Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Умение учиться на протяжении жизни. В чем преимущества обучения на протяжении всей жизни? В учебу придут новые it –решения

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Решил написать заметку про Lifelong Learning, так как это понятие становится очень популярным в Европе. На разных конференциях появляется все больше докладов на эту тему. Создаются различные программы и проекты по разработке стратегий и методов реализации обучения в течение всей жизни. Много исследований ведется в этом направлении.

Сегодняшний день

Действительно, на сегодняшний день, многие отросли, развиваются со стремительной скоростью. Информационные и мультимедийные технологии в первую очередь. Постоянно появляются новые мобильные устройства с совершенно новыми функциями и возможностями, качество передаваемых мультимедийных потоков улучшается с каждым годом, социальные сети становятся неотъемлемой частью жизни большого круга людей и многое другое.

Получается, что полученные знания, могут оказаться не актуальными уже через несколько лет. На сегодняшний день работники многих специальностей вынуждены обновлять и пополнять свои знания регулярно, чтобы выполнять свою работу правильно и оставаться востребованными на рынке труда. Очень важным становятся умение быстро найти и освоить необходимую информацию, зачастую самостоятельно.

Преподаватель

Преподаватели разных курсов все больше начинают выступать в качестве консультантов, дающих только направление движения для учащихся. Все чаще я встречаю такое мнение, что нужно не заставлять учить, а стараться именно заинтересовать человека, чтобы он получил импульс к самостоятельному изучению материала. Понятно, что существую такие предметы или материал, который необходимо просто выучить. Но сейчас я говорю, в общем, о предмете. Если преподавателю удалось заинтересовать обучающегося на первых шагах, показать преимущества тех или иных знаний, человек сам будет с интересом идти дальше.

Что же такое ? Начнем разбираться по порядку. Сначала, ч то такое изучение?

Изучение – это получение новых знаний и умений. Примеры:

  • Изучение, того как ездить на велосипеде.
  • Изучение иностранного языка.
  • Обучение общению с людьми.

Каким образом мы можем обучаться?

  • Занятия (лекции, семинары).
  • Экспериментирование.
  • Чтение книг и журналов.
  • Интернет.
  • Просмотр видео.
  • Игры.
  • Общение с другими людьми.

Теперь представьте свое прошлое обучение, включает ли оно следующие понятия?:

  • Школа, учитель, класс, четверть.
  • “Тише”, “Успокойтесь”, “Опоздал”.
  • “Скучно”, “Не интересно”.
  • “Должен”, “Нужно”, “Необходимо”.

Теперь примеры из Lifelong Learning ( Обучение в течение всей жизни ):

  • “Я могу”, “Я хочу”, “Мне интересно”.
  • Важно мое отношение к тому, что я изучаю.
  • Никогда не поздно или рано начинать что-то изучать.
  • Возможности для обучения есть у людей всех возрастов.
  • Существуют разные способы получения знаний.

Преимущества Lifelong Learning

  • Обновление знаний.
  • Новый опыт.
  • Умение решать актуальные проблемы.
  • Понимание текущей ситуации в своей области.
  • Предвидение развития ситуации.
  • Способность правильно оценивать новую информацию и перспективы в своей области.
  • Профессиональное и интеллектуальное развитие.
  • Востребованность на рынке труда.

Некоторые полезные привычки для Lifelong Learning:

  • Любое изучение начинается с понимания того, что будет в конце. Зачем я это изучаю? Что мне это даст? Мотивируйте себя, для получения новых знаний.
  • Любую проблему необходимо воспринимать как вызов, как задачу, которую необходимо решить.
  • Необходимо использовать всевозможные новые информационные технологий и курсы для получения полезных знаний.
  • Учите других людей, делитесь опытом.
  • Пробуйте и обсуждайте.
  • Сделайте процесс получения новых знаний частью вашей жизни.

В заключении хочу привести один пример. В какой-то стране, точно не помню в какой, существует специальный проект по обучению таксистов. Как правило, у таксистов есть свободное время, которое они тратят на бесполезные вещи. Проект дает возможность людям этой профессии, с помощью мобильных устройств, получать и изучать дистанционные курсы в интерактивной форме.

Подведем итог

Lifelong Learning – это образовательная деятельность на протяжении всей жизни. Что-то вроде велосипеда, вы постоянно должны крутить педали, то есть получать новые знания, чтобы двигаться вперед. Также успешность развития Lifelong Learning в любой стране зависит от многих факторов, но об этом уже в следующий раз.

