Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Боги древней италии.  Римские богини. Мифы и предания Древнего Рима

Боги Древнего Рима

Введение

Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.

Бой за Шем

Димитрий и гладиаторы

Два гладиатора. История фиктивного генерала канзанских сил Максима, сражающегося в маркоманских войнах, который попадает в немилость, ускользает от анонимности гладиаторского арсенала, прославляется, пока он не узнает свою личность и месть за смерть своей жены и ребенка. Это американский фильм, так что не думайте об исторической милости. Ребята бездумно перебрались из лордов Великобритании - Маркус Аврелий снова решил, что Коммод не подходит для правительства, решает другого помощника, Коммодус это знает, и за это время Маркус Аврелий тронут сплошным звуковым делом.

I. Во что верили римляне?

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В конце его правительства убивают на дуэли - на этот раз в цирке с рукой Гладиатора Максима. Еще одна странная подсказка - сестра Коммода снова влюблена в генерала войск Цзана, соперника трона и будущей победы над ее братом. Даже брат переживает историческую реальность.

Праздник

Столица мира впечатляет в фильме благодаря компьютерной обработке. Это битва с немцами в джунглях, поэтому так редко бывает, что маленькая девочка в лесу стреляет в шары гладиатора. Конец конца, даже императорская эмма. Актер, потерявший владельца школы гладиаторов, в которой действовал Максимус, был более чем богом, который он умер во время напряженных дней в баре. Маркус Аврелий, поздно-поздно, дал ему достаточно понимания, помимо персонажа, которого он сыграл, в этом направлении. Грейвс, на мой взгляд, пытается уважать историческую правду, поскольку это возможно только с художественной литературой, которая по своей сути вынуждена каким-то образом сушить вещи.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Константин Великий

Не доказано, что «бабушка» Ливия погружается и отравляет всех соперничающих соперников, хотя кажется, что некоторые из Макиавелли или Ришелье в семье переписи дали приказ, и, согласно правилу куйобо, наиболее вероятным кандидатом может быть она. Точно так же германский успех в Германии, Агриппа Постумус, который, по мнению всех его умственно отсталых, олицетворяется как умный человек.

Король Артур

Король Гал. Лучшее из гладиаторов. Орел Девятого Легиона. Говорят, немецкий. Пилот Понтич. Помпеи. Ромул и Ремус. Во имя Шимы. Революционное восстание. Цель книги.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Как и все письма Павла к церквям, целью было провозгласить славу Господа Иисуса Христа, преподавая доктринальные вопросы и строя и поощряя верующих читать это письмо. Павел особенно беспокоился о тех, кто был обращен к письму - те, кто был «любим и призван Богом» в Риме. Поскольку он сам был римским гражданином, у Павла была необычайная страсть к верующим в церкви в Риме. Поскольку во время написания письма Павел все еще не посещал церковь в Риме, это было также определенное выступление человека Павла.

Мы только что осудили евреев и греков за то, что все они подвержены греху. Как написано: «Никто не праведник, ни один; никто не хочет понимать, Бога не хватает». Тот, кто не имеет Духа Христа, не принадлежит ему. Вера в сердце ведет к праведности, а вера в уста ведет к спасению.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Краткое изложение: Павел очень рад, что смог служить в церкви в Риме, и все это хорошо знали. Письмо к римлянам было написано и послано из Коринфа перед самым путешествием Павла в Иерусалим, где он должен был подавать милостыню и дары бедным Иерусалима. Павел планировал отправиться в Рим, а затем продолжить Испанию, но его планы лишены ареста в Иерусалиме. В конце концов он приехал в Рим в плен. Письмо в Рим, скорее всего, было доставлено Фебе, который принадлежал церкви в Кенхрейджи недалеко от Коринфа.

Главным предметом письма, конечно, является справедливость. Павел, во главе с Святым Духом, изначально обвиняет всех людей в грехе. Он выражает свое великое желание - проповедовать Слово Божье народу Рима. Они хотели убедиться, что они на правильном пути. Павел подчеркивает, что он не стыдится Евангелия, потому что это сила, благодаря которой все спасены.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

Книга Римлян рассказывает нам о Боге, кто он и что он сделал. Он рассказывает нам об Иисусе Христе и о том, что Его смерть означает для нас. Он говорит нам о себе, о том, что мы имеем без Христа, и о том, что мы теперь верим, когда мы верим Христу. Павел указывает, что Бог не ожидает, что люди улучшат свою жизнь, прежде чем придут ко Христу. Христос умер за нас на кресте, когда мы были грешниками.

