Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Саамы и их традиции. Загадочные саамы: почему их считают древнейшим северным народом, и зачем они кастрировали оленей зубами

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.

Лапландцы - один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название - саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного - около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего - в России. У нас их осталось около 1900 человек.

Фото 3.

Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).

Фото 4.

Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту - рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.

Фото 5.

Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Фото 6.

И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.

Фото 7.

Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.

Фото 8.

Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади:-) Вот примерно так:

Фото 9.

Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.

Фото 10.

А что это под ногами тут валяется:

Фото 11.

А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.

Фото 12.

Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.

Фото 13.

Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков - «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа - лапландцы, и название страны - Лапландия.

Опять кролики под ногами...

Фото 14.

Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой...

Фото 15.

Еще кролики...

Фото 16.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.

Фото 17

Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.

Фото 18.

Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.

Фото 14.

Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.

Фото 15.

В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии - там на нем говорят 400 саамов.

Фото 16.

Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.

Фото 17.

Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!

Фото 18.

Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?

Фото 19.

Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.

Фото 20.

А многие просто готовы забрать их с собой.

Фото 21.

Фото 22.

В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.

Фото 23.

Вот еще красавец!

Фото 24.

Фото 25.

Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.

Фото 26.

Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.

Фото 27.

То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.

Фото 28.

Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.

Фото 29.

И все смотрят и смотрят...

Фото 30.

Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.

Фото 31.

Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. - европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания - на западе и востоке полуострова.

Фото 32.

Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.

Фото 33.

В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.

Фото 34.

А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.

Фото 35.

Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.

Фото 36.

Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.

Фото 37.

Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Фото 43.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.

Фото 44.

Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.

Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.

Фото 53.

А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.

Фото 46.

Тянули, тянули... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.

Фото 47.

Опять кролик под ногами...

Фото 48.

Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Фото 49.

Еще кролик...

Фото 50.

А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.

Фото 51.

Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?

Фото 52.

Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.

Фото 38.

Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане тепле и с банькой:-)

Фото 41.

В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.

Фото 42.

Вот такой кадр: тишина и безмятежность.

Фото 54.