Всего хорошего!

Думаю, многие из вас, особенно в школьные годы, с полным отчаянием задавали себе этот вопрос. Я помню, что, когда я впервые где-то услышала, что человек учится на протяжении все своей жизни, я просто пала духом. В школе учишься, потом в университете еще учиться, а потом это не конец, а потом надо учиться всю жизнь. Сколько же можно? Когда же жить? Но чуть позже я поняла эту простую истину, поняла, насколько это важно.

И речь здесь не идет об учебе как о зазубривании материала (кстати, такое неполное понимание поэтому в школьные годы воспринимается в штыки). Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Что означает учиться всю жизнь?

Замирает на том уровне, на котором остановился. А мир, мир он движется, он живой, он постоянно меняется. И если мы останавливаемся, а жизнь уходит вперед, это значит, что относительно жизни мы движемся назад, мы теряем все то, что у нас есть.

Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Развиваться – это часть нашей естественной природы, мы должны помнить об этом. И вся наша жизнь – это как большой предмет, состоящий из множества уроков, экзаменов, работ над ошибками. Каждое событие, будь оно счастливое или печальное, несет в себе какой-то обучающий момент.

Те, кто отрицает жизнь как большого учителя, останавливается в своем развитии.

Думаю, многие из вас станут мне возражать: как может быть, что несчастье может меня чему-то научить, особенно когда это несчастье случилось по вине другого человека. Как может быть уроком болезнь близкого человека или неожиданное увольнение с работы, когда работа так важна. Или как может вообще быть моим уроком, если меня, скажем, ограбили, я же не воровал никогда и ничего.

Парадоксально, но если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок. Успехи мы с удовольствием приписываем себе, а неудачи «кому-то»: начальник, погода, жена-тражира, муж-козел. На самом деле мир очень целостен и совершенен, мы лишь не всегда это понимаем. Все события имеют свою причину, которую не всегда видно на первый взгляд, которая случилась когда-то давно и, только спустя долгие годы, дает нам отклик. Мы часто не понимаем, что сами создали себе проблемы, потому что не улавливаем эту связь, но она существует.

если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок.

Только осознав, что любое событие в жизни (негативное или позитивное) – это наш урок, проверка, материал для нашего обучения и развития, только тогда мы начинаем открывать для себя и постепенно понимать, чему же жизнь нас учит. Учит любить, сострадать, служить, отказываться от корысти, реализовывать свои таланты, а не подчиняться воле других и многому другому.

А она всегда нас учит чему-то: либо бороться со своими недостатками, либо раскрывать и взращивать свои достоинства. Ведь даже успех – это особый урок, не каждый человек проходит испытание большим успехом. Кто-то срывается и пускается во все тяжкие. Получив состояние, люди прожигают его, получив власть, пользуются ей и эксплуатируют людей.

Позиция ученика

В чем же состоит эта удивительная позиция истинного ученика, который идет в гармонии с миром и своей жизнью, который использует подаренные ему уроки для собственного развития? Какой он, ученик?


Для того, чтобы стать таким учеником, надо поменять в своем сознании отношение к миру, как к чему-то угрожающему и насильному, навязанному. Надо удерживать постоянно мысль, что мир – он учит нас чему-то, мне надо лишь понять, чему. Тогда рано или позднее приходит понимание, в чем же был урок, чему именно я учился. Эта истина открывается тому, кто ищет, кто думает и размышляет. И тогда учиться всю жизнь становится приятным, важным и естественным состоянием, которое не пугает, а помогает развиваться.

Количество курсов, лекториев и образовательных программ растет с каждым годом. С другой стороны, растет и неопределенность: неясно, какие знания и навыки будут востребованы завтра. Страшно потерять работу, на которой держится вся жизнь. Но при этом хочется реализовать себя в чем-то важном, воплотить мечту.

Алена Владимирская помогает тысячам людей найти свое призвание с помощью проекта «Антирабство», а Никил Синха отвечает за развитие самой массовой платформы онлайн-образования Coursera. Мы пригласили их на круглый стол, чтобы разобраться в том, как работает современное «образование для взрослых».

Вы утверждаете, что умение учиться и переучиваться важно для всех. Почему?