Контекст: В Послании к Римлянам Павел несколько раз использует персонажи и рассказы Ветхого Завета, чтобы изобразить славные истины, которые он представляет здесь. В главах 9-11 Павел вспоминает историю народа Израиля и заявляет, что Бог не полностью отрицал Израиль, но заставил их «споткнуться» только до тех пор, пока полнота язычников не примет спасение. Практическое применение: Книга для римлян ясно показывает, что мы ничего не можем сделать для нашего собственного спасения. Каждое «хорошее» действие, которое мы когда-либо делали, перед Богом - это грязная ткань.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

Мы настолько виноваты и виноваты, что только милость и милость Бога могут спасти нас. Бог продемонстрировал Свою милость и милость, отправив Своего Сына, Иисуса Христа, умереть за нас на кресте. Когда мы отдаем свою жизнь Божьим рукам, наша греховная природа, но Божий Дух, больше не находится над нашим господством. Если мы знаем, что Иисус есть Господь, и если мы верим, что Иисус воскрес из мертвых, мы спасены, мы родились свыше. Мы должны жить так, чтобы мы могли предложить свою жизнь Богу как живую жертву.

Чтить Бога, спасшего нас, было бы самым большим желанием для нас. Напротив, пусть провозглашают их верными слугами! Защитником ведьм и всех женщин является германская богиня Фрейя. И как другая богиня луны приносит силу и прозорливую силу женщинам. Интересно, что в тридцатый день месяца древние немцы поклонялись римлянам, а также день удачи, этот день был посвящен женской энергии, великой природной богине. Ведьмы поклоняются числу тринадцать, если большая группа должна встретиться с ритуалом, традиционное число членов - всего тринадцать.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Луна представляет все, что является женским

Мужская энергия в языческой вере представляла Солнце и двенадцатимесячный календарь. Женская энергия представлена ​​Луной и лунным календарем, который составляет тринадцать месяцев после двадцати восьми дней. Ежемесячные богини, такие как Луна, имеют много лиц, и они во многом похожи, имеют как положительные, так и отрицательные качества, они представляют собой землю и подземный мир. Мы сосредоточимся на их положительной энергии. Мы называем их с уважением, мы просим совета и благословений. Возможно, все культуры в мире поклонялись богине луны, необузданному развитию жизни, росту, плодовитости, женственности и любви.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Луна, как сверкающий драгоценный камень ночи, считается красотой небес или Матерью Звезд. Луна дает нам понять, что само сознание, без эмоций или эмоций, не способно к дальнейшему развитию. Он не смог бы осознать принадлежность всего ко всему, взаимную принадлежность всех существ.

Постоянная Луна символизирует круг вечной жизни. Вечный цикл смерти и возрождения воплощает все, что скрыто, непонятно, капризно, хныкает. В то же время он вспоминает бесконечные возможности человеческого воображения и воображения. Если аспекты человека, данные Солнцем и Луной, находятся в гармонии и дополняют друг друга положительно, тогда существует гармония между телом, душой и Духом.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Фрейя - богиня любви, сексуальности и плодородия, фантазии и вдохновения. Хранитель животных и королева цветов. Богини ведьм и особенно ночные, лунные магии. Поскольку дочь морского бога является символом мужества, независимости и независимости. В весенние месяцы ее энергия обладает необычайной силой, кошкой, бабочкой, ласточкой, соколом. В красавицах он покрыт мантией соколиных перьев. Перевод ее имени просто означает - любовница или женщина. Немецкая богиня Фрейя совпадает с римским богом любви и весенней Венеры.

Если вы призовите богиню Фрейю, королеву ночи с золотистыми волосами, украсьте бусины янтаря. Цветы: роза, первоцвет, фиалка и другие весенние цветы. Энергия богини Изиды нежная, материнская, успокаивающая, она охраняет звездное небо. Он богиня природы, полная луна, брак, материнство, рождаемость и рождение, заклинания и исцеление. Иногда это изображено с крыльями, которые обнимают своих детей и защищают их от зла. Она считается змеей-королевой и правителем подземного мира. Это одна из самых почитаемых и любимых богинь.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Мы помним это, если ему нужно успокоить эмоции и прояснить чувства, особенно для полнолуния. В ритуале Исидии загорается зеленая свеча. Зеленый символизирует весну, плодовитость, возрождение, даже цвет пентаграммы. Бастет - дружелюбная богиня кошачьего характера, ее символ - кошачьи звери, иногда мы можем видеть это в форме львицы. Она является доброй богиней с сильной женской энергией, называемой «лунным глазом». Ей очень нравится аромат, поэтому мы не обращаемся с ними во время церемонии, мы также чтим ее, танцуя и играя на флейте.

