно) бумажная промыш-

ленность, (шахматно) шашечные соревнования, (экс-

прессивно) эмоциональная окраска.

3. (Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный

вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд,

(грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыб-

ка, (желчно) раздраженный тон, (искусственно) напы-

щенная фраза, (мирно) непротивленческая политика,

(мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная

улыбка, (нетерпеливо) выжидательное настроение, (рас-

но) счастливое лицо, (спокойно) чинная поза, (уныло)

серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

4. (Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно)

зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) жел-

тый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно)

желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепель-

но) седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый,

(темно) синий, (тускло) серый, (черно) бурый, (ярко)

5. (Восточно) Европейская равнина, (Западно) Ко-

рейский залив, (Севера) Осетинская АССР, (Южно)

Африканская Республика.

6. (Историка) филологический факультет, (крити-

ка) библиографический обзор, (литературно) художе-

ственный журнал, (политика) массовая работа, (сло-

варно) технические издания.

Д л я с п р а в о к. Пишутся через дефис сложные прилага-

1) образованные от существительных, пишущихся через де-

фис (дизель-моторный), а также от сочетаний имен и фамилий

(лев-толстовский стиль) или двух фамилий (бойлъ-мариоттовс-

кий закон);

2) образованные от основ, обозначающих равноправные

понятия; между частями таких прилагательных в их начальной

форме можно вставить сочинительный союз и или но: вагонно-

паровозные мастерские (т. е. вагонные и паровозные), беспроцен-

тно-выигрышный заем (т. е. беспроцентный, но выигрышный);

3) обозначающие качество с дополнительным оттенком:

кисло-сладкий (т. е. сладкий с привкусом кислоты);

4) обозначающие оттенки цветов;

5) входящие в состав сложных географических или админи-

стративных названий и начинающиеся с основы восточно-, за-

падно-, северно-(северо-), южно- (юго-)", в нарицательном значе-

нии эти прилагательные пишутся слитно (ср.: Севера-Осетинс-

кая АССР - североосетинское искусство и литература);

6) образованные из сочетания прилагательного с существи-

тельным, но с перестановкой этих элементов: литературно-ху-

дожественный (ср. художественная литература), а также имею-

щие на конце первой основы, образованной от слов иноязыч-

ного происхождения, сочетание -ико (диалектика-материалис-

тический, химико-фармацевтический и т. п.).

Упражнение 119. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вся поверхность земли представлялась (зелено) зо-

лотым океаном (Г.). 2. Я под экватором, под отвесными

лучами солнца в царстве вечного (беспощадно) знойно-

го лета (Гонч.). 3. От свежих, (золотисто) белых щепок,

грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло

особенным, (чрезвычайно) приятным, горьким запахом

(Т.). 4. Сипягин бросил на жену (истинно) министер-

ский взор вбок и вверх через щеку и потом перевел тот

же (сонливо) холодный, но проницательный взор на

входившую из темного сада молодую чету (Т.). 5. Физио-

номия его имела что-то (кисло) надменное (С.-Щ.). 6. Ее

шутки и болтовня были так грациозны, так (доверчи-

во) наивны, так (простительно) неосторожны (Даст.).

7. Предводитель, хозяин дома, (величаво) толстый, без-

зубый старик, подошел к графу (Л. Т.). 8. О герое моем

предоставлю вам, читатель мой, избрать какое будет

угодно из (выше) упомянутых мнений (Писемск.). 9. Его

лицо было спокойно, красиво и (мертвенно) бледно

(Станюк.). 10. И казалось мне, за одним столом со мной

сидели духи, такие же, как я, (наивно) счастливые, глу-

пые и (блаженно) улыбающиеся, и тоже строчили (..).

11. Хозяйка раскидала уголья, и печь дохнула ей в лицо

(яростно) золотистым жаром (Кор.). 12. И было в нем

что-то средневековое, безнадежное, (изысканно) сла-

щавое (Кор.). 13. Человеческие слова, такие простые и

ясные, прозвучали и погасли в этом (непонятно) бес-

покойном шепоте (спокойно) неподвижной реки (Се-

раф.). 14. Стекла его очков сразу запотели от тепла, и он

видел перед собою только два сияющих, (мутно) ра-

дужных круга (Купр.). 15. Около протока из озера Петро-

павловского находится много (песчано) илистых остро-

вов (Аре.). 16. Накануне вечером со стороны (севера)

восточной опять появился туман (Аре.). 17. Красив был

разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.).