Никил Синха: Прежде всего, сейчас люди меняют работу чаще, чем когда-либо. Мы, люди более старшего поколения, привыкли оставаться там, где нас все устраивает. Но поколение, которому сейчас 20-30 лет, будет менять работу в среднем 13 раз за жизнь!

Почему так часто?

Н.С.: Есть три причины. Первая – быстрые изменения в экономике. Переход от рецессии к восстановлению происходит быстрее, чем когда-либо. Вторая – это, конечно, глобализация. Люди могут находить работу по всему миру, они не привязаны к конкретному месту. И третья – технологии. Они тоже быстро эволюционируют, и это требует быстро приобретать новые навыки. При этом сами технологии позволяют делать то, что раньше было за пределами наших возможностей.

Но это значит, что и мы должны уметь перестраиваться.

Алена Владимирская: В нашей стране люди, особенно старшее поколение, мыслят так: сначала мы учимся, а потом работаем. И даже если мы учимся во время работы, то это уже обязанность работодателя – отправлять нас на какие-то курсы, потому что он в нас заинтересован. Ситуация меняется, и все чаще людям говорят: «Ты не соответствуешь, мы возьмем более молодого».

У молодых более гибкий ум, они лучше ориентируются в современных реалиях?

А.В.: Дело не в молодости, а в навыках, которых у этих людей нет. Люди очень обижаются, говорят: «Ну как же? Вы меня этому не научили». А компания говорит: «А мы не должны тебя учить, мы должны забирать лучших профессионалов, чтобы быстрее рос бизнес».

В банковском секторе уже сейчас около 17% потеряли работу, и дойдет до 30%. Это огромная цифра. Люди видят, что на другом рынке они тоже не востребованы, потому что у них очень узкие профессиональные навыки.

Директор по развитию бизнеса компании Coursera Никил Синха и эксперт по рекрутингу Алена Владимирская

Н.С.: Вы правильно сказали: раньше мы сначала учились, а потом работали. Теперь мы учимся постоянно. Мы вошли в эпоху, которую мы называем «образование на протяжении всей жизни». Люди сейчас, даже после того, как они закончили университет, продолжают учиться.

И у нас есть студенты самых разных возрастов, некоторым 50, 60 лет. Что касается меня, я прошел первый курс на Coursera, когда мне было 54 года.

Нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент придется переучиваться?

Н.С.: Да, умение учиться сейчас становится ключевым. Я бы порекомендовал абсолютно всем, а особенно молодым людям, онлайн-курс Барбары Оакли «Учись учиться».

Он рассказывает о том, какие навыки необходимы для того, чтобы получать максимум от образовательного процесса, какие умственные процессы задействованы.

Насколько люди в принципе понимают, зачем это нужно? Зачем им выкраивать время, проходить курсы, получать сертификаты? Что это даст?

А.В.: Расскажу о случае. Буквально на днях я читала лекцию для менеджеров крупнейшего банка в России. Я рассказывала про навыки будущего, про то, что нужно делать, чтобы не потерять работу.

Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет

Когда я закончила, встала женщина около 50 лет, из них 20 работает в этом банке. Она сказала, что это была самая вредная лекция в ее жизни, потому что я не сказала ничего конкретного. Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет.

Люди говорят: «Нам 50 лет, мы этого не понимаем». Они требуют, чтобы была гарантия. Чтобы было прописано: если я получу эти три сертификата, моя зарплата увеличится на 50%, а вероятность увольнения снизиться до нуля.

Когда я объясняю, что в нынешнем обществе это невозможно, люди очень обижаются и говорят, что я, видимо, не рассказываю самого интересного. А им нужно конкретно: «Скажи, что я должен сейчас делать».

Н.С.: Очень важный вопрос. У нас есть два решения на платформе Coursera. Например, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения или заняться анализом данных, то здесь есть именно перечень тех курсов, которые Вам нужно пройти для того, чтобы вступить на этот карьерный путь.

Но мы также выясняем, каких знаний абитуриентам не хватает, проводим опросы и потом даем им точные рекомендации, какие навыки еще нужно освоить.

А.В.: Россия сейчас переживает непростое время. У нас очень серьезный кризис, который, конечно, сказался на увольнениях. Люди теряют и будут терять работу. Поэтому я не могу не спросить: на каких курсах сейчас надо учиться, чтобы не потерять работу? Какие навыки будут востребованы через 3, 5, 7 лет, чтобы люди не теряли работу и больше зарабатывали?

