Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Суть перестройки ссср 1985 1991. Перестройка в ссср

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Черненко. Генеральным секретарем был избран 54-летний Михаил Сергеевич Горбачев . В борьбе за этот пост поддержку Горбачеву оказал патриарх советской дипломатии Громыко. Вскоре Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Горбачев выступил на нем с программной речью. Состояние общества было оценено как предкризисное. Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был конкретизирован на 26 съезде КПСС в начале 1986 г. Основные направления курса:

1. ускорение научно-технического прогресса;

2. активизация человеческого фактора;

3. отказ от остаточного принципа в социальной сфере;

4. стержень курса - новая инвестиционная и структурная политика – не строительство новых, а модернизация действующих предприятий; ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. (Идея академика Аганбегяна.)

Предполагалось : увеличить темпы экономического роста и к 2000 г. удвоить промышленный потенциал; производительность труда увеличить в 2,5 раза; обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом; осуществить всеобщую компьютеризацию.

В качестве мер, призванных способствовать ускорению социально-экономического развития, были проведены: антиалкогольная кампания ; введена госприемка . Изменилась кадровая политика : к началу 1987 г. было заменено более половины партийных руководителей «брежневского призыва» на союзном и областном уровнях.

Результаты курса на ускорения оказались плачевными : в 1985 г. бюджетный дефицит составлял 17-18 млрд. рублей, в 1986 г. – в три раза больше.

Причины неудачи курса ускорения:

1. на треть сократились поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен;

2. из-за массированной антиалкогольной кампании страна за 3 года недополучила 37 млрд. руб.

3. ошибка в выборе экономической стратегии – отдачи от инвестиций в машиностроение не было; эти средства могли быть с большей пользой израсходованы на развитие легкой и продовольственной отраслей промышленности, где отдача быстрее и люди на себе ощущают положительный результат; так называемая госприемка отвлекала квалифицированных специалистов.

Явно несбыточные обещания, расточаемые на фоне ухудшающегося экономического положения, только раздражали людей.

Реформа управления экономикой и причины ее неудачи.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС неудачи курса на ускорение были объяснены действием «механизма торможения» и недооценкой глубины кризиса. Вместо прежнего курса был провозглашен новый: перестройка . Суть перестройки: разрушение командно-административной системы , перестройка механизма управления экономикой. Предполагалось демократизировать все сферы государственной и общественной жизни. Заговорили о новой модели социализма – социализме «с человеческим лицом». Важнейшим инструментом перестройки должна была стать гласность .

Была провозглашена новая экономическая стратегия – рыночный социализм (или хозрасчетный социализм). Возможность рыночного социализма отстаивали такие экономисты как Абалкин, Бунич, Шмелев, Богомолов, Попов. Их оппоненты – Пияшева, Пинскер – говорили, что рынок и социализм несовместимы, но к их голосу не прислушивались.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии , который вступал в силу с 1 января следующего года. Предприятия получали определенную самостоятельность : до них доводился план госзаказа. Государство гарантировало приобретение продукции, произведенной по госзаказу. Все, что предприятие производило сверх госзаказа, оно могло реализовывать по свободным ценам на рынке. Предприятия сами определяли численность работников, устанавливали зарплату, выбирали хозяйственных партнеров, избирали руководителей и т.д.

Курс на рыночный социализм также оказался несостоятельным . Причины:

1. Отсутствовала инфраструктура рынка: товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Значительная часть предприятий стремилась получить госзаказ по максимуму, в то время как его предполагалось постепенно сокращать и добиваться перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования.

2. Только четвертая часть всех предприятий приносила небольшую прибыль. Треть предприятий были убыточными. Их перевод на рыночные условия хозяйствования означал банкротство. Банкротство, безработица, повышение цен – все это не принималось обществом и властью.

