Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто сшил казахский чапан для криштиану роналду.

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии - можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века


И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка !

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги - мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан - стеганый халат, который подвязывается поясным платком - кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак - нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон - широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице

Урок трудового обучения. Тема: Казахская национальная одежда.

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: Урок трудового обучения на тему «Казахская национальная одежда» для учащихся 3 класса. На уроке учащиеся познакомятся с видами казахской национальной одежды, казахским национальным орнаментом и его применением. Выполнят аппликацию казахского женского платья.
Цель: ознакомление и изготовление казахской национальной одежды.
Задачи: Дать понятия о казахской национальной одежде (мужской и женской), о национальном орнаменте, учить выполнять аппликацию; развивать кругозор, внимание, умение работать с цветной бумагой, ножницами, клеем; соблюдать технику безопасности во время работы, прививать уважение к обычаям и традициям казахского народа, воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, картон, образцы одежды и орнамента, шаблоны, технологические карты.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
II. Проверка рабочих мест.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла девочка Сауле. Посмотрите, Сауле пришла к нам в казахской национальной одежде.
Мы сегодня на уроке поговорим на тему «Казахская национальная одежда». Сегодня мы не только узнаем, как называется казахская национальная одежда, но и выполним аппликацию.
IV. Работа по теме урока.
Ребята давайте посмотрим на одежду Сауле. На Сауле лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – кеудеше – это женская одежда. Посмотрите на экран и назовите ещё предметы женской и мужской казахской одежды, обуви и конечно головных уборов. (просмотр презентацию «Казахская национальная одежда»)







Казахи всегда бережно относились к головному убору. Непринято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительних и животных элементов. Ребята, мы с казахским орнаментом стали знакомиться с 1 класса, давайте посмотрим и вспомним названия некоторых орнаментов (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).


Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое. (показ слайдов)







Мы с вами работали над проектом «Казахская национальная посуда». При помощи техники «папье маше» мы с вами делали блюдо (тобак) и кесе.



Ребята, а девочка Сауле предлагает нам сегодня сделать аппликацию женского платья. Посмотрите на образец.


Это лёгкое платье, обычно оно светлое и цветная жилетка, которую мы украсим казахским орнаментом. Чтобы сделать аппликацию вы воспользуемся шаблонами – платье, жилетка, орнамент.


Ребята, перед работой давайте вспомним технику безопасности, которую надо соблюдать во время работы с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
Ребята, выберите цвет бумаги для аппликации, девочка Сауле вам в этом поможет. И все вместе начинаем выполнять аппликацию.
Технологическая карта:
1. Лист бумаги, который вы выбрали для платья, сложите пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте и приклейте на картон.


2. Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки. Приклеим их на платье.


3. Выбираем орнамент, которым мы украсим нашу жилетку. Складываем лист бумаги гармошкой, обводим шаблон и вырезаем орнамент.
4. Орнаментом украшаем наше платье.


Выставка готовых работ ребят.




V. Оценивание.
Оценить работы нам поможет девочка Сауле.
VI. Итог урока.
- Вам понравилось выполнять аппликацию?
- Что нового вы узнали о казахской национальной одежде?
Ребята, давайте поблагодарим девочку Сауле за помощь на уроке.

Презентация на тему: Казахская национальная одежда

3класс

Число _______

Тема: Изготовление национального костюма

Цели:

Образовательная :Изготовление чапана по образцу, использование шаблонов, знать значение орнамента в изготовлении казахской национальной одежде.

Развивающая: Развитие умения работать с шаблонами, клеем, ножницами. Воспитательная:Воспитание эстетического вкуса, уважения к обычаям и культуре других народов.

Оборудование: шаблоны, цветная бумага, клей, образцы.

Тип урока: комбинированный

Формы: фронтальный, групповые, индивидуальные.

