Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое феминизм по-российски? Почему подписчицы групп «КНН» и «Подслушано феминизм» открыто ненавидят все мужское и банят за неугодное мнение? Толкование сексистских анекдотов.

Алена Попова сообщаетCрочно нужна помощь! Оксану Пушкину (единственная депутатка, выступающая за закон о домашнем насилии) не включили в делегацию ПАСЕ. Зато Слуцкого, обвинённого в домогательствах, и противника закона о домашнем насилии Петра Толстого включили.
Показать полностью…

Алена Попова сообщаетCрочно нужна помощь! Оксану Пушкину (единственная депутатка, выступающая за закон о домашнем насилии) не включили в делегацию ПАСЕ. Зато Слуцкого, обвинённого в домогательствах, и противника закона о домашнем насилии Петра Толстого включили. А делегация будет обсуждать вопросы защиты женских прав и борьбы с насилием. Алена Попова предложила писать письма в ПАСЕ. Текст на английском нужно отправлять сюда: Почта: [email protected] .

Перевод текста на русский ниже. Будем рады поддержке!

Dear Liri, the official delegation in the APCE/PACE from Russia does not include deputy Oxana Pushkina as the representative of the equality policy. She is the only deputy/mp who fights against domestic violence, gender discrimination and harassment. However, the members of the delegation are the mp Petr Tolstoy who is the active opponent of the law on domestic violence and deputy Leonid Slutsky, who is accused of harassment () ()
but escaped any punishment just because he is a man in our Duma. We are extremely indignant on behalf of activists and women"s organizations advocating for women"s rights. We kindly ask you to influence the situation. There are 77 million women and 66 million men in Russia, but women"s rights for non-violence protection and protection against harassment, non-discrimination and equal pay are not respected at all. There are 16 million victims of domestic violence per year in Russia!!! Oksana Pushkina was expelled from the delegation after openly criticizing Slutsky’s for his harassment case. If we, as women, lose the international battle for our rights, for respect and protection, then in our country, we will loose any hope to be protected as women in our country. We ask you to raise the question of the ethics of the presence in the delegation of the Deputies Slutsky and Tolstoy when one of the main topics of the international agenda are equal rights and rights of women.

Текст на русском:

Уважаемая Лири, в официальную делегацию ПАСЕ от России не включена депутатка Пушкина - единственная депутатка, которая борется против домашнего насилия, дискриминации по гендерному признаку и домогательств. Однако в делегации есть противник закона о домашнем насилии Петр Толстой и депутат Слуцкий, который обвинён в домогательствах, но избежал наказания.

Мы от лица активисток и женских организаций, выступающих за права женщин, крайне возмущены. Мы просим Вас повлиять на ситуацию. В нашей стране 77 млн. женщин и 66 млн. мужчин, но права женщин на ненасилие и ЗАЩИТУ от домогательств, на недискриминацию и равную оплату труда не соблюдаются совсем. В России 16 млн жертв домашнего насилия!!!
Оксана Пушкина была исключена из делегации после того, как открыто выступила с критикой безнаказанности домогательств Слуцкого. Если мы как женщины проиграем и международную битву за своё право на жизнь и здоровье, на уважение и защиту, то и в нашей стране нас, женщин, будут безнаказанно домогаться и применять к нам домашнее насилие. Мы просим вас поставить вопрос об этичности присутствия в делегации депутатов Слуцкого и Толстого, когда одна из основных тем международной повестки - это равноправие и права женщин.

10 апреля 2016, 15:29

Можно ли женщине быть домохозяйкой

В феминизме принято выделять три волны. Первые две боролись за предоставление женщинам избирательного права, за социальное и юридическое равенство обоих полов.

Хотя сегодня в это трудно поверить, раньше в России существовало мощное общенациональное женское движение. Современные политические партии могут позавидовать его размаху. Чего стоит массовая феминистская демонстрация весной 1917 года в Петрограде, когда более 40 тысяч женщин вышли с требованием предоставления политических прав. Заметьте, тогда никто не «организовывал массовку», не подгонял автобусы и не раздавал в толпе бутерброды.

В воспоминаниях Ариадны Тырковой – известной деятельницы русского феминистского движения, члена ЦК партии кадетов, гимназической подруги Надежды Крупской, есть такой красноречивый эпизод: «После того как Временное правительство в 1917 году объявило о решении предоставить женщинам избирательные права, одна из феминисток в порыве энтузиазма подошла к толпе женщин, стоявших в очереди в булочную. «Я поздравляю вас, гражданки, – провозгласила она. – Мы, русские женщины, собираемся воспользоваться нашими правами». Женщины, уставшие от стояния в очереди, смотрели на даму с безразличием и непониманием. Стоявший рядом солдат ухмыльнулся и спросил: «Что, я теперь и бабу свою не могу ударить?» После этого очередь оживилась. «О нет, дорогой, – закричали они. – Ничего подобного. Только попробуй. Ничего не выйдет. Позволить себя бить? Никогда в жизни. Никто теперь не имеет права». Столетие назад под «женскими правами» понималось признание за женщиной юридической дееспособности, то есть полноценной и правоспособной личности.

В советское время дореволюционная история была сильно подправлена, из нее совершенно выпало женское движение, так как оно было объявлено незначительным и буржуазным. Более того, феминистская идея вообще была объявлена реакционной, потому что отвлекала женские массы от классовой борьбы. Поэтому неудивительно, что за десятилетия замалчивания из нашей исторической памяти ушло любое вспоминание о русском феминизме.

Сегодня мы слабо представляем себе реалии жизни женщин прошлого, тем более то, ради чего они вступали в женские организации и группы. А реальность была такова, что по своему статусу и правам даже женщина из образованных слоев была приравнена «к лицам несовершеннолетним, слабоумным и состоящим под судом», а также «бродя чим инородцам и иностранным подданным. Крепостное право отменили в 1861 году, а от публичных телесных наказаний (то есть порки) женщины были освобождены только в 1863 году. Согласно семейному законодательству жена была обязана «повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома». Разводы не практиковались, супруги обязаны были жить вместе при любых обстоятельствах. Жена не имела права наниматься на работу без согласия мужа. В наследственном праве преимущества имели мужчины. Однако справедливости ради отметим, что русские женщины обладали определенной экономической дееспособностью и страдали не из-за отсутствия имущественных прав, а, скорее, из за неумения ими пользоваться, из за своей правовой безграмотности.