3. На тех предприятиях, которые были способны приспособиться к рыночным условиям, восторжествовал так называемый коллективный эгоизм трудовых коллективов. Они «проедали прибыль» (увеличивали зарплату) вместо того, чтобы тратить ее на развитие производства. Сокращался выпуск дешевых товаров и увеличивалось производство дорогих («вымывание дешевого ассортимента»). В руководители нередко выбирали удобных лиц, не всегда способных к управлению.

Наряду с вышеназванными причинами были глубинные причины , которые предопределили неудачу экономической стратегии как ускорения, так и рыночного социализма:

1. Приоритет идеологии и политики над экономикой. Отсюда незавершенность реформ. Власть лавировала между так называемыми консерваторами и демократами.

2. Политическая нестабильность – забастовочное движение, противостояние центра и союзных республик, их стремление к самостоятельности вело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

3. Расходы, по крайней мере в первое время, на поддержание дружественных социалистических режимов.

Реформа политической системы: завершение десталинизации общества.

Неудачи в экономике подтолкнули Горбачева к проведению реформы политической системы . О ее несовершенстве говорилось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. !9 Всесоюзная партийная конференция , прошедшая летом 1988 г., приняла решение о реформе политической системы.

Два главных направления реформы: переход к альтернативным выборам ; расширение полномочий советов. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР . 2/3 депутатов избирались на альтернативной основе в округах, 1/3 – партийными и общественными организациями, профсоюзами и др. Срок полномочий – 5 лет. В перерывах между съездами высшим законодательным органом был Верховный Совет .

На первом съезде народных депутатов в 1989 г. председателем Верховного Совета на альтернативной основе были избран Горбачев . (Конкурентом был депутат Оболенский.)

На 3 съезде (1990 г.) был учрежден пост президента СССР . Горбачев понимал, что авторитет партии, а соответственно и его как генерального секретаря, снижается. Чтобы укрепить свои позиции, Горбачев выступил инициатором учреждения поста президента. Он же был избран на съезде президентом СССР, правда, на безальтернативной основе. 3 съезд отменил 6 статью Конституции СССР , закреплявшей за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Тем самым была открыта дорога к многопартийности в СССР. Обрели законный статус уже существующие партии, начали появляться новые. Наиболее активными были: демократическая, конституционно-демократическая, республиканская, социалистическая, социал-демократическая партии, демократический союз и др.

Благодаря перестройке возобновился процесс десталинизации общества, остановленный в годы застоя. Была образована комиссия Политбюро ЦК КПСС по изучению репрессий 1930-1950-х гг. (во главе с секретарем ЦК КПСС Яковлевым ). Были реабилитированы те, кто не был реабилитирован при Хрущеве. Символами времени стали публикации произведений : Солженицын А. «Архипелаг Гулаг», Дудинцев В. «Белые одежды», Рыбаков А. «Дети Арбата», Пастернак Б. «Доктор Живаго», Платонов А. «Котлован», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» и др. На страницах журналов , прежде всего журнала «Огонек», публиковались материалы о преступлениях сталинского режима.

Серьезным испытанием для политики гласности стала статья преподавательницы химии одного из ленинградских вузов Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами», появившаяся в начале марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор обвинила руководство КПСС в забвении коммунистических принципов и насаждении чуждой идеологии. Только через месяц, в начале апреля, в «Правде» появилась передовая статья, написанная Яковлевым . Сталинизму Нины Андреевой противопоставлялся ленинизм, понимаемый как демократия, социальная справедливость, хозрасчет.

Внешняя политика СССР.

Изменения произошли и во внешней политике. Гонка вооружений была не по силу СССР. В советском руководстве начали подумывать о западных кредитах, что естественно предполагало отказ от конфронтации. Было провозглашено новое политическое мышление . Оно, в частности, предполагало приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми . Основные внешнеполитические акции СССР:

После ряда встреч на высшем уровне СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987 г.).

Вывод советских войск из Афганистана (1989 г.).

Отказ от поддержки социалистических режимов в ряде стран и их крах (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, 1987-1990 гг.).

Согласие на воссоединение Германии (1990 г.).

Итогом улучшения международной обстановки стало окончание «холодной войны». (Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии мира.)