Методы: практический, словесный, ч. поисковый

Ход: 1. Орг. момент

2. Психологический настрой

Если вы готовы работать – потопайте ногами

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши

Если вы дружны – пожмите друг другу руки

Если вы любите себя – погладьте себя по голове

3. Сообщение темы и цели урока: сегодня мы с вами на уроке изготовим элемент казахского костюма, догадайтесь какого

Словно старый чабан – облачился в? (чапан)

4. Организация рабочего места: Всё ли у вас готово к уроку – клей, цветная бумага, ножницы. Проверьте.

5. Работа по технике безопасности:

Работа с клеем (меры предосторожности: не нюхать, не тереть глаза во время работы с клеем, после работы тщательно смыть руки)

Работа с ножницами (работать на уровне стола, не поднимать, не двигаться во время работы с ножницами)

6. Актуализация «Мозговой штурм»

Животное, средство передвижения кочевников?

Традиционное жилище древних казахов?

На русском языке мама, на казахском? (ана)

Любимый инструмент казахского народа, символ добра и благополучия

Это животное казахи называют кораблём пустыни

Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом

7. Работа по теме урока:

Что такое орнамент? Для чего он используется?

Орнамент один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с латинского орнамент означает украшение.

Орнаментом украшалась посуда, оружие, одежда, предметы домашнего обихода, его можно увидеть на государственном флаге, в оформлении зданий.

8 Игра «Путаница» . Название орнамента и их изображения потерялись. Ваша задача сопоставить, найти название каждого орнамента. (в группах)

9. Работа пор теме урока:

Определение порядка выполнения работы

(обводим шаблон чапана – верхней одежды, деталей орнамента, вырезаем, составляем композицию, наклеиваем детали)

10. Самостоятельная работа в группах

11. Рефлексия: Что мы изготовили на уроке?

Презентация работ.

В современном мире и сейчас наши бабушки и дедушки носят чапаны, украшенные казахским орнаментом. В каждой семье есть посуда с красивым орнаментом, а почётному гостю дарят чапан и калпак, украшенные орнаментом. И мы с вами украсим наш Казахстан предметами с орнаментом и пожелаем нашей стране процветания, счастья и благополучия.

Черкашина Анна Николаевна родилась 6 декабря 1973 года в Кокпектинском районе Семипалатинской области. С детства была влюблена в профессию «учитель», так как, моей первой учительницей была Татьяна Григорьевна, которая была для нас примером во всех начинаниях. О себе могу сказать что в профессии руководствуюсь принципами педагогики Ш.А. Амонашвили «Сердце отдаю детям» могу быть строгой, одновременно доброй и отзывчивой, просто другом детей моего класса. Считаю что необходимо педагогу понимать своих учеников. Если учитель не понял своего ученика ему не место в школе. Очень люблю и горжусь своей семьёй, детьми. Люблю домашних животных. У меня есть кот Барбос, а также развожу комнатные тропические цветы.

По предмету Познание мира предлагаю урок – путешествие по маршрутным листам. Дети вместо пассивных зрителей, становятся участниками изучения темы, оценивают в течении урока своё эмоциональное состояние.

По предмету математика идет урок самостоятельной работы, где ребята выполняют задания, опираясь на свой опыт, а учитель выступает в роли консультанта.

По предмету трудовое обучение идёт работа по воспитанию патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения к старшим.

http://www.naison.tj/PRIKL_ISSK/vishivka/RAVIGOR/p02.shtml
http://andijan.connect.uz/doppi/jentub.html
http://moikompas.ru/compas/clothesturkmen
....походите по ссылкам

Традиционная одежда узбечек исключает любые однотонные ткани. Даже траурные одеяния не просто черные или белые как у других народов, а темных тонов, но с очень мелкими, неброскими цветами. В национальной одежде вы увидите очень много ярких, пестрых цветов, обилие украшений, некоторые из которых весят по несколько кг. Но и цвета везде разные.