18. Весь разговор он вел в тоне (язвительно) ласкового

наставника (Фед.). 19. Кого-то осенила мысль - в не-

большом проходном зале поставить модель памятника

(русско) турецкой войны (Игн.). 20. Над пашнями - сол-

нце, (молочно) белый пар, волнующий выщелк ранне-

Го жаворонка да манящий клик журавлиной станицы

(Шол.). 21. По дороге в клубах пыли мчался (конно) ар-

тиллерийский дивизион (Гайд.). 22. Звук этот был (разди-

рающе) пронзительный (Кат.). 23. Небо и поля были (пе-

пельно) светлые, без красок (Пан.). 24. Уже давно среди

(инженерно) технических работников ходил слух о пред-

стоящей реконструкции цехов, о переходе на (крупно)

секционную сборку (Коч.). 25. Игорь привинтил к нему

(прозрачно) розовые пластмассовые ручки, и облезлый

шкаф повеселел (Гран.). 26. За деревьями виднелись обыч-

ные (дальне) восточные сопки (Чак.). 27. Звезды не все

одинаковц; одни из них движутся быстрее - их назы-

вают «(быстро) летящими», другие движутся медлен-

нее (Закр.). 28. Долго и упорно занимался Мересьев в

(учебно) тренировочной школе (Полев.). 29. Как белые

облачка, птицы плыли над (маслянисто) темной поло-

сой камыша (Арам.). 30. (Черно) бурою лисицей под го-

рой улегся лес (Кедр.).

Упражнение 120 (повторительное). Перепишите, раскрыв

скобки, в соответствии с правилами написания сложных суще-

ствительных и сложных прилагательных.

I. 1. Повелел он адмиралу и (вице) адмиралу, находив-

шимся при его особе, ехать в Азов (П.). 2. Мы только и

старались понять, что происходило там и к чему клони-

лись эти марши и (контр) марши (П.). 3. Тут же находил-

ся и лазарет для больных собак под присмотром (штаб)

лекаря Тимошки (П.). 4. Наступает за знойным днем (душ-

но) сладкая, долгая ночь (Гонч). 5. Я, признаюсь, не слиш-

ком люблю это дерево - осину с (бледно) лиловым пнем

и (серо) зеленой металлической листвой (Т.). 6. Я влюб-

лен в (вечно) зеленые дубы, зончатые пинии и отдален-

ные (бледно) голубые горы (Т.). 1. Смотришь, через поле

(перекати) поле прыгает, как мяч (Фет). 8. Кусты (дер-

жи) дерева, кизила, карагача обозначались с чрезвы-

чайной ясностью и выпуклостью на прозрачном золоти-

стом свете восхода (Л. Т.). 9. По отъезде его Алексей Ни-

колаевич послал Никиту за (лавро) вишневыми каплями

(Ч.). 10. Синяя черта, извиваясь между хребтов, горных

речек и падей, уходила на (севера) восток, подходила к

разделу воды Енисея на (севера) запад, а на (юго) восто-

ке широким синим пятном к ней придвигался Байкал

(Кор.). И. Был у нас ученик Доманевич, (велико) возрас-

тный молодой человек (Кор.). 12. Огромные пальмы го-

родского сада тихо качают веерами (темно) зеленых вет-

вей (М. Г.). 13. Озаряемые сияньем луны, палатки нашего

бивака казались (иссиня) белыми (Аре.). 14. (Придворно)

дипломатический этикет заполнил всю его жизнь (Ягн.).

15. Ночь показалась Мешкову (пронзающе) холодной, хотя

перед тем ему было душно (Фед.). 16. (Сине) лиловые кар-

лики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.).

17. Солнце вставало за (розовато) серой дымкой, боль-

шое, круглое, можно было смотреть на него (Фад.).

18. (Салон) вагон с широкими окнами был ярко освещен

(И. О.). 19. В подзорную трубу он разглядел (светло) зе-

леный силуэт (трех) трубного броненосца с красным

флажком на мачте (Кат.). 20. В (головокружительно) голу-

бое, облачное небо ударили утлые кораблики качелей

II. 1. Великая Октябрьская социалистическая револю-

ция и начавшееся Вслед за ней (народно) освободитель-

ное движение во многих странах имеют (всемирно) исто-

рическое значение. 2. В основе (диалектика) материалис-

тического мировоззрения лежит (естественно) научное

истолкование явлений действительности. 3. (Производ-

ственно) техническое обучение рабочих на фабриках и

заводах имеет разнообразные формы. 4. Получены дирек-

тивы от (выше) стоящих организаций. 5. Утвержден (на-

родно) хозяйственный план на будущий год. 6. На сове-

щании обсуждались (чисто) производственные вопросы.