Н.С.: Подождите, я достану свой хрустальный шар и вам все точно скажу... Если серьезно, то это навыки, которые я бы назвал новой грамотностью. Двадцать, тридцать лет назад все сводилось к трем основным навыкам: чтобы быть грамотным, нужно было уметь читать, писать и считать. Сейчас все по-другому.

Что изменилось?

Н.С.: Составляющие грамотности. Сейчас эти три компонента: знания компьютерного кода и программирования, анализ данных и способность коммуницировать.

То, о чем вы говорите, касается конкретных сфер. А если мне не нужны ни программирование, ни анализ данных?

А.В.: Очень часто хобби становится работой. У нас в «Антирабстве» есть прекрасные истории. Например, женщина долго была бухгалтером, причем не очень счастливым бухгалтером, зато прекрасно пекла пироги. Мы помогли ей переориентироваться, и она в результате стала очень популярна, потому что сделала видеокурс о том, как хорошо печь пироги.

И она сейчас зарабатывает на этом очень большие деньги, значительно больше, чем она зарабатывала до этого. Я вообще говорю, что человек сейчас за жизнь может пройти 2-3 карьеры, и они будут разные.

Это не значит, что он не успешен. Сначала он, допустим, бухгалтер, потом у него есть свое дело по пирогам, а потом еще там что-нибудь. Это хорошо. Тем самым мы преодолеваем это проклятье первого диплома, который вы получили, когда были маленькие и ничего не знали...

Н.С.: Да, у нас тысячи и тысячи историй успеха тех людей, которые полностью поменяли свою жизнь благодаря тому, что прошли курсы на нашей платформе. Очень много таких слушателей из России. Например, Станислав Филиппов написал нам, что всегда хотел поработать в здравоохранении, приносить людям пользу, но у него никогда не было такой возможности. И как раз она появилась после того, как он прошел курс на Coursera. Он смог начать работать в здравоохранении. У нас очень много самых разных направлений от сугубо технических дисциплин до гуманитарных: музыки, искусства, истории.

Образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает

А.В.: Когда я говорю людям: «Запишитесь на онлайн-курсы», довольно часто в ответ слышу: «Это какое-то западное образование, оно непонятное, нам нужно российское – наше, которое учитывает нашу специфику».

Н.С.: Да, действительно, мы это делаем, не просто адаптируем какие-то наши курсы под российскую специфику – многие наши курсы как раз предоставляются российскими вузами. Например, мы сотрудничаем с Высшей школой экономики и МФТИ.

156 курсов, которые есть на платформе Coursera, полностью на русском языке. Помимо партнеров-вузов, у нас также есть две компании, с которыми мы сотрудничаем здесь в России на постоянной основе.

А.В.: Могу я открыть вам маленькую тайну, за которую мне очень стыдно?

Н.С.: Да, конечно.

А.В.: Семь раз я начинала учиться на разных курсах на Coursera и ни разу не закончила. Не хватает времени, мотивации и прочих вещей. Совещание или клиент оказываются важнее. И дело даже, наверное, не во мне.

Люди, многие люди, которые начинали учиться, говорят следующее: образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает. Я прихожу, я знакомлюсь с вами лично. Когда я потом вам отправлю письмо, вы уже отреагируете на меня не просто как на девочку из России.

Это особенно важно сейчас, потому что у нас кризис, у нас проблема с работой. Огромное количество людей находит сейчас работу именно через связи. Связи, которые мы приобретаем в ходе образования, – самые, наверное, стойкие. Может быть, кроме семейных.

Н.С.: Я думаю, онлайн-образование делает большие шаги вперед в том, чтобы разрешить эту проблему. Один из таких шагов, примеров того, как это работает – это, конечно, сеть LinkedIn. Наиболее часто публикуемым сертификатом в профиле пользователя LinkedIn как раз и является сертификат об официальном прохождении курса на Coursera.

А.В.: Только у нас LinkedIn заблокирована.

Н.С.: Я привожу этот пример для того, чтобы было понятно, что многие наши пользователи, многие наши бывшие студенты после того, как они опубликовали этот сертификат, упомянули в своем резюме, что они прошли курс на Coursera. Потом это значительно сократило им время собеседования или им сразу предложили работу.

