Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое жизнь рассуждение. Отрицание смысла жизни. Философы Древней Греции о смысле жизни


1. ЗАКОН ПУСТОТЫ. Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быть заполнена.

2. ЗАКОН ШЛАГБАУМА. Возможности не даются впрок. Должно быть принято решение пересечь шлагбаум как условное препятствие. Возможности даются после внутреннего решения. Заветные желания даются нам вместе с силами на их осуществление.

3. ЗАКОН НЕЙТРАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Чтобы измениться, надо остановиться. , а потом уже менять направление движения.

Реально это устраняет любой конфликт между корыстными интересами и сотрудничеством. Откуда будет эволюция отсюда? Экстраполирование траектории в будущее достаточно просто, по крайней мере, изначально. Следующим крупным переходом на Землю станет появление устойчивого и совместного глобального общества. Как и в случае кооперативов на всех других уровнях, глобальное общество будет препятствовать внутренним конфликтам и разрушительной конкуренции, включая войну и загрязнение. Прошедшие переходы демонстрируют, как это может быть организовано.

4. ЗАКОН ПЛАТЫ. Платить нужно за все: за действие и бездействие. Что будет дороже? Иногда ответ очевиден только в конце жизни, на предсмертном одре – дороже плата за бездействие. Избегание неудач не делает человека счастливым. «В моей жизни было много неудач, большинство из которых так и не случилось» - слова старика сыновьям перед смертью.

Экстраполируя траекторию, мы увидим дальнейшее расширение масштабов кооперативной организации в Солнечной системе и за ее пределами. Там, где это возможно, это расширение, вероятно, произойдет через совместную связь с другими живыми процессами, а не с «строительством империи». Возможность жизни, возникающая в другом месте, кажется высокой, и хотя детали эволюции на других планетах, вероятно, будут отличаться, общая форма эволюционной траектории будет универсальной.

Если бы траектория продолжалась таким образом, масштаб кооперативной организации расширялся бы во вселенной, состоящей из живых процессов и интеллекта из разных источников. По мере того, как он увеличивался в разведке и масштабах, его команда над материальными, энергетическими и другими ресурсами также будет расширяться, равно как и ее сила для достижения любых целей, которые она выбрала.

5. ЗАКОН ПОДОБИЯ. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. Мы привлекаем к себе не тех людей, которых хотим привлечь, а тех, кто подобен нам.

6. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ. Внутренний мир мыслей человека воплощается во внешний мир вещей. Нужно не искать причины несчастий во внешнем мире, а обращать свой взор вовнутрь. Наш внешний мир- это реализованный мир наших внутренних мыслей.

Что могла бы сделать эта сила с помощью жизни и интеллекта? Один из возможных ответов был разработан как попытка решить «проблему тонкой настройки» - загадку того, почему фундаментальные законы и параметры Вселенной кажутся точно настроенными для поддержки появления жизни, даже с небольшими изменениями, приводящими к вселенной, в которой жизнь вряд ли появится. Предполагая, что траектория эволюции в конечном итоге приводит к жизни и интеллекту с достаточной властью и знаниями для воспроизведения самой Вселенной?

Прагматический подход к определению смысла жизни

Эта интеллектуальная вселенная тонко настраивала бы все «потомства», чтобы они еще более способствовали возникновению и развитию жизни и интеллекта. Согласно этому сценарию, наша Вселенная встроена в более крупные эволюционные процессы, которые формируют вселенные. И жизнь имеет функцию и цель в этих больших процессах в том же смысле, что наши глаза имеют цель в эволюционных процессах, которые сформировали человечество.

7. ЗАКОН КОРОМЫСЛА. Когда человек чего-то хочет, но это недостижимо, надо придумать другой интерес, равновеликий по силе первому.

8. ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ. Человек притягивает к себе то, что он любит, боится или постоянно ожидает, т.е. все, что находится в его центральном, сфокусированном сознании. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить, а не то, что хотим.
«На что рассчитываешь, то и обретешь».