7. В (научно) исследовательском институте эксперимен-

тальной медицины проводятся интересные опыты. 8. (Ме-

хано) сборочный цех (вагонно) паровозных мастерских

пополнился (высоко) квалифицированными рабочими.

9. Предприятие было (мало) рентабельным до его рекон-

струкции. 10. Увеличилось поступление (дорого) стоящих

(остро) дефицитных материалов. 11. (Общественно) опас-

ные элементы подлежат изоляции. 12. (Военно) стратеги-

ческая операция прошла успешно. 13. (Военно) обязан-

ные явились на сборный пункт. 14. При (первобытно)

общинном строе не было частной собственности на ору-

дия труда. 15. Библиотеки входят в систему (культурно)

просветительных учреждений. 16. Академик И. П. Павлов

в течение многих лет занимался изучением (условно) реф-

лекторных явлений у животных. 17. Успешно проводятся

занятия в кружках по изучению (марксистски) ленинс-

кой теории. 18. Задача решена (строго) математическим

методом. 19. Издается серия (научно) фантастических ро-

манов. 20. Теория (бесконечно) малых величин является

одним из разделов высшей математики.

III. 1. В партии (радикал) социалистов усилилось (уме-

ренно) правое течение. 2. Климат в этих местах (умерен-

но) теплый. 3. В (кино) театрах демонстрировался фильм

с показом последних (мото) и (вело) гонок. 4. В школу

поступили (семи) и (восьми) летние дети. 5. Глаза мате-

ри, то (спокойно) ласковые, то задумчиво (нежные),

были устремлены на спящего ребенка. 6. Новое правитель-

ство было сначала признано (де) факто, а затем также

(де) юре. 7. Остановка поезда (стоп) краном разрешает-

ся только в случаях крайней необходимости. 8. Экспеди-

ция проникла в (сыр) дарьинские степи. 9. В (нью) Йор-

кских трущобах ютится беднота. 10J (Черно) бурка выде-

лялась своим (серебристо) черным мехом на (бело) снеж-

ной поверхности опушки. 11. В турнире принимали учас-

тие три (экс) чемпиона мира по шахматам. 12. По радио

передавалась «Франческа (да) Римини» Чайковского.

13. Девушка смотрела на нас своими (детски) доверчи-

выми глазами. 14. Лицо раненого приняло (страдальчес-

ки) болезненное выражение и при слабом сумеречном

свете казалось (землисто) серым. 15. Большой интерес

для языкознания представляет изучение группы (севе-

ра) кавказских языков. 16. К книге приложены (древне)

(церковно) славянские тексты. 17. Красиво пестрели аню-

тины глазки, любишь (не) любишь, не (тронь) меня.

18. Парнишка был настоящий (сорви) голова. 19. Нельзя

замыкаться в.кругу (узко) эгоистичных интересов.

20. Эпоха Возрождения и Реформации выдвинула (эн-

циклопедически) образованных людей.

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.
Конспект урока русский язык

Класс 6«Б»

Программа под редакцией В.В. Бабайцевой

Тема урока : Образование и правописание сложных имен прилагательных Цели урока:

1. образовательные:

    повторить основные способы образования прилагательных;

    повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;

    повторить разряды прилагательных;

    познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;

    повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;

    сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

2. развивающие:

    развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; формировать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет;

    развивать мышление, речь;

3. воспитательные:

    формировать интерес к изучению русского языка;

    воспитывать любовь к русскому языку;

    формировать познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.

Оборудование:

    карточки для индивидуальной работы;

    сигнальные карточки зеленого и красного цвета;

    мультимедийная презентация

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.

Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).

Но сначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.

Я приглашаю двоих учеников к доске. Остальные работают со мной

    Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 433 выписать словосочетания «прилагательные с не + определяемые слова», объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку.

негодным (не употребляется без не) мальчишкой

в незатейливую (простую) жизнь

нечто неожиданное (не употребляется без не)

нетвердыми (шаткими) шагами

нетерпеливого (сильного) гнева

- Какие словосочетания выписали? (подчинительные)

- Как узнали?

- А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)

- Что для них характерно?

- На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?

- Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.

    Проверка выполнения индивидуальной работы

- Проверим работу по карточкам

Карточка 1.

    Образуй прилагательные приставочным способом:

вежливый

надежный, нравственный, сердечный, добрый.

2 Определи разряд прилагательных.

Карточка 2.

    Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:

солома

длина, гусь, серебро, стекло.

- Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.

- Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)

3.Выявление места и причины затруднения.

Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный,…..)

Почему? Чего не знаем? (это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Что в этих словах одинакового? (имена прилагательные, состоят из двух корней)

Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)

Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).