Нарастание экономического и политического кризиса.

Внешнеполитические успехи Горбачева не могли компенсировать внутриполитических трудностей. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась . В 1989 г. прирост промышленного производства был нулевым. В первой половине 1990 г. оно сократилось на 10%. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. рублей. Инфляция составила 10% в год, что было невиданным для советской экономики.

Экономический кризис дополнялся и усугублялся политическим кризисом . Его составляющими были:

1. Всплеск национального радикализма - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, деятельность народных фронтов, особенно активно в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Армении. Радикально настроенные члены народных фронтов требовали выхода из состава СССР.

2. Усиление давления на Горбачева со стороны демократических и консервативных сил. Демократы , во главе которых стояли общественно-политические деятели Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Станкевич, Попов, Собчак, выступали за углубление реформ. Они считали, что должны быть демонтированы три главные основы тоталитарного строя: СССР как имперское государство; государственный социализм с нерыночной экономикой; партийная монополия (последнее фактически было осуществлено после отмены 6 статьи Конституции). Консерваторов представляли вице-президент Янаев, глава правительства Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, партийные функционеры Лигачев и Полозков, народные депутаты Алкснис, Петрушенко. Они обвиняли Горбачева в отказе от социалистических ценностей и стремлении развалить СССР.

Горбачев лавировал между демократами и консерваторами. Его положение значительно осложнилось после того как ряд союзных республик, в том числе и Российская Федерация, провозгласили государственный суверенитет. Выход Горбачев видел в том, чтобы остановить развал СССР, заключив новый союзный договор. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. Но консерваторы не стали ждать. Горбачев нужен был им до тех пор, пока он мог обуздывать демократов. Когда стало ясно, что он не в состоянии этого делать, его эпоха закончилась.

В начале августа 1991 г. Горбачев отправился в Крым, в отпуск. Этим воспользовались его противники. 19 августа 1991 г. они предприняли попытку совершить государственный переворот. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП ). В него вошли, в частности, упоминавшиеся Крючков, Павлов, Пуго, Янаев, некоторые другие лица.

В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством.

Причины начала перестройки

Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.

Основными причинами являются:

  • - Централизация власти в руках Партии;
  • - Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;
  • - Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;
  • - Дефицит товаров на рынке.

В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.

Начало перестройки

В 1985 году новый лидер Советского государства огласил курс своей политики, который был направлен на полное обновление общества. Проведение реформ требовало поддержки населения, для этого Горбачев существенно смягчил цензуру, контроль над средствами массовой информации, разрешил критиковать действия власти.

Первым шагом к реформации государственной жизни была попытка переустройства экономики с плановой на рыночную. Непоследовательность проведения экономической реформы повлекла за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа.

Изменения коснулись и политического устройства советского государства. Впервые в истории страны состоялась фактическая передача власти от государственных исполнительных органов выборному парламенту Верховному Совету СССР.

В период перестройки правительство СССР полностью поменяло приоритеты внешней политики. М. Горбачев и его ближайшие соратники понимали, что без заимствования опыта европейских капиталистических стран, обновить и осовременить государственный социализм им не удастся.

С официальным визитом М. Горбачев посетил ряд стран Западной Европы и США. В результате восстановления диалога с демократическими государствами, закончился период геополитической конфронтации социалистического СССР и капиталистического Западного мира, начавшийся по окончанию Второй Мировой войны.

В 1989 году М. Горбачев инициировал вывод советских войск из республики Афганистан, что можно расценивать как компромиссный шаг для сближения с Западом. По окончанию холодной войны произошло соединение ФРГ и ГДР, которые долгие десятилетия враждовали между собой.

Историческое значение и итоги периода перестройки

М. Горбачев, инициировав коренные изменения в системе государственной власти, проигнорировал историческую закономерность: существование любой империи возможно только в условиях жесткого деспотического режима.

Период перестройки, который начался с лозунгов социально политического обновления, закончился предоставлением союзным республикам права собственных политических решений, что неизбежно вело к распаду Советского Союза и краху коммунистических идей.