Отрицание смысла жизни

Не все организмы, которые развиваются на нынешнем этапе человечества, продолжат участвовать в этих масштабных эволюционных процессах. До нашей стадии эволюция эволюционировала по своей траектории путем конкуренции и отбора. Но это давление ослабляется по мере того, как начинается глобальное общество чтобы возникнуть, потому что это общество не будет в прямой конкуренции с другими глобальными обществами.

Сочинение на тему смысл жизни

С этого момента эволюция будет продолжать развиваться только в том случае, если формирующееся глобальное общество решит намеренно продвигать эволюционный процесс. Общество должно пробудиться к возможности того, что оно живет посреди направленного эволюционного процесса, осознает, что продолжающийся успех процесса зависит от его преднамеренных действий и затем обязуется активно продвигать этот процесс вперед.

9. ЗАКОН ПРОСЬБЫ. Если ничего у жизни не просишь, то ничего и не получаешь. Если мы просим у судьбы непонятно что, то и получаем неизвестно что. Наша просьба притягивает соответствующую реальность.

10. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №1. Всего предусмотреть нельзя. Всякий видит и слышит лишь то, что понимает, поэтому он и не может учесть все обстоятельства. Все зависит от наших внутренних преград, наших собственных ограничений. Есть события, происходящие помимо нашей воли, их нельзя предвидеть, и мы не несем за них ответственности. При всем своем желании человек не может контролировать все события своей жизни.

Сочинение на тему образ жизни

Организмы, которые завершают этот переход к преднамеренной эволюции, будут способствовать дальнейшему развитию жизни и интеллекта во вселенной. Те, кто этого не сделает, будут неудачными эволюционными экспериментами. Они будут яйцами, которые никогда не вылуплялись. Человечество быстро приближается к порогу этого критического эволюционного перехода.

Джон Стюарт является основным членом Группы исследований эволюции, сложности и познания Брюссельского свободного университета и автором книги Эволюции и Эволюционного манифеста. Это сокращенная версия его статьи. Согласно МакАдамсу Модель жизненной истории идентичности, повествовательная идентичность строится посредством развития истории жизни в подростковом и юношеском возрасте. Это теоретическое утверждение вызвало новый исследовательский процесс, изучающий связь между развитием истории жизни и психологическим функционированием во время этот период развития.

11. ЗАКОН ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В жизни часто происходят независящие от нас события. Единожды произошедшее событие можно рассматривать как случайность, дважды произошедшие – совпадение, но трижды – закономерность.

12. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №2. Человек не может иметь все. Ему часто чего-то не хватает в жизни. Секрет счастья заключается не в потакании своим прихотям и желаниям, а в умении довольствоваться тем, что имеешь. Довольствоваться малым нелегко, но труднее всего довольствоваться многим. Можно потерять счастье в поисках богатства, а это значит – потерять все. Можно приобрести весь мир и потерять свою душу.

Цель этого тезиса заключалась в том, чтобы внести вклад в этот новый круг работы, изучив взаимосвязь между автобиографическими рассуждениями, основным процессом, через который развивается история жизни, и психологическим функционированием в молодом возрасте. В четырех исследованиях молодые люди построили повествования о жизненных событиях высоких точек, низкие точки и поворотные моменты из их истории жизни. Эти повествования были закодированы для присутствия и валентности автобиографических рассуждений.

Автобиографические рассуждения измерялись прежде всего в терминах связей между событиями, заявления, связывающие аспект повествовательное событие для молодых людей чувство собственного достоинства. Автобиографическая валидация рассуждений измерялась в терминах связей между событиями, которые описывали я в позитивном, отрицательном, нейтральном и смешанном виде. Первое исследование показало, что валентность автобиографических рассуждений, найденная в повествованиях молодых людей о жизни, предсказала психологическое функционирование.