В Бухарских национальных костюмах, известных своими златошвейными мастерами, преобладают ярко темно синие тона, на которых золотые узоры смотрятся особо эффектно. Фасоны платьев женщин - в меру узкие, длиной до колен трапеции, либо прямоугольники. Таджикские платья короче. Тюбетейки также украшаются золотым шитьем, бисером. Мужские тюбетейки чаще бархатные, темных тонов. Темно зеленый, черный, темно синий, без вышивок.

Сурхандарья - в одежде преобладают прямые разноцветные линии, ярких и несколько грубых расцветок. Узоры больше включают круги, восьмигранники, орнамент. Крупные узоры. Очень своеобразный колорит. Тюбетейки так же круглой формы, схожих расцветок. Причем цветастые тюбетейки тут носят и мужчины.
Хорезм - одежды из легких струящихся тканей, разлетающихся от малейшего дуновения ветра. Оригинальный головной убор у женщин - тюбетейки с обилием мелких чешуек, которые звенят на каждом шагу, украшенные пером. Браслеты, длинные (до пояса) развесные украшения (больше бусы), которые также звенят. Шапки мужчин - это папахи из овчины.

Превышают объем головы человека в несколько раз. Удивительно теплые. Но, что странно, их носят не только зимой, но и круглый год. Секрет знают только хорезмийцы.

Самарканд - смешанная культура. Бухарские тюбетейки, хорезмские жилетки.

Коканд - отличаются тюбетейками мужчин - традиционная черная, квадратная, с белым узором по каждой стороне, но высокая. Если в Ташкенте мужская тюбетейка плотно сидит на голове, то кокандская возвышается минимум на 5 см. Над головой.

Фергана: головные уборы женщин - красивые платки, завязывающиеся наподобие венца. Платья из хан-атласа.

Ташкент -Обязательны платья из хан атласа у каждой женщины (неважно носит она его или нет). У мужчин чапаны либо чекмени. Прочие одежды ташкентцы заимствуют у других областей. Глобализация делает свое дело smile.gif

В Ташкенте национальные одежды наименее красочные. Либо наименее вычурные? это уж, как говорится, опять же дело вкуса.

Кстати насчет красочных шаровар, в которых ходят все восточные женщины, если судить по кинематографу. Вообще шаровары ранее исполняли ту же функцию, что и панталоны, и выставлять их напоказ считалось уж очень неприличным. Это только потом, после всеобщей экспансии мини юбок, традиционные платья стали короче, а выглядывание из под юбок шаровар начало считаться красивым, а после и скромным.

Моя бабушка (аристократка до мозга костей) никак не могла с этим смириться, и весьма осуждающе смотрела на женщин, которые были так <неопрятны> в одежде.

А её одежды всегда отражали строго 19 век - длинное широкое платье с кокеткой, нежных расцветов, белый платок всегда завязанный с такой небрежной элегантностью, что ей приходилось всегда подправлять его изящным жестом. Свободная жилетка слегка расширенная книзу, которую она никогда не застегивала.

Вообще мода влияет и на национальные одежды, и они, конечно, уже не те, что много веков назад. Но некоторые детали, типа узоров, тканей, общего кроя сохранились.

Чапан - незаменимая часть мужской одежды, используемая обычно в холодное время года. Он необыкновенно популярен в центральноазиатском регионе, включая Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан и Казахстан. Практически во всех этих странах форма его пошива одинакова. Чапан - длинный и широкий стеганый халат, не имеющий пуговиц и воротника. Рукава настолько длинны, что закрывают кисти, позволяя тем самым зимой держать руки в тепле. Его кроят особым образом, так, что одна пола нахлестывается на другую. Это не дает халату распахиваться при ходьбе. В боковых швах достаточно глубокие разрезы, облегчающие движение и позволяющие сидеть на полу. А яркий квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, - белбог, который повязывают вокруг талии, - завершает наряд.

Несмотря на простоту, эта одежда у каждого региона отличалась разнообразием цветов и вышивки. К примеру, в Узбекистане и сейчас выделяют ташкентский, хорезмский, сурхандарьинский, кашкадарьинский и ферганский фасоны, а также нуратинский и бухарский, которые распространены в Навоийском регионе.