М.С.Горбачева на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

Первый этап нового времени

Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

Итоги начала перестройки

Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.

11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

М. С. Горбачев

Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. В наследство новому руководству, вышедшему из команды Ю. В. Андропова, досталась продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война, международная изоляция страны, нарастающий экономический кризис. Выход Горбачев видел в "обновлении социализма", т.е. в соединении социализма и демократии, установлении "лучшего социализма".

Начало перестройке было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, где зашла речь о необходимости качественного преобразования общества. На пленуме Горбачев выдвинул основной лозунг преобразований: "гласность-перестройка-ускорение". Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны, что по сути являлось новой версией прежнего лозунга "Догнать и перегнать Америку!". Предполагались более активное использование достижений науки и техники, децентрализация управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление производственного порядка и дисциплины. Социалистическая модернизация подразумевала приоритетное развитие машиностроения, с подъемом которого можно было добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. Кадровую базу научно-технического прогресса должна была подготовить школьная реформа, в ходе которой предполагалась всеобщая компьютеризация. На основе реформированной экономики намечалось решить жилищный и продовольственный вопросы. Другими реформами первого этапа перестройки стали антиалкогольная компания, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.

Плакат эпохи перестройки

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) принял программу КПСС в новой редакции, подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение экономического и социального развития на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. На съезде руководство страны дало обещание решить к 2000 г. жилищную проблему и впервые заговорило о гласности с целью устранения отдельных недостатков и деформаций, присущих хозяйственной системе.

Однако вскоре политика гласности выходит за намеченные для нее рамки. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий разгорелась дискуссия о выборе пути общественного развития, что вызвало всплеск социальной активности населения. Обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых собраниях граждан. Он находил как сторонников, так и противников в разных слоях населения.

Плакат эпохи перестройки

При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью изучения документов репрессированных в 1930-е начале 50-х гг. граждан. Результатом работы комиссии стала реабилитация многих лиц, невинно осужденных сталинским режимом.

Четкой программы реформ у нового руководства не было, поэтому одним из главных направлений перемен стала "кадровая революция" - смена части партийных и советских руководителей. В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике", признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе такого критерия, как поддержка ими целей и идей перестройки. Были устранены противники реформ, члены "команды" Л. И. Брежнева: В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щербицкий. Идеи Генерального секретаря разделяли члены Политбюро ЦК партии: Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, секретари ЦК: Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. К поиску конструктивных идей были привлечены ученые: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская. Под предлогом борьбы с консерватизмом произошла массовая замена и "омоложение" партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

М. С. Горбачев и А. Н. Яковлев, один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

Первые провалы перестройки (несостоятельность ускорения, рост бюджетного дефицита в результате антиалкогольной реформы) показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В январе 1987 г. ЦК КПСС признал необходимыми меры по развитию элементов демократии. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждались в ходе XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.). Ее решения предусматривали создание таких атрибутов демократического социализма, как система разделения властей, парламентаризм в рамках Советов, гражданское общество. На конференции говорилось о необходимости прекращения подмены КПСС хозяйственных и государственных органов, важности перераспределения властных функций от партийных структур к советским.

Из документа (Доклад М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции):

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. На основе решений конференции были внесены поправки в Конституцию СССР. Изменения избирательного законодательства сводились к следующему: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Весной 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Впервые происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Вместе с тем, выборы депутатов обнаружили падение популярности сторонников Горбачева и нарастание влияния его оппонентов.

Из документа (Предвыборная платформа А. Д. Сахарова. 1989 г.)

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД – МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях…

5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов. Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.

В первый день работы I Съезд народных депутатов СССР (май–июнь 1989 г.) избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались в прямом эфире по телевидению. В последний день Съезда была сформирована Межрегиональная группа народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. А. Пальм), выступавших за радикальное реформирование советского общества.