Маат - богиня космического порядка, нравственности, справедливости и правды. Маат - дочь бога солнца Ре. Он изображен с головкой из страусиного пера, удерживает ключ от Нила, символ жизни - крест Анчи. Страусиное перо, символ истины, было помещено на чаши весов вместе с сердцем мертвых, когда в Зале Истины совесть «каждого оставленного на вечность».

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: “Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры”.

В жизни римлян религия играла очень важную роль, но религиозное поклонение далека от того, что мы знаем из современности. Римская религия не заботилась о спасении человека или установила моральные границы - это было прежде всего политическим. Самое главное было следить за сроками ритуалов и жертвоприношений, которые, согласно вере, доставляли вам добро, и отказ мог навлечь гнев богов. Официальное богослужение представляло собой сочетание греческой мифологии и религиозных практик, происходящих из раннеримской традиции.

Однако оригинальная римская религия существенно отличалась от греческой. Вдумчивые римляне, чьи фантазии не смогли создать какую-либо большую работу, даже не знали мифологии. Их боги были непослушными, неуточненными, мало жили в себе. У них не было семейных связей, поэтому они были полной противоположностью греческим богам.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну

плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

II. Культ мертвых и домашние божества

Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: “Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких”. Невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола млеет своего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.

Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.

В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия.

К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.

В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую.

Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.

За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. Так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с Вестой.

Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворением семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центром

стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум Весты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного жреца - Регия, или “царский дворец”. Его называли “царским дворцом” потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.

Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две части. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы “святая святых”, была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии.

Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность и отрекшись от мира.

Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создать собственную семью. Однако случалось это чрезвычайно редко - по всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.

Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывали новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.

Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ Весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными. Весталки не имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть. Столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через Форум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обед девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот в восточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы - служители, а также почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок розог) с воткнутыми в них топорами.)

Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычно весталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но разумеется такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественной жизни.

Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретив одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.

III. Боги. Древние италийские божества

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и таким образом осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшийся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшийся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, “вечно стояла весна” и “урожай без распашки Земля приносила”, “сладкий вкушали покой безопасно живущие люди”. И действительно, в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Мы привыкли к словам «боги Древнего Рима», а зачастую даже не всегда знаем, кто же они, эти боги, чему покровительствовали, чем отличаются от древнегреческих.

Список которых содержит более 70 имен, это неотъемлемая составляющая культуры целой цивилизации, умевшей принять и воспринять духовную жизнь других народов. Римляне легко принимали в свой пантеон богов других народов, стараясь привлечь их на свою сторону. Им воспевали молитвы, возводили величественные храмы, о них складывали легенды.

Боги и герои мифов

Трудно жестко отделить римских от греческих богов, они имеют разные или сходные названия, дублируют друг друга в своих полномочиях, однако все они божества, то есть бессмертные. История сохранила имена и сказания о деяниях бессмертных героев, которые наделялись сверхъестественными силами, иногда их даже переводили в разряд богов.

Попробуем перечислить некоторые, наиболее известные имена, за что они отвечали:

Менее известные, но не менее могущественные:

  1. Тривия, покровительница мрака и чародейства.
  2. Диес – дневное божество.
  3. Салюс – хранитель здоровья.
  4. Церера, ответственная за поля и плодородие.
  5. Бахус — веселый покровитель виноградарства и виноделия.
  6. Фавн — правитель лесов, охотников и пастухов, всей природы.

Многие римские боги более известны в греческой транскрипции. Например, Юпитер в греческом пантеоне Зевс, Нептун, он же Посейдон, Венера это Афродита, а Минерва – Афина. Некоторые боги были заимствованы из греческого списка и по праву заняли свое место в римском пантеоне. Это, например, известный Эскулап, врачеватель, красавец Аполлон.

Древние боги наделялись человеческой внешностью и определенными чертами характера. Они были всемогущи, и не всегда были справедливы в своих деяниях, как и люди.

Иногда боги позволяли себе ссориться, устраивать мелкие пакости коллегам. Чем человечнее были боги, тем более в них верили, надеясь на то, что при благоприятном стечении обстоятельств и хорошем расположении духа, боги исполняют прос

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