Сформулируйте тему урока. (Образование и правописание сложных имен прилагательных.)

Запишите число, Классная. раб., тему урока.

- Какие цели поставим на урок?

    Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом.

    в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).

    Потренируемся в их образовании и написании .

А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

- Составим план выхода из затруднения?

(1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

5.Реализация построенного проекта.

Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами.

Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)

Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.

(Слайд)

Русский язык русскоязычный

Дальний восток дальневосточный

Русский и немецкий русско-немецкий

Темный красный темно-красный

От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных гласных).

Какие знаете соединительные гласные? (о, е)

От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)

Соединительные гласные

О Е

(основа на твердый согласный) (основа на мягкий согласный)

6.Самостоятельная работа

Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.

Что необходимо сделать?

Будем выполнять задание по вариантам: I вариант выписывает слова с соединительной гласной о , II – с е . Орфограмму обозначьте графически.

К доске пойдут… (2-е)

С о С е

железнодорожный нефтеперевозочный

машиностроительный картофелеуборочный

снегоочистительный общеобразовательный

благоприятный путепроводный

победоносный сталелитейный

любознательный

благородный

Придумайте свои примеры.

Проверим работу. (Проверка учителем)

От чего же зависит выбор соединительной гласной?

7. Формирование орфографического навыка.

    Наблюдение над языком

Прочитайте текст:

Слайд № 5

У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово - ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.

Озаглавьте текст.

О каком прянике идет речь?

Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».

Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)

Выпишите из текста сложные прилагательные.

Проверьте, все ли прилагательные выписали?

Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.

Какую особенность написания сложных прилагательных заметили? (Пишутся слитно или через дефис.)

Работа над правилом

Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.

Кто готов объяснить написание сложных слов?

Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

На какой пункт правила в тексте не было примера?

Приведите свой пример.

От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Образованы Образованы

от подчинительных словосочетаний сочинительных словосочетаний

пишутся слитно пишутся через дефис

Обозначают цвет

пишутся через дефис

пишутся через дефис

Тренировочные упражнения.

Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)

    имеющий отношение к железной дороге

    сделанный собственными руками

    синий и зеленый

    южный и западный

    защищающий от солнца

    сладкий с кислым привкусом

При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?

Через дефис?

8. Закрепление (если останется время)

Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.

Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный, литературно-художественный.

9.Рефлексия.

О каком способе образования сложных прилагательных узнали?

На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.

Какие цели были поставлены?

Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?

От чего зависит выбор соединительной гласной?

Я предлагаю вам выбрать д/з.

1. Параграф 107 – учить рамочку, упр. 441: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.

2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.

Какие цели были поставлены?

Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?

Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.

Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.

Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.

В русском языке огромный лексический пласт принадлежит сложным именам прилагательным, правописание которых может вызвать затруднения и спровоцировать ошибку. Однако их не стоит бояться, потому что есть четко определенные правила.

Имена прилагательные, образованные путем сложения двух основ, пишутся слитно, если:

1. Произошли от слитно пишущихся существительных. Например:

  • новороссийский (Новороссийск), краснодарский (Краснодар), свободолюбивый (свободолюбие).

2. Произошли от словосочетаний, типами связи между которыми изначально были подчинение или сочинение. Например:

  • железнодорожный (железная дорога), законнорожденный (рожденный в законном браке), красноармейский (красная армия), деревообрабатывающий (обрабатывающий дерево), мясозаготовительный (заготавливающий мясо), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа) и др.

К этой же группе относятся прилагательные, обозначающие единое понятие, в том числе и терминологический единицы. Они образованы от словосочетания типа «наречие + прилагательное». Например:

  • дикорастущий, вечнозеленый, глубокоуважаемый, малоупотребительный и т.д.

Примечание 1. Прилагательные, образованные от сложных имен собственных, пишутся с маленькой буквы.

Примечание 2. Сложные прилагательные, образованные от слияния наречия с простым прилагательным, часто путают со словосочетаниями типа «наречие + прилагательное (или причастие)», которые, естественно, пишутся раздельно. Например:

  • детски доверчивый, плохо скрываемый, дико досадная, вечно молодой.

Отличаются такие словосочетания от сложных прилагательных тем, что не носят устойчивого характера.

3. Являются терминологическими единицами, образованы от нескольких основ, характер которых значения не имеет. Например:

  • тазобедренная (кость), голеностопный (сустав), старославянский (язык), глухонемой и т.д.