Это потому, что их считают подходящими для конкретной работы, или работодатели видят это как показатель мировоззрения, ориентированного на саморазвитие?

Н.С.: Я думаю, что, конечно, что все решения работодатели принимают на основании полной картины. Но, конечно, важнее всего – есть ли у кандидата те навыки, которые необходимы ему при выполнении своих обязанностей.

А.В.: К сожалению, среди работодателей в России ситуация иная. Онлайн-сертификаты не рассматриваются как преимущество. Если у нас есть два абсолютно одинаковых кандидата и оба подходят на сто процентов, тогда, наверное, это примут во внимание. Пока у российских работодателей очень много недоверия к онлайн-образованию.

Н.С.: Да, это действительно очень важный момент. И я хотел бы связать его с тем, о чем вы говорили раньше, а именно с обучением сотрудников непосредственно на рабочем месте компаниями. Мы работаем непосредственно с компаниями, помогая им обучать своих сотрудников, и компании сами одобряют те курсы, которые проходят сотрудники, то есть сотрудники получают именно те навыки, которые им необходимы в своей работе.

Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего

А.В.: Вот тут есть глобальное противоречие. Компания учит сотрудника тому, что выгодно ей сейчас. При этом она ищет тех, кто обладает теми компетенциями, которых сейчас нет в компании. То есть она будет учить вас, но всегда при этом будет искать кого-то получше.

Компания не будет, чаще всего, учить навыкам будущего, потому что она рассчитывает на прибыль. Поэтому мне кажется, что кроме вот этой полезнейшей работы, которую вы делаете, очень важно заниматься именно какой-то просветительской работой и для людей, которые теряют работу, и для эйчаров. Чтобы было понимание, что вот как раз эти сертификаты показывают желание человека получать навык будущего.

Н.С.: Я думаю, компании уже начинают думать по-другому. Весь этот цикл – от приема на работу до увольнения – очень дорог. Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего. Они рассуждают так: «Давайте предоставим им правильные навыки, давайте их обучим, а не будем повторять эту бесконечную цепочку приема и увольнения».

Вы говорили, что у нас в России работодатели не очень дружественно относятся к онлайн-образованию. А в каких областях больше шансов встретить понимание?

А.В.: В тех областях, где нет проблем с трудоустройством. И это самое ужасное. По идее, люди должны через такие вещи получать дополнительные шансы на трудоустройство. А где востребованы такие дипломы: прежде всего в IT, все, что связано с программированием и с ценностью человека как «думалки». В образовании, ну и в западных компаниях, в филиалах западных компаний в России.

Н.С.: Я хотел бы добавить. Мы недавно вступили в партнерство со Сбербанком и очень активно с ними работаем. Помимо того, что они направляют своих сотрудников на наши курсы, они также вовлеклись в работу по созданию новых курсов.

Вот, например, корпоративный университет Сбербанка запустил на нашей платформе два курса – это «Основы риск-менеджмента» и «Банковское дело и финансы». То есть мы видим, что ситуация меняется и даже традиционные компании в России начинают признавать ценность онлайн-образования.

А что говорят сами люди? Для них это ценно?

Н.С.: Мы в Coursera проводим опрос спустя 6 месяцев после того, как слушатель прошел курс. Применительно к российской аудитории мы знаем, что 85% слушателей получают те или иные выгоды благодаря прохождению наших курсов. А 35% из них сообщают, что получили новую работу или смогли открыть собственный бизнес, или получили прибавку к зарплате, повышение.

Наша задача – не заместить традиционное образование, а дополнить его. После того как люди получили традиционное образование и сталкиваются с необходимостью получить новые навыки, им уже не нужно идти в университет. Мы, грубо говоря, проведем университет к ним домой.

Но дома у тебя нет преподавателя, который может дать тебе обратную связь, что-то посоветовать в процессе. И мотивация ниже, когда вокруг нет таких же, как ты, студентов, которые тоже учатся. Да еще сказывается возраст: многие просто отвыкли быть в такой роли.

Н.С.: Мы это учитываем. Здесь у нас есть три уровня:

  • первый – когда обратную связь дают слушатели, вместе с которыми вы проходите курс;
  • второй – это менторы, люди, которые уже проходили курс, но сейчас проходят его еще раз для того, чтобы помочь студентам;
  • третий – обратная связь непосредственно от преподавателей, чтобы убедиться в том, что курс соответствует ожиданиям обучающихся.