Первых русских феминисток 1850–1860 х годов волновал не столько вопрос политического равноправия мужчин и женщин (до 1905 года политических прав в Российской империи не существовало в принципе), сколько доступ к образованию и профессиональной занятости. «Женские права» интерпретировались как доступ в первую очередь к образованию, к труду, равное с мужчиной наследственное право и уже позже, в начале следующего века, – как права политические. Рост городов и развитие промышленности требовали рабочих рук, в том числе и женских. Вспомним русскую литературу XIX века: традиционные сословия приходят в упадок, дворянские семьи разоряются, женщины вынуждены сами устраивать свою судьбу, зарабатывать на жизнь. Кто то добивался экономической независимости, но были и те, для кого она была вынужденной. Наряду с тургеневскими девушками появляются энергичные Веры Павловны. Образы женщин галантного века Екатерины – хозяйка и помещица, ученая, писательница, благотворительница – сменяются новыми типажами: студентка, нигилистка, переплетчица, издательница, переводчица, хозяйка артели белошвеек, врач, фармацевт, юрист.

Распространенное мнение, что до революции женщины не работали, занимались воспитанием детей и сидели за пяльцами – миф. К примеру, только за годы Первой мировой войны количество работающих женщин возросло на 40%, и в 1917 году они составляли почти половину всей рабочей силы! Возможность быть домохозяйкой – удел очень и очень немногих. «Жить трудовыми доходами!» – таков был девиз нескольких поколений женщин, включенных в движение трудовой помощи. Не случайно, что начало женских организаций связано с появлением первых женских производственных артелей, мастерских, школ, магазинов, дававших женщинам возможность зажить самостоятельно.

Однако не только необходимость зарабатывать на жизнь двигала первыми феминистками. Идея о долге перед народом была популярна в образованных слоях общества. Как писали тогда публицисты, высочайший идеал «современной женщины наших средних интеллигентных классов – плодотворная трудовая жизнь», упорная работа над собой в целях самоусовершенствования, ради пользы обществу. Известный революционер П.Кропоткин вспоминал: «Девушки, получив аристократическое воспитание, приезжали без копейки в Петербург, Москву и Киев, чтобы научиться делу… Они жаждали приложить с пользою приобретенные знания… сдавали экзамен на народных учительниц… и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа». Но служить обществу, найти свое профессиональное призвание было почти невозможно! Набор разрешенных профессий крайне узок – акушерки, аптекарши, телеграфистки, «по счетной и письменной части». Приходилось бороться за возможность заниматься каждым видом профессиональной деятельности. Например, женщинам разрешили работать почтальонами только после настойчивого ходатайства Лиги равноправия женщин перед директором почт и телеграфа Петербурга.

В стране не было системы женского образования – ни высшего, ни профессионального. Университетский устав запрещал обучение женщин в университетах вплоть до начала ХХ века, когда было разрешено зачисление в качестве вольнослушательниц. Д:)ты о способности женщины заниматься наукой открыл в русской прессе выдающийся физиолог И.М.Сеченов – один из основателей Высших женских курсов. Несмотря на все призывы и дискуссии с привлечением авторитетов – Менделеева, Ковалевской, Пирогова, Грановского – правительство противодействовало реформированию женского образования и сферы профессионального труда. (В конце XIX столетия из всего мужского населения в школе учились 4,8%, из женского – в три раза меньше – 1,6%. Образование выше начального имели меньше 1% женщин, но и этому несчастному проценту было строжайше запрещено получать специальность.) В итоге – толпы русских студенток в демократичных университетах Берна, Лозанны, Женевы. Известно, что три четверти всех женщин, обучавшихся в Цюрихском университете в 1860 е годы, составляли русские студентки. Самая популярная дисциплина – медицина, что неудивительно, если принять во внимание высокий уровень материнской и младенческой смертности при невероятной по нынешним временам рождаемости (в среднем по 7 родов на женщину). Медицинская помощь женщине при родах почти отсутствовала. Когда правительство в 1881 году в очередной раз запретило деятельность женских врачебно акушерских курсов, на возобновление их работы женские организации собрали 700 тысяч рублей. Цифра невиданная! Более того, Бестужевские Высшие женские курсы двенадцать лет содержались женскими организациями. К 1910 году Высшие женские курсы на собственные средства работали уже во всех университетских городах. Заслуги Русского женского взаимо благотворительного общества в развитии высшего женского образования были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Появление высшего женского образования в России – исключительная заслуга русских феминисток.

В то же время получение образования, защита докторской диссертации за рубежом совершенно не гарантировали удовлетворения даже скромных карьерных притязаний, хоть какого-то приложения своих сил на родине. Женщин не допускали к преподаванию даже в старших классах гимназий. Судебная и адвокатская деятельность для них была за крыта, наряду с государственной службой, получением чинов, а, следовательно, и университетской карьерой. Когда первая женщина врач Надежда Суслова блестяще защитила в Швейцарии диссертацию по медицине, хирургии и родовспоможению, ей было отказано в паспорте для возвращения в страну! Получение ученой степени обернулось отъездом в окраинный Крым, под Алушту, где она в своем доме оказывала медицинскую помощь окрестному сельскому населению*.

Сама патриархальная гендерная система подталкивала женщин к поиску мер противодействия, сопротивлению. Как пишет историк женского движения в России Ирина Юкина, «политика запретов, проводимая российским правительством, отказ в решении назревших социальных проблем, затрагивающих положение женщин, делали женское движение радикальным, способствовали развитию и формированию солидарности его участниц».

