Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что изучает экономическая наука? Экономика как наука и экономика как хозяйство. Что изучает экономика и каковы её функции Как изучает экономическая наука

1. Предмет экономики

2. Методы экономического исследования

1. Предмет экономики

А. Экономический выбор

Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.

Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.

Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.

Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются свободными . Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.

В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному использованию ресурсов . Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.

При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.

Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.

Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.

Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3). Для кого производить?

Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

Б. Экономические затраты и невозвратные издержки

В процессе выбора возникает понятие экономических затрат (издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы. Напротив, экономические затраты получения некоего блага - это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов , но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)

На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать... От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.

Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива . С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.

Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив .

Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов .

Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».

Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.

Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.

Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.

Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания. Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»

Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения . Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.

В. Микроэкономика и макроэкономика

Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д.

Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.

Здесь важны три обстоятельства. Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на отдельные товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.

Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.

Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.

Кого могут волновать экономические проблемы? Вероятно, всех, кто за­нимается экономической деятельностью. Активными участниками эконо­мической деятельности являются:

Те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, теат­ров и телевидения, транспорта...

Те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях...

Те, кто занят Буфере денежного обращения: работники банков, об­менных пунктов, валютных бирж...

Государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия...

Те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.

Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходи­мо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.

1. Экономика: наука и хозяйство

В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искус­ство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведёт­ся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах ре­гиона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориально­му, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.

В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономи­ка как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономи­ческая теория».

Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собствен­ности.

Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и ка­тегории производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема эко­номики.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдель­ных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных теле­фонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок зем­ли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электро­энергии и т. д.


Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые мо­гут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используют­ся в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэконо­мического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

2. Потребности и блага

Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет по­требности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуще­ствления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, - это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище. Условно их называ­ют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность читать книги, слушать музыку, смот­реть фильмы, ходить в театры, путешествовать. Социальные потребно­сти - это потребности в дружбе, любви, уважении, самоуважении. Люди испытывают потребность в образовании, в изучении природы и общества. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Для кого-то из вас приоритет составляют компью­терные игры или модная одежда, для других - учёба, карьера, а кто-то на­зовёт дружбу, любовь...

Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени разви­тия производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влияни­ем информации. Новая информация создаёт новые потребности и способст-

вует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая инфор­мирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.

Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших по­требностей.

Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага - это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.

Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.

Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономи­ческие блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар - это продукт, произведённый для потребления или обмена, на­пример мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.

Услуга - это деятельность, обладающая определённой ценностью, на­пример образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспорт­ные услуги.

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными бла­гами, или комплементами. Например: компьютер - принтер - сканер - звуковые колонки.

Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка - пальто; автобус - такси.

Более наглядно классификация благ может быть представлена с по­мощью схемы.

3. Факторы производства

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.

Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?

Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнер­гию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.

Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства - ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринима­тельство.

Труд - это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификаци­ей, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.

Трудовые ресурсы - это люди любых специальностей: рабочие, инже­неры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».

О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производ­стве? собака, охраняющая территорию завода?

Земля - это условное название всех видов природных ресурсов, вклю­чающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых. Собственник природных ресурсов получает доход, который называется рентой.

Капитал - это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала - процент.

Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные - человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что - капитальным? Нефть - это природный ресурс, земля, а бензин - капитал,

произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным - водопроводная вода. Рыба в море - это природный ресурс, рыба на консервном заводе - капитал.

О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество -

это всё капитал?

Физический, или реальный, капитал, который является фактором про­изводства, следует отличать от денежного капитала. Деньги - это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.

Четвёртый фактор производства - предпринимательство - соединя­ет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предприниматель­ство - инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новше­ства, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.

Доход предпринимателя - прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. При­быль предпринимателя - это плата не только за предпринимательство, но и за риск.

Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информа­ция о технологических процессах является неотъемлемой частью реально­го, физического, капитала; предприниматели используют деловую инфор­мацию, идеи, новшества, ноу-хау. Независимо от отнесения информации к той или иной группе факторов производства, значение её в экономике ве­лико. Как говорил британский премьер-министр Б. Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей ин­формацией».

О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые не­обходимы для выпечки пирога.

Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, со­стояние нравственности.




4. Ограниченность ресурсов

Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребно­сти растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограниче­ны. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограничен­ными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресур­сов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; по­стоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов - главная проблема экономики.

Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.

Экономика - наука, которая занимается различными областями хо­зяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ре­сурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограничен­ными.

Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.

Основные понятия

Экономика

Микроэкономика

Макроэкономика

Потребности

Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов

Вопросы и задания

1. Что изучает микро- и макроэкономика?

2. Какие факторы влияют на потребности человека?

3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограничен­ные?

4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?

5. В чём состоит главная проблема экономики?

6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повы­сить производство экономических благ?

7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл это­го высказывания.

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Предмет и метод экономической теории. Микро- и Макро- экономика.

Экономика

Следовательно предметом экономической теории является производственные отношения между людьми, которые включают в себя отношения производства, распределение объема и потребления экономических благ и услуг.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией - моделирование экономических явлений и процессов . Этот метод привел к возникновению других методов.