Тут фотки в большом формате -

Саамы - один из наиболее своеобразных и даже загадочных уральских народов. По языку они довольно близки (хотя не до степени взаимопонимания) к прибалтийско-финским народам, однако по своим историческим судьбам, традиционной культуре, антропологическому типу и, наконец, происхождению саамы резко отличаются от них и, в общем-то, стоят особняком среди уральских народов вообще.Самоназвание саамов (в зависимости от диалекта) - саамие, сапме/сабме, саамм и т.п., родственно названию одной из группы финнов, хяме , а слово finn изначально означало именно саамов. Этим совпадениям не следует удивляться: история прибалтийско-финских народов тесно переплетена. Ещё тысячу лет назад саамы жиле на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников - суоми и хяме - стало виной заметного отступления саамского ареала к северу.Впервые саамы упоминаются, очевидно, у Тацита (I век н.э.), под именем Fenni - народ, живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни - видимо, именно по этой причине и возник этноним finn-, от германского корня со значением ‘находить, искать’ (гот. fin?an, швед. finna, нем. finden). Затем этот этноним встречается в VI веке у Прокопия Кесарийского (Skrithifinoi), у Равеннского географа (Sirdifenni и др.), у Иордана (Finni, Screrefennae) и в VIII веке у Павла Диакона (Scritofini) - эти формы отражают, видимо, германское (скандинавское) словосложение с первым компонентом от древнескандинавского skrida ‘ходить на лыжах’; речь в этих источниках также идёт о предках саамов.В сочинении Саксона Грамматика «О деяниях данов» (ок. 1100 г.) и в скандинавских сагах по крайней мере с рубежа XII-XIII веков появляется другое название саамов: др.-норв. Lappir (множ.ч.) - и их страны: лат. Lappia, используемое и сегодня в большинстве европейских языков (шв., англ. lapp ‘саам’, ф., кар. lappi ‘тж’ и т.д.). Происхождение этого имени нельзя считать окончательно выясненным, но представляется вполне приемлемой гипотеза Эркки Итконена, по которой lapp представляет собой перевод на древнешведский язык старого (ныне исчезнувшего) племенного самоназвания саамов, зафиксированного ещё в «Grammatica Lapponica» (1743) Хенрика Ганандера, wu?wi?sh :, которое являлось, видимо, производным от саамского слова со значением ‘клин, вставка в одежде’ - ср. шв. lapp ‘лоскут ткани, кожи’ (откуда семантически - ‘клин, вставка (в одежде, обуви)’. не очень ясно, о каком именно клине идёт речь, но обращает на себя внимание то, что с лову с таким же значением ‘клин’ возможно возводить и самоназвание води, и др.-рус. этноним Чудь. Финско-карельское название саамов lappi было заимствовано из скандинавских языков, и, очевидно, перешло в др.-рус. язык в форме Лопь (в источниках - по крайней мере с середины XIII века), отсюда рус. лопари - старое название саамов.Важно, что уже самые ранние источники говорят о саамах как о народе, не знающем земледелия, охотничьем, ведущем подвижный образ жизни. Это согласуется с данными этнографии, однозначно свидетельствующими о длительном сохранении у саамов не только охотничье-рыболовческого в своей основе хозяйства, но и соответствующих ему архаичных форм социальной организации, материальной и духовной культуры: системы территориально-хозяйственных объединений-сийд с общими поселениями в виде так называемых «зимних деревень» и сезонным обитанием малых групп на промысловых угодьях; связанных с этой системой форм жилища (стационарная полуземлянка, так называемая веж’ и переносное жилище типа чума, кувакса ); особых саней, сохраняющих форму лодки (так называемая «саамская кережка»; своеобразного, очень хорошо приспособленного к условиям Субарктики национального костюма; института шаманов-нойдов; культ священных камней-сейдов. Саамы, таким образом, резко отличаются в культурном отношении от своих соседей - прибалтийских финнов, скандинавов, русских.Не менее своеобразен и антропологический (расовый) тип саамов - они принадлежат к так называемой лапоноидной расе, которая характеризуется низким ростом, сочетающимся с большой длиной туловища относительно ног, относительно слабо (на европеоидном фоне) развитым третичным волосяным покровом, относительно более тёмной, чем у их соседей - прибалтийских финнов и скандинавов - окраской волос и глаз (при этом саамы безусловно принадлежат к светлоокрашенным популяциям, они более светловолосы и светлоглазы, чем монголоиды и южные европеоиды), особенностями строения черепа: брахи- или мезокранией, очень низким уплощённым (на европеоидном фоне) лицом с широким лбом и относительно маленькими размерами глазниц, слабо выступающими носовыми костями, низкой переносицей и вогнутой формой спинки носа.