Русские писатели и журналисты активно подхватили дискуссию об эмансипации, то есть освобождении от зависимости и угнетения. В это идейное пространство, а эмансипация понималась тогда широко – и освобождение крестьян, и рабов в Америке, и «белых рабынь» (так называли проституток), логично вписалась и женская эмансипация, преподносимая не как частное дело женщин, а как важный фактор и показатель модернизации всего общества. Критика положения женщин раздавалась со всех сторон, отмечалось «вековое рабство женщины», ее подчиненное положение в семье и обществе, ее право на свободу чувств, на личную свободу.

* Об этой удивительной женщине можно узнать из книги немецкого историка Б.Пиетров Эннкер. Ни в трудах по отечественной истории, ни в музее города Алушты мы не нашли ее замечательной биографии.

События 1905 года, русско-японская война ознаменовали начало новой эпохи гражданской активности, в том числе и политической активности женщин. На повестку дня женских организаций ставится вопрос получения равных с мужчинами избирательных прав.

Феминистки подают прошения и петиции в Думу, земские управы, государственные и общественные учреждения, организовывают сборы подписей под воззваниями, выносят вопрос о женском политическом равноправии на раз личные митинги, съезды и собрания. Кроме того, женские организации обращались за поддержкой в парламенты и партии других стран, вступали в международные организации – Международный женский суфражистский альянс, Международный женский социалистический секретариат и др. Самая массовая феминистская организация того времени, со звавшая в 1908 году Первый Всероссийский съезд женщин, насчитывала до 10 тысяч участниц. Главная резолюция этой организации призывала к достижению всеобщего избирательного права «без различия пола, вероисповедания и национальности».

Война и революции обострили многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. В условиях военного времени правительство было вынуждено решать пресловутый «женский вопрос». Женщины вставали к станкам, шли в медсестры, заменяли мужчин во многих профессиях. Русские феминистки добились введения избирательного права для женщин в 1917 году, раньше, чем это произошло во Франции, Германии, Великобритании и США. Однако последовавшая Октябрьская социалистическая революция изменила политическую атмосферу. Уже через год в России не осталось ни одного феминистского журнала, ни одной феминистской организации. Как и другие общественные и политические объединения, они были объявлены вне закона и закрыты.

При Советах

По признанию историков, в 1917 году большевикам не было равных в организационной и пропагандистской работе среди городских женщин низших слоев. Агитаторы сосредоточились на работницах и солдатках – тех категориях женщин, которые не были охвачены феминистскими организациями. Идеологи решения женского вопроса – Александра Коллонтай, Инесса Арманд, Надежда Крупская – по большевистски называли феминисток «буржуазками», решительно критиковали за непонимание классовых интересов рабочего класса и призывали женщин пролетарок к солидарности в первую очередь с мужчинами своего класса. Возобновленный после закрытия в 1914 году журнал «Работница» выходил несколько раз в месяц общим тиражом 40–50 тыс. экземпляров. Языком, доступным простым труженицам, излагалась программа большевиков с акцентом на войну, дороговизну, условия труда. Отдельной строкой стояла политика молодого советского государства по отношению к женщине – матери, «носительнице будущего». Декларировался целый ряд специфических мероприятий: охрана и нормирование женского труда, улучшение условий труда, обеспечение материнства и раннего детства, страхование рожениц, борьба с детской смертностью, до школьное воспитание детей, реформа школы, реформа домоводства, искоренение проституции.

Необходимо отметить, что в «женском вопросе» российская социал-демократия умело переняла программу немецких социал-демократов Каутского, Бебеля и Клары Цеткин. Успехи немецких социалистов в рекрутировании женщин (за 6 лет число женщин в их партии возросло в 16 раз!) привлекли внимание Александры Коллонтай – автора многочисленных работ о задачах женского пролетарского движения, новой семье и организации быта граждан на коммунистических началах. Ее литературные труды лучше знают за рубежом, где они неоднократно переиздавались, а о творчестве и личности Александры Михайловны – выдающемся деятеле международного женского социалистического движения – там написано множество книг. Однако сама Коллонтай феминисткой себя не называла, она известна своими нападками на «буржуазный феминизм». Но сегодня ее имя входит в любую хрестоматию или сборник текстов под рубрикой социалистический или марксистский феминизм.

Поскольку биография Коллонтай – «сексуально эмансипированной коммунистки», как она писала о себе, – известна плохо, о ней существует много домыслов и легенд. Распространено мнение, что Коллонтай призывала к свободной любви, общности жен, отмене брака и семьи. Названия ее работ действительно выглядят интригующе: «Крест материнства», «Любовь и новая мораль», «Отношения между полами и классовая борьба», «Любовь трудовых пчел». Она писала о том, что вопрос уравнения женщины в правах, провозглашенный советской властью, не решается автоматически: «По закону женщины получили все права, но на практике они все еще жили под старым игом». Это иго – неравноправие в семейной жизни. Только коренная ломка патриархального быта способна помочь женщине стать свободной. Как это осуществить на практике? Разгрузить женщин в домашнем хозяйстве, сберечь ее силы при помощи профессиональной уборщицы, центральной прачечной, общественной столовой, путем организации домов коммун. Забота о детях – задача не частная, а общественная, обязанность воспитания детей принимает на себя трудовая республика. «Раскрепощение женщины совершается лишь с коренным преобразованием быта», – провозглашает Коллонтай. Она верила, что брак с его родовым авторитарным началом, поглощающим индивидуальную волю, в будущем отомрет сам собой, верила в новые отношения между полами, основанные на полной свободе, равенстве и товарищеской солидарности. Главное – организация потребления, проведение великой реформы по отделению кухни от брака. Извечная тема – «быт убивает любовь»! «Пусть мужчина научится любить женщину не за то, что она хорошо месит тесто, а за то, что в ней есть привлекательного, за ее личные свойства, за ее человеческое “я”», – призывала Александра Михайловна.

С ней солидарен поэт Николай Асеев (1925 год):

Быт – Кащей, С ним на борьбу От пеленок и щей.

Работница мира, сорви чадру, Сама управляй судьбой!