13. ЗАКОН ПЕРЕМЕН. Хочешь перемен в своей жизни – бери власть над обстоятельствами в свои руки. Нельзя изменить свою жизнь, ничего не изменяя в ней и не изменяясь самому. Из-за своей пассивности человек часто упускает реальный шанс, предоставленный судьбой. Кто расставляет в вашей жизни приоритеты – вы сами или кто-то другой? Может быть, их расставляет сама жизнь, а вы плывете по течению? Станьте хозяином своей судьбы. Если вы никуда не отправитесь, то никуда и не прибудете.

Молодые люди, которые делали негативные связи между событиями в повествованиях истории жизни, испытывали более плохое психологическое функционирование, чем молодые люди, которые мало или совсем не отрицали себя, и наоборот. Молодые люди, которые сделали более позитивные связи с самообслуживанием, испытали сравнительно более качественное психологическое функционирование, чем те, кто сделал меньше положительных связей между событиями. Связь между позитивными связями между событиями и положительным психологическим функционированием была наиболее заметной в контексте рассказы об отрицательных событиях из истории жизни.

14. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. Жизнь заставляет человека решать именно те задачи, от решения которых он отказывается, которые боится решать, решения которых избегает. Но эти задачи все равно придется решать на другом, уже на новом витке своей жизни. И накал эмоций, переживаний будет мощнее, а цена решения – выше. От чего бежим, к тому и придем.

Во втором исследовании была представлена ​​методология изучения взаимосвязи между автобиографической валентностью рассуждений и психологическим функционированием с течением времени. Третье исследование показало, что склонность молодых людей к рассуждению о себе позитивным и отрицательным образом связана с рядом стилей познавательного ответа. Результаты 2-го исследования также указывают на важные способы, которыми факторы когнитивного ответа, а также «оценки смысла жизни» молодых людей могут взаимодействовать с валидностью автобиографических рассуждений, чтобы предсказать психологическое функционирование.

15. ЗАКОН ТАКСИ. Если вы не водитель, если вас везут, то чем дальше вас завезут, тем это будет для вас дороже. Если Вы не заказывали маршрут, то можете оказаться где угодно. Чем дальше вы углубитесь по ошибочному пути, тем труднее вам будет вернуться.

16. ЗАКОН ВЫБОРА. Наша жизнь состоит из множества выборов. У вас всегда есть выбор. Наш выбор может заключаться в том, что мы не делаем выбора. Мир полон возможностей. Однако приобретений без потерь не бывает. Принимая что-то одно, тем самым мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Каждый должен сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретение.

Четвертое исследование было направлено на исследование отношений между феноменологией воспоминаний о жизни и количество и валентность автобиографических рассуждений в рассказах об этих событиях. Выводы показали мало ассоциаций между автобиографическими рассуждениями и феноменологией автобиографической памяти. Обсуждаются возможные причины отсутствия этих отношений. Более широкие последствия и теоретические объяснения результатов, указанных в этом тезисы обсуждаются в терминах моделей преодоления и теории реляционных кадров.

Профессор Фишер говорит об эволюционных основах романтической любви, смешивания в поэзии и философии любви. Она говорит о том, как любовь делает нашу эмоциональную жизнь с человеком особенным и «сумасшедшим»: любовь - это драйв, а не эмоция, говорит она.

17. ЗАКОН ПОЛОВИНЫ ПУТИ. В отношениях с другим человеком ваша зона – полпути. Нельзя полностью управлять поведением другого человека. Другой может не двигаться, нельзя пройти путь за него и сделать так, чтобы другой человек изменился.

