Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Капнист ябеда краткое содержание. «Ябеда» Капниста это комедия-сатира о чиновниках

Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду », в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство », появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба», где всячески хвалил Екатерину.

Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.

В значительнейшем произведении «Ябеда » К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое . Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.

Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.

«Я.» поражала своей жизненной правдивостью . Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский .

«Я.» написана по правилам классицизма : 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.

«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.

Краткий пересказ «Ябеды»

Эта дурацкая «Ябеда» была найдена только в несколько сокращенном варианте в хрестоматии, но уж извиняйте. В полном виде ее нет ни в библиотеке, ни в инете. Тут половина – мой пересказ, половина – переписанный пересказ их хрестоматии (как раз пропущенные действия).

Действующие лица: Праволов (отставной асесcор), Кривосудов (председатель Гражданской палаты), Фекла – его жена, София – его дочь, Прямиков (подполковник, служащий), Бульбулькин, Атуев, Радбын – члены Гражданской палаты, Паролькин, Хватайкин (прокурор), Кохтин (секретарь Гп), Добров (повытчик), Анна (служанка Софии), Наумыч (поверенй Праволова), Архип (слуга Праволова).


Все происходит в доме Кривосудова. Встречаются Прямиков и Добров. Прямиков рассказывает Доброву, что в этот дом он пришел из-за своего соседа – Праволова, который, когда Прямиков вернулся из армии, завел с ним тяжбу. В двух судах Праволов уже проиграл, теперь вот пришел в Гражданский. А Добров ему рассказывает все: что Праволов – злой ябедник, мошенник, корыстный негодяй, который знает, кому надо заплатить и дать взятку, чтоб добиться своего. Кривосудов – взяточник и тоже тот еще гад. Члены совета – все как один пьяницы, заседатели – картежники, прокурор – «чтоб в рифму мне сказать, существеннейших вор». Секретарь – тож из их шайки, «стибрит» лююбой документ. Прямиков говорит, что, мол, закон – его щит, а Добров говорит: «законы святы, но исполнители – лихие супостаты» (вообще, надо сказать, афористичный и приятный язык в произведении).

Добров сообщает, что у Кривосудов сегодня двойной праздник: его именины и сговор дочери. Прямиков же рассказывает, что он познакомился с Софьей и полюбил ее ще до отъезда в армию, у тетки в Москве, где она воспитывалась. Прямиков просит у Кривосудова руки его дочери, но получает уклончивый ответ.

Разговаривают Кривосудов и Добров. К. говорит, что жениха дочке хочет найти такого, чтоб зарабатывал, и кто-то у него на примете уже есть. Добров говорит, что три дела за три года так и не разрешились: у одного соседи завладели его змлей и дом сожгли, каких-то жворян помещик записал в подушный оклад, а ще одного за поземельный спор избили во дворе у помещика; Кривосудов отговаривается в духе, что, мол, сами напрсились.

Праволов с Наумычем передает подарки Кривосудову; Праволова приглашают на ужин. Наумыч заводит речь о «сопернике» - Прямикове, который любит Софию; Праволов отвечает, рассматривая подарочки, что у него все под контролем.

Затем подкупленные Праволовым предведатель палаты, чиновники, прокурор во время попойки решают отнять у Прямикова имение по ложному иску Праволова. Наутро Прямиков является к Кривосудову, чтобы предупредить его о грозящей Гражданской палате беде за неправо решнные в пользу ябедника Праволова прежние дела. Однако Фекла, которая решила выдать Софью за Праволова, выгоняет Прямикова из дома. Собравшиеся чиновники подписывают неправый приговор.

Праволову приносят присланное предписание: сенат постановил Праволова за грабежи-разбои-беспутства взять под стражу, а всем присутственным местам устроить строгий обыск, и всх остальных негодяев препроводить в присутственную палату. Он в ужасе убегает. Затем этот документ читают другие и тоже ужасаются (только Добров радуется, он добрый). Потом об этом узнает Фекла и долго возмущается – мол, «в одном лишь разве здесь суде засели воры?» А потом приходит Прямиков и говорит – я знаете ли, несмотря на всю эту ситуацию, Софию не разлюбил и хочу на ней жениться. Фека с Кривсудовым уже полностью за. Хэппи энд – виновные наказаны, все женятся, но понятно, что в общем ничего с мошенниками не случится.