Лишь тот тебе муж, и друг, и брат, Кто трудится рядом с тобой .

Все это было тогда.

Что сейчас?

Нельзя сказать, что работа завершена во всем мире, однако многие феминистки уже очертили для себя другой круг проблем.

К третьей волне феминизма, оформившейся в 90-х годах XX века, относится огромное количество течений, которые зачастую противоречат друг другу. Так, одни феминистки считают, что трансгендеры угнетают женщин, а другие уверены, что люди, у которых гендер расходится с полом, тоже являются жертвами патриархата.

В современном феминизме много вопросов, на которые у представителей разных течений разные ответы: может ли женщина быть домохозяйкой, является ли порнография инструментом угнетения, дискриминирует ли женщин бритье подмышек, можно ли называть мужчин феминистами и многие другие.

Если попытаться найти общую идею, которая объединяет современных феминисток, - это, вероятно, противостояние патриархату, то есть форме социальной организации, при которой вся власть в обществе сосредоточена в руках мужчин. Однако даже этот термин трактуют по-разному, да и методов противостояния существует много: одни борются за права женщин в тех странах, где они еще не равны с мужскими, другие видят руку патриархата в немытой посуде. Но почти все феминистки выносят свои рассуждения на просторы сети.

Абьюз, неглект, газлайт и другие

Большинство фем-сообществ в интернете представляет собой весьма закрытые ресурсы с очень строгими правилами и внимательными модераторами. Банят там не только за неугодные комментарии, но и за лайки к таким комментариям. Иногда пользователей могут заблокировать даже за посты, комментарии и лайки в других сообществах. В некоторых группах по умолчанию банят всех мужчин.

В феминистических сообществах активно используется достаточно специфическая лексика. Для движения создается целый терминологический аппарат - как правило, заимствования из английского языка. Например, одним из самых популярных терминов является «абьюз» (от английского abuse - «насилие»). Этим термином обозначают эмоциональное и физическое насилие, направленное на женщину, а мужчину-агрессора называют абьюзером . Есть еще неглект (от английского neglect - «пренебрежение»), газлайт - манипулятивное поведение, которое должно уверить человека в нереальности происходящего, иселфхарм - стремление причинить себе вред.

Еще один популярный термин - «виктимблейминг» : обвинение самой жертвы в случившейся личной драме. Это явление в фем-пабликах строго-настрого запрещено, нарушителей нещадно банят.

Также активно используются феминитивы - слова женского рода, которые употребляются как альтернатива понятиям мужского рода. По мнению феминисток, когда женщину-врача называют врачом, а женщину-профессора - профессором, возникает ощущение, что речь идет о мужчинах. Из-за этого женщины, функционирующие в обществе наравне с мужчинами, выпадают из языковой репрезентации и становятся как бы невидимыми. Отсюда появляются «авторки», «комментаторки», «врачини», «строительницы», «гикессы» и даже «человечицы».

Феминистических пабликов в сети довольно много, и разделить их можно на три условные категории: есть площадки, в которых женщины могут выговориться, не боясь осуждения, есть просветительские группы, а есть сугубо развлекательные сообщества с тематическим юмором.

Подслушано Феминизм

Одно из самых популярных фем-сообществ во «ВКонтакте», на него подписаны 12 тысяч человек. Администрация паблика называет его «телефоном доверия» для феминисток. Здесь женщинам обещают возможность выговориться, найти ответы на вопросы и получить моральную поддержку. Записи, присланные мужчинами, даже если они посвящены феминистским темам, не публикуются. Кроме того, в паблике собрана целая библиотека - от «литературы по абьюзу» до опровержения популярных сексистских мифов.

Толкование сексистских анекдотов

Паблик задуман как юмористическо-просветительский: администрация находит бородатые анекдоты, построенные на сексизме, и придумывает им «шуточные» толкования. Здесь обещают опровергать мифы об обезьянах с гранатой, женской меркантильности, тещах-демонах и другие стереотипы. Комментарии от мужчин удаляют без прочтения, а их авторов отправляют в вечный бан. «"Толкование сексистских анекдотов" - это мейл-фри (то есть свободное от мужчин) пространство», - сообщается в описании паблика.

Лесбофобия - это...

Shut your sexist mouth up

Паблику уже больше двух лет, за это время он собрал аудиторию из 26 тысяч подписчиков, завел страничку в Instagram и даже запустил свой сайт. Здесь женщины рассказывают о том, как они столкнулись с сексизмом, который, если верить этим историям, подстерегает их на каждом шагу. Посты распределяются на категории, поэтому можно найти рассказы о сексизме в образовании, рекламе и СМИ. Если верить баннеру на сайте, проект имеет финансовую поддержку от генконсульства Норвегии.

Термин «мизандрия» обозначает мужененавистничество. Его используют как «зеркало» к крайне популярному в фем-сообществах понятию «мизогиния» (то есть женоненавистничество). Логично предположить, что «Мизандрия» - паблик максимально антимужской направленности. Самое нейтральное слово, которое там используют по отношению к мужчинам, - это «шкура». Аудитория паблика считает, что «с мужчиной спорить бесполезно, поскольку он всегда неправ», и всячески упражняется в остроумии на эту тему.

НЕНАВИСТЬ СВЯЩЕННА

Эмиль ЗОЛЯ

Ненависть священна. Ненависть - это возмущение сильных и могучих сердец, это воинствующее презрение тех, в ком посредственность и пошлость вызывают негодование. Ненавидеть - значит любить, значит ощущать в себе душу пылкую и отважную, чувствовать глубокое отвращение к тому, что постыдно и глупо.

Ненависть дает облегчение, ненависть творит справедливость, ненависть возвышает.

Я чувствовал себя моложе и смелее всякий раз, как во мне поднимался бунт против пошлости моей эпохи. Ненависть и гордость я сделал двумя своими девизами; мне было приятно уединяться и в своем уединении ненавидеть все, что оскорбляло во мне чувство правды и справедливости. Если я сегодня чего - то стою, то это потому, что я одинок и исполнен ненависти.