Сочетание в этом типе европеоидных и монголоидных черт раньше было принято объяснять результатом древнего смешения северных светло-окрашенных европеоидов и сибирских монголоидов в лесной зоне Восточной Европы, однако исследования последних десятилетий позволяют отказаться от этой точки зрения и принять гипотезу, высказанную уже полвека назад Виктором Валериановичем Бунаком - о сохранении в антропологическом типе саамов расовых черт древнейшего населения севера Евразии, обитавшего в верхнем палеолите в предледниковой зоне и представлявшего собой особый неспециализированный расовый тип, в котором не развились до конца ни европеоидные, ни монголоидные особенности. По-видимому, лапоноидный тип следует рассматривать как западный вариант более широкого древнего комплекса, представленного сегодня также так называемыми сублапоноидным, субуральским и уральским типами, распространёнными в лесной и субарктической зоне Евразии от Фенноскандии до Енисея преимущественно у народов, говорящих на языках уральской языковой семьи (от саамов до селькупов), и их соседей. Для всех этих типов характерно противоречивое сочетание монголоидных (прежде всего - уплощённое лицо, низкий рост, слабое развитие третичного волосяного покрова, относительно слабое выступание носа, в большинстве случаев - вогнутая или прямая форма спинки носа) и европеоидных (прежде всего - светлая пигментация, низкое по монголоидным масштабам и - опять-таки по монголоидным масштабам - относительно профилированное лицо) признаков, восходящее, по-видимому, к древнейшему неспециализированному типу населения севера Евразии, который можно называть древнеуральской расой. Следует полагать, что ещё с неолитического времени происходила постепенная метисация носителей древнеуральского типа с северными европеоидами на западе, в Прибалтике и на территории Европейской России, и с континентальными (в основном - байкальскими) монголоидами на востоке, в Средней и Западной Сибири и на Урале. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на западе у саамов (лапоноидная раса), а на востоке у манси (уральская раса). Очевидно, сохранение столь архаичного антропологического типа на севере Фенноскандии связано с тем, что местное население развивалось в условиях относительной изоляции, что находит себе подтверждение и в данных палеобиогеографии и археологии.По всей видимости, саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере - неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке неизвестной генетической принадлежности: в саамском языке обнаруживается достаточно мощный пласт слов (в том числе и относящихся к т.н. базовой лексике: , например ‘вода’, ‘земля’, ‘дерево’, ‘камень’, ‘ветер’ и др.), не имеющих надёжных параллелей в уральских языках, да и в языках каких-либо других семей. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. вследствие усиливающегося влияния с востока (в эпоху поздней бронзы и раннего железа), и завершился окончательно лишь в позднем средневековье, в эпоху сложения современной этнической территории саамов и связанных с ней внутрисаамских миграций и контактов.Следует полагать, что ещё в конце I тысячелетия н.э. территория современных Финляндии, Карелии и значительная часть Русского Севера были заняты относительно редким населением, говорившем на (древне-)саамских диалектах (Микко Корхонен считал даже возможным говорить о "южно-саамской" группе диалектов, противопоставляемой "северно-саамской" - той, с которой мы имеем дело сегодня).Это население постепенно было частично вытеснено на север, частично ассимилировано продвигавшимися с юга финнами, карелами и русскими. Первоначально (в XIII-XVI веках) это продвижение на территории современной Финляндии носило характер торговой экспансии, связанной с основанием факторий, сбором более или менее систематических податей мехами с охотничьего саамского населения. О масштабах этой экспансии и степени влияния южных торговцев на образ жизни саамского населения центральной Финляндии свидетельствует происходивший в это время процесс образования больших саамских зимних деревень в этом регионе, явно обусловленный развитием торговли. Постепенно складывается так называемая ‘лопарская система налогообложения’ - система зависимости определённых групп саамов от определённых торговцев, которая в XVI веке приобрела уже вполне официальные формы. Начиная со второй половины XVI века (на Русском Севере - ещё раньше) саамские земли начинают систематически осваиваться приходящими с юга земледельцами, практиковавшими подсеку, площадь лесных угодий резко сокращается и саамское население, лишённое возможности ведения традиционного хозяйства, ассимилируется или уходит на север.Очевидно, в период, когда охотничье-рыболовческое саамское население нынешних Карелии и Финляндии начало испытывать всё усиливающееся давление с юга, на северо-западе саамской территории, в горной тундре Северной Норвегии саамы переходят к крупномасштабному оленеводству (не ранее XIII века): хотя содержание прирученных ездовых оленей и оленей-манщиков для охоты на диких северных оленей было известно предкам саамов, видимо, издревле (в источниках олени у саамов упоминаются с конца IX века), широкое распространение крупного выпасного оленеводства и специализированного кочевого образа жизни у саамов имело место лишь в XVI-XVIII веках (первые письменные свидетельства - с середины XVI века), что позволило саамам широко расселиться в горной тундре Скандинавии, проникнув довольно далеко на юг во внутренних районах Норвегии и Швеции. Вероятно, эти процессы были связаны с экономическим и этносоциальным кризисом лесных саамов в Финляндии и Карелии в условиях постепенного освоения их земель южными соседями, а также - с истреблением диких северных оленей в силу интенсификации промысловой охоты на них вследствие втягивания саамов в систему северноевропейской торговли (ср. аналогичные и почти одновременные процессы у тундровых ненцев).