Имена прилагательные, образованные путем слияния двух основ, пишутся через дефис, если:

1. Произошли от имен существительных, написание которых изначально было через дефис. К этой группе также относятся сложные прилагательные, образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. К этой же группе относятся названия географических объектов (чаще всего населенных пунктов), образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. Например:

  • дизель-моторный, социал-демократический, алма-атинский, орехово-зуевский, северо-восточный, бурят-монгольский;
  • лев-толствоский, александр-пушкинский, стивен-кинговский, чак-полановский и т.д.
  • ерофей-павловичский

Примечание 1. Исключением является прилагательное «замоскворецкий», которое пишется слитно.

Примечание 2. Все вышеперечисленные подгруппы прилагательных, образованных от имен собственных, пишутся слитно, если в них появляется приставка:

  • подалмаатинский, заореховозуевский.

2. Произошли от двух или более равноправных слов:

  • беспроцентно-выигрышный, садово-огородный, мясо-молочный, букетно-конфетный (период в отношениях), сине-бело-красный (флаг) и т.д.

2. Произошли от двух основ и обозначают либо качество с дополнительным оттенком, либо оттенки цветов и полутона. Например:

  • раскатисто-громкий, переливчато-напевный, задорно-звонкий;
  • бледно-розовый, сине-зеленый, светло-оранжевый, темно-голубой, изжелта-красный, иссиня-черный, дымчато-серый и т.д.

3. Входят в состав географических названий с первыми частями северо- (северно-), южно- (юго-), восточно-, западно-, например:

  • Северо-Кавказский, Южно-Корейский, Восточно-Китайский, Западно-Украинский и т.д.

Примечание 1. Все остальные прилагательные, образованные от двух и более основ, пишутся через дефис. Например:

  • Литературно-художественный (кружок), политико-массовая (пропаганда), словарно-технический (отдел) и т.д.

Примечание 2 . Слова, первой частью которых является основа «сам-», «сама-» тоже пишутся через дефис. Например:

  • Сам-третий, сама-пята и т.д.

В русском языке существуют сложные прилагательные, которые могут писаться как слитно, так и через дефис. Познакомиться с правилами правописания сложных прилагательных можно в этой статье.

Особенности правописания сложных прилагательных

В русском языке сложные имена прилагательные пишутся слитно и через дефис. Способ правописания сложных прилагательных зависит от лексико-грамматических особенностей слов и словосочетаний, от которых они образуются.

Примеры сложных прилагательных: двухсотграммовый, железобетонный, дикорастущий, светло-зеленый, западноевропейский, физико-химический .

В школе правила написания сложных прилагательных изучаются в 6 классе.

Правила написания сложных прилагательных слитно

Сложные имена прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:

  • Если сложное прилагательное образовано от словосочетания на основе подчинительной связи, связи согласования, управления или примыкания (вагоноремонтный (ремонт вагонов), скороспелый (скоро спеть), белоснежный (белый снег)) . Исключение всемирно-исторический .
  • Если одна из частей сложного прилагательного не употребляется самостоятельно (белобрысый, скоротечный, всеядный) .
  • Если сложное прилагательное образовано от сложного существительного со слитным написанием (лесостепной (лесостепь), водосточный (водосток), радиотехнический (радиотехник)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный) . Исключения 5-балльный, 30-летний .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – наречие на или (нижеподписавшийся, сильнодействующий, высоконравственный) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть представлена элементами – верхне-,нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро- и др. (древнегреческий, раннецветущий, среднеевропейский).
  • Большинство научно-технических и книжных определений (энергосиловой, хлебопекарный, глубокоуважаемый) .

Правила написания сложных прилагательных через дефис

Через дефис пишутся сложные прилагательные следующих категорий:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз «и», «но» (торгово-промышленный союз (торговый и промышленный), яблочно-апельсиновый сок (яблочный и апельсиновый), русско-французский словарь (русский и французский)) .
  • Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с написанием через дефис, в том числе географических наименований (нью-йоркский (Нью-Йорк), контр-адмиральский (контр-адмирал), северо-восточный (северо-восток)) .
  • Обозначающие оттенки цвета, вкуса, других признаков с дополнительным качеством (нежно-розовый, кисло-сладкий, темно-красный) .
  • Образованные от имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (джек-лондоновский (Джек Лондон), ильфо-петровский (Ильф и Петров), лев-толстовский (Лев Толстой)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть оканчивается на -ико (историко-философский, химико-биологический, лексико-грамматический) .
  • Сложные прилагательные, части которых представлены неоднородными признаками, (часто имеют начальными элементы – военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-) (учебно-воспитательный, военно-медицинский, народно-поэтический) . Исключения военнопленный, военнослужащий, военнообязанный .
  • Образованные путем повторения одного и того же прилагательного (чистый-чистый, теплый-теплый, серый-серый) .
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