Я ненавижу ничтожных и бездарных людей, - они меня удручают. Они испортили мне немало крови и нервов. Ничто не вызывает у меня большего раздражения чем эти невежды, которые выступают, как гуси, переваливаясь с ноги на ногу, тараща глаза и разинув рты. Я не мог шагу ступить, чтобы не натолкнуться на трех дураков, - вот почему мне так грустно. Дорога жизни загромождена глупцами: они хватают вас на ходу, чтобы обдать слюной своей пошлости. Они двигаются, они говорят, и весь их облик, их манеры, голос так оскорбляют меня, что я, как Стендаль, дураку предпочитаю элодея. Как же нам быть с этими людьми? В наше время боев и форсированных маршей они просто обуза. Мы покидаем старый мир и устремляемся к новому миру. А они виснут у нас на руках, бросаются нам под ноги с дурацким смехом и нелепыми поучениями; из-за них наша походка становится спотыкающейся, неуверенной. Тщетно пытаемся мы от них отделаться - они напирают на нас, они нас душат, липнут к нам. Подумать только!..

Горизонты ширятся, разгорается свет, озаряя небо. А они по доброй воле погружаются в тепловатую тину и с томной медлительностью переваривают пищу; при этом они жмурят свои совиные глаза, не выносящие света, они вопят, что им не дают покоя, что их подымают спозаранку и они уже не могут нежиться по утрам в стойле всеобщей глупости и жевать свою жвачку, безмятежно перетирая ее челюстями.

Уж лучше иметь дело с помешанными: те хоть на что - то могут пригодиться. Помешанные мыслят; каждый из них одержим какой - нибудь навязчивой идеей, искалечившей его рассудок; это душевнобольные люди, люди с расстроенной психикой. Но они полны жизненных сил. Я охотно слушаю их, ибо всегда надеюсь, что в хаосе их мыслей вот - вот блеснет высшая истина. Только, ради бога, уничтожьте вы глупцов и пошляков, духовных импотентов и кретинов, создайте законы, чтобы избавить нас от этих людей, которые, пользуясь своей слепотой, уверяют, что вокруг царит мрак. Пора людям мужественным и энергичным иметь свой девяносто третий год, - мир устал от наглого господства посредственностей, всех их пора пустить под нож гильотины.

Я их ненавижу.

Ненавижу людей, которые замыкаются в какой - либо ограниченной идее, которые ходят гуртом, уставившись в землю, и не видят сияющих небес. У каждого такого стада - свой бог, свой кумир, на жертвеннике которого оно предает закланию великую человеческую истину; …у всех у них есть своя трибуна, и с ее высоты они торжественно вещают народу. Они идут своей проторенной тропой, важно выступая во всем своем ничтожестве, и истошно вопят, едва только потревожат их ребяческий фанатизм. Друзья мои, поэты и прозаики, ученые люди и просто искатели истины, все вы, знающие их и не раз стучавшиеся в дверь к этим важным господам, которые запираются на ключ, чтобы спокойно стричь ногти! Осмельтесь же вместе со мною поднять свой голос и во всеуслышание скажите, что они, как трусливые и нетерпимые церковные сторожа, выбросили вас вон… Расскажите, как они посмеялись над вашей неопытностью, считая, что опытность состоит в отрицании любой истины, которая не согласуется с их заблуждением. Где - то далеко - далеко, вверху или внизу, существует, разумеется, единственная и абсолютная истина, которая управляет мирами и движет нас к будущему. Здесь же,… мы видим сотни истин, которые сталкиваются друг с другом, разбиваются одна о другую, сотни стад, которые блеют, отказываясь идти вперед. Одни сожалеют о безвозвратно ушедшем прошлом, другие мечтают о призрачном будущем; те, что грезят о настоящем, говорят о нем как о вечности. Каждая религия имеет своих жрецов, каждый жрец - своих слепых приверженцев и евнухов. До действительности никому нет дела… Где же, я спрашиваю, свободные люди, те, что живут во всеуслышание, не замыкая свою мысль в узких рамках догмы, и смело шагают к свету, ...которые заботятся лишь о справедливости и истине? Где те люди, которые не входят в продажные клаки и по знаку своего предводителя не рукоплещут кому придется - богу или человеку, народу или аристократии? Где эти люди, которые живут в стороне от человеческого стада, которые приветствуют всякое благородное дело, презирая сектантство и ратуя за свободу мысли? Стоит этим людям заговорить, как напыщенные кретины приходят в ярость и подавляют их своей массой; потом они вновь важно предаются пищеварению и убедительно доказывают друг другу, что все они глупцы.

Следуя феминистскому онлайн-дискурсу, нужно было бы написать даже «модератор_ки». Языковые вопросы - это тоже повестка фемпабликов: кто-то борется за феминитивы, кто-то насаждает новые языковые нормы, не дискриминирующие трансгендеров и квиров. В спорах на эти и другие темы развивается феминистская мысль, и происходит это прежде всего в интернете. Там же растет низовое движение, которое фактически воспроизводит опыт феминистских групп роста самосознания: люди делятся опытом пережитого насилия, дискриминации и учатся отстаивать свои права. Мы выбрали десять пабликов, посвященных разным проявлениям феминизма, от бодипозитивности до воодушевляющих комиксов, и попросили их создательниц рассказать о своей деятельности.

Текст: Наталья Зайцева

Body Positive

Анна Сволочова
администраторка Body Positive

Бодипозитив называют «модным направлением». Мне не нравится это определение, потому что все модное быстро забывается. Я думаю, возникновение бодипозитивных площадок в Рунете - событие закономерное. Ведь чем туже fashion-индустрия и масс-медиа затягивают гайки, тем быстрее сорвет резьбу. До этого с проявлениями бодипозитива в масскультуре можно было столкнуться разве что в работе plus-size-моделей, но и там трудно было найти сходства с обычными женщинами: глядя на таких моделей, все так же не чувствуешь себя полноценной.

