Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

    Цель урока: познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука» , для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.

    ХОД УРОКА.

    1). Организационный вопрос.

    2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)

    3). Минутка чистописания.

    На доске слова:

    Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.

    Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.

    (буквы «д», «о», «и»)

    Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и, прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.

    (дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)

    На доске:

    Даоаиа

    Определите порядок написания букв в этом ряду.

    (после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)

    Сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.

    4). Словарная работа.

    На доске:

    Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.

    Что это за слово?

    Какое слово лишнее? Почему?

    (лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной «а»)

    Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.

    Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.

    Стираю слова с доски.

    Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.

    Ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном,

    Почему ты решил, что это существительные II склонения?

    Вспомните и запишите существительное III склонения.

    Следующий ребенок продолжает запись:

    Пассажир, агроном, аллея,

    Почему ты решил, что это существительное II склонения?

    Вспомните и запишите существительное III склонения. (такого существительного нет)

    Какое слово осталось не записанным?

    Третий ребенок у доски записывает:

    Пассажир, агроном, аллея, назад.

    К какой части речи относится это слово? (наречие)

    5). Новая тема.

    Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….

    На доске:

    Как проверить безударное окончание имен существительных?

    Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?

    (нет)

    Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.

    а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.

    В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется ударное оно или безударное.

    Затем задаются следующие вопросы:

    1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?

    2. Чем отличаются окончания у этих существительных?

    3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?

    4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?

    5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама )

    Какое слово будет являться проверочным? (рука )

    На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.

    Это слово будет проверочным для существительного I склонения.

    б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.

    Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».

    в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».

    6). Физкультурная минутка.

    Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.

    У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.

    7). Упражнения для закрепления пройденного материала.

    а) На доске:

    Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .

    Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.

    б) Самостоятельная работа по карточкам.

    8). Итог урока.

    Что нового узнали на уроке?

    Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?

    Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?

    9). Выставление оценок.

    10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.


    Грамотная речь - ключ от многих дверей к успеху. А в деловом мире для ведения переговоров понадобится грамотность в письме. Чтобы не спотыкаться о каждый непростой случай написания слов, следует запомнить несколько правил русского языка.

    Например, как проверить безударные окончания существительных. Здесь важно склонение: 1-е - мужской и женский род на -а/-я (книга, семья) ; 2-е - мужской род без окончания (стул, лось) и средний род на -о/-е (дело, сердце) ; 3-е - женский род на -ь (быль) . Окончания в родительном, дательном и предложном падежах в зависимости от склонения будут такими: у 3-го во всех случаях -и; у 1-го в родительном -и/ы, а в двух других -е; у 2-го -а/я, -у/ю и -е соответственно.

    А в других трудных случаях как правильно написать окончание? У существительных женского рода на -ия, мужского на -ий и среднего на -ие в предложном падеже (у женского - еще и в родительном и дательном) будет писаться окончание -и (в созвездии) . После суффиксов -ушк-, -юшк, -ишк-, -ышк- у существительных женского и одушевленных мужского рода будет окончание -а (мальчишка) ; а среднего и неодушевленных мужского рода -о (пальтишко) . После суффикса -ищ- в единственном числе у существительных мужского и среднего рода следует писать -е (дубище) , женского -а (силища) ; во множественном числе у мужского и женского рода окончание -и (зубищи, ручищи) , у среднего рода -а (оконища) .

    Чтобы понять, как проверить безударные окончания прилагательных, может быть достаточно поставить к ним вопрос "какой? " в нужном падеже и роде: о (каком?) синем небе и т. п. Непростой случай - притяжательные прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. В именительном (кроме муж. рода) и косвенных падежах (кроме винительного в муж. роде) у них в окончании обязательно будет мягкий знак: лисьей шубы, заячьего следа и т. п. Есть прилагательные, которые в именительном падеже, единственное число, мужской род будут писаться в краткой форме. Это слова на -йный: буйный - буен.

    Главное в том, как определить безударное окончание глагола, - выяснить, к какому спряжению тот относится. Оно в случае безударного окончания определяется по суффиксу инфинитива. Ко 2-му спряжению относятся глаголы на -ить (за исключением "брить", "стелить") , а также "гнать", "дышать", "держать", "слышать", "терпеть", "вертеть", "обидеть", "зависеть", "ненавидеть", "видеть", "смотреть". Все остальные глаголы - 1-го спряжения. Производные глаголов относятся к тому же спряжению, что и те, от которых они образованы.