Василий Капнист

Комедия в пяти действиях

Его императорскому величеству государю императору Павлy Первому

Монарх! приняв венец, ты правду на престоле
С собою воцарил: вельможа в пышной доле
И раб, в поту лица ядущий хлеб дневны́й,
Как перед Богом, так перед тобой равны.
Нелицемерного ты образ нам закона:
Перуном власти там, с превознесенна трона,
Злодейство, клевету, пристрастие разишь;
Тут скипетром щедрот невинность ты бодришь,
Возводишь истину, заслуги награждаешь
И тем в сотрудники всех россов привлекаешь.
Прости, монарх! что я, усердием горя,
Мой труд, как каплю вод, в глубоки лью моря.
Ты знаешь разные людей строптивых нравы:
Иным не страшна казнь, а злой боятся славы.
Я кистью Талии порок изобразил,
Мздоимства, ябеды всю гнусность обнажил
И отдаю теперь на посмеянье света;
Не мстительна от них страшуся я навета:
Под Павловым щитом почию невредим;
Но, быв по мере сил споспешником твоим,
Сей слабый труд тебе я посвятить дерзаю,
Да именем твоим успех его венчаю.

Верноподданный Василий Капнист

Действующие лицa

Праволов , отставной асессор.

Кривосудов , председатель Гражданской палаты.

Фекла , жена его.

София , дочь его.

Прямиков , подполковник служащий.

Бульбулькин, Атуев, Радбын, Паролькин – члены Гражданской палаты.

Хватайко , прокурор.

Кохтин , секретарь Гражданской палаты.

Добров , повытчик

Анна , служанка Софии

Наумыч , поверенный Праволова.

Архип , слуга Праволова.


Действие происходит в доме Кривосудова.


В углу комнаты стоит стол, красным сукном покрытый. В комнате три двери.

Действие I

Явление 1

Прямиков и Добров.


Прямиков

Добров

Да вы, сударь, зачем в дом этот завернулись?
Неужли за грехи какая вас напасть
Иль тяжба, Бог храни, втащила в эту пасть?

Прямиков

Так именно: процесс на шею навязался;
Я от него уйти хоть всячески старался,
Мирился, уступал, но потерял весь труд.
И так уездный уж и верхний земский суд
Прошед, где моему не льстили супостату,
Вступило дело к вам в Гражданскую палату.

Добров

Прямиков

Сосед мой Праволов не весть с чего вцепился…

Добров

Кто? Праволов?

Прямиков

Да, он. Чему ж ты удивился?

Добров

Дивлюся, право я, как с умной головой
Могли связаться вы с такой, сударь, чумой?

Прямиков

Сутяга хитрый он, однако ж не опасен.

Добров

Кто? Он?

Прямиков

Уж в двух судах был труд его напрасен.

Добров

Не знаете, сударь, сего вы молодца.
Другого в свете нет такого удальца.
Напрасен в двух судах! Да там лишь разбирают,
А ведь в Гражданской вдруг решат и исполняют.
Что за беда ему, что в тех его винят;
Лишь только для него в Палате был бы лад,
То он получит вдруг и право и именье.
Вас с Праволовым в суд? Какое дерзновенье!

Прямиков

Да чем же страшен так он мне? Прошу сказать.
Я, в армии служа, не мог соседей знать.
По замирении я в отпуск отпросился;
Лишь в дом – он на меня с процессом и взвалился,
И тут-то я узнал уж не от одного,
Что он злой ябедник, да только и всего.

Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Другие персонажи

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.

Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.

Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.

Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.

Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.

Глава 1. Неудачный день

Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел « любимый папин цветок, над которым он столько возился ».

« Маленькое сердце Темы » затрепетало от счастья – он представлял, как обрадуется папа, и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.

От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, « чтобы все вдруг остановилось » и беда прошла стороной.

Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.

Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика не чиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в « какую-то противную слюнявку ».

Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.

Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!

Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.

Глава 2. Наказание

Выявив « полную несостоятельность системы воспитания сына », отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет, и остановила порку.

Глава 3. Прощение

Мать заметила « маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом ». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить, и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – « вот задача правильного воспитания ».

Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.

Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.

Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, « закрывая руками лицо ». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильева объяснила сыну, что « трусить, бояться правды – стыдно », и нужно было сразу признаться в содеянном – тогда бы и наказания никакого не было.

Глава 4. Старый колодезь

От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку « в старый колодезь бросил какой-то ирод» . Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал « какую-то болезненную истому» .

Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки « сердце Темы мучительно сжалось ». С большим трудом он спустился на дно колодца, и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.

Тема очнулся, « лежа на своей кроватке » и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.

Глава 5. Наемный двор

Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени « организм ребенка взял верх ». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему « бегать и играть на наемном дворе ».

Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной. Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям. На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба « отдавал внаем всякой городской голытьбе ». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые « целый день бегали по двору ».

Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек « неисчерпаемые источники богатств и наслаждений ». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно « вырос, окреп и развернулся ».

Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он « на прощанье надрал ему уши ». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.

Глава 6. Поступление в гимназию

Тема поступил в гимназию и « в первый раз надел форму » – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.

Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.

Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.

Карташевы « поехали объясняться к директору ». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.

Глава 7. Будни

В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.

Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшего от « тяжелой, неизлечимой » болезни.

Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать « чувство собственного достоинства ребенка ».

Зина и Тема вместе делали уроки, « всегда под непосредственным наблюдением матери ». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.

После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спасть, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда « скучных, тоскливых дней »…

Глава 8. Иванов

Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема « сошелся с своим новым соседом, Ивановым ». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему – благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.

Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.

Глава 9. Ябеда

Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это « гнусная гадость ».

Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему, и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог « сделать подлость ». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.

Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога « твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности ».

Глава 10. В Америку

Тема сдружился с Касицким и Даниловым – только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.

Данилов, как истинный сын капитана порта, « спал и грезил морем ». Он « давно уже умел и грести, и управлять рулем », и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре « прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей ». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.

Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги, и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились – на носу были важные экзамены.

Глава 11. Экзамены

Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону, и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что « он срезался по трем предметам », и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.

Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил – « отчего бы ему не умереть?!» . Тема представил, как бы огорчились родители, и « злое, недоброе чувство » шевельнулось в его сердце.

Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы, и его удалось спасти.

Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю « не мог оторваться от книг ». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог « бы быть украшением гимназии ».

Глава 12. Отец

Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. « Он стал мягче, ласковее », и вся чаще искал общества родных людей.

Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.

Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала « щемила сердце и вызывала невольные слезы ».

Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…

Заключение

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 488.

Комедия В. В. Капниста «Ябеда», созданная в 1796 г., под занавес века, наследует традицию национальной драматургии во всей ее полноте.

«Ябеда» и «Недоросль»: традиция прозаической

высокой комедии в стихотворной разновидности жанра

«Ябеда» конкретно ассоциируется с зеркалом жизни в сознании близких современников.

Общеродовое отождествление театра и драмы с зеркалом к концу XVIII в. стало непременной реалией становящейся эстетики и театральной критики. именно комедия «Ябеда», воспринятая современниками как зеркало русских нравов, стала своеобразным смысловым фокусом русской высокой комедии XVIII в. Очевидна прежде всего близость любовной линии «Ябеды» соответствующему сюжетному мотиву «Недоросля». В обеих комедиях героиня, носящая одно и то же имя Софья, любима офицером (Милон и Прямиков), которого разлучили с ней обстоятельства службы.

В обеих комедиях героиня воспитана в среде, далекой от материального быта простаковского поместья и кривосудовского дома. И в «Недоросле», и в «Ябеде» героине грозит вынужденный брак из корыстных побуждений семейства жениха.

В обеих комедиях влюбленные обязаны своим финальным счастьем вмешательству внешней силы

Каламбурное слово становится основным средством дифференциации образной системы и художественным приемом воссоздания расколотого на идею и вещь мирообраза.

Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»: характерологическая, действенная, жанрообразующая, миромоделирующая.

Слово в «Ябеде» начинает играть смыслами, слово «ябеда» - саморазоблачение того «социального бедствия», которое обозначает: «Ябеда» - «я - беда». уже само название комедии маркирует игровую природу ее словесного плана, заставляя тем самым увидеть основное действие комедии именно в нем.

Каламбур в «Ябеде» имеет не только игровое, но и функциональное назначение: он дифференцирует образную систему комедии, первый уровень, на котором он проявляет свою активность, это характерология.