18. ЗАКОН ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО. Для того, чтобы построить что-либо новое, нужно: а).разрушить старое, если это необходимо- расчистить место, выделить время, мобилизовать силы для построения нового; б).знать, что именно вы хотите построить. Не стоит крушить, не зная путей к созиданию. Нужно знать, куда идешь. Если не знаешь, куда идешь, придешь не туда. «Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра» /М. Монтель/

Брен Браун по степени уязвимости. Она излагает некоторые из своих исследований в качестве исследователя-рассказчика и рассказывает о важности связи. Смысл в том, что «нам достаточно». Элизабет Гилберт на творческом гении человека. Юнис Хай, основатель проекта «Страсти» в своем университете, говорит о том, действительно ли вам следует ваша страсть, и почему одной страсти недостаточно. Она поворачивает свои мысли к тому, что нам нужно, чтобы вести нас за пределами страсти к тому, что мы делаем.

Главный тренер и мотивирующий оратор Тони Роббинс рассказывает о том, как активировать потенциал людей. «Почему вы ничего не достигли?» - спрашивает он. Он говорит об искусстве исполнения проблем недостающих ресурсов в сравнении с вашей собственной изобретательностью.

19. ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ. Как бы человек ни хотел изменить свою жизнь, образ мышления, стереотипы его поведения будут пытаться удержать его в старой, привычной для него жизни. Но если человеку удается что-то изменить в своей жизни, то уже новая, измененная жизнь будет подчиняться Закону равновесия. Изменения обычно протекают медленно и болезненно из-за инерции в мыслях и в поведении, своего внутреннего сопротивления и реакции окружающих людей.

Открытие этого разговора описывает работу, настолько сложную, что некоторые люди могут чувствовать себя немного тошнотворными, слушая ее - самому Майку Роу нелегко было. Далее Роу описывает, что он изучил, работая с людьми с грязной работой. Люди не могут выжить без доказательств и причин. Если вы хотите жить, то, увидев кобру, вы лучше узнаете доказательства того, что она ядовита и бежит за вашей жизнью! Инструментальная рациональность - это примитивная форма разума, такая же древняя, как и сами люди.

Рациональные выводы также являются неотъемлемой частью повседневного существования. Фермеры могут сказать, исследуя природу почвы, что будет и не будет расти в ней. Итак, почему мы призываем развивать рациональный характер, когда ранняя социализация уже делает нас рациональными? Потому что мы изучаем навыки сбора доказательств, выведения и инструментальных рассуждений в ограниченной области нашего собственного опыта, но современная жизнь в промышленно развитых обществах вряд ли может быть реализована только ими.

20. ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земной круговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобы понять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Одна противоположность не может существовать без другой – для того, чтобы был день, нужна ночь.

Для признания и обработки сложных доказательств, сложных дедуктивных и индуктивных рассуждений, сложных форм инструментального мышления необходимо формальное образование. Потребность современного общества в таких рациональных существах ненасытна. Но разве это все для человеческого разума?

Еще две формы разума еще важнее, если мы должны двигаться дальше выживания, чтобы хорошо жить в нашей жизни: рассуждать о значащих концах. Недостаточно исследовать наилучшие способы удовлетворить то, что нам нужно. Нам также нужно рассуждать о том, какое желание мы должны преследовать. Как утверждает канадский философ Чарльз Тейлор, мы не просто слабые, но сильные оценщики - не только с возможностью оценить, следует ли тратить деньги на удовлетворение этого, а не на это желание, но спросить, какое место у нас есть в нашей жизни.

21. ЗАКОН ГАРМОНИИ. Человек ищет гармонии во всем: в себе, в мире. Достичь гармонии с миром можно только будучи в гармонии с самим собой. Хорошее отношение к себе, принятие себя – залог гармонии с миром, людьми и собственной душой. Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов, которые могут быть стимулом для личностного роста. Гармония между разумом, чувством и действием – может быть это и есть счастье?

22. ЗАКОН ДОБРА И ЗЛА. Мир не создан лишь для удовольствия. Он не всегда соответствует нашим представлениям о нем и нашим желаниям. Тот, кто не способен сам сделать доброе дело, не оценит добра и от других. Для тех, кто не способен видеть зло, зла не существует.

