Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Укажи известного русского собиратель народных сказок

Презентация на тему: Собиратели русских народных сказок Выполнила: ученица 4 «в» класса Егорова Милена Проверила: классный руководитель Попова О.П. Якутск, 2014

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru

Фрагмент сценария урока литературного чтения во 2 классе

« Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль »

по учебнику Л. Ф. Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого «Литературное чтение»

учителя начальных классов

МБОУ «Школа №38» г. Рязани Королёвой Татьяны Петровны

Цели урока:

- организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение знаний о собирателях русских народных сказок;

Создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к русской литературе

Создать условия для развития у учащихся опыта постановки целей под руководством учителя;

Создать условия для развития у учащихся интереса к чтению.

Объяснить кого называют собирателями сказок

Назвать двух основных представителей русской литературы, которые являлись собирателями сказок.

Ход урока

    Организационный момент

    Речевая разминка

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

Прочитайте медленно

Прочитайте скороговоркой

Прочитайте выразительно

3. Актуализация знаний.

На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Справа налево)

Расшифруем, что здесь написано.

1. ВЕЬСАНАФА ЧИВЕАЛОКИН РДНАСКЕЛА

2. ЬЛАД ЧИВОНАВИ РИМИДАЛВ

(Дети читают, учитель выставляет карточки со словами: АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ )

Слышали ли вы эти имена? Что вы о них знаете? (ответы детей)

4. Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

А чтобы легче было предположить рассмотрите иллюстрации и прочитайте текст на с.47 учебника

О чём или о ком вы прочитали на с.47?(о В.И. Дале и А.Н.Афанасьеве)

Что вы узнали о В.И.Дале и А.Н.Афанасьеве? Кто они? Чем они знамениты? (Они были самыми известными собирателями сказок)

Как вы понимаете выражение «собиратели сказок»?

Давайте сформулируем тему урока: «Собиратели русских народных сказок: В.И.Даль и А.Н.Афанасьев» (учитель выставляет карточки с темой урока)

Итак, давайте вместе подумаем, чему же нам нужно научиться и что для этого нужно сделать.

Нам нужно узнать:

В каком случае вы скажите, что выполнили поставленные вами цели? Если сможем самостоятельно и правильно:

Назвать двух основных собирателей сказок в России;

5. Работа по теме урока

Краткая историческая справка с использованием презентации

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока

Рассмотрите свои сборники сказок. Есть ли в них сказки в обработке В.И.Даля и А.Н.Афанасьева? (было дано задание принести сборники сказок)

(Дети работают самостоятельно, затем показывают и рассказывают всему классу)

8. Контроль и оценка результатов учебной деятельности.

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока:

Нам нужно было узнать:

Кого называют собирателями сказок;

Кто в России был собирателем сказок.

Мы определили, как мы проверим, достигли ли мы этих целей. Мы скажем, что мы выполнили поставленные нами цели, если мы самостоятельно и правильно сможем:

Сказать кого называют собирателями сказок;

Назвать двух основных собирателей сказок в России.

Проверьте успешность своей работы, используя лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Фамилия и имя ученика ________________________________ Дата ____________

Знания и умения урока

Отметка об усвоении

(+ или -)

Контрольное задание

Я знаю кого называют собирателями сказок

Допиши определение :

Собирателями сказок называют -

Я могу объяснить это другим

Я могу назвать двух самых известных собирателей сказок

Перечислите самых известных собирателей сказок в России:

9. Подведение итогов урока

С каким новым понятием вы познакомились? (собиратели сказок)

О каких писателях вы узнали? Чем они знамениты?

Захотелось ли вам прочитать сказки в обработке В.И. Даля и А.Н. Афанасьева?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» Подготовила учитель начальных классов Новикова Наталья Васильевна

Речевая разминка Баю, кукла, баю-бай. Завтра в школу маме. Ты сегодня не играй, Спи, не будь упрямой. Спи, хорошая, усни – Сон придёт весёлый, Куклы – малые они И не ходят в школу.

ВЕЬСАНАФА РДНАСКЕЛА ЧИВЕАЛОКИН Афанасьев Александр Николаевич ЬЛАД РИМИДАЛВ ЧИВОНАВИ Даль Владимир Иванович

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры.

В. И. Даль (1801 - 1872) - создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Портрет худ. В. Г. Перова

Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.

Викторина «Герои сказок» Он и дурак, и царевич: задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает.

Живёт в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья её очень ценятся у царей.

Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать…

Живёт в лесу, всё живое ему подчиняется. А того кто в лес попадёт, закрутит, обманет и назад не выпустит.

На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где.

Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился.

Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой.

Его лиса обманула, а царевич в услужение взял.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