Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом. Выбор падежной формы управляемого слова Употребление падежной формы существительного с предлогом

В журнале "Русский язык" (№1 2015 г.) ИД "Первое сентября" опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.

В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматичес­кими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Году­нова», помнит бродягу Варлаама.

В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г. Благодаря повышения уровня

обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном»

1. Неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2. Нарушение связи между подлежащим и ска­зуемым.

3. Нарушение в построении предложения с несо­гласованным приложением.

4. Ошибка в построении предложения с одно­родными членами.

5. Неправильное построение предложения с дее­причастным оборотом.

6. Нарушение в построении предложения с при­частным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с кос­венной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

В предшествующей демоверсии в аналогич­ном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Вы­пускнику необходимо выявить ошибки и по­нять их причину, затем установить соответс­твие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудня­ет выполнение задания. Чтобы выявить нару­шенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.

Кодификатор фиксирует умения выпускни­ков, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:

Оценивать письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

Разграничивать варианты норм, преднаме­ренные… нарушения языковых норм**.

И при выполнении задания 25 (часть 2, сочи­нение-рассуждение) весьма важно умение «при­менять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**

Неудивительно, что задание № 7 экзаменаци­онной работы отнесено к высокому уровню слож­ности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.

В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошиб­ка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от­вет, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».

Таким образом, для учеников важно приобрес­ти умение увидеть ошибку (нарушение литера­турной нормы); умение исправить ошибку в со­чинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.

А для учителей еще более актуальной стала за­дача находить и использовать действенные мето­ды и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные ви­ды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.

Для экспертов важно объективно оценить ра­боту ученика.

Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превра­тятся в устойчивый навык, то и выполнение рас­сматриваемого задания, и работа над языком сочи­нения-рассуждения будут более эффективными.

Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины ); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис ).

После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те , кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели ). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели .

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :

1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах );

2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране );

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу );

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока );

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее .

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду ).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим… ).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился ).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… );

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву… );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование. )

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

Задание № 7.Грамматические ошибки

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

    Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

    Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

    Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).

    Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).

    Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях: Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

    Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

    Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

    Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

(никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

    Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

    Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

    Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом: Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей (верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей). Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог: Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив: Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.Например:Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение. Например: Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например: Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота : Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием). Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры. Неверно: Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).

Верно:Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»

Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Наиболее тесно этот вид норм связан, конечно, с синтаксическим строем языка, но он обнаруживает связи и с морфологическим строем и с лексикой.

Колебания и нормы в системе словосочетания

Выбор падежной формы управляемого слова

Управление – такой вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого строго определенной падежной (или предложно-падежной) формы.

Пример: выменять + существительные, обозначающие: 1) отданный

Предмет (вин. падеж без предлога) ; 2) предмет, полученный взамен (вин. падеж с предлогом на ) ; 3) лицо, организовавшее обмен; 4) лицо, согласившееся на обмен (род. падеж с предлогом у ) .

Нарушение нормы

Петя выменял у Любы чернильницу на слона.

Петя выменял Любы слон на чернильницей.

бояться матери

бояться мать (разг.)

слушаться сестры

слушаться сестру (разг.)

дожидаться дочки

дожидаться дочку (разг.)

одолжить карандаш

одолжить карандаша (разг.)

судно типа крейсера

судно типа крейсер (проф.)

по пять рублей

по пяти рублей (уст .)

Двоякое управление (допустимые варианты различаются оттенками значения):

ждать + существительное, обозначающее объект ожидания, как в родительном, так и в винительном падеже. Пример: 1)жду автобуса (род. п.), – неопределенность; 2)жду поезд Москва -Ярославль (вин. п.), – определенность (никакой другой поезд нас не интересует).

жаль (жалко) + вин. пад.(жалеть кого-что) – чувство сострадания по отношению к кому-либо или чему-либо(жаль девочку, жалко увядшую гвоздику), 2) + род. пад.(жалеть кого-чего) – чувство грусти, сожаления по поводу отсутствия, утраты кого-либо или чего-либо(жаль времени, жаль прошлого ).

отвезти + вин. пад.(отвезти кого-что) – полный охват предмета действием(отвезите ей дрова - имеются в видувсе дрова), 2) + род. пад.(отвезти кого-чего) – частичный охват предмета действием(отвезите ей дров - имеется в видукакая-то часть дров).

Теория к заданию 8 из ЕГЭ по русскому языку

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:


А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:



2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.


4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Ошибка Примеры с ошибками: Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего.
Дополнение находится в отрыве от главного слова.
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Неправильное местоположение обстоятельства.
Неправильное местоположение предлога.
На премьерный показ пошли мы.
Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект.
Живое и яркое ему понравилось представление артистов.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Через дня три погода наладилась.
Мы пошли на премьерный показ.
Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе.
Ему понравилось живое и яркое представление артистов.
В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны.
Через три дня погода наладилась.

Готовимся к ЕГЭ!

Задание 7.

Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

Михеева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»


Цель урока

Знать :

грамматическую ошибку: неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом

Уметь :

находить ошибку: неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом (задание 7 ЕГЭ)

Сформировать :

навык выполнения задания 7 ЕГЭ


7 задание – одно из самых объёмных заданий, но за каждый правильный ответ даётся 1 балл, за всё задание, выполненное правильно, – 5 баллов.

9 предложений (5 ошибок).

Могут быть ловушки.


1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

А) Предлоги:

благодаря,

согласно,

наперерез,

наперекор,

Кому? Чему?

Дательный падеж

Благодаря знаниям я поступила в университет.

Вопреки прогнозу погоды пошёл дождь.

Согласно расписанию у нас сегодня шесть уроков.


Благодаря (чего?) современных технологий


Благодаря (чему?) современным технологиям учёные исследовали глубины озера.


Б) Производные предлоги:

по приезд е,

по прилёт е,

по окончан ии,

по возвращен ии,

по завершен ии,

по истечен ии,

по прибыт ии

Если предлог «ПО» имеет значение «после чего-либо», то существительное, стоящее после него, употребляем в форме предложного падежа.

По приезд е из Москвы он вышел на работу.

Поступить в ВУЗ по окончан ии школы .


Предлог ПО (причина) + Дат. падеж (кому? чему?);

Например:

Не прийти в школу по состоян ию здоровья. (причина, Дат пад. (по чему?)).

По истечен ии срока договора мне пришлось уволиться. (после, Предл. Пад. (по чём?)).


По приезд у


По приезд е в город мы отправились на рынок.


В) В русском языке некоторые существительные после себя требуют определённых предлогов и определённых падежей:

Оплатить что? Оплатить проезд.

Заплатить за что? Заплатить за телефон.

Указывать на что? Указывать на недостатки.

  • Признаться в чём? Признаться во всём.
  • Уделять внимание чему? Уделять внимание изучению.

  • Отчитаться в чём? Отчитаться в проделанной работе.
  • Скучать, грустить по ком? Грустить по вас.
  • Поражаться чему? Поражаться твоему терпению.
  • Упрекать в чём? Упрекать в неоправданном бессердечии.
  • Удивляться чему? Удивляться рассказам.
  • Установить что? Установить причины аварии.

Г) Следует запомнить управление при следующих именах существительных:

Заведующий (чем?) кафедр ой, лаборатори ей

Управляющий (чем?) банк ом, фирм ой

Отзыв (о чём?) о книг е, о публикац ии

Рецензия (на что?) на книг у, на публикац ию


Мы уделяем много внимания на изучение иностранных языков.


Мы уделяем много внимания (чему?) изучению иностранных языков.


Молодцы!

Спасибо за работу.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