    Итак, со спряжениями понятно. Теперь - как определить личное окончание глагола. Глаголы 1-го спряжения в безударных личных окончаниях заканчиваются на -е, -у/-ю: плачешь, плачет, плачем, плачете, плачут; 2-го спряжения - на -и, -а/-я: гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Есть несколько так называемых разноспрягаемых глаголов: "бежать", "хотеть", "чтить". То, как они изменяются по лицам и числам. лучше всего просто запомнить: бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят/чтут.

    Грамотный человек многими воспринимается как умный и образованный. А значит, может больше вызывать доверия и уважения к себе. Кроме того, грамотные люди лучше поймут друг друга. А это уже много значит - и не только в деловом мире.

    Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -а, -я

    жена , земля

    , -о, -е

    конь, село , поле

    ночь, лошадь

    Р. п. -ы, -и

    жены , земли

    -а, -я

    коня , села , поля

    ночи , лошади

    Д. п.

    жене , земле

    -у, -ю

    коню , селу , полю

    ночи , лошади

    В. п. -у, -ю

    жену , землю

    ,-а, -я, -о, -е

    коня , село , поле

    ночь, лошадь

    Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

    женой , землей

    -ом, -ем

    конём , селом , полем

    -ью

    ночью , лошадью

    П. п.

    жене , земле

    -е, -и

    коне , селе , поле

    ночи , лошади

    В падежных окончаниях единственного числа пишется:

    1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
    2. буква и :
      • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
      • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
      • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

    Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

    В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -ы, -и

    жены , земли

    а, -я, -ы, -и

    кони , сёла , поля

    ночи , лошади

    Р. п.

    жён, земель

    -ов, -ей,

    коней , сёл, полей

    -ей

    ночей , лошадей

    Д. п. -ам, -ям

    жёнам , землям

    -ам, -ям

    коням , сёлам , полям

    -ам, -ям

    ночам , лошадям

    В. п. -ы, -и,

    жён, земли

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов

    коней , сёла , поля

    -и, -ей

    ночи , лошадей

    Т. п. -ами, -ями

    жёнами , землями

    -ами, -ями

    конями , сёлами , полями

    -ами, -ями

    ночами , лошадями

    П. п. -ах, -ях

    жёнах , землях

    -ах, -ях

    конях , сёлах , полях

    -ах, -ях

    ночах , лошадях

    1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
    2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
      У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
    3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

    Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.

    Правописание падежных окончаний имен существительных

    Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.

    Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:

    Падеж I склонение II склонение III склонение
    окончания примеры окончания примеры окончания примеры
    Именительный -а, -я вода , юноша , земля , -о, -е человек, дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
    Родительный -ы, -и воды , юноши , земли -а, -я человека , дома , окна , решения ночи , лжи , дочери
    Дательный воде , юноше , земле -у, -ю человеку , дому , окну , решению ночи , лжи , дочери
    Винительный -у, -ю воду , юношу , землю ,-а, -я, -о, -е человека , дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
    Творительный -ой (-ою),
    -ей (-ею)
    водой , юношей , землей -ом, -ем человеком , домом , окном , решением -ью ночью , ложью , дочерью
    Предложный о воде , о юноше , о земле -е, -и о человеке , о доме , об окне , о решении о ночи , о лжи , о дочери

    Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падеж I склонение II склонение III склонение
    окончания примеры окончания примеры окончания примеры
    Именительный -ы, -и горы ,

    дороги ,

    дяди

    -а, -я, -ы, -и озера , столы , кони , ученики степи , печи , лани
    Родительный , гор, -ов, -ей, озер, столов , коней , учеников -ей степей , печей , ланей
    Дательный -ам, -ям горам ,

    дорогам ,

    дядям

    -ам, -ям озерам , столам , коням , ученикам -ям, -ам степям , печам , ланям
    Винительный -ы, -и, горы ,

    дороги ,

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов озера , столы , коней , учеников -и, -ей степи , печи , ланей
    Творительный -ами, -ями горами ,

    дорогами ,

    дядями

    -ами, -ями озерами , столами , конями , учениками -ами, ями степями , печами , ланями
    Предложный -ах, -ях о горах ,

    о дорогах ,

    о дядях

    -ах, -ях об озерах , о столах , о конях , об учениках -ах, -ях о степях , о печах , о ланях

    Правописание безударных падежных окончаний

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:

    • Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
    • Определите тип его склонения.
    • Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
    Склонение Проверочное слово Примеры
    1 склонение стена корона (стене /короне – Д. п.)
    2 склонение стол рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.)
    3 склонение степь мышь (о степи /о мыши – П.п.)
    Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия путь (для Р. п., Д. п., П. п.) время (пути /времени – Р. п.)

    изумление (о пути /о изумлении – П.п)
    Германия (пути /Германии – Д. п.)

    © 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