Паблик был создан в августе прошлого года Софьей Егоровой и до января 2014 года тихо существовал. Я пришла, когда там было около 2 тысяч подписчиков, и мне очень понравилась идея, но организация оставляла желать лучшего. По профессии я HR-менеджер, тяга к реорганизациям у меня в крови, я не могла позволить, чтобы такая прекрасная идея канула в небытие. Мы не были знакомы с Соней, но она, интуитивно доверившись, передала мне все полномочия, формальную власть и права на дальнейшую судьбу проекта. Был набран новый админский состав, полностью переписаны правила. Правила писались методом компиляции, лучшее изымалось и заимствовалось из уже существующих сообществ.

Понятие безопасного пространства и отсутствие модерации - вещи несовместимые, поэтому у нас жесткая бан-политика. «Мое личное мнение» - не аргумент, когда дело касается безопасности, здоровой атмосферы и психологического комфорта в стенах группы. На данный момент в админсоставе десять человек - разноплановые люди: и с учеными степенями, и подростки. Проводится большая работа с привлечением сил извне: различных изданий, сторонних интернет-ресурсов, известных людей. Надеюсь, что когда-нибудь «бодипозитив» будет звучать не как нечто экзотическое, а как само собой разумеющееся.

Check Your Privilege

Паблик СYP одним из первых заговорил на языке нового интернет-поколения, оставаясь при этом интеллектуальным. За год аудитория выросла до 12 тысяч подписчиков. Основной контент - переосмысленные переводы актуальных зарубежных материалов, взятых как с феминистских тумблеров и сайтов типа Everyday Feminism и Feminspire , так и из изданий вроде The Guardian и The Huffington Post. Собственные тексты СYP выверены до миллиметра: по словам создатель_ниц, посты, включая даже однострочные картинки, часами обсуждаются в админском чате.


Администрация паблика
Check Your Privilege

Наш паблик появился в августе 2013 года как альтернатива застоявшейся в русскоязычном интернете второй волне феминизма, считающей любые виды дискриминации, помимо сексизма, маловажными для движения. В основе Check Your Privilege лежит концепт привилегий - преимуществ, которые человек получает в зависимости от принадлежности к определенным социальным группам. Источниками привилегий являются такие признаки, как гендер, ориентация, раса, класс, возраст, отсутствие инвалидностей. Так, если ты белый цис-гетеросексуальный мужчина среднего возраста, титульной национальности, без инвалидностей и из среднего класса, то возможность столкнуться с дискриминацией для тебя стремится к нулю. Но и женщины обладают привилегиями по отношению друг к другу. Как правило, каждая из нас одновременно и привилегированна, и угнетена.

Привилегии мешают нам осознавать, что мы сами можем дискриминировать кого-то, и это не дает феминизму развиваться, воздвигая преграды непонимания между нами. Единственный способ борьбы с этим - распространение информации. Мы публикуем переводы текстов о сексизме, ксенофобии, фэтфобии, расизме, транс- и квирфобии, классизме, эйджизме, эйблизме и многом другом и таким образом вместе с подписчицами узнаем новое о чужом опыте угнетения, а также говорим о своем. Мы стараемся сделать наше пространство свободным от дискриминирующих высказываний и триггеров. Триггер - это информация, которая может вызывать у человека неприятные эмоции, тревогу, страх. Интернет переполнен ею, даже самые безобидные сайты порой буквально вываливают на тебя рассказы о насилии, и феминистские ресурсы - не исключение. Мы хотим, чтобы люди могли читать нас спокойно, поэтому сопровождаем все подобные тексты предупреждениями, чтобы читательницы могли пропускать их при желании. Антифеминисты, тролли и им подобные банятся в паблике незамедлительно.

Мы не боимся непопулярных решений и нововведений. К примеру, в этом году стали на постоянной основе использовать в наших переводах непривычный русскоязычной аудитории «гендерный разрыв» - нижнее подчеркивание, вставляемое перед суффиксами или окончаниями изменяемых по родам слов, обозначающее включенность в дискурс небинарных людей и вообще всех, кто говорит о себе в роде, отличном от женского: «читатель_ницы». Аудитория CYP преимущественно состоит из девушек 18–24 лет, но мы рады тому, что нас читают и гораздо более юные феминистки, так как хотим, чтобы феминизм рос и расширялся, а не оставался элитарным знанием. Многие наши подписчицы объединяются и создают новые сообщества, тоже свободные от дискриминации, и это не может не радовать.

Мрачная Дарья

Формально это обычный фанатский паблик американского мультсериала «Дарья». На деле - сообщество школьниц (и бывших школьниц), отождествляющих себя с главной героиней сериала - независимой, флегматичной и умной Дарьей. Бан-политика паблика запрещает обесценивать и оскорблять отдельных людей и социальные группы, а также обвинять жертв насилия и школьной травли. В галерее картинок с Дарьей собраны чуть ли не все ее эпичные высказывания и диалоги.


Надя Плунгян
основательница паблика «Мрачная Дарья»

Паблику почти три года. Я его создала благодаря моей близкой подруге Вете Морозовой, которая на меня очень повлияла. Вета вообще всегда точно указывает на самые интересные вещи в массовой культуре, ну вот и этот сериал из всех нас первой посмотрела, а потом мы его обсуждали и анализировали, сравнивали в российском контексте, например, с сериалом «Школа». Самое главное в «Дарье», что жизни девочек там показаны субъектно: они самостоятельно мыслят, искренне привязаны друг к другу и постоянно обсуждают ситуации социальных взаимодействий, в которых они находятся. Такой паблик должен был появиться для популяризации не только сериала, но и критического и свободного мышления.

Я феминистка, вот и паблик считаю феминистским, да и тест Бехдель сериал проходит. Сейчас в нем почти 49 тысяч подписчиц, он невероятно востребован. Их тянет к сериалу, а заодно они интересуются культурой XX века. Удается образовательный контент включать: политика паблика построена так, что здесь появляется кино о жизни девочек-подростков, музыка, книги, а не только скрины с цитатами, некоторые подписчицы предлагают свои содержательные посты. Есть несколько рубрик обратной связи: конкурс фотографий самого захламленного жилища, конкурс мусорного фан-арта и самодеятельного косплея. Все это позволяет участницам обмениваться информацией без конкуренции и осуждения, ну и создает пространство, во многом свободное от гендерных стереотипов. Периодически там обсуждается школьная травля, одиночество, отношения с учителями и все такое прочее.