Будучи применена к «съестному» и «питьецу» в словах Феклы Кривосудовой, подчеркивает именно бытовое, вещное извращение духовного понятия «благо». Им в равной мере пользуются все персонажи комедии, значение его в данной речевой характеристике становится главным приемом общей характеристики персонажа.

Кошелек способен символизировать только одно: корысть, несовместимую с достоинством человека-понятия.

Для Прямикова в тяжбе главное - не вещное добро (имение), а духовное благо - право и любовь.

Но для группы персонажей Кривосудова «благо» и «добро» - это осязаемые материальные вещи, а слово «благодарить» значит буквально «дарить благо» - давать взятку едой, одеждой, деньгами и материальными ценностями

Каламбур «Ябеды» акцентирует в слове два функциональных аспекта, речевой и действенный. Оба они покрыты одной словесной формой, но при этом слово значит одно, а дело, им обозначенное, выглядит совсем по-другому.

Смысловой лейтмотив комедии Капниста - оппозиция понятий «слово» и «дело» - реализуется в сценическом действии.

В «Ябеде» «слово» и «дело» абсолютно противоположны: правое слово Прямикова и лживое дело Праволова.

В основе сюжета «Ябеды» - судебное разбирательство, и потому понятие «дело» сразу возникает в комедии в двух своих лексических значениях: действие-поступок и документ. Что касается Прямикова, то в его понимании судебное дело можно решить словесным действием, попытки упираются в глухую стену безотзывности чистого слова в материальной среде кривосудовского дома-суда, где предпочтительнее материальное же воплощение слова в письменном документе, бумаге.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии.

«Ябеда» имеет двойную развязку: первая - внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая - внешняя, спровоцированная силами, вторгающимися в комедийный мирообраз из-за его пределов. Первая развязка «Ябеды» - решение Гражданской палаты по делу Прямикова-Праволова является типично трагедийной. В словесной и говорной материи русской драмы лишение имени равнозначно убийству, а именно это и происходит с Прямиковым в судебном постановлении, на бумаге; мало того, лишение имени дополняется и лишением имения.

Таким образом, решением Гражданской палаты Прямиков вычеркнут сразу из двух сфер реальности XVIII в.: идеальной, где человек тождествен своему имени, и материальной, где он является обладателем своего имения; следовательно, Богдан Прямиков признан несуществующим, что функционально равнозначно насильственной смерти.

Вторая развязка «Ябеды» тоже давно и справедливо вызывает сомнения исследователей в своем благополучии. Сенатский суд оказывается не более чем «пустым словом» без видимых последствий:

Высшее благо власти и закона, которое в своей бытовой интерпретации оборачивается своим собственным каламбурным антонимом: блажью тиранического произвола и судейского беззакония.

Слово «закон» в единственном числе в «Ябеде» практически синонимично понятию «благо» в высшем смысле (добро, справедливость, правосудие).

Уже в этих репликах, где понятие «закон» претворяется во множественное число слова «законы», очевидно противостояние смыслов: ясная однозначность закона - и бесконечная вариативность законов, превращающая их в пластическую массу, послушную субъективному произволу корыстного чиновника.

Закон, оправдывающий виновного, и закон, разоряющий правого, - это уже не закон, а беззаконие.

Не случайно количественная оппозиция «один - множество» уже сформирована в «Ябеде» противостоянием закона-истины и законов-лжи.

Неуклонно нарастает потенциальная ассоциативность героя евангельскому Сыну Божию, воплощенному Слову, Логосу, неотъемлемым атрибутом которого является его благо и его истинность, эта потенциальная ассоциативность особенно отчетливо проявлена в образе Прямикова:

Прежде всего, в «Ябеде» неизвестно, откуда явился Прямиков в оседлый быт кривосудовского дома

Мотив поругания высшей истины и номинальное убийство Прямикова: лишение имени и имения.

В одном из промежуточных вариантов текста «Ябеда» должна была кончаться своеобразной «немой сценой», аллегорически изображающей Правосудие – идея Страшного Суда.

Нагляднее всего тенденция к синтезу одического и сатирического, идеологического и бытового, понятийного и пластического мирообразов выразилась в лирике, до сих пор особенно четко дифференцированной по своим жанровым признакам.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