23. ЗАКОН ЗЕРКАЛА. То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом. То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе. Другой человек может служить для нас зеркалом, помогая нам открыть то, что мы не видим, не знаем в себе. Если человек то, что его раздражает в других, исправит в себе, судьбе ни к чему будет посылать ему такое зеркало. Избегая всего того, что нам неприятно, избегая людей, вызывающих у нас негативные чувства, мы лишаем себя возможности изменить свою жизнь, лишаем себя возможности внутреннего роста.

24. ЗАКОН ДОПОЛНЕНИЯ. Нам нужны люди, события, источники знаний, способные нам дать то, что мы хотим иметь, но имеем лишь в небольшом количестве. Мы стараемся стать сопричастными потенциалу других людей. Мы достраиваем себя вовне. Наше желание обладать кем-либо или чем-либо – это непризнание, отрицание собственных достоинств, неверие в то, что они у нас есть.

25. ЗАКОН ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ. Если вы позволите разыграться своим негативным чувствам, то одно неприятное переживание потянется за другим. Если жить, предаваясь мечтам и грезам, то реальность вытиснится иллюзорным миром фантазий. Человеку бывает сложно остановить поток своих негативных и непродуктивных мыслей, т.к. у него вырабатывается привычка переживать, волноваться, страдать, мечтать, т.е. уходить от действительности, от активного решения проблем. Чему отдаете больше энергии, того и будет больше. Мысль, которой вы дарите свое время, действует как магнит, притягивая себе подобные. С одной беспокоящей мыслью справиться легче, чем с роем навязчивых мыслей. В процессе нашего общения с другими людьми мы склонны перенимать их настроение посредством эмоционального заражения.

26. ЗАКОН ПОДАВЛЕНИЯ. То, что человек подавляет в своих мыслях или действиях, то, что он отрицает в себе, в самый неподходящий момент способно извергнуться наружу. Нужно принять свои мысли и чувства, а не подавлять и не накапливать их в себе. Примите себя, примите от, что вам не нравится в себе, не критикуйте себя.
Принятие, признание отвергаемого и отрицаемого в себе способствует внутреннему росту человека. Это позволяет жить ему полной жизнью. Мы стремимся обрести утраченное единство.

27. ЗАКОН ПРИНЯТИЯ ИЛИ СПОКОЙСТВИЯ. Сама по себе жизнь ни плоха, ни хороша. Хорошей или плохой ее делает наше восприятие. Жизнь такова, какова она есть. Нужно принимать жизнь, радоваться жизни, ценить жизнь. Доверьтесь жизни, доверьтесь силе вашего разума и велению сердца. «Все будет так, как надо, даже если по-другому».

28. ЗАКОН ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ. Окружающие практически всегда оценивают человека так, как оценивает он себя сам. Нужно принимать и ценить себя. Не создавать себе кумиров, либо недостижимого, идеального образа себя. Не принимать мнение окружающих о вас за истину, не подвергая его критике. Стараясь заслужить любовь всех людей (что невозможно), вы пренебрегаете собственными потребностями, вы можете потерять себя, потерять уважение к себе. Невозможно быть во всем совершенным человеком. Вы стоите ровно столько, во сколько сами себя оцениваете, какова ваша самоценность. Однако доля реалистичности никогда не повредит.

29. ЗАКОН ЭНЕРГООБМЕНА. Чем больше продвинулся человек в познании себя и мира, тем больше он может взять от мира и дать ему. Нужно суметь установить адекватный, справедливый обмен с судьбой. Если вы будете больше отдавать, чем брать, от это приведет к вашему энергетическому истощению. Если вы даете кому-то больше, чем получаете от него, у вас может возникнуть обида на человека. Мир существует для того, чтобы им можно было делиться друг с другом.