Так, к XVIII-XIX векам сформировалась в основном сегодняшняя этническая территория саамов, и на базе древнего саамского «лесного» (охотничье-рыболовческого) уклада сложилось в общих чертах оленеводческое хозяйство с соответствующими ему формами материальной и духовной культуры и социальной организации, характерное сегодня прежде всего для саамов внутренних (горно-тундровых) районов Швеции и Норвегии, финских саамов районов Утсйоки, Муонио, к западу и северу от оз. Инари, в значительной мере - и для некоторых групп саамов Кольского полуострова. В то же время некоторые саамские группы сохраняют более архаичный экономический уклад с меньшей долей оленеводства (или почти полным его отсутствием), базирующийся на озёрном и речном рыболовстве и охоте (саамы Инари, речные саамы на севере Норвегии, лесные саамы лесной зоны Шведской и Финской Лапландии, отчасти - кольские саамы, доля оленеводства у которых сократилась в силу конкуренции с оленеводами коми-ижемцами, переселившимися на Кольский п-ов во второй половине XIX века). У другой части саамов, издревле населявшей морское побережье Норвегии и представляющей собою, возможно, потомков создателей ещё мезолитических прибрежных культур Фосна и Комса, крупное оленеводство не получило распространения, и сохранился хозяйственный уклад, базирующийся на морском рыболовстве - это так называемые ‘морские’ или ‘береговые саамы’ Норвегии, составляющие сегодня самую крупную (более 15 тыс. человек) культурно-хозяйственную группу в составе саамов.Таким образом, на протяжении последних тысячелетий саамы находились в непрерывном контакте с прибалтийскими финнами и со скандинавами, что отражено в наличии значительного слоя прибалтийско-финских и древнескандинавских (затем - норвежских и шведских) заимствований в саамском языке. Контакты с русскими были более поздними, русские заимствования проникли в основном в кольско-саамские диалекты. Ряд ненецких слов, обозначающих специфические ненецкие реалии (например - названия таких видов одежды как малица, совик, пимы) попали в кольско-саамские диалекты вместе с этими реалиями от ненцев, переселившихся в конце XIX века на Кольский п-ов вместе с коми-ижемцами. Кроме того необходимо отметить, что саамы могли иметь какие-то более ранние контакты с ненцами, скорее всего - через Канин и Кольский полуострова: канинских ненцев местные русские до сих пор называют лопарями .Вместе с тем, следует сказать, что предполагавшаяся ранее некоторыми исследователями особая близость лексики саамского и самодийских языков, на основании чего даже выдвигалась гипотеза о самоедоязычности протосаамов до их перехода на финно-угорскую речь, не выдерживает критики: объём сепаратных саамско-самодийских лексических параллелей не столь значительно превышает объём сепаратных схождений между любыми другими произвольно взятыми группами уральских языков, чтобы можно было говорить об особых отношениях. Лучшее сохранение части прауральской лексики в саамских и самодийских языках, занимающих северную периферию уральского ареала и функционировавших в близких природных условиях вполне естественно.Примерно с XIII века саамы Карелии и Кольского полуострова (по крайней мере - его южного, Терского берега) попадают в зависимость от Новгорода. Примерно с этого же времени южные группы скандинавских саамов становятся данниками Швеции и Норвегии. Однако систематический интерес к нынешним саамским землям проявляется, и их реальное включение в состав этих государств происходит позднее - в XVI-XVII веках. В это же время начинается обращение саамов в христианство (лютеранство на западе, православие - на востоке), с чем связаны, в частности, первые опыты создания саамской письменности в Скандинавии (книги печатаются по-саамски в Швеции с начала XVII, в Норвегии - с XVIII века). В обращении русских (кольских) саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь (1550–1764 гг.). В настоящее время саамы Норвегии, Швеции и Финляндии - лютеране, саамы Кольского п-ва и небольшая группа саамов-сколтов, переселённых после выхода Финляндии из второй мировой войны и утери ею территории Печенги (ф. Petsamo) в район оз. Инари, - православные.В конце 1980-х годов общая численность саамов была около 50 тысяч, из них - в Норвегии 30 тыс. человек, в Швеции 15 тысяч, в Финляндии 3 тысячи и в России 1,8 тыс. человек. Последние десятилетия отмечены подъёмом национального самосознания саамов, ростом влияния национальных организаций как внутри соответствующих гоударств, так и на международном уровне.