Заседание съезда

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) была выдвинута задача введения поста Президента СССР. III Съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал им М. С. Горбачева. Став президентом, Горбачев сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК партии. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Съезд внес изменения в Конституцию, отменившие однопартийную систему в СССР, 6-я статью, закреплявшую руководящее положение КПСС в обществе. Решения съезда открывали возможность для формирования многопартийности в стране.

Реформа политической системы СССР в период перестройки

  • радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов;
  • установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда);
  • прямое представительство общественных организаций. Из 2 250 депутатов Съезда – 750 от КПСС, профсоюзов и др.;
  • превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;
  • введение правового контроля – Комитет Конституционного надзора;
  • ликвидация монопольного права КПСС путем отмены ст. 6 Конституции СССР;
  • становление многопартийной системы;
  • утверждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;
  • изменение структур высшей исполнительной власти, реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту.

Формирование многопартийности

Отмена 6-й статьи Конституции создала условия для формирования многопартийности. Еще в мае 1988 г. первой "оппозиционной" КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз", возглавляемый Е. Дебрянской и В. Новодворской. Целью партии провозглашалось мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии.

В. Новодворская, 1988 г. Логотип Саюдиса

В апреле того же года возникли политические движения в Прибалтике: Саюдис в Литве, Народные фронты в Эстонии и Латвии, которые стали первыми реальными независимыми массовыми организациями.

Образованные в СССР партии отражали все основные направления политической мысли. Либеральное направление включало "Демсоюз", христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее крупной из либеральных партий являлась Демократическая партия России, основанная в мае 1990 г. Н. Травкиным. В ноябре 1990 г. В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский создали Республиканскую партию Российской Федерации.

Н. И. Травкин, основатель Демократической партии России

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, лидером которой стал И. К. Полозков. Руководство партии придерживалось традиционной марксистско-ленинской идеологии.

Из документа (Выступление И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.):

Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма… не состоялась.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем.

Надо признать, КПСС не сумела вовремя разглядеть начало перерождения перестройки, позволила этому процессу набрать силу…

Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо – антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС в партии сложился ряд течений: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Съезду не удалось преодолеть кризис партии. Начался массовый выход из КПСС рядовых членов. К лету 1991 г. численность партии сократилась до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс.

В центре обозначившейся политической борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное. Коммунисты выступали за развитие общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы настаивали на приватизации собственности, свободе личности, системе полноценной парламентской демократии, переходе к рыночной экономике.

Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, соединяясь с другими организациями. В условиях нарастающего политического кризиса Горбачев проводил тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Однако, отсутствие твердости и решительности в проведении реформ тяжело сказалось на экономике. Отказ от партийного руководства экономикой имел тяжелые последствия: она еще не стала саморегулируемой, а старый механизм был разрушен. В условиях роста инфляции, падения производства, снижения уровня жизни, товарного дефицита становилось очевидно, что идея перестройки практически исчерпала себя.

обострение межнациональных отношений

На фоне демократизации общества, плюрализма и гласности обострился национальный вопрос. Росту межнациональной напряженности способствовали экономические трудности, ухудшение экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. непоследовательность и противоречивость национальной политики. В ноябре 1987 г. Горбачев констатировал, что "национальный вопрос у нас решен", достигнуто фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития.

Причины обострения межнациональных отношений

Между тем, еще в декабре 1986 г. в ответ на назначение Г. Колбина первым секретарем компартии Казахстана вместо отправленного в отставку Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста под лозунгами «Даёшь ленинскую национальную политику!», «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Не быть 1937-му!», «Положить конец великодержавному безумию!». Демонстранты были разогнаны властями.

Желтоксан-86

Из документа (Н. Кенжеев. Мухтар Аблязов о декабристах, репрессиях и Назарбаеве):

…Вопрос был не в том, что он (Колбин) русский. Он был не из Казахстана, ставленником Москвы. То есть он мог себе позволить не ориентироваться на казахстанскую политическую верхушку, не вступать с ними в сговор и не особо считаться с их интересами. Поэтому местная политическая верхушка была заинтересована выдавить его, чтобы во власти был свой функционер, с которым они могли бы решать свои вопросы, влиять на него.

Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. 20 февраля 1988 г. внеочередная сессия облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) приняла решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Проблема Нагорного Карабаха, территории с преобладающим армянским населением, включенной в 1923 г. в состав Азербайджана, из желания угодить Турции, стала причиной кровавых столкновений между двумя советскими республиками. 27-29 февраля 1988 г. произошли погромы и истребление армян в пригороде Баку – городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска.

Из документа (В. Кривопусков. Мятежный Карабах):

…К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распалённые митинговыми призывами, подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешёл во власть погромщиков.

Жертвы резни армян в Сумгаите

Очагом межнациональных столкновений в 1989 г. стали Новый Узень (Казахстан), Приднестровье. В том же году произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. Результатом происшедших конфликтов стало появление тысяч беженцев.

Турки-месхетинцы, пострадавшие в Ферганской долине

Из документа (А. Осипов. «Ферганские события» двадцать лет спустя. История без урока?):

Но почему именно Фергана? Почему тысячи человек, которые вчера еще без соизволения начальства боялись выступить на колхозном собрании, кинулись на митинг и на погром? Ответы – увы, в области догадок. Правдоподобно предположение, что первопричиной беспорядков, точнее, атмосферы, сделавшей беспорядки возможными, было «хлопковое дело». Сначала – гнетущее впечатление от «борьбы с коррупцией» и массовых репрессий. Затем – шок от резкого изменения политики Москвы и борьбы вокруг «дела Гдляна-Иванова». Недоумение от нового руководства Узбекской ССР, временами показывавшего слабость и растерянность. А во время I Съезда депутатов СССР привычная картина мира вообще пошатнулась и стала рассыпаться. У людей чесались руки, и им хотелось высказаться, но они не знали как. Инцидент местного значения стал клапаном, через который наружу рванулся скопившийся пар. Наличие организаторов и закулисных манипуляторов вызывает большие сомнения, но провокация вполне могла иметь место. Возможно, ее целью было сорвать учреждение отделения «Бирлика» в Ферганской области. Превратить митинг в беспорядки и увести часть толпы бить турок было несложно. Достаточно десятка, как сейчас принято выражаться, «гопников», сидящих на крючке у «органов», особенно тогда, когда область будоражили слухи о драках с турками в Кувасае.

В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили митинги протеста в Тбилиси. Демонстранты требовали проведения демократических реформ и независимости Грузии. Силами Советской армии и внутренних войск демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР была разогнана.За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

В 1990 г. произошел вспыхнул межнациональный конфликт на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками, известный как Ошская резня.

Руководство страны оказалось не готово к решению проблем, вызываемых межэтническими конфликтами.

"ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ"

Неспособность правительства Горбачева подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР. Особенно сильным было стремление образовать суверенные государства в республиках Прибалтики. Если на первых порах активисты национальных движений настаивали на признании родного языка официальным и обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти, то в конце 1980-х гг. на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса.

Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти прибалтийских республик одержали победу представители народных фронтов. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет Эстонской ССР. Аналогичные документы были утверждены в Литве, Латвии, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Состоялись избрания президентов новых суверенных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, закрепившую приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ был избран Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой.

Б. Н. Ельцин

Из документа (Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.):

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах…

Власть постепенно переходила из центра в республики. Страна вступила в полосу дезинтеграции, усугублявшейся межнациональными конфликтами. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. Руководство страны спешно пыталось принять меры по оформлению нового Союзного договора, первый проект которого был опубликован 24 июля 1990 г. Принимались попытки традиционными (силовыми) мерами сохранить Советский Союз. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге произошли события, сопровождавшиеся применением военной силы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати, здания Комитета по телевидению и радиовещанию, другие общественные здания.

Ввод танков в Вильнюс в январе 1991 г. Похороны погибших в Вильнюсе

IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Было принято постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения", в котором отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. 17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц. Референдум не поддержали Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия, Армения.