Что касается мотивации, то здесь цифры следующие: 65% слушателей, которые платят за курс, этот курс завершают. Ну а что касается возраста, то я уже приводил в пример себя. В английском есть такая поговорка: «нельзя научить старую собаку новым фокусам». Но мы уже развеяли этот стереотип.

Подготовил Антон Солдатов

Сегодняшнюю заметку я хочу посветить роли обучения в нашей жизни, а также необходимости постоянно развиваться и осваивать новые области знаний и учиться практическим навыкам. Лично я считаю, что каждый человек может быть учителем, но стать учителем можно лишь тогда, когда ты начнешь воспринимать всех людей как учителей. Тебя же как учителя воспримет любой, когда это ему будет нужно.

Дело в том, что на сегодняшний день в процессе обучения наблюдается слишком большое превалирование теоретических знаний над практическими навыками. По большому счету, это вполне естественно, поскольку объем информации в мире ежегодно увеличивается в полтора раза. Общаясь с преподавателями, закончившими высшие учебные заведения еще в советское время я могу точно сказать, что тогда соотношение практических и теоретических дисциплин сильно отличалось от сегодняшнего. Благодаря чему из людей вырастали действительно практики, которые могли работать на реальном производстве или реально действующих объектах. На сегодняшний день же объем знаний настолько вырос, что, казалось бы, 5 лет обучения в ВУЗе становится мало, чтобы освоить все необходимое. На самом деле и не нужно. Лично я считаю, что в ближайшее время система образования зайдет в некоторого рода тупик, что приведет к полному пересмотру процесса образования в принципе. Болонская система обучения в том виде, в котором она существует в Европе - яркий тому пример.

Какие существуют пути выхода?

Я считаю, что основная задача системы образования - научить людей обучаться. Собственно, эту программу можно выполнить и в школе, а вот давать людям знания это задача не совсем корректная. Здесь получается прямое нарушение законов спроса и предложения, ведь образование - это монопольная структура, следовательно, никто не может оценить качество предоставляемого образования, и более того - оценить нужно ли в принципе человеку то, что ему преподается. Таким образом в перспективе систему образования я вижу как определенную структурированную базу знаний, где преподаватели будут отвечать за определенные направления и дисциплины, а сам процесс образования можно будет сделать пожизненным, поскольку каждый человек будет обращаться в систему образования за определенными знаниями и навыками по мере того, как они станут ему необходимы.

Однако, это достаточно далекая перспектива и процесс преобразования системы обучения может растянуться на долгие годы. Тем не менее, я могу дать одну, на мой взгляд, важную рекомендацию: обучаться поэтапно и практически применять приобретенные знания, с чем у нас сейчас большая проблема. Ведь как переводчики учат иностранный язык - общаются. Если они возьмут словарь и выучат его от этого не будет никакого смысла, лишь в процессе общения можно осознать суть языка и ощутить все тонкости его применения. Точно также и в любой другой отрасли жизни. Вы выучили что-то - примените на практике, возможно, применяя вещи на практике Вы можете получить очень неожиданный для себя результат - а именно, Вы осознаете, что поняли определенную задачу и сами нашли её решение.

Итоги

Как вывод, могу сказать, что процесс обучения никогда не останавливается выпуском из ВУЗа. Учиться нужно всегда, причем не стоит забывать о том, что предметы обучения бывают теоретические и практические, и научиться готовить, плавать, строить и т.д. - это отличные практические навыки, которые тоже можно смело возводить в ранг умений и использовать в своей жизни. Но у этих навыков есть один нюанс - никто не сможет научить Вас готовить торт кроме человека, который его уже умеет готовить, поэтому таким навыкам в жизни стоит учиться у опытных практиков. Конечно, Вы можете научиться и сами, но испортите не один продукт, сковороду и это займет намного большее количество времени. Если Вы будете воспринимать всех людей как потенциальных учителей, и сможете без стеснения сказать человеку «Вы так хорошо готовите, научите меня.» - это будет для него высшей степенью признания его умений, а для Вас - очень благодарный учитель. Желаю всем успехов в освоении знаний и умений, развивайтесь и совершенствуйтесь ежедневно, лишь так можно познать жизнь в полном объеме;-)!

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