30. ЗАКОН СМЫСЛА ЖИЗНИ. Мы приходим из пустоты, пытаясь обрести смысл жизни, и вновь уходим в пустоту. У каждого человека свой смысл жизни, который может меняться на разных жизненных этапах. В чем заключается смысл жизни – стремиться к чему-либо или просто жить? Ведь стремясь к чему-либо, мы вынуждены выпустить из поля зрения саму жизнь, т.о. ради результата мы теряем сам процесс. Возможно, самый главный смысл жизни – сама жизнь. Нужно включаться в жизнь, принимая ее, тогда удастся воспринимать жизнь в ее многообразии и тогда она раскрасит бытие человека теми красками, которыми владеет сама. Смысл жизни человек может найти лишь вне себя, в мире. В жизни выигрывает тот, кто не просит у судьбы единственного рецепта, панацеи от всех болезней и от всех бед.

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над вопросом о том, зачем люди живут на этом свете. Эта проблема сопровождает человечество на протяжении всей его истории. За тысячелетия люди накопили достаточный багаж подходов к ответу на этот вопрос. Расскажем об основных концепциях смысла жизни, которые сложились в религии, философии и психологии.

Проблема определения смысла жизни

Словосочетание «смысл жизни» появляется в философском обиходе только в 19 веке. Но вопрос о том, зачем люди живут на свете, возникает несколько тысяч лет назад. Эта проблема является центральной в любом зрелом мировоззрении, размышляя о конечности своего существования, каждый человек задет себе этот вопрос и ищет подходящий ответ. С точки зрения философов, смысл жизни - это личностная характеристика, определяющая отношение к себе, другим людям, жизни в целом. Это уникальное осознание человеком своего места в мире, которое влияет на жизненные цели и приоритеты. Однако это понимание своего места в жизни не дается человеку легко, оно появляется только через рефлексию, иногда мучительную. Сложность данной проблемы состоит в том, что нет единственно-верного, общепризнанного ответа на ключевой вопрос: зачем люди живут на свете? Смысл жизни не равен ее цели и пока не найдено однозначно верифицируемого аргумента в пользу той или иной концепции. Поэтому на протяжении веков существуют и сосуществуют различные подходы к ответу на этот вопрос.


Религиозный подход

Впервые человек задумался о том, зачем люди живут в мире, в далекой древности. В результате этих поисков появляется самый первый ответ на вопрос - религия, она давала универсальные обоснования всего сущего на свете, в том числе и человека. Все религиозные концепции построены на идее загробного существования. Но каждая конфессия представляет себе путь бессмертия по-разному, в связи с чем и смысл жизни у них отличается. Так, для иудаизма смысл заключается в усердном служении Богу и исполнении его заповедей, изложенных в Торе. У христиан главное - это спасение души. Оно возможно только благодаря праведной земной жизни и познанию Бога. Для мусульман тоже смысл состоит покорности воле Бога. Только тот, кто жил преданно Аллаху, попадет в рай, остальным уготован ад. Существенно отличный подход можно увидеть в индуизме. Здесь смысл заключается в спасении, в вечном наслаждении, но для этого нужно пройти путь аскезы и страдания. В этом же направлении размышляет буддизм, где главная цель жизни понимается как избавление от страданий через отказ от желаний. Так или иначе, каждая религия видит смысл человеческого существования в совершенствовании духа и ограничении телесных потребностей.


Философы Древней Греции о смысле жизни

Древние греки много размышляли о первоначалах бытия, истоках всего сущего. Проблема смысла жизни, пожалуй, единственная, в которой представители разных школ античной философии сходились во мнении. Они считали, что поиск смысла - это трудная, ежедневная работа, путь, у которого нет конца. Они предполагали, что у каждого человека на земле есть собственная, уникальная миссия, обрести которую и есть главная задача и смысл. Сократ предполагал, что обретение смысла позволяет человеку достичь гармонии между телесной оболочкой и духом. Это путь к умиротворению и успеху не только в земной жизни, но и в потусторонней. Аристотель считал, что поиски цели жизни - это неотъемлемый элемент человеческого самосознания и с ростом души цель существования, осознание предназначения человека меняются, и нет единого, универсального для всех ответа на вечный вопрос о том, зачем мы живем на свете.