Метод научной абстракции - Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

Метод функционального анализа - Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений - Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

Метод сравнительного анализа - Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

Метод Экономико-математического моделирования - Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

Индуктивный и дедуктивный методы - Индуктивный метод - выведение положений, теорий и выводов из фактов - от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

Метод позитивного и нормативного анализа - Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

Практические мероприятия - Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

Микроэкономика - раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов (фирм, отдельных предприятий, учреждений).

Макроэкономика - раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.



Производство и его основные ресурсы и факторы. Понятие производственной и социальной инфраструктуры. Общественное производство и общественное богатство.

Производство - процесс воздействия человека на вещества и силы природы, с целью создания продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей человека.

Ресурсы - это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:

Природные ресурсы (земля)

полезные ископаемые

водные ресурсы

Природный фактор производства отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны.

Инвестиционные ресурсы (капитал)

сооружения

оборудование

Фактор «капитал» представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средства производства.

Трудовые ресурсы

Труд - совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства.

Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников.

Предпринимательский талант

Предпринимательская способность - умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.

Фактор научно-технический уровень производства выражает степень технического и технологического совершенства производства.

Производственная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. В широком смысле в производственную инфраструктуру входит и управление предприятием, и финансы, т.е. всё, что необходимо для процесса производства, но технологически в него не входит.



Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения.

Общественное производство - процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства. состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Это воплощенное в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих поколений.

Рентабельность продукции.

Производительность труда - это показатель эффективности труда, который определяется по количеству или объему производимой продукции в единицу времени на одного работника.

Или, производительность труда в общем случае это сколько приходится произведенной продукции в единицу времени на одного человека.

Свойства олигополии

Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм.

Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Наиболее трудно изучаемая форма отраслевых структур. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Регулирование равновесной цены идет по двум основным направлениям:

Первое направление: Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ. В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление: Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

21. Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

1)Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

2)Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

3)Перекрёстная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Эластичность предложения зависит от: 1) особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); 2) временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); 3) зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

22. Что такое капитал? Современные определения капитала.

Капитал -совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

Капитал создается за счет сбережений, которые увеличивают возможности потребления в будущих периодах из-за относительного сокращения текущего потребления. В связи с этим индивиды, осуществляющие сбережения, сопоставляют текущее потребление с будущим.

Различают две основные формы капитала :

физический капитал , представляющий собой запас производственных ресурсов, участвующих в производстве разнообразных благ; к нему относятся машины, инструменты, здания, сооружения, средства передвижения, запасы сырья и полуфабрикатов;

человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования или посредством практического опыта.

В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал

Экономика как наука и экономика как хозяйство. Что изучает экономика и каковы её функции.

Экономическая теория (Экономика) - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

экономика - как хозяйство есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика изучает экономические отношения людей между собой.

Функции экономики:

Познавательная - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов.

Прогностическая - заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития

Практическая - на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика.

Критическая позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства.

Воспитательная связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

2. Основные этапы (генезис) экономической теории. Что такое "Экономикс".

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ, этапов развития экономики.

Меркантилизм (16-17 вв) - сущность учения сводится к определению источника происхождения богатства. Богатство отождествлялось с деньгами, чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний (увеличение денежного богатства законодательным путем) и поздний (необходимо продавать больше чем покупать) меркантилизм.

Физиократы (18 век)- явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Изучали влияние природных явлений на экономику общества.Источником богатства является труд только в земледелии.

Классическая политическая экономика (конец 18 - 1-я пол.19 вв) - Основная идея-идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего

Марксизм (2-я пол. 19 - 20 вв) - (теория научного социализма (коммунизма)) представлена принципами: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. Попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Основная идея В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм (вторая половина 19 в)- использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. хз надо это или нет.

Неоклассическая экономическая теория (конец 19 - начало 21 вв) - Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство (20 - начало 21 вв.) - служит важнейшимтеоретическим обоснованием государственного путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Институционализм (20 - начало 21 вв.) - Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов. Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Человек - главный экономический ресурс.

Монетаризм (20 - начало 21 вв.) - Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

ЭКОНОМИКС - отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия. Это экономическая теория, часть экономической науки, изучающая теоретические основы экономических процессов.

Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа.

Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯ­ТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.

Они выражают необходимые устойчивые регулярные зави­симости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.

За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в ко­торые вступают люди в процессе этой деятельности.

ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.

Экономические законы относятся к социальным, обществен­ным, и этим они отличаются от законов природы.

Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения ма­териальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономичес­ких формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.

Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.

Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограниче­ниях.

Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворе­ние своих потребностей, предприятия - прибыль, тогда как госу­дарство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопо­ставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.

В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наимень­шая хозяйственная единица - отдельная фирма, объединение и т. п.

МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определен­ных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Мак­роанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.

МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.

Так, марксистская теория выделяет пять общественно-эконо­мических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них.

Современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами, которые изло­жены в вопросе 8.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления | и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств, j В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции,

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.

1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется пози­тивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение - это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Тео­рии формулируются в виде позитивных утверждений.

2. На основе экономической теории определяется экономи­ческая политика. Ее задача - найти варианты и механизмы решений экономических проблем.

3. В ходе реализации экономической политики совершен­ствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