Предпосылки распада СССР

Августовский политический кризис 1991 г.

В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево, подмосковной резиденции президента СССР, состоялись встреча М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик, в ходе которой обсуждался вопрос о новом союзном договоре. Участники переговоров поддержали идею подписания договора о создании Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Датой подписания договора было назначено 20 августа 1991 г.

Накануне подписания договора наметился раскол в обществе. Сторонники Горбачева надеялись на снижение уровня конфронтации в стране. Группа ученых-обществоведов выступила с критикой проекта договора, расценивая его как результат капитуляции центра перед требованиями сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора предупреждали, что демонтаж СССР вызовет распад народнохозяйственных связей и углубит экономический кризис.

Консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьера В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра внутренних дел Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, президента Ассоциации госпредприятий А. Тизякова и председателя Крестьянского союза В. Стародубцева. Заявив о невозможности Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности, ГКЧП принял на себя полноту власти. Свои задачи путчисты видели в преодолении экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. В стране было введено чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещены митинги и забастовки. ГКЧП приостановил деятельность оппозиционных партий и движений и установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска, установлен комендантский час.

Члены ГКЧП: Г. И. Янаев - вице-президент СССР, В. С. Павлов - премьер-министр СССР, В. А. Крючков - председатель КГБ СССР, А. И. Тизяков - президент Ассоциации госпредприятий СССР, О. Д. Бакланов - секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны, В. А. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР, Б. К. Пуго - министр внутренних дел СССР, Д. Т. Язов - министр обороны СССР.

Руководство РСФСР во главе с Президентом Б. Н. Ельциным выступило с обращением к гражданам, осудив действия ГКЧП как антиконституционный переворот. В обращении объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. По призыву Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома. Активную роль в организации отпора путчу сыграли новые предприниматели, оказавшие финансовую и техническую помощь руководителям России. 21 августа 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, которая поддержала руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Защитники Белого дома, август 1991

распад СССР

Последствием событий августа 1991 г. стал отказ большинства республик от подписания Союзного договора. Распад СССР стал необратимым. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, за ней последовали другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь бывших республик.

Подписание соглашения о создании СНГ, 1991

Из документа (К советским гражданам. Выступление по телевидению Президента СССР 25 декабря 1991 г.):

… Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, - труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года.

Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству:

Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это - самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, и потому что еще не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости:

Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.

Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом.

Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности. В рамках земельной реформы стало возрождаться крестьянство, появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена экономическая свобода производителя, и начали набирать силу предпринимательство, акционирование, приватизация.

Поворачивая экономику к рынку, важно помнить - делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей…

Перестройка закончилась. Ее главным итогом стали распад СССР, завершение советского периода развития в истории Отечества.

Цели, осуществление, итоги перестройки

Даты События
М. С. Горбачев - Генеральный секретарь ЦК КПСС
Акции протеста в Алма-Ате
Обострение межнациональной ситуации в Нагорном Карабахе
XIX Всесоюзная партконференция
Выборы I Съезда народных депутатов СССР
Акции протеста в Грузии
Декларация о суверенитете Литвы
I Съезд народных депутатов СССР
Межнациональные столкновения в Ферганской долине
Декларация о государственном суверенитете России
Провал ГКЧП
Распад СССР. Образование СНГ

Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

В мае 1986 года состоялся визит Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

«Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем» .

Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Для сведения, (т.к. во многих учебниках с 1985 года):

«Юридически» началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

Предыстория.

В 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

Характеристика доперестроечной административной системы: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций. Руководство хозяйством как в целом, так и каждой его отраслью, каждыми предприятием, крупным или малым, осуществлялось в основном, административными методами с помощью адресных директивных заданий. Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность в ничью. Этот механизм, а также политическая система персонифицировались в людях, воспроизводящих её. Бюрократический аппарат поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества.

Если попытаться дать определение перестройки , то по моему мнению, «перестройка» - это создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д.

Задачи перестройки.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ.

Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