В последнее время у этого паблика появились копии и эпигоны - такое со всеми крупными проектами бывает, но здесь меня особенно радует, потому что, копируя, люди заимствуют и разные вложенные вещи (слабых унижать стыдно, быть девочкой-ботанкой достойно, заниматься искусством и размышлениями о жизни интересно и полезно) - и получается, что от пабликов о Дарье люди чего-то такого ждут. При этом «Мрачная Дарья» была и будет массовым, а не интеллектуальным проектом, звезд с неба не хватает: информация должна быть доступной и подаваться не снобистски.

Femics

Уютнейший паблик феминистских комиксов. В первую очередь покоряют милые киты, динозаврики и единороги художницы Эмм Рой (проект positivedoodles), которые уверяют, что с тобой все в порядке, даже если ты грустишь, не можешь в чем-то разобраться или принимаешь лекарства. В общем, чистый эмпауэрмент. В проект также входят разные феминистские комиксы, бодипозитивные картинки, инфографика и видео. Создательница паблика их переводит и размещает на странице, указывая авторство (если удается его определить).


Alpha
создательница паблика Femics

Femics - это от «feminist comics». Все началось с комиксов. Мое хобби - перевод так называемых графических новелл, и я знаю, что комикс может объяснить сложные вещи намного доходчивее, чем длинная статья. В какой-то момент я поняла, что русскоязычной фемкультуре, которую зачастую демонизируют из-за банального непонимания, отчаянно не хватает подобных изображений. В то же время на Западе, где женское движение старше, эта культура более развита. Я не очень хорошо рисую, но неплохо адаптирую англоязычные материалы. И я решила внести свой вклад в общее дело. Поначалу это была простая подборка отдельных стрипов на «Авторском Комиксе», но вскоре стало ясно, что я в состоянии делать намного больше. Для этого нужно было переезжать в соцсеть, на более широкую площадку и к более широкой аудитории. Так появился паблик Femics. Это кажется удивительным, но за три месяца безо всякой раскрутки на него подписалось более 4000 человек. Примерно половина аудитории - девушки младше 21 года. Есть и молодые люди, их около 20 %.

Комментарии в паблике закрыты, и меня регулярно в этом упрекают: мол, как же свобода слова, ты просто боишься, что кто-то будет высказывать мнение, не совпадающее с твоим. Но дело не в моем страхе и не в неприятии другого мнения. Люди часто забывают (а в интернете - особенно), что право на свободу слова не означает права на оскорбление несогласных. Пожалуй, не нужно объяснять, в какой мере от этого страдают феминистки, - достаточно вспомнить нашумевшую ситуацию с Анитой Саркисян, которая столкнулась с масштабной травлей и угрозами за свою критику сексизма в мире видеоигр. Я веду проект в одиночку и не всегда могу тратить время и душевные силы на уборку за кем-то.
Основная моя цель - создать место, где девушки смогут найти не только просвещение в сложных вопросах, но и моральную поддержку, ощущение сестринского единения и заботы. В общем-то, мне кажется, это одна из важных задач феминизма - объединение женщин и придание им сил.

Да, наши бабушки добились для нас определенного уравнения в правах, но мы все еще живем в мире, где ежечасно сталкиваемся с пренебрежением, с агрессией и насилием, с отвращением к женщинам. С жесткими правилами: как женщина должна вести себя, как должна выглядеть, как должна мыслить. Как-то так получается, что общество, выдав женщинам определенный набор свобод, взамен предъявляет им недостижимые стандарты, а потом отказывается от своих жертв, клеймит и изолирует их, усугубляя наносимый вред - и только феминизму не все равно, что эти жертвы чувствуют и как они будут с этим жить.

Дай Любе шанс!

Паблик о том, что «никто не может быть товаром». Создательницы приводят факты о торговле людьми, анализируют дискриминационный характер сексуальной эксплуатации и цитируют истории реальных женщин, сумевших порвать с проституцией. Эти героини откровенно рассказывают про изнасилования, экономическое принуждение, наркозависимость и другие аспекты «древнейшей профессии». Причина проституции - спрос, рождающий предложение. Именно мужской спрос является катализатором и целью всей индустрии. Мужчины же в основном и несут ответственность за травматический сексуальный опыт женщин, в результате которого возникает диссоциация с собственным телом у тех, кто «свободно» выбирает секс-работу.


Л. Симпсон
администраторка «Дай Любе шанс!»

Shut your sexist mouth up

Элегантное решение публиковать короткие анонимные истории о повседневном сексизме быстро принесло популярность сообществу. Второе название паблика - «Shut your sexist mouth up». Идея - и авторы это не скрывают - перенята у зарубежных феминисток: например, ориентировались на «I once had a guy tell me... » и «The Everyay Sexism Project ». Большинство историй - пересказ того, как родственники, преподаватели, друзья и подруги транслируют гендерные стереотипы. Получается ненавязчивая деконструкция повседневных сексистских высказываний. В текстах сохраняется тон, речевые особенности и бытовые детали, которые превращают паблик в документальный сериал, от которого невозможно оторваться.


Дарья Л.
основательница Feminist Unicorn

Бан бывает по нескольким причинам: если кто-то активно и с матами не соглашается с администраторами (пишет многочисленные сообщения с оскорблениями, высказывает недовольство тем, что пост не опубликовали). Если кто-то делает репост, приписывая оскорбительные комментарии, - на такие перепосты сами подписчицы часто присылают ссылки, за что им большое спасибо. Мы стараемся публиковать только совершенно конкретные истории, без рассусоливаний на тему и по одной на пост.