(9 современных языков), шведский , норвежский , финский , русский

Религия Расовый тип

Саа́мы (саа́ми , лопари , лапла́ндцы ; самоназвание - кильд. са̄мь , с.-саамск. sámit, sampelaš ; фин. Saamelaiset , нюнорск Samar , швед. Samer ) - малочисленный финно-угорский народ , коренной народ Северной Европы . Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь» , от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой» .

Расселение и численность

Территория проживания саамов

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров - от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине . Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии - около 75 тысяч человек ), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 15 до 25 тысяч, в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек .

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро . Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) :

  • город Мурманск - 137,

Этнонимы

Самоназвание народа - «са́ми», «саа́ми» (sami ) - согласно некоторым версиям апеллирует к балтийскому слову *ẑeme («земля») , которое, в свою очередь, близко к праславянскому «земе» (современное русское «земля»). Вопрос о совместном или отдельном происхождение этнонима «сами» и самоназвания современных финнов «суоми» остается невыясненным.

Распространено устаревшее название саамов - «лапландцы», на самом деле несколько шире по смыслу, ведь в целом означает жителей области Лапландия . Его распространение в Европе связывают с викингами , которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера , и от которых, вероятно, это название (lapp ) появляется в шведском языке в XII веке . Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp , является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других ближайших родственных языках) слову lappalainen , которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей . Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для наименования саамов.

Саамские языки

Саамский язык на Кольском полуострове (1930-е годы)

Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи , но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими . С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету - загадочную группу людей, живущих неподалёку от Изборска . Учёные с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, - «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов» .

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов - западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии), - между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание сильно затруднено и финские языковеды считают их отдельными языками (девять живых языков). У шести из них имеются собственные литературные языки. В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский) , кильдинский , нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала) , из них последний, скорее всего, уже можно считать вымершим.

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан на официальном уровне лишь в 1992 году , в Швеции ещё позже - в 1999 году .

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы . Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:

A a B в C c Ç ç Є є D d D̦ d̦ Ʒ ʒ З з E e Ə ə F f G g Ģ ģ H h I i Ь ь J j K k Ķ ķ L l L̡ l̡ M m M̡ m̡ N n N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p R r R̡ r̡ S s Ş ş S̷ s̷ T t T̡ t̡ U u V v V̦ v̦ Z z Z̡ z̡ Ƶ ƶ

А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ

/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d//je//jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/

И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ

/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/

Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц

/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/

Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я

/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e//ju//ja/

Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».

Распространение саамских языков

  • Западносаамская группа
    • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
    • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
    • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
    • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
    • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
  • Восточносаамская группа
    • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
    • кеми-саамский язык † - саамы центральной финской Лапландии
    • инари-саамский язык - Финляндия
    • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
    • кильдинский саамский язык - Россия
    • колтта-саамский язык - Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России)

Происхождение

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип, лапоноидная группа), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках, находящихся к ним в наиболее близком родстве, но главным образом имеющие балтийский тип. Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры Комса , проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тысячелетия до н. э. Предположительно в 1500-1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов.

Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода - современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U). Таким образом, саамы происходят не от восточно-евразийских (сибирских) популяций, а от верхнепалеолитического населения Европы. Генофонд саамов на 90 % составлен всего лишь двумя гаплогруппами - V и U5b. Обе они являются западно-евразийскими, распространенными и в Европе и в Юго-Западной Азии, но чаще всего они встречаются в Восточной Европе. Эти гаплогруппы были принесены на освобождающийся от ледникового покрова в начале голоцена север Скандинавии первыми поселенцами, вероятно пришедшими из Восточной Европы. Гаплогруппа Z, по всей видимости, принесена в генофонд саамов миграциями из Сибири, влившимися в их генофонд. Но удельный вес этого восточного вклада в генофонд саамов крайне мал .

История саамов

В настоящее время почти повсеместно саамы являются национальным меньшинством.

Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибалтийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавскими языками и с русским.

Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана (это случилось не позже, чем в I тысячелетии н. э.,) и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но существенным для жизни саамов этот промысел стал только к XVI веку .

Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.

В 1602 году датский король приказал не пропускать русских данщиков в Финмаркен. Ответным шагом кольского воеводы стал аналогичный запрет пропускать датских (норвежских) данщиков на Мурман , пока король не отменит своего указа. Датский король этого не сделал, и, таким образом, с этого года 350-летнее двоеданство лопарей прекратилось. Однако лопари Нявдемского, Пазрецкого и Печенгского приграничных погостов, ежегодно выезжавшие на рыбный промысел в норвежские воды, продолжили «по старине» платить подати и тому, и другому государству .

Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места на место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически переходу через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей (siida ), которые объединялись на принципах совместного владения землёй, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

Лопари Кольского полуострова, 1906 г.

Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 года считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев , в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 1840-х годов всё больше сторонников приобретало пуританское движение шведского священника и учёного Ларса Леви Лестадиуса (1800-1861), которое вплоть до наших дней пользуется большой популярностью в северных странах. В 1852 году группой саамов, выступивших с требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокейно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.

Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвенник, была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. - полный текст Библии.

Жившие южнее современной Лапландии саамы в XVI-XVIII вв. постепенно ассимилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, ведя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX в. положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому, было достижение шведизации, то есть шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.

В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию - превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции. Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. По мнению Нильса Кристи , норвежского криминолога, профессора Университета Осло , «Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов» и её политику в отношении саамов можно назвать геноцидом .

В Финляндии также проявились различные формы финнизации, однако они не были выражены так явно, как в Швеции и Норвегии.

На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700-1721), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.

В сфере народного просвещения, тем не менее, имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1933 г. для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937 г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди саамов наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжёлые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён созданный в 1930-х гг. литературный язык, но уже с письменностью на основе кириллицы.

В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова (колтты, или скольтские саамы) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданными СССР после изменения послевоенных границ.

После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и, параллельно с этим, главным образом начиная с 1960-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950-1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык.

С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В обеих скандинавских странах и Финляндии работают отдельные Саамские парламенты (или Народные собрания). В 1990-х гг. появились законы о языке, которые в определённой степени придают саамскому языку статус государственного.

В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP).

Культура и особенности хозяйствования

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.

С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.

Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти - традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа - традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове ; печок - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь .

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты . С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.

Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.

Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Материнство в Лапландии

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община - сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.) ). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.

Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Религия саамов

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ - почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов - существование культа предков .

Религия современных саамов - большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие .

Саамская литература

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например об олене-человеке Мяндаше . Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).

Известные российские саамские поэты и писатели - колтта-саами Аскольд Бажанов , тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова .

Фильмы о саамах

  • «Проводник » (Ofelas , другие переводы - «Следопыт», «Первопроходец») - норвежский фильм 1987 года . В 1988 году фильм был номинирован на Оскар . В фильме главные роли исполняют норвежские актёры, говорящие на саамском языке.
  • «Восстание в Каутокейно » (Kautokeino-opprøret ) - норвежский фильм 2008 года , основанный на реальных событиях. Рассказывает о борьбе оленеводов-саамов (1850-е годы) с алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. В одной из главных женских ролей - финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .
  • «Кукушка » - российский фильм 2002 года . Главная героиня фильма - саами; её сыграла финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .

Интересно, что известная американская актриса Рене Зеллвегер - норвежская саами по матери.

Саамы в художественной литературе

В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033 . В 2011 году вышел роман-продолжение - «Осада рая».

Спорт

Современное положение саамов

Правовое положение саамов

В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии , России , Финляндии и Швеции . В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры. В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры . В России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области .

Национальные символы саамов

Основная статья: Национальные символы саамов

Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Национальный гимн саамов - положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875-1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli .

Международный день саамов

Международный день саамов отмечается 6 февраля . Именно в этот день в г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.

Решение о праздновании было принято в г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Примечания

  1. Sami in Norway
  2. Население Финляндии
  3. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 22 декабря 2011)
  4. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык (Проверено 16 октября 2011)
  5. Лопари - от финского loppu («конец», «край»), то есть «жители окраинной земли».
  6. Михайлова Е. Р. Pоссийская Лаппоника: путеводитель для исследователей этнологии народа саами . Саамская библиография. Издание Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки . Портал «Финно-Угорские Библиотеки России». Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 25 февраля 2012.
  7. Саамы в Финляндии // Саамское народное собрание. - Кемиярви, Публикация Саамского народного собрания, 1999.
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  9. http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  10. Riho Grünthal . The finnic ethnonyms («Финские этнонимы») // Suomalais-Ugrilainen Seura. - 2008. (англ.) (Проверено 5 июня 2012)
  11. [ http://www.helsinki.fi/~sugl_smi/senc/en/esittely.htm Presentation]: The Encyclopaedia of Saami Culture] // Сайт Хельсинкского университета . (англ.) (Проверено 5 июня 2012)
  12. [ http://www.kvenskinstitutt.no/kvener Kvener] // Kainun institutti - Kvensk institutt. (норв.) (Проверено 5 июня 2012)
  13. Энциклопедия Кругосвет: Языки мира
  14. Саамы - Россия, Russia [неавторитетный источник? ]
  15. Циркумполярный генофонд
  16. Саамы - статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 19 декабря 2011)
  17. Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв. // Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. - Л., 1988. - С. 38-79.
  18. Владимир Судаков. Державная грань порубежья
  19. Кристи Н. Реакция на злодеяния. От амнезии - к амнистии // Индекс : журнал. - 2002.
  20. Королькова Л. В. Традиционный костюм саамов . Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 18 января 2012.

Саамы — коренной народ Северной Европы.

Фри́тьоф На́нсен - норвежский полярный исследователь, называл Арктику «ледяным ужасом».

Кольский полуостров, расположенный за Северным полярным кругом, входит в состав
арктических материковых земель. Значит, саамы живут в преддверии «ледяного ужаса».

Норвежские саамы, 1901 — 1920 годы.

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы, называвшийся в своей праистории лопарями. Отсюда происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей». Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Норвегией, Швецией, Финляндией и

Российские саамы XIX века. Общая численность саамов — 60-80 тысяч.
Кольские саамы составляют около 2 тысяч.

Очень интересное описание древних лопарей оставил Тацит в I веке н.э… «у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях…»


Старый саам на кочевье.

На санях укреплен сборно-разборный чум, обтянутый оленьей шкурой, транспортное средство — олени, одежда — из остатков оленьих шкур мехом внутрь.
Собака — для общения. Бесконечная тундра вокруг — для размышлений о высоком.