В музеях можно ознакомиться с одеждой узбеков XIX-XX веков. Редки образцы костюмов более раннего периода. Это связано с тем, что одежда из ткани сохраняется хуже, чем другие предметы быта, поскольку использовалась вплоть до ее фактической изношенности. Тем не менее, этнографы утверждают, что за многовековую историю при изменчивости окраса, узоров и орнамента оставалась постоянной форма чапана. Об этом свидетельствуют настенные росписи античного и раннесредневекового периодов Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Балалыктепа и других памятников. В надписях тюркского рунического письма VI-VIII веков в честь Кюль-тегина упоминается о верхней одежде мужчин - тунах - чапанах. На миниатюрах XV-XVI веков в большей степени отображен мужской костюм всех слоев общества и местные элементы одежды, воспринявшие, с одной стороны, некоторые черты тюркского костюма, с другой - ирано-месопотамские и монгольские черты, китаизирующие элементы. Все это свидетельствует о длительности культурных связей, отразившихся на формировании среднеазиатской одежды.

Насколько глубоко идут эти корни, можно судить и по красивой легенде, в которой рассказывается, каким образом в боковых швах халата снизу появились разрезы. Согласно ей, как-то больной котенок пришел и уместился на краю халата Пророка Мухаммада, пока он общался с учениками. Хвостатый урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Пророку нужно было уходить, чтобы не тревожить сон животного, он отрезал полу одежды.

Время течет, все меняется. Сейчас для пошива применяются современные технологии. Сперва выкройку и пошив производили вручную, теперь - на швейных машинках, на которых можно задать компьютеризированную программу по вышивке узоров.

Этот элемент одежды имеет большое значение. Каждый завиток, орнамент или узор несут в себе смысловую нагрузку. Знатоки способны прочитать целые послания, зашифрованные в них.

В стародавние времена считалось, что о человеке можно узнать по его одежде - откуда он, сколько ему лет, к какому классу относится. Что касается чапана, то издревле неимущий люд носил халаты из простого сатина, представители среднего класса - из плюша и бекасама - полосатой ткани (этот материал популярен и сейчас, причем толщина полос и чередование цветов зависит от региона), а зажиточные горожане предпочитали бархат и шелк. Чапаны элиты местной аристократии украшались затейливыми орнаментами из золотых и серебряных нитей. Был определенный фасон для людей пожилого возраста, представителей духовенства, дервишей и других.

Повседневныечапаны бывают полосатые или однотонные: обычно черного или синего цветов. Их практически ничем не украшают, только подол, полы и края рукавов обшивают плетеной тесьмой - единственным элементом декора, который, впрочем, несет и сугубо практическую функцию - укрепляет внешние швы. Обрядовые чапаны, надеваемые на жениха в день свадьбы, на мальчиков во время суннат-туй и мучал-туй (в 12 лет) и на пожилых людей в юбилей, украшаются золотошвейными узорами. Стежки на чапанах бывают мелкие, средние и крупные. Материалы, из которых шьют одежду, также немного изменились со временем. Теперь наряду сбекасам, парпаша и другими полушелковыми тканями применяют такие, как велюр, лазер, для подкладки - сатин и прочие хлопчатобумажные. Для утепления наравне с ватой конкурирует ватин. Чапан - обязательный элемент одежды юношей и мужчин во время похоронных и поминальных церемоний их близкого родственника.

Таким образом, чапан - одна из принадлежностей узбекского гардероба, достойно выдержавшего испытание временем и неудержимой модой. Современная одежда в Узбекистане очень разнообразна и всегда востребована, однако и сегодня, в XXI веке, молодые мужчины в самый ответственный момент своей жизни - первый день после свадьбы, как и много столетий назад, выходят к гостям в чапанах.

Несомненно, одежда узбекского народа, также как и японское кимоно, индийское сари, арабское кабо или азербайджанский архалыг, в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