Для жертв домашнего насилия у нас есть тема со списками телефонов и адресов поддержки. Во-вторых, есть тема, где желающие могут обратиться к тем, кому они хотят помочь. Я лично персональной помощью не занимаюсь, потому что и без того довольно сильное психологическое напряжение, я бы не справилась еще и с этим. В модераторском составе, кроме меня, сейчас трое: есть девушка из Москвы, девушка из Белоруссии и девушка из Кирова. Я из СПб. Благодарности периодически пишут, да: за работу, за поддержку. Очень приятно в таких случаях. Понимаю, что не зря, что делаю что-то полезное. Греет душу, толкает вперед. Мне до сих пор не верится: паблик создан 11 февраля этого года - и уже десять с лишним тысяч человек. Когда одна из подписчиц прислала скриншот про 10 000, я чуть не заорала (: И, разумеется, отметила (:

Ольга Жукова
администраторка паблика «ФАКТЫ_АНТИсексизм_АНТИшовинизм» и сопутствующих «Равноправие полов», «В защиту женщины», «Женщины в науке»

Наша группа возникла в начале 2012 года как противовес повсеместному сексизму и глумлению над женщинами. Мы (это я и моя родственница) наткнулись на шовинистические паблики и ужаснулись, решили призывать людей к антисексизму, адекватности, гуманизму. Поначалу группа росла медленно, нам угрожали и нас оскорбляли, но постепенно ситуация стала меняться, стали приходить все новые люди, и мы стали расти, как численно, так и в плане гендерной теории. Нам предлагают материалы подписчики, делают переводы, и мы сами предлагаем часто матчасть.

Кстати, к группе «Факты» относятся еще несколько пабликов и групп, которые вытекли, так сказать, из основной группы:) Если вы не против, я бы их упомянула. Особенно остро мы почувствовали потребность в позитивной группе о великих и пробившихся женщинах, которые несмотря на патриархат многого добились, - это паблик «Женская история », один из наших самых любимых. Также выделилась группа «В защиту женщины », где мы собираем информацию о насилии и кризисных центрах. И еще одна группа появилась благодаря «Фактам» - это «Равноправие полов ».

Админы у нас из разных городов (Воронеж, Москва, Питер, Самара, Брянск, большинство дочерних пабликов и основную группу создали девчата из Норильска), есть постоянные любимые подписчицы и подписчики. Группа «Факты» создавалась тогда, когда было еще мало фемгрупп «ВКонтакте», и направленность ее была выбрана позже: это больше теоретических материалов, больше информации о прошлом, об истории феминизма, стараемся выкладывать фемфильмы и книги. Мы уже довольно давно пришли к определенной частоте и периодичности постов, группа работает как интернет-издание, в котором публикуется не менее пяти постов в день в определенное время.

Наталия
администраторка паблика
«Женская история»

Паблик появился спустя несколько месяцев после создания «Фактов», так как мы решили писать о знаменитых и не очень известных женщинах именно в отдельной группе, а не в рамках общей. Материала на самом деле о-о-очень много, чуть копни поглубже - и узнаешь о замечательных женщинах, чьи труды забыты или украдены. Многие имена игнорируются, хотя их достижения колоссальны. У нас есть отдельно выделившаяся группа «

Честно говоря, мы думали, что правила общения на интернет-форумах уже давно все и так знают, и что размещать здесь правила нет смысла именно из-за этого. Однако сейчас мы поняли, как сильно мы заблуждались.

Итак, вы будете забанены навсегда в случае хамства, грубости, провокаций на срач и прочих некорректных форм общения друг с другом. Или вы первый раз слышите о том, что феминизм - это сестринство, в котором мы все должны друг друга поддерживать? Что мы сильны именно благодаря нашей сплоченности. Прежде, чем комментировать, внимательно (!!!) прочтите пост, дабы не понять авторку неправильно. Или же, если вы не на 100% уверены в том, правильно ли вы ее поняли, будьте так любезны, задайте уточняющий вопрос во избежание разночтений. Девушки здесь душу изливают на наболевшие темы, а вы в эти души своим хамством и свинским отношением плюете. Ну пишет какая-то девушка о своих проблемах и переживаниях - а вы, вместо того, чтоб поддержать, слово доброе ей сказать, начинаете в нее тапками кидаться из-за всякой фигни, притянутой за уши. Разве можно так обращаться с сестрами по движению? Неужели так сложно быть друг с другом вежливыми? Что ж, для тех, кому это невыносимо трудно, существует баня. Нам здесь не нужны хамки, грубиянки и провокаторши.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ БАН ЗА:

Оскорбления
- хамство
- обесценивание
- грубость
- флуд
- передергивание
- мелочные придирки
- провокации, троллинг

Сексизм
- мизогинию
- гомофобию
- эйджизм
- национализм
- виктимблейминг
- лукизм
- фэтфобию
- слат-шейминг
- оправдание любых форм патриархата и сексизма
- защита абъюзеров
- оправдание любых мудачеств (хамства, провокаций, и так далее)
- репродуктивное давление, пропаганда пролайферства
- защита "нитаких" мужчин, фразы типа "жестоких женщин тоже много", "женщины тоже не ангелы и не святые", "мужчин тоже обижают", "не надо обобщать" - звучит как обесценивание того факта, что большая часть насилия совершается по схеме "мужчина-агрессор, женщина - жертва". По факту насилия мужчинами над женщинами все равно намного больше, чем насилия женщин над мужчинами. И чтобы в этом убедиться - надо заглянуть в матчасть (см.ссылку далее по тексту)
- защита трансов https://vk.com/topic-69629007_33684613
- претензии в неэтичной форме за непубликацию или удаление явно провокационных постов, а также постов не по формату паблика и без тегов.

Здесь Вы не получите бан за мат "в пространство", либо в адрес явного мудачья - сексистов, мизогинов и прочей швали. Ибо в их адрес не просто можно, а нужно материться. Пусть хоть от нас узнают, кем же они являются на самом деле.

Если непонятны какие-то слова - ищите их в гугле. Если вас там не забанили, конечно. Изучайте матчасть

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