Олени на пастбище. Олени обеспечивают саамов очень многим жизненно необходимым,
при этом они остаются друзьями.

Саамское стойбище: чум с печкой, или вежа — деревянный сруб, укрытый дерном, с окнами,
дверьми и плитой, амбар на «курьих ножках» для защиты припасов.


Оленье мясо и рыба — основная пища и скандинавских, и финских саамов.

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство.

Саамские дети — светловолосые, голубоглазые, в праздничных нарядах.Чаще саамы относятся к условно «монголоидному типу»: они темноволосы, у них более широкие и уплощенные лица.
Для полного счастья кроме ощущения родства с Природой ничего не нужно.
Коло — Солнце, что согревает Кольский полуостров и его жителей — солнцепоклонников



Подарки от гипербореев,

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Сигнальная система для путешественников
во времени и пространстве…

Они летят, летят, летят… Нет, это мы радуемся, когда удается увидеть на небе северное сияние. А саамы считали, что северное сияние — это души умерших людей, и увидеть их на небе – к несчастью. Из поколения в поколение учили осторожности: увидел северное сияние – накинь капюшон, поправь шапку – чтобы злые духи не могли схватить тебя за волосы и утащить на небо.

Не кажется ли и вам, что коренные жители, населявшие Русский Север тысячи лет назад, знали об окружающем мире гораздо больше, чем современные, и это знание позволяло им, оставаясь один на один с Природой — без защиты цивилизации, жить с ней в полной гармонии?

Саамы — это немногочисленный народ, который проживает на землях Северной Европы и Кольском полуострове. Второе название — финно-угорская народность. Себя они называют кильдами, а еще к неофициальным названиям относят — лапландцев и лопарей.

Численность

Всего в мире насчитывается примерное количество саамов от 60 до 80 тыс. человек. Больше всего их проживает в Норвегии — 38 тыс. Также саамы встречаются в Швеции — 20 тыс. и в Финляндии — 6 тыс. человек. В России проживает примерно 1,8 тыс. саамов, больше всего в Мурманской области.

Языковая группа

Саамы разговаривают на родном саамском языке, а также на одном или нескольких языках прилежащих территорий. Территорию саамов называют Лапландией, но она никогда не была самостоятельным государством, а лишь разделена между такими странами:

  • Россия (Кольский полуостров);
  • Финляндия;
  • Швеция;
  • Норвегия.

Помимо этого, существует 11 разновидностей саамского языка. Только один из них считается мертвым языком, а 6 — имеет даже свою письменность. Все они входят в группу финно-угорских языков уральской семьи, но имеют особенность, потому как отличаются от других составляющих группы. Диалекты саамов:

  • западный (умеоский (ууме) и питеоский (пите));
  • северный (лулеоский (лууле));
  • южный;
  • восточный (торнеоский, кемский (кемми)), кильдинский, йокаганьгский (терско-саамский), нотозерский (колта), бабинский (аккала — вымерший язык), инари.

Письменность на основе латиницы была в саамов изначально введена, но в наше время пользуются кириллицей. Саамский язык требует поддержки в сохранении со стороны государств, в которых проживают народности, иначе они также будут на пороге исчезновения.

Происхождeниe народа

Научные исследования показывают, что саамы имеют сходство с басками и берберами, а также с сибирскими народностями. Саамы для историков остаются загадкой, потому как происхождение в саамов одно, а язык относиться совершенно к другим группам, которые не свойственны первым. Предположений и гипотез очень много, но единственное точное утверждение, что этот народ возник только в процессе слияния многих народностей, племен и общин на протяжении длительного времени, то есть веков.


Религия

Выбор религии зависит от страны проживания, традиций общин и духовного наследования. И так, в саамов встречается христианство таких форм:

  • православие;
  • лютеранство;
  • лестадианство (скандинавская разновидность лютеранства).

Также отдельное место занимает шаманство.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени. И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы. Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