Концепция Артура Шопенгауэра

19 век стал временем всплеска размышлений о целях человеческого существования. Иррациональная концепция Артура Шопенгауэра предлагает новый подход к решению этой проблемы. Философ считает, что смысл жизни человека - это всего лишь иллюзия, при помощи которой люди спасаются от страшной мысли о бесцельности их существования. По его мнению, мир руководим абсолютной волей, которой безразлична судьба отдельных людей. Человек действует под давлением обстоятельств и чужой воли, поэтому его существование - это настоящий ад, цепочка беспрерывных страданий, заменяемых друг другом. И в поисках смысла в этой бесконечной череде страданий люди придумывают религию, философию, смысл жизни, чтобы оправдать свое существование и сделать его хоть относительно выносимым.


Отрицание смысла жизни

Вслед за Шопенгауэром Фридрих Ницше объяснял особенности внутреннего мира человека в аспекте собственно нигилистической теории. Он говорил, что религия - это мораль рабов, что она не дает, а отнимает у людей смысл жизни. Христианство - это величайший обман и его необходимо преодолеть, и только тогда можно будет понять цель человеческого существования. Он считает, что большинство людей живет для того, чтобы подготовить мир к появлению сверхчеловека. Философ призывал отказаться от смирения и упования на внешнюю силу, которая принесет спасение. Человек должен сам творить свою жизнь, следуя своей природе, и в этом основной смысл существования.

Экзистенциальная теория смысла жизни

В 20-м веке философские рассуждения о целях существования людей становятся центральными во многих направлениях, в том числе в экзистенциализме. Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер размышляют о смысле жизни и проходят к выводу, что главное для человека - это свобода. Каждый сам привносит в свою жизнь осмысленность, так как мир вокруг абсурден и хаотичен. Действия и, главное, выбор, моральный, жизненный, и есть то, зачем люди живут на свете. Смысл можно постичь лишь субъективно, объективно его не существует.


Прагматический подход к определению смысла жизни

Размышляя над тем, с какой целью мы приходим в этот мир, Уильям Джемс и его коллеги-прагматики приходят к выводу, что смысл и цель равны между собой. Мир иррационален, и искать в нем объективные истины бесперспективно. Поэтому прагматики считают, что смысл жизни соизмерим только с успехом человека в жизни. Все, что ведет к успеху, имеет ценность и смысл. Оценить и выявить наличие смысла жизни можно только применяя критерий полезности и выгодности. Поэтому нередко это понятие появляется в последующей оценке жизни другого человека.

Концепция Виктора Франкла и психология

Смысл жизни человека стал центральной категорией в теории психолога и философа Виктора Франкла. Свою концепцию он вырабатывал, переживая ужасные мучения в немецком концлагере, и это придает особую весомость его размышлениям. Он говорит, что не существует абстрактного, общего для всех смысла жизни. У каждого человека он свой, уникальный. Причем смысл не может быть найден раз и навсегда, он всегда - требование момента. Главным проводником человека в поисках глобальных целей существования является совесть. Именно она помогает оценить каждый поступок в аспекте общежизненного смысла. На пути к его обретению человек, по мнению В. Франкла, может идти тремя путями: дорогой ценностей творчества, ценностей отношения и ценностей переживаний. Утрата смысла жизни приводит к внутренней пустоте, экзистенциальному вакууму.

Отвечая на вопрос о том, зачем люди рождаются на свет, Франкл отмечает, что для поисков смысла и самого себя. Более поздние психологи говорят, что поиск смысла жизни и его обретение являются важнейшими мотивационными механизмами. Человек, нашедший для себя ответ на главный вопрос, живет более продуктивной и счастливой жизнью.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